Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Оценка 4.8

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Оценка 4.8
docx
21.05.2020
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
технологическамая карта урока 7 кл.docx

Технологическая карта урока русского языка 

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тип урока: «Открытие» новых знаний с  использованием ИКТ.
Цели урока:
Деятельностная цель:  организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Содержательная цель: 

·       актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов;

·       учиться писать мягкий  знак после шипящих на конце наречий. 

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения:  проблемные ситуации, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Коррекционно-развивающие:
-продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся;
-развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;
-формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли; 
-активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы; 
- активизировать словарный запас учащихся.

 

Формируемые УУД:

·        предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

·        личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

·        познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

·        регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

·        коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: презентация в,  маршрутный лист самооценки деятельности (для каждого ученика).

 

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

ЭТАП 1. Мотивирование к учебной деятельности

 

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

 

 

Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания

французского писателя-публициста 19 века Эдмонда Абу. Он сказал:

«Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь». Слайд №2

- Прочтите внимательно высказывание.

- Найдите ту часть предложения, в которой заключена главная мысль цитаты.

- Давайте прочтём эти ключевые слова выразительно.

- Как вы их понимаете? 

 - А вы хотите быть по-настоящему сильными? Тогда приступим к работе.

 

 

«Доброе утро!»

 

Проверяют свою готовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят главную мысль цитаты и отвечают на  поставленный учителем  вопрос.(Знания делают человека сильным)

 

 

 

 

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

 

 

 

ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.

 

-Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня на уроке нас с вами будет сопровождать маршрутный лист. Посмотрите, какие этапы мы сегодня с вами должны пройти. Обратите внимание, что в пустых клетках вы должны будете поставить себе оценку.

Оценивать себя вы будете  по  тем критериям, которые указаны уже в маршрутных листах.

«5» - 0 ошибок,

«4» - 2 ошибка,

«3» - 3 ошибки,

« 2» - 4 ошибки.

Маршрутный лист( см.приложение №1)

 

Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ

Для открытия новых знаний нам понадобятся  знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассказывают правило.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

 

 

 

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Осуществлять подведение под понятие.

ЭТАП 3. Сообщение темы и цели урока.

 

Цель этапа: выявить место и причины затруднений.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

 

Учитель: Я прошу вас обратить внимание на экран. Давайте прочитаем  стихотворение.(на экране  записано стихотворение):

Слайд №4

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”

 Учитель: Скажите, ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы  не  ошибиться в написании данной орфограммы?

Учитель: Давайте вспомним эти орфограммы.

 Учитель: Задание.

-На столах у вас лежат листочки с таблицей.  Вам нужно выбрать из предложений слова со скобками и распределить их по графам . Можно работать в парах, совещайтесь друг с другом. (ребята заполняют таблицу)

Учитель:  Какое задание вас сейчас ожидает?

Ученики отвечают.

Всем задание понятно? Приступаем к работе.

 

Давайте проверим!

1.                              Проверяем первую графу «Имя существительное»

(дети проговаривают правила и добавляют свои примеры)

2.                              Вторая графа «Краткие прилагательные» (дети проговаривают правила и добавляют свои примеры)

3.                              третья графа « Глагол» (дети проговаривают правила и добавляют свои примеры)

Все ли правила написания ь знака после шипящих на конце глаголов мы отразили в таблице? Может мы забыли какое-то правило?

Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу. Запишите их.

3.Определение темы урока. Целеполагание.

. Учитель: проверьте себя, ребята, и поставьте оценку в маршрутный лист. в графу "Повторение пройденного материала" (напоминает критерии оценок).

Учитель:

-Скажите, ребята, а какая же графа в этой таблице осталась незаполненной?  Вот как раз тема нашего урока сегодня связана с наречием и созвучна тому, о чем мы с вами сейчас говорили.

-Сформулируйте тему нашего урока(ответы ребят) и запишите ее в тетрадь.

                                         Тема урока:

«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Запишите тему в тетради.

Тему мы определили, а каковы цели нашего урока. Пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока.

Повторить …

Узнать ...

Отработать 

 

Учитель:

- А какой цели мы уже с вами достигли, что успели сделать на уроке?( повторили правописание Ь знака после шипящих в других частях речи)

- К какой цели мы  приступим? Как звучит другая наша цель урока?

 

Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

 

                                                            ЭТАП 4.Совершенствование знаний, умений, навыков.

 

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

 

 

Чтобы справиться с поставленными целями, нам прислали телеграмму- подсказку. Давайте прочитаем её.

Телеграмма Слайд № 7

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ   ЗАМУЖ   НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте проверим правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник на стр.117  и прочитаем правило.

А) Работа с правилом.

- Всё ли вам понятно? Давайте проверим. Я задам вам по правилу вопрос, а вы полным ответом постараетесь на него ответить:

      - В каких наречиях на конце после шипящих пишется ь? (после ш, ч и в слове  настежь)

      - В каких наречиях на конце после шипящих ь не пишется? ( после Ж)

 - Есть ли в правиле пример на этот случай? ( да, уж, замуж. невтерпёж)


В) Заполним 4 графу таблицы по правилу. (дети читают, какие наречия они записали)   Проверим. (открывается слайд с таблицей) .

 

 

Физминутка Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учитель:

-Следующая наша цель, как звучала?

 

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

 

Извлекают из текста необходимую информацию.

    Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других

 

 

 

 

 

 

Читают вывод, данный в учебнике.

 

Коллективное составление алгоритма

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся озвучивают следующую цель урока.

Закрепить правила написания ь знака в наречиях после шипящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся повторяют действия.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднениявносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

 

 

 

ПУУД: Ориентировка на разнообразие способов решения задач.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

 

ЭТАП 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

 

 

 

1.Объяснительный диктант(работа у доски)

Списать, вставляя на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и комментируя свой выбор.

