«Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласного звука»
Занимательные задания
Цель: закрепление правописания слов с мягким знаком – показателем мягкости на конце и в середине слова.
Доскажи словечко
Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасётся весь день. Кто же это? ... (Олень.)
Лесники её котят Взять домой не захотят Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это … (рысь).
– Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? – Облетел я всю Сибирь. – Как зовут тебя? ... (Снегирь.)
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (осьминог).
От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит … (тень).
Я в любую непогоду Тороплюсь забраться в воду. Но к обеду я вернусь. – Га-га-га! – гогочет … (гусь).
Я по чтению опять Получил оценку … (пять).
В этот солнечный весенний день Расцвела душистая … (сирень).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту … (дверь).
Солнышку послушна звонкая капель. Ожила природа, на дворе … (апрель).
В ночь мороз, с утра капель. Значит, на дворе … (апрель).
Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? ... (Апрель.)
Все играли, а вратарь В это время грыз … (сухарь).
В лесу мне видеть довелось, Как грыз кору могучий … (лось).
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я - … (осень).
Чтоб в морозы печь топить, Мы должны его копить. И положим горкой в угол Мы блестящий чёрный … (уголь).
Очень любят есть ребятки Фрукт оранжевый и сладкий. Он растёт на тёплом юге, Но любим у нас в округе. Мы приходим в магазин, Покупаем … (апельсин).
Он растёт повсюду летом – В поле и у кочек. Он изящен, фиолетов, Это - … (колокольчик).
Нанесёт она узор Очень трепетный и нежный – Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит … (акварель).
Вы меня перелистали – Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. А всё вместе я - … (альбом). |
Ты надел совсем не то: Нужна не шуба, а … (пальто).
Зимние каникулы! Весёлые деньки! Нужны ребятам санки, лыжи и … (коньки).
Люся сморщила лицо: – Не пойду я на … (крыльцо).
Тебе кукла, а мне - мячик. Ты девочка, а я … (мальчик).
На столе у тёти Анны В вазе красные … (тюльпаны).
Коту Мурзику не лень Умываться целый … (день).
От зубастых щук таясь, Стороной проплыл … (карась).
У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдёт, Тот и ручку мне пожмёт. Людям рада я, поверь, Я – приветливая … (дверь).
Цветок похож на колыбель, А в нём сидит малютка … (шмель).
Уж очень вид у них чудной: У папы - локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша … (львица).
С подстриженной гривой, Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь, Кто же это? ... (Конь.) Каждый вечер я иду Рисовать круги на льду. Только не карандашами, А блестящими … (коньками).
И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы фигурные … (коньки).
Вот готовы стены – нужно в них теперь Выдолбить оконце и прорезать … (дверь).
Думаю, известно всем: Дней в неделе ровно … (семь).
Два ремня у ней есть гладких, Сарафан широкий в складку. Лишь за кнопки её тронь, Сразу запоёт … (гармонь).
Твои помощники – взгляни – Десяток дружных братцев, Как славно жить, когда они Работы не боятся. И, как хороший мальчик, Послушен каждый … (пальчик).
Газ на кухне проживает, Сам его не тронь! Только взрослый зажигает Голубой … (огонь).
Замечательный цветок, Он как яркий огонёк, Пышный, важный, словно пан, Распускается … (тюльпан).
Ароматный и хрустящий, Царь грибов он настоящий. И в запасах будет пусть У меня солёный … (груздь).
|
Загадки
Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.)
В этом белом сундучище Мы храним на полках пищу. Во дворе стоит жара, А в сундучище – холода. (Холодильник.)
Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, Там сама зима живёт. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. (Холодильник.)
Он и в дождик, он и в зной Прячет клубни под землёй. Клубни вытянешь на свет – Вот и завтрак и обед. (Картофель.)
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Жёлудь.)
Ходит к речке смело Весь в наряде белом. У него на ножках Красные сапожки. (Гусь.)
В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
Ежедневно в семь утра Он трещит: – Вставать порррррра! (Будильник.)
Он всюду – в поле и в саду, Но в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт. (Дождь.)
Шёл долговяз, В сыру землю увяз. (Дождь.) Одной ручкой всех встречает, Другой ручкой – провожает. (Дверь.)
Кто в дом не идёт, Меня за руку берёт. (Дверь.)
Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)
Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь.)
Эта книга не простая, По ней я буквы изучаю. (Букварь.)
Бьют Ермилку по затылку, Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)
Ходит город-великан На работу в океан. (Корабль.)
Без крыльев, А летит, Без языка, А говорит. (Письмо.)
Что за дерево-девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель.)
Кого раз в год наряжают? (Ель.) Чемпионка в быстром беге, Я порой вожу телеги. Дядя конюх мне принёс Воду, сено и овёс. (Лошадь.)
На полярном берегу Все законы строгие. Но морозы и пургу Терпят ластоногие. Хоть от края и до края Ледяной суровый мир, Но от холода спасает Их подкожный толстый жир. (Тюлень, морж.)
Я без моря – никуда, В море – вся моя еда. Сам живу на берегу, Круг полярный стерегу. Лапы – что-то вроде ласт. Я как морж, но не клыкаст. (Тюлень.)
Пронеслась о нём молва: Восемь ног да голова. Чтобы всем страшнее было, Выпускает он чернила. (Осьминог.)
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
Очень холодно, не так ли? Все дорожки замело. Лишь вчера была я каплей, А сегодня – как стекло. Я снежинкина сестричка, Затвердевшая водичка. (Льдинка.)
За окном звенит она И поёт: «Пришла весна! И холодные сосульки Превратила в эти струйки!» Слышно с крыши: «Шлёп-шлёп-шлёп!» - Это маленький потоп. (Капель.)
В воду идёт красный, А из воды – чёрный. (Уголь.)
С крыши льёт, как из ведра, Но не дождик это. Уходи, зима, пора! Ждём весну и лето! Мне ответит и малыш – Что же в марте льётся с крыш? (Капель.)
Папа мой не по дорожке Ходит, а по скалам, У него ботинки-кошки, Багажа немало – Ледоруб, и альпеншток, И страховочный моток. (Альпинист.)
Если где-то наводненье, Извержение вулкана, Взрыв, обвал, землетрясенье, - Будет папа неустанно Пострадавших выручать И в беде им помогать. (Спасатель.) |
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.)
Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага – Есть копыта и рога! (Лось.)
Забралась на карниз, Нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, А на солнце плачет. (Сосулька.)
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
Если снег на крышах тает, То сестрицы вырастают. Эти зимние сестрёнки Холодны, прозрачны, звонки, А растут макушкой вниз. Ты под них не становись! (Сосульки.)
Есть, ребята у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (Коньки.)
Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
Жевать не жую, а всё пожираю. (Огонь.)
У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы.)
Вот этот случай очень редкий – На голове растут две ветки. (Олень.)
Отдельно – я не так вкусна, Но в пище каждому нужна. (Соль.)
В воде родится, воды боится. (Соль.)
Ей бродить ничуть не лень - Рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти, Как её вам не найти. (Тень.)
Мету, мету – не вымету, Несу, несу – не вынесу; Пора придёт – сама уйдёт. (Тень.)
Встаём мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)
Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (Учитель.)
В школе я учёный самый – Повезло мне очень с мамой. От неё узнают дети На уроке всё на свете. Станут лучше и умней, Справедливей и добрей. (Учитель.)
Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
Сам дней не знает, А другим указывает. (Календарь.)
Что ни день – по одёжке Отдаёт наш Серёжка, А с последней расстался – Сам куда-то девался. (Календарь.)
Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И наконец совсем исчез. (Календарь.)
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь.)
Из берлоги слышен храп – Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь.)
Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. (Метель.)
Папа очень крепкий, рослый, И рога ветвисты. Сын, пока ещё не взрослый, - Рыжий и пятнистый. Он рождается без рожек, В шубке пёстренькой в горошек. (Олень и оленёнок.)
Объясняю малышу, Чтобы не было ошибок: Зверь я, воздухом дышу, Но похож на крупных рыбок. В ватерполо я ловкач И с детьми играю в мяч. (Дельфин.)
Вот так птица – какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь.)
Солнцу тёплому не верьте – Впереди метели. В золотистой круговерти Листья полетели. Это я пришла с дождями, Листопадом и ветрами. (Осень.)
Вьётся стружка над станком, Папа с техникой знаком. Он из дерева и стали Ловко выточит детали, Даже сделает игрушки Для меня и для Ванюшки. (Токарь.)
