Технологическая карта урока русского языка
Тема
урока: Мягкий
знак после шипящих на конце наречий.
Тип урока: «Открытие» новых знаний с использованием ИКТ.
Цели урока:
Деятельностная цель: организовать деятельность учащихся по
знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать
знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.
Содержательная цель:
· актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов;
· учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная.
Методы и приёмы обучения: проблемные ситуации, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
-продолжить развивать и корригировать
орфографическую зоркость учащихся;
-развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;
-формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать
причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;
-активизировать познавательную деятельность через использование различных форм
работы;
- активизировать словарный запас учащихся.
Формируемые УУД:
· предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
· личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
· познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.
· регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
· коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.
Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.
Образовательные ресурсы: презентация в, маршрутный лист самооценки деятельности (для каждого ученика).
Этап
урока, |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
ЭТАП 1. Мотивирование к учебной деятельности
|
|||
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Прозвенел звонок для нас. -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. - Как много улыбок засветилось. Спасибо!
Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания французского писателя-публициста 19 века Эдмонда Абу. Он сказал: «Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь». Слайд №2 - Прочтите внимательно высказывание. - Найдите ту часть предложения, в которой заключена главная мысль цитаты. - Давайте прочтём эти ключевые слова выразительно. - Как вы их понимаете? - А вы хотите быть по-настоящему сильными? Тогда приступим к работе.
|
«Доброе утро!»
Проверяют свою готовность.
Учащиеся находят главную мысль цитаты и отвечают на поставленный учителем вопрос.(Знания делают человека сильным)
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала |
|||
Цель: актуализировать
изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний. |
-Откройте тетради, запишите число. - Сегодня на уроке нас с вами будет сопровождать маршрутный лист. Посмотрите, какие этапы мы сегодня с вами должны пройти. Обратите внимание, что в пустых клетках вы должны будете поставить себе оценку. Оценивать себя вы будете по тем критериям, которые указаны уже в маршрутных листах. «5» - 0 ошибок, «4» - 2 ошибка, «3» - 3 ошибки, « 2» - 4 ошибки. Маршрутный лист( см.приложение №1)
Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках.
|
Учащиеся рассказывают правило. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие. |
ЭТАП 3. Сообщение темы и цели урока.
|
|||
Цель этапа: выявить место и причины затруднений. Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
|
Учитель: Я прошу вас обратить внимание на экран. Давайте прочитаем стихотворение.(на экране записано стихотворение): Слайд №4 Мелькнуло солнце из-за туч(?), Учитель: Скажите, ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах? Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы? Учитель: Давайте вспомним эти орфограммы. Учитель: Задание. -На столах у вас лежат листочки с таблицей. Вам нужно выбрать из предложений слова со скобками и распределить их по графам . Можно работать в парах, совещайтесь друг с другом. (ребята заполняют таблицу) Учитель: Какое задание вас сейчас ожидает? Ученики отвечают. Всем задание понятно? Приступаем к работе.
Давайте проверим! 1. Проверяем первую графу «Имя существительное» (дети проговаривают правила и добавляют свои примеры) 2. Вторая графа «Краткие прилагательные» (дети проговаривают правила и добавляют свои примеры) 3. третья графа « Глагол» (дети проговаривают правила и добавляют свои примеры) Все ли правила написания ь знака после шипящих на конце глаголов мы отразили в таблице? Может мы забыли какое-то правило? Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу. Запишите их. 3.Определение темы урока. Целеполагание. . Учитель: проверьте себя, ребята, и поставьте оценку в маршрутный лист. в графу "Повторение пройденного материала" (напоминает критерии оценок). Учитель: -Скажите, ребята, а какая же графа в этой таблице осталась незаполненной? Вот как раз тема нашего урока сегодня связана с наречием и созвучна тому, о чем мы с вами сейчас говорили. -Сформулируйте тему нашего урока(ответы ребят) и запишите ее в тетрадь. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Запишите тему в тетради. Тему мы определили, а каковы цели нашего урока. Пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока. Повторить … Узнать ... Отработать …
Учитель: - А какой цели мы уже с вами достигли, что успели сделать на уроке?( повторили правописание Ь знака после шипящих в других частях речи) - К какой цели мы приступим? Как звучит другая наша цель урока?
|
Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.
Учащиеся отвечают на вопрос.
|
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
ЭТАП 4. . Совершенствование знаний, умений, навыков.
|
|||
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
|
Чтобы справиться с поставленными целями, нам прислали телеграмму- подсказку. Давайте прочитаем её. Телеграмма Слайд № 7 “Ребята! Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку. Учитель: Молодцы, а теперь давайте проверим правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник на стр.117 и прочитаем правило. А) Работа с правилом. - Всё ли вам понятно? Давайте проверим. Я задам вам по правилу вопрос, а вы полным ответом постараетесь на него ответить: - В каких наречиях на конце после шипящих пишется ь? (после ш, ч и в слове настежь) - В каких наречиях на конце после шипящих ь не пишется? ( после Ж) - Есть ли в правиле пример на этот случай? ( да, уж, замуж. невтерпёж)
Физминутка Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Учитель: -Следующая наша цель, как звучала?
