"Наброски и зарисовки как основа рисунка"
Оценка 4.7

"Наброски и зарисовки как основа рисунка"

Оценка 4.7
Видеоуроки
docx
изобразительное искусство
5 кл—11 кл +1
12.05.2024
"Наброски и зарисовки как основа рисунка"
Конспект открытого урока "Наброски и зарисовки как основа рисунка" поможет педагогу дополнительного образования без труда и осой подготовки провести урок в предпрофильном классе по предмету "Рисунок".
конспект откр урока .docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ШИ № 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ                         ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ"

 

 

Конспект открытого урока

предметная область

"Рисунок"

 

тема:  "Наброски и зарисовки как основа рисунка"

 

 

 

 

Разработала: И.С.Гавриленко

преподаватель МБУ ДО ШИ №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Жигулёвск

2021г.

 

 

 

Открытый урок по предмету «Рисунок» во 2 классе

на тему:

"Наброски и зарисовки как основа рисунка"

 

Вид урока: практическая работа, групповое занятие.  Время на тему: 2 часа

Задача: Выполнить серию набросков и зарисовок разного характера с натуры.

Цели урока:

Учебная: Закрепить уже имеющиеся знания, сформировать новые навыки рисования с натуры, креативного мышления. Осмыслить роль набросков и зарисовок с натуры в творчестве художников и их роль в школе искусств.

Развивающая: Развить наблюдательность и внимательность, зрительную память, точность руки и глазомера, целостное видение формы, умение замечать и передавать характер основного движения.

Воспитательная: Воспитать стремление к творческой самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у учащихся.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

1.  Словесные (беседа, объяснение)

2.  Практические (работа преподавателя на доске, компьютере, помощь ученикам)

3.  Наглядные (демонстрация презентации, иллюстраций, предыдущих работ учеников, методические пособия)

Материалы:

Бумага ватман, карандаш, уголь, мягкий материал, черная ручка (гелиевая или шариковая), ластик.

Оборудование:

Для преподавателя: методические пособия, доска магнитная белая, маркеры, таймер или секундомер, компьютерный комплекс.

Для учащихся: бумага (ватман и небольшие листы тонкой бумаги ~ 8х10 см), карандаши, ластик, мягкий материал (уголь, соус, сепия, сангина и т. д.), черная ручка (гелевая или шариковая), кнопки.

Методические пособия:

Наглядно-методическое пособие из работ учащихся (серия зарисовок и набросков с натуры), презентация «Наброски и зарисовки в творчестве художников»

План и ход урока

1.  Организационный момент 3 мин.

2.  Теоретическая часть. Беседа преподавателя с учениками, объяснение нового материала и сути зарисовок и набросков, показ презентации, работа с дидактическим материалом – 15 мин.

3.  Практическая часть. Организация творческого процесса. Самостоятельная работа учащихся – 60 мин.

4.  Перемена – 10 мин.

5.  Анализ работ и подведение итогов – 10 мин.

6.  Уборка рабочих мест 2 мин.

Во время выполнения задания с учащимися ведется индивидуальная и фронтальная работа. Фронтальная работа необходима, чтобы избежать однотипных ошибок учащихся.

1. Организационный момент


Приветствие коллегам и учащимся. На сегодняшнем занятии мы снова обратимся к наброскам с натуры, как к основе и вспомогательной части в творческом процессе художников. Для выполнения задания нам понадобятся излюбленные художниками-рисовальщиками материалы: простые карандаши разной твердости, ластик, уголь (соус) и черная ручка. Проверьте, все ли на месте.

2. Теоретическая часть

На уроках рисунка в первом классе все вы познакомились с набросками и зарисовками. Рисунок является не только видом изобразительного искусства, но и основой для всех остальных. На уроках истории искусств вы видели множество набросков и зарисовок, этюдов, штудирование натуры разных художников, которые являются самостоятельными произведениями искусства. Но в основе своей набросок и натурная зарисовка это «тренажерный зал для рисовальных мышц». Все без исключения великие художники любят натуру, ведь это лучший помощник и главный учитель. Вспомните и назовите художников, чьи зарисовки и рисунки с натуры вы  видели!