Осень, лето ли, зима, Зной иль снег идёт – Может возводить дома Папа круглый год! (Строитель.)
Что на свете всех быстрее? (Мысль.)
|
Метаграммы
С буквой «Д» вперёд шагаю От зари и до зари. С «П» торчу, зачем – не знаю. С «Т» я людям помогаю Даже в сильный летний зной. С «Л» всегда и всем мешаю, Не дружите вы со мной. (День, пень, тень, лень.)
Корабли меня обходят, Знает лоцман наизусть. Если «Л» на «Д» заменят, То металлом окажусь. (Мель – медь.)
Со звуком «С» я не вкусна, Но в пищу каждому нужна. С «М» - берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль.)
С буквой «Н», мои друзья, Ничего не значу я. «Н» на «С» перемените – И смело в суп меня кладите. Не берите с буквой «М»: Я пальто у вас проем. (Ноль – соль – моль.)
С «Д» - из года в год встречаем, С «Т» - за нами ходит вслед, С «П» - в лесу мы замечаем, С «Л» - труду наносит вред. (День – тень – пень – лень.)
С буквой «Д» - вперёд шагаю От зари и до зари. С «П» - торчу, зачем, не знаю. С «Т» - я людям помогаю Даже в самый сильный зной. С «Л» - всегда и всем мешаю, Не дружите вы со мной! (День – пень – тень – лень.)
Мне не пройти ветвистый лес: Мои рога в ветвях застрянут. Но обменяй мне «Л» на «С» - И листья леса все увянут. (Олень – осень.)
С «Т» - на крышу дома пригодится, С «М» - шубу съесть стремится, С «Н» - для ничего сестрица, С «Б» - её малыш боится. (Толь – моль – ноль – боль.)
С буквой «О» - нужна, чтоб спать, С буквой «А» - чтоб рисовать. (Постель – пастель.)
Я монархом был в России. «Ц» на «Л» смени скорей – Будет ящик, где хранили Раньше множество вещей. (Царь – ларь.)
С буквой «П» - Я часть велосипеда, С буквой «М» - Награда на груди у деда. (Педаль – медаль.)
С «Д» - на смену мне приходит ночь. С «П» - с меня щеглы вспорхнули прочь. (День – пень.)
С буквой «Г» - на праздник придёт, А вот с «К» - собачка грызёт. (Гость – кость.) |
С буквой «Д» я – время суток, Не сочтёшь во мне минуток. Коль на «Т» заменишь «Д», Буду я с тобой везде. Стану шастать по пятам, По дорожкам и кустам. Куда ты, туда и я, Не прогонишь ты меня. (День – тень.)
С «Т» - я за тобой всегда иду, С «Л» - попадёшь со мной в беду. (Тень – лень.)
С буквой «Б» - я больна, С буквой «С» - в еде нужна, С буквой «М» - сама я ем, С «Н» - исчезну я совсем. (Боль – соль – моль – ноль.)
С «Б» - я в больнице, С «Н» - меньше единицы, С «Р» - я на сцене, А с «С» - на столе. Кто я такая? Скажите-ка мне! (Боль – ноль – роль – соль.)
С «Б» - мучительной бываю, С «М» - одежду пожираю, С «Р» - актёру я нужна, С «С» - для повара важна. (Боль – моль – роль – соль.)
С мягким знаком – блюдо я мясное, Всё желеобразное такое. С «Т» - мне лекции читают, А я частенько засыпаю. (Студень – студент.)
С «И» - бывает он в прудах, С буквой «У» - большая птица, С «Е» - упорный друг труда Как огня её боится. (Линь – лунь – лень.)
С буквой «Р» - Вас сыпью награждает, С буквой «Н» - На скачках побеждает. (Корь – конь.)
С «Д» - электроинструмент, Дырку высверлит в момент. С «Т» - исполнит соловей Майской ночью средь ветвей. (Дрель – трель.)
Её счастливой считают, При счёте применяют. А «М» на «Т» смените – И рыбу смело ловите. (Семь – сеть.)
С буквой «Д» - вас в дом пускает, С буквой «З» - рычит, кусает. (Дверь – зверь.)
