Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.
Слово “музыка” происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка- это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Музыкотерапия как эффективный метод
оздоровления дошкольников.
Музыка обладает магической
силой и
может
усмирить дикаря, смягчить
камень или согнуть кряжистый дуб.
У. Конгрив, британский драматург, 18 век.
Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи
диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты
механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того,
чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.
Слово “музыка” происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по
мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением,
поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини
памяти; таким образом, музыка это дитя естественной любви, обладающая
грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно
и изначально
связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути
и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого “лечение”. Таким образом, термин
музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и
укрепления здоровья.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей
эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный
звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем,
водой, деревом, землей и металлом).
На протяжении всей древнекитайской
истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных
элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие,
селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной
терапии.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и
физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.
Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей
кровь.
Американская медицина впервые начала экспериментировать с
терапевтическим использованием музыки в 19 – нач. 20 в.в. Но еще в 1890хневропатолог Корнинг сообщает о том, что музыка Вагнера и других
композиторовромантиков снижает уровень болезненных мыслей и усиливает
воздействие положительных образов и эмоций.
В 1914 г. в журнале Американской медицинской ассоциации было
опубликовано письмо доктора Кейна, который сообщал об использовании
фонографа для “успокоения и отвлечения пациентов” во время
хирургической операции.
В 1918 г. колумбийский университет разработал первый курс
“Музыкотерапии”, который вела Маргарет Андертон, музыкант из
Великобритании. Она работала с солдатами, получившими ранения во время
первой мировой войны. В 1930х и 1940х годах использование музыки и звука
для уменьшения и ослабления боли стало применяться в зубоврачебной и
хирургической практиках.
Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40х годов,
взяв за основу опыт использования музыки для снятия невроза у солдат
второй мировой войны.
Преподавательница факультета музыкального образования в Канзасском
университете Гастон открыла первую интернатуру по музыкальной терапии, а
также центры при Канзасском университете и в городе Топека, где обучали
использованию музыкотерапии в США.
Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в
Америке принадлежит доктору Келлогу, энтузиасту, директору первого
курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе
использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни
времени, ни любопытства, чтобы докопаться до того, почему это все
происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы
использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.
За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала
колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году Национальная
ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация
музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию –
Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и
ценности терапевтического воздействия музыки распространяются среди
широких кругов американцев. В настоящее время в США более 5000
музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах,
восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских
домах, тюрьмах, школах и т.д. Более половины из них работают с
психическими больными, умственно отсталыми, и престарелыми. 70
колледжей и университетов в США готовят специалистов в области
музыкальной терапии.
Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная
терапия признана официальным средством восстановления в рамках
государственной системы страховой медицины.История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все
же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии
университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского
стоматологического института проводились исследования, в результате
которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава,
гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при
направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние
максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается
обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек
выздоравливает.
Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным
направлением, которое используют во многих странах в лечебных и
оздоровительных целях.
В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией
валеологии Московского института повышения квалификации работников
образования, действительным членом Академии педагогических и социальных
наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети
школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй”
(программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой
музыке отводится центральное место, так как “ именно в ней заложен
колоссальный потенциал для оздоровления”.
Вопервых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности
через три основных фактора: вибрационный, физиологический и
психологический.
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных
процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования
показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже
на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя
деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой
вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном
смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой
набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные
функции организма, такие как дыхательная, двигательная,
сердечнососудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию
способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Вовторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого:
ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни,
гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя
частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.
Втретьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку,
начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмоваэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции
организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно
использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев
– клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях –
прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная
музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая
процесса лечения.
Вчетвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную
функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок
должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это
справедливо и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например,
радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть 20
вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов.
В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу,
мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.
Впятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает
иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении
эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается
иммунитет человека, и он чаще болеет.
Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует
эмоциональный мир ребенка и повышает уровень имунных процессов в
организме, т. е. Приводит к снижению его заболеваемости.
Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с
правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие.
Активизация деятельности правого полушария при музыцировании, создание
музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в
свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное
физиологическое дыхание.
Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального
фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования
здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки
дадут потрясающий эффект.
У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу
наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают
различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра
существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию,
другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции,
которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий
прослушивания, окружающей среды.В григорианских песнопениях используются ритмы естественного
дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной
расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации,
могут снизить стресс.
Медленная музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди, Корелли)
дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную
стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью,
элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию,
память и пространственное восприятие
Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист)
подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают
индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы
активизировать симпатию, страстность и любовь.
Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно
текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные
образы, как в сновидениях.
Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять
настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить
общительность.
Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и
импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым
и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается
редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
Попмузыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения,
создают ощущения благополучия.
Рокмузыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли
или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения,
снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и
резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также
способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет
четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.
Музыка в стиле панк, рэп, хипхоп может перевозбудить нас, повысить
активность.
Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в
состояние умиротворенности.
.