Музыкотерапия как эффективный метод

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма. Слово “музыка” происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка- это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Иконка файла материала Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников.doc
Музыкотерапия  как эффективный метод оздоровления дошкольников.   Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб. У. Конгрив, британский драматург, 18 век.        Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой  эпоху, когда врачи  диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты   механически повиновались им.  Мы можем использовать музыку для того,  чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.   Слово “музыка” происходит от  греческого корня (мюзе). Специалисты по  мифологии говорят, что девять муз,  небесных сестер, правящих пением,  поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини  памяти; таким образом, музыка­ это дитя естественной любви, обладающая  грацией, красотой и необычными целебными  свойствами, которые неразрывно и изначально связаны  с божественным порядком и памятью о нашей сути  и судьбе.          Терапия – в переводе с греческого “лечение”. Таким образом, термин  музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и  укрепления здоровья.             О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей  эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный  звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем,  водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской  истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных  элементов пяти внутренним органам (сердце,  печень, почки, легкие,  селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной  терапии.             О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и  физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.  Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей  кровь.            Американская медицина впервые начала экспериментировать с  терапевтическим использованием  музыки в 19 – нач. 20 в.в. Но еще в 1890­хневропатолог Корнинг  сообщает о том, что музыка Вагнера и других  композиторов­романтиков снижает  уровень болезненных мыслей и усиливает  воздействие положительных образов и эмоций.           В 1914 г. в журнале  Американской медицинской ассоциации было  опубликовано письмо доктора Кейна, который сообщал об использовании  фонографа для “успокоения и отвлечения пациентов” во время  хирургической операции.            В 1918 г. колумбийский университет разработал первый курс  “Музыкотерапии”, который вела Маргарет Андертон, музыкант из  Великобритании. Она работала с солдатами, получившими ранения во время  первой мировой войны. В 1930­х и 1940­х годах использование музыки и звука для уменьшения и ослабления боли стало применяться в зубоврачебной и  хирургической практиках.         Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40­х годов,  взяв за основу опыт использования музыки для снятия невроза у солдат  второй мировой войны.         Преподавательница факультета музыкального образования в Канзасском  университете Гастон открыла первую интернатуру по музыкальной терапии, а  также центры при Канзасском университете и в городе Топека, где обучали  использованию музыкотерапии в США.         Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в  Америке принадлежит доктору Келлогу, энтузиасту, директору первого  курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе  использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни  времени, ни любопытства, чтобы докопаться до того, почему это все  происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы  использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.         За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала  колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году Национальная  ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация  музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию –  Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и  ценности терапевтического воздействия музыки распространяются среди  широких кругов американцев. В настоящее время в США более 5000  музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах,  восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских  домах, тюрьмах, школах и т.д. Более половины из них работают с  психическими больными, умственно отсталыми, и престарелыми. 70  колледжей и университетов в США готовят специалистов в области  музыкальной терапии.         Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная  терапия признана официальным средством восстановления в рамках  государственной системы страховой медицины.История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все  же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии  университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского  стоматологического института проводились исследования, в результате  которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава,  гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при  направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние  максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается  обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек  выздоравливает.        Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным  направлением, которое используют во многих странах в лечебных и  оздоровительных целях.                    В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией  валеологии Московского института повышения квалификации работников  образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй”  (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой  музыке отводится центральное место, так как “ именно в ней заложен  колоссальный потенциал для оздоровления”.   Во­первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности  через три основных фактора: вибрационный, физиологический и  психологический. 1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных  процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования  показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже  на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя  деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой  вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном  смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой  набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле. 2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные  функции организма, такие как дыхательная, двигательная,  сердечно­сосудистая. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию  способен значительно менять психическое состояние ребенка.      Во­вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого:  ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни,  гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя  частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.   В­третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку,  начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмоваэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции  организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно  использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях –  прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная   музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая  процесса лечения.          В­четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную  функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок  должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это  справедливо и для других нюансов музыки.        Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например,  радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть­ 20  вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов.         В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.          В­пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает  иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении  эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается  иммунитет человека, и он чаще болеет. Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует  эмоциональный мир ребенка и повышает уровень имунных процессов в  организме, т. е. Приводит к снижению его заболеваемости.   Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с  правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие.  Активизация деятельности правого полушария при музыцировании, создание  музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в  свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.   Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное  физиологическое дыхание.       Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального  фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней.  Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования  здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки  дадут потрясающий эффект.        У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают  различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра  существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию,  другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции,  которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий  прослушивания, окружающей среды.­­В григорианских песнопениях используются ритмы естественного  дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной  расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации,  могут снизить стресс.         ­­Медленная музыка в стиле барокко ( Бах, Гендель, Вивальди, Корелли)  дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную  стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.         ­­Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью,  элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию,  память и пространственное восприятие        ­­Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист)  подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают  индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы  активизировать симпатию, страстность и любовь.       ­­Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно  текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные  образы, как в сновидениях.        ­­Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут  поднять  настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить  общительность.       ­­Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и  импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым  и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается  редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.       ­­Поп­музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения,  создают ощущения благополучия.       ­­Рок­музыка в исполнении таких гениальных артистов, как  Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения,  снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и  резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также  способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.     ­­Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет  четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.     ­­Музыка в стиле панк, рэп, хип­хоп может перевозбудить нас, повысить  активность.     ­­Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в  состояние умиротворенности.                      .