С «Ь» - мой след ведёт к осинам. С «К» - меня наводят гуталином. (Лось – лоск.)
Он резво скачет по доске: Ему фигуры не помеха. Но заменили «Н» на «Р» - И стало сразу не до смеха. Ребёнок сильно заболел, Он в сыпи весь, с утра горел. (Конь – корь.)
|
Анаграммы
Я прежде обувью служил, Крестьянин мною дорожил. Но если буквы переставишь – Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть – пальто.) |
В воде она родится Её же и боится. Но коль согласные Местами поменяем, То зверя этого В лесу мы повстречаем: Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Соль – лось.) |
Логогрифы
Я с «Л» смягчённым – под землёй Бываю каменным и бурым. А с твёрдым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Уголь – угол.)
С твёрдым «Л» я на стене (Книги, например, на мне), Но как только «Л» смягчите, Сразу в танец превратите. (Полка – полька.)
Он в государстве самый главный, Но вдруг пропала буква, Что следом за заглавной. Поникло войско тут в тоске, И стилем вождь плывёт в реке. (Король – кроль.)
Я – важная деталь судна, И без меня оно по воле ветра мчится. Но вставленная буква «Б» одна Меняет слова смысл – Я денежная единица. (Руль – рубль.)
Я не царь, не фараон, Но державу возглавляю. А без первой буквы «О» Стиль пловца обозначаю. (Король – кроль.)
Для многих русских поколений Известен он как мера денег. Но букву в центре зачеркнём, Частью машины станет он. (Рубль – руль.)
Отыщи болезнь-заразу, И прибавь к ней букву – сразу Слово новое готово: Бросим в море это слово. (Корь – якорь.)
Каждый в дом по мне войдёт. Если ж буквы две убрать – Стрекозы, птицы, самолёт Не смогут без меня летать. (Крыльцо – крыло.)
Вы в сказке обо мне читали: Я – золото, что в землю зарывали. Но если «Д» в конце смягчить, Телегу можно мной грузить. (Клад – кладь.)
На берегу морском Всё время я валяюсь. А выбрось мягкий знак – Вверх птицей устремляюсь. (Галька – галка.)
Я зеленею круглый год, Сады и парки украшаю. Но с буквой «М» уж смысл не тот: Теперь судам я угрожаю. (Ель – мель.) |
Скачу я в поле, быстрый, смелый, Могу и в гору и с горы. Не угадал? Попробуй сделай, Чтоб стал я термином игры! (Конь – кон.)
Поищи среди животных, Там легко её найдёшь, А впиши в средину ноту – Часть руки тогда прочтёшь. (Лань – ладонь.)
С буквой «Ш» - Он над цветком жужжит, А без «Ш» - На ней корабль сидит. (Шмель – мель.)
Из трёх букв я состою, В Новый год квартиры украшаю. А добавить букву «М» - Плавать кораблям мешаю. (Ель – мель.)
Без «М» - в лесу мне красоваться; С «М» - суда меня боятся. (Ель – мель.) Он рогатый и красивый, Этим славится всегда. А откиньте букву слева – Будет злейший враг труда. (Олень – лень.)
Им покрыть бы крышу мог Тот, кто дом иль дачу строит. А впишите в центр предлог – Будет дерево с листвою. (Толь – тополь.)
Чтоб поддерживать скворечню Иль антенну, я гожусь. С мягким знаком я, конечно, Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть.)
Целой группой, не вдвоём Вместе песни мя поём. Но как только «Р» смягчите, Меня в зверя превратите. (Хор – хорь.)
Она в реке и в море Кораблю приносит горе, Её корабль любой Обходит стороной. Зачеркнём букву «М» - И, несомненно, всем Это дерево знакомо. Оно Зимой и летом зелено. Припишем «ХМ» в начало – И дерево другим растеньем стало: Оно весной растёт, Летом вьётся и цветёт. (Мель – ель – хмель.)
|
Шарады
Названье русской меры веса В шараде этой – первый слог. Вторую часть – в породах леса Ты отыскать легко бы смог. А целое – узнает всякий В породе комнатной собаки. (Пуд-ель.) В первом, детишки, шестнадцать кило, Кто это знает, тому повезло. Мерой такой раньше вес измеряли, Ну а сегодня - почти перестали. А вот второе, хоть и не шьёт, В колких иголках стоит круглый год. Только, ребята, не зверь это ёж, Под Новый год это дома найдёшь. Целое – громко и радостно лает, С вами резвиться ужасно желает, В сказке известной им был Артемон, Кукле Мальвине служил верно он. (Пуд-ель.)