 

Открываешь настежь, сплошь  усыпана, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

          2.Для слабых учащихся даны были карточки(вставить  ь знак в наречиях)см .карточку №1 Приложение №2

Взаимопроверка. Оцените друг друга. Занесите оценку в «Маршрутный лист».

Значения всех ли наречий вам понятны? Заранее я  давала ребятам индивидуальное задание, приготовить сообщение о некоторых словах. Давайте их внимательно послушаем, так как следующее задание связано со значением наречий.

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Слайд№9

-А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)

 -Учитель: давайте проверим , как мы поняли значение этих слов и и решим вот такую лингвистическую задачу.

 Лингвистическая задача  Слайд №10

...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Паша без чувств упал навзничь, Илья, теряя сознание, повалился ничком, Витя и Степа  с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн? 
(А) Витя и Стёпа; (Б) Паша; (В) Илья; 
(Г)   Илья, Витя и Стёпа ; (Д) Илья, Витя, Стёпа, Паша.

-Запишите правильный ответ .

-Обратимся к маршрутному листу.  Оцените себя. Если вы правильно ответили, поставьте себя 5, если нет, то 2.

 

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

 

Извлекают из текста необходимую информацию.

   Учащиеся записывают слова у доски и объясняют, где нужно поставить  ь знак в словах. Слабые уч-ся  работают  с карточками.

 

 

 

 Индивидуальное задание (сильные ученики зачитывают лексическое непонятных наречий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят правильный ответ и дают объяснение.

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

                  ЭТАП 6 Обрабатывание  навыка написания ь знака на конце наречий после шипящих

                                                                  Игра «Рыбная ловля»

 

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

 

Продолжаем отрабатывать навыки написания ь знака на конце наречий после шипящих.

-Я предлагаю вам небольшую игру. Вы любите рыбалку? Тогда я вас приглашаю на рыбалку, но рыбалка у нас необычная, мы с вами должны будем выудить рыбку и  поместить  её в одно из вёдер.

- В какие 2 ведра мы будем размещать рыбу?

Ученик: Где пишется ь знак, и где не пишется ь

-Учитель: Мы распределяем на доске, а вы в тетради. Читаем слово на обратной стороне и объясняем написания ь знака.

- Для слабых уч-ся карточки   №2 Приложение №2

1) отвлеч? внимание

2) множество неудач_

3) военная мощ_

4) кактус колюч_

5) сумел увлеч_ся

6) быстро уничтож_

7) мчался вскач_

8) ничего не помниш_

9) выйти замуж_

10) наотмаш_

-Оцените себя и занесите оценку в маршрутный лист.

- Какие правила, мы с вами  повторили  и  закрепили?

Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату  мы пришли?

Учитель: Всё верно. Чтобы получить  оценки, выполним  с вами последнее задание , закрепим сегодняшнюю тему  и сделаем выводы по изученной теме.

 

 

Выполняют задание с последующей объяснением слов.

 

 

Дети выходят к доске,  распределяют слова и объясняют написание  ь  знака. Слабые уч-ся  работают с карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Получили    знания, оценки

 

 

 

 

 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения

ЭТАП 7. Включение в систему знаний и повторение

 

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

 

 

Задание на экране. Слайд №11

 «Третий  лишний»

1) Сплош_, мыш_, замуж. (замуж, без ь)

2) невтерпёж_, задач_,  береч_. ( глагол с ь)

3) скрипуч , сплош_, малыш ...  (сплошь с ь зн)

4) могуч_, уничтож_, доч ..  (кр прил без ь )

 

Самопроверка. (слайд с правильными ответами)

Оцените себя и поставьте оценку себе в «Маршрутный лист»

Обратимся к «Маршрутному листу» Подсчитайте сумму ваших оценок и разделите на количество заданий.

Поставьте себе итоговую оценку.

-

 

 

 

Читают и анализируют текст, выбирают нужные слова, записывают.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

 

ЭТАП 7.Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

-Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

-Добились ли мы их?

-Какие трудности возникли у вас по теме урока?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать ь знак на конце наречий?

-Вернёмся к высказыванию франц.писателя.

-Что делает человека сильным?

-Почувствовали ли вы себя хоть чуть-чуть сильнее?

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.

 

1)регулятивные-оценка (выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2)познавательные- рефлексия 

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.  .

ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

Цель этапа: объяснение и осмысление домашнего задания.

1.§.46, упр. 289 или составить ( 3-5 предложений), используя наречия с мягким знаком на конце.( на выбор) Слайд №15

 

Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник

1. регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

 3) коммуникативные-  поиск и выбор информации.

 


Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока, цель этапа

Этап урока, цель этапа

ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала

ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Я прошу вас обратить внимание на экран

Учитель: Я прошу вас обратить внимание на экран

Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу

Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу

ЭТАП 4. . Совершенствование знаний, умений, навыков

ЭТАП 4. . Совершенствование знаний, умений, навыков

Ж) - Есть ли в правиле пример на этот случай? ( да, уж, замуж

Ж) - Есть ли в правиле пример на этот случай? ( да, уж, замуж

Объяснительный диктант(работа у доски)

Объяснительный диктант(работа у доски)

Витя и Степа с воплями пали ниц

Витя и Степа с воплями пали ниц

Оцените себя и занесите оценку в маршрутный лист

Оцените себя и занесите оценку в маршрутный лист

Задание на экране. Слайд №11 «Третий лишний» 1)

Задание на экране. Слайд №11 «Третий лишний» 1)

Что делает человека сильным? -

Что делает человека сильным? -

Цель этапа: объяснение и осмысление домашнего задания

Цель этапа: объяснение и осмысление домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020