(Ученики: Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Михаил Врубель, Микеланджело, Винсент Ван Гог, В.А. Серов, А.А. Иванов и др.…)

-Молодцы! Все эти художники пользовались натурными зарисовками для успешной реализации своих замыслов. Как мы можем с вами использовать наброски с натуры?

(Ученики: Можно использовать для изучения натуры и для эскизов. Для уроков станковой композиции, где часто требуется нарисовать человека в определенной позе. Для развития глазомера.)

-Правильно! Давайте посмотрим, как работали с натурой разные художники и какое значение имеют наброски в творческом процессе.

Показ презентации «Наброски и зарисовки в творчестве художников»

У художника рисовальщика накапливается опыт, знания и умение смотреть на натуру и видеть форму. Оттачивается мастерство. Хороший набросок становится незаменимым пособием для художника.

3. Практическая работа Теперь приступим к практике.

Рисуя набросок фигуры человека, следует помнить о том, что человеческое тело гибкое и подвижное. Основа фигуры – скелет, скрыт мышцами и мягкими тканями. Изменение направления линии происходит в местах, где находятся суставы. Наиболее характерные выступы мы принимаем за опорные точки.

Возьмите черную ручку и маленькие листы. Сейчас мы немного разомнемся! Назовем это упражнение не наброски, а «выброски», потому что рисуем мы их на тонкой бумаге и только для того, чтобы подготовить свою руку и глаз к  дальнейшей работе с натурой. Ручку мы берем для того, чтобы линия скользила по бумаге, а не цеплялась за нее, была свободной и плавной.

Лучше всего для этого подходит черная гелевая ручка.

Рисуем выброски очень быстро! Не более 1.5 минуты на один, компонуем всю фигуру целиком в наш маленький лист.

Преподаватель показывает методический материал по заданию

«выброски». Рисует на доске, засекает время. Учащиеся позируют по очереди. Позы: сидя или стоя, с опорой на одну ногу.

В этом задании важно закомпоновать всю фигуру в формат, взять основные пропорции и показать движение. Ваша рука должна двигаться очень быстро и плавно, линия без отрыва. Не обращайте внимания на лишние линии,


анатомию и точность рисунка. Нарисуйте общее впечатление от фигуры. Первые выброски могут совсем не получаться или выглядеть странно – в этом нет ничего удивительного. Важно сосредоточиться на процессе, а не результате.

В течение 15 минут выполняется около 10 «выбросков».

Мы размялись, подготовили руку и глаза к дальнейшей работе. Теперь выполним еще более необычное задание - порисуем, не глядя на рисунок! Для этого нам понадобится остро заточенный карандаш и лист бумаги А4. Вы спросите: «Как же можно так рисовать – не глядя на рисунок?» Очень просто. Опять нам не важно, что получится в результате – каракуля, ломаная линия или образ фигуры. Это упражнение поможет вашему глазу сосредоточиться на натуре, приучит дольше смотреть и изучать натуру.

Позирует преподаватель и следит за временем. Во время этого задания преподаватель следит за взглядом учеников, который не должен отрываться от натуры. За 8-10 минут выполняется пара набросков «не глядя». Второй набросок рисуется прямо поверх первого.

Ваша задача нарисовать только контур, силуэт фигуры как можно подробнее. Вцепиться глазом в контур натуры и медленно, очень медленно следить за каждым изгибом силуэта. В это время ваша рука с карандашом рисует то, что видят ваши глаза. Представьте, будто ваши глаза и ваша рука выполняют все движения синхронно. Каждое движение глаза, сопровождается аналогичным движением карандаша. Следите за силуэтом медленно и внимательно, не отрывайте взгляд, не подглядывайте в рисунок. Пусть результат станет для вас сюрпризом.

Ну вот мы и размялись перед основной работой. За оставшееся время мы сделаем пару длительных набросков. Постараемся использовать и те