Слог первый – восклицание, Второй – достоин порицания. А целое – на Севере бывает И жителей тех мест И греет, и питает. (О-лень.)
Гласная буква (Она же – предлог) – Первый в шараде Задуманный слог. Дальше последует То, что порой Тройки и двойки Влечёт за собой. Что же получится В целом у нас? Кто там бежит – Под копытами наст, Звёзды с холодного Неба глядят, Лёгкие нарты, Как ветер, летят? (О-лень.)
Сперва ищите в океане, Ну, а потом уже – в лесу. Ответ сидит на капитане, И очень он ему к лицу. (Кит-ель.)
Начало слова – зверь морской, В лесу растёт конец шарады. Отгадку в швейной мастерской Сошьёт портной вам, если надо. (Кит-ель.)
Вот первое островом в море плывёт, Фонтан из спины его струйками бьёт. Второе иголки на ветках имеет, Зимою и летом оно зеленеет. Всё вместе одеждой военной является, На плечи мужские оно надевается. Сукно для пошива берётся отменное: Должны быть нарядными наши военные. (Кит-ель.) |
Первое, знайте, есть хищная птица. Ну, а второе – сосёнке сестрица. В карандаше вашем целое есть, Внутрь деревяшки сумело залезть. (Гриф-ель.)
Первое – нота, Второе – тоже, А целое – на боб похоже. (Фа-соль.)
Какое сочетанье нот Выращивает огород? (Фа-соль.)
Шараду запишите так: Две ноты, буква, мягкий знак. Всё – куст, его вы без труда Найдёте в парках и садах. (Си-ре-нь.)
Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое – весной Летает и жужжит, То сядет на цветок, То снова улетит. (Ш-мель.)
Слог первый – в крепости найдём, В нём букву справа зачеркнём. В лесу растёт конец шарады. Средь рыб искать отгадку надо. (Фор-ель.)
Первый слог почитался достойным трофеем У индейцев, ушедших в военный поход. А второй, круглый год средь лесов зеленея, Ежегодно является к нам в Новый год. И везде – от Америки до Петербурга – В ожидании тех, кто к леченью готов, Яркой сталью сверкает в руках у хирургов Инструмент, состоящий из этих слогов. (Скальп-ель.)
Из первого слога идут пароходы, Последний увидишь в лесу. Поставь между ними согласную букву, И целое – в школу несу. (Порт-ф-ель.)
Вначале занавеску вспомни, Потом сеньора в Польше позови, И вот в руках твоих цветок весенний. Дарю. Пусть в вазе постоит. (Тюль-пан.) Первое – окна квартир украшает, Лёгким, ажурным это бывает. Слышит второе мужчина-поляк, В Польше к нему обращаются так. Целое – в мае на клумбе цветёт, Любит цветочек голландский народ. (Тюль-пан.)
Слог первый – в танце элемент, Второй – актёра жизнь на сцене. Узнаешь целое в момент, Припомнив караулов смену. (Па-роль.) |
Омонимы
Первую пляшут так резво детишки, Парами скачут девчонки, мальчишки. В Польше вторая с рожденья живёт, Всех отгадавших к себе позовёт. (Полька.)
Первой рисуют, в краски макая, Пальцы, ладонь – всё вместе – вторая. Третья и пояс, и шарф украшает Да и у рыси на ушках бывает. Ну а четвёртой детишки все рады, Много ведь ягод на ней винограда. (Кисть.) |
Первую в школе все изучают. Ну а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют её рьяно. (Дробь.) |
Литература:
1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
2. Карякина Н. А. Орфограммы в загадках. – «Начальная школа» № 2, 2001.
3. Трофимов С. Спутник досуга. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1966.
4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Кудряшова В. М. Коми народные загадки. – Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008.
6. Иванова Н. В. Кто угадает? Загадки обо всём / Н.В. Иванова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
7. Загадки-шарадки. И не только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях /авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Сидорова С. А. Игры в загадки на уроках русского языка. – «Начальная школа» № 10, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.