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)
Извлекают из текста необходимую информацию. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других
Читают вывод, данный в учебнике.
Коллективное составление алгоритма
Уч-ся озвучивают следующую цель урока. Закрепить правила написания ь знака в наречиях после шипящих
Учащиеся повторяют действия. |
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
ПУУД: Ориентировка на разнообразие способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
ЭТАП 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
|||
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях
|
1.Объяснительный диктант(работа у доски) Списать, вставляя на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и комментируя свой выбор.
Открываешь настежь, сплошь усыпана, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь. 2.Для слабых учащихся даны были карточки(вставить ь знак в наречиях)см .карточку №1 Приложение №2 Взаимопроверка. Оцените друг друга. Занесите оценку в «Маршрутный лист». Значения всех ли наречий вам понятны? Заранее я давала ребятам индивидуальное задание, приготовить сообщение о некоторых словах. Давайте их внимательно послушаем, так как следующее задание связано со значением наречий. Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком. Замуж – стать чьей-то женой. Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой. Наотмашь – сильно размахнувшись. Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Слайд№9 -А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.) -Учитель: давайте проверим , как мы поняли значение этих слов и и решим вот такую лингвистическую задачу. Лингвистическая задача Слайд №10 ...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната
наполнилась дымом. Паша без чувств упал навзничь, Илья, теряя сознание,
повалился ничком, Витя и Степа с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все
оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн? -Запишите правильный ответ . -Обратимся к маршрутному листу. Оцените себя. Если вы правильно ответили, поставьте себя 5, если нет, то 2.
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Извлекают из текста необходимую информацию. Учащиеся записывают слова у доски и объясняют, где нужно поставить ь знак в словах. Слабые уч-ся работают с карточками.
Индивидуальное задание (сильные ученики зачитывают лексическое непонятных наречий)
Учащиеся находят правильный ответ и дают объяснение.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
ЭТАП 6 Обрабатывание навыка написания ь знака на конце наречий после шипящих Игра «Рыбная ловля»
|
|||
Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия
|
Продолжаем отрабатывать навыки написания ь знака на конце наречий после шипящих. -Я предлагаю вам небольшую игру. Вы любите рыбалку? Тогда я вас приглашаю на рыбалку, но рыбалка у нас необычная, мы с вами должны будем выудить рыбку и поместить её в одно из вёдер. - В какие 2 ведра мы будем размещать рыбу? Ученик: Где пишется ь знак, и где не пишется ь -Учитель: Мы распределяем на доске, а вы в тетради. Читаем слово на обратной стороне и объясняем написания ь знака. - Для слабых уч-ся карточки №2 Приложение №2 1) отвлеч? внимание 2) множество неудач_ 3) военная мощ_ 4) кактус колюч_ 5) сумел увлеч_ся 6) быстро уничтож_ 7) мчался вскач_ 8) ничего не помниш_ 9) выйти замуж_ 10) наотмаш_ -Оцените себя и занесите оценку в маршрутный лист. - Какие правила, мы с вами повторили и закрепили? Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату мы пришли? Учитель: Всё верно. Чтобы получить оценки, выполним с вами последнее задание , закрепим сегодняшнюю тему и сделаем выводы по изученной теме.
|
Выполняют задание с последующей объяснением слов.
Дети выходят к доске, распределяют слова и объясняют написание ь знака. Слабые уч-ся работают с карточками.
Получили знания, оценки
|
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения |
ЭТАП 7. Включение в систему знаний и повторение
|
|||
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
|
Задание на экране. Слайд №11 «Третий лишний» 1) Сплош_, мыш_, замуж. (замуж, без ь) 2) невтерпёж_, задач_, береч_. ( глагол с ь) 3) скрипуч , сплош_, малыш ... (сплошь с ь зн) 4) могуч_, уничтож_, доч .. (кр прил без ь )
Самопроверка. (слайд с правильными ответами) Оцените себя и поставьте оценку себе в «Маршрутный лист» Обратимся к «Маршрутному листу» Подсчитайте сумму ваших оценок и разделите на количество заданий. Поставьте себе итоговую оценку. -
|
Читают и анализируют текст, выбирают нужные слова, записывают. |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.
|
ЭТАП 7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
|||
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
-Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? -Добились ли мы их? -Какие трудности возникли у вас по теме урока? - Что нужно знать, чтобы правильно писать ь знак на конце наречий? -Вернёмся к высказыванию франц.писателя. -Что делает человека сильным? -Почувствовали ли вы себя хоть чуть-чуть сильнее?
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.
|
1)регулятивные-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). 2)познавательные- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. 4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. . |
ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
|||
Цель этапа: объяснение и осмысление домашнего задания. |
1.§.46, упр. 289 или составить ( 3-5 предложений), используя наречия с мягким знаком на конце.( на выбор) Слайд №15
|
Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник |
1. регулятивные-планирование своих действий; 2)познавательные- построение самостоятельного процесса; 3) коммуникативные- поиск и выбор информации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.