М.Ю. Лермонтов. Мцыри.
Оценка 4.8

М.Ю. Лермонтов. Мцыри.

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл—8 кл
23.01.2021
М.Ю. Лермонтов. Мцыри.
Презентация содержит материал по истории создания поэмы, краткие сведения о структуре произведения и вопросы для анализа текста
Лермонтов, Мцыри.pptx

М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841 Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь

М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841 Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь

М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский,
русский историк XIX–XX в.

Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену

Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену

Поэма «Мцыри»

Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог
Я променял бы, если б мог.
Лермонтов «Мцыри»

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»
(В.Г. Белинский)

Как появился замысел поэмы? В 1831 г

Как появился замысел поэмы? В 1831 г

Как появился замысел поэмы?

В 1831 г. Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится… идеала…» от этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню, осужден на смерть.

В 1835-1836г.г. появляется поэма «Боярин

В 1835-1836г.г. появляется поэма «Боярин

В 1835-1836г.г. появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного обоярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удается бежать.
В обеих поэмах есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839г. именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Какова история возникновения поэмы?

Какова история возникновения поэмы?

Какова история возникновения поэмы?

П.А.Висковатов

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея
и родственника поэта по материнской линии А.А.Хастатова изложил биограф Лермонтова П.А.Висковатов (18870)

Когда Лермонтов, странствуя по старой

Когда Лермонтов, странствуя по старой

Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге(это могло быть в 1837г), изучал местные сказания, … он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал , что он родом горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, где особенно привязался к старику монаху.

«Там, где сливаяся шумят,  Обнявшись будто две сестры  Струи Арагвы и Куры  Был монастырь...»

Любопытный и живой рассказ «бери» произвел на

Любопытный и живой рассказ «бери» произвел на

Любопытный и живой рассказ «бери» произвел на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив. И вот он решается воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенес все действие из Испании и потом Литовской границы в Грузию.

Как повлиял на замысел поэта кавказский фольклор?

Как повлиял на замысел поэта кавказский фольклор?

Как повлиял на замысел поэта
кавказский фольклор?

П.А.Висковатов пишет:
«Старая Военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».
Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Почему Лермонтов назвал поэму «Мцыри»?

Почему Лермонтов назвал поэму «Мцыри»?

Почему Лермонтов назвал поэму «Мцыри»?

На рукописи вставлено число: « 1839года 5 августа».. а на обложке написано заглавие «Бэри». К тому слову Лермонтов сделал примечание «Бэри по-грузински: монах.» но герой поэмы не монах: его еще только готовят в монах. А для таких в Грузии имеется другое название – «мцыри». И Михаил Юрьевич сменил название.

В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Автограф поэмы «Мцыри»
(1-я страница).

Эпиграф - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора

Эпиграф - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора

Эпиграф - цитата, помещаемая во главе сочинения или
его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Изначально эпиграф глаласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств

«Вкушая вкусих мало
меда, и се аз умираю».

Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения.

Перевод на современный русский язык: «

Перевод на современный русский язык: «

Перевод на современный русский язык:
«...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть».  (сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.)

Эта фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

Какой монастырь был прообразом описанного ?

Какой монастырь был прообразом описанного ?

Какой монастырь был прообразом
описанного ?

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари(Монастырь креста), стоящий на остроконечной горе напротив Светицховели, на другой стороне реки. Его нередко называют монастырем Мцыри.

Поэт и мемуарист А.Н.Муравьев (1806 – 1874) свидетельствует, что поэма «Мцыри» была закончена в

Поэт и мемуарист А.Н.Муравьев (1806 – 1874) свидетельствует, что поэма «Мцыри» была закончена в

Поэт и мемуарист А.Н.Муравьев (1806 – 1874) свидетельствует, что поэма «Мцыри» была закончена в Царском Селе чуть ли не в его присутствии: «Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?»- спросил я. «Сядьте и слушайте,» - сказал он, и в ту же минуту в порыве восторга, прочел мне от начала до конца всю свою великолепную поэму «Мцыри».. внимая ему, и сам я пришел в невольный восторг: так живо выхватил он из ребер Кавказа одну из разительных сцене и облек ее в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта.»

А.Н.Муравьев
(1806 – 1874)

Как восприняли поэму
первые слушатели?

Тема и идея поэмы «Мцыри» Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской…

Тема и идея поэмы «Мцыри» Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской…

Тема и идея поэмы «Мцыри»

Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

Композиция поэмы «Мцыри» Вступление

Композиция поэмы «Мцыри» Вступление

Композиция поэмы «Мцыри»

Вступление
Краткий рассказ автора о жизни Мцыри
Исповедь героя

Жизнь Мцыри в монастыре

Жизнь Мцыри в монастыре

Жизнь Мцыри в монастыре

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Почему Мцыри убежал из монастыря?

Почему Мцыри убежал из монастыря?

Почему Мцыри убежал из монастыря?

Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.
Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»

Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»

3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

Что особенно поразило Мцыри на воле?

Что особенно поразило Мцыри на воле?

Что особенно поразило Мцыри на воле?
Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет его.

Ты хочешь знать, что видел я На воле? -

Ты хочешь знать, что видел я На воле? -

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял…

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курился, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава)
Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод?
(Он преследует одну цель – вернуться на родину.
… Я цель одну –
Пройти в родимую страну,
Имел в душе – и превозмог
Страданья голода, как мог.

Кульминацией поэмы является битва

Кульминацией поэмы является битва

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.

Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...

Мцыри во время битвы с барсом?

Мцыри во время битвы с барсом?

качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом?

Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику

Три дня на воле – это дни настоящей жизни

Три дня на воле – это дни настоящей жизни

Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? (

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? (

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ?
(Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи)
Раскаялся ли Мцыри в побеге?
(Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)

Что утверждает Мцыри «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы»

Что утверждает Мцыри «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы»

Что утверждает Мцыри
«Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы».
«Отчизну, дом, друзей, родных…»
Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни.

Что отрицает Мцыри
1.Кельи душные и молитвы
2. Землю чужую и рабство в ней
3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.

Выразительные средства поэмы «Мцыри»

Выразительные средства поэмы «Мцыри»

Выразительные средства поэмы «Мцыри»

Эпитетыпышные поля», «свежею толпой», «объятья каменные», «тайный ночлег», «бурное сердце»), «упрямая груда камней»);
метафорывенцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»);
олицетворения ( «думы скал»);
сравнения («деревья, как братья в пляске круговой»; «в снегах, горящих, как алмаз»; «горные хребты, причудливые, как мечты»; «курилися, как алтари, их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»);
аллитерация («груды, горные хребты, курилися, как алтари» («р»).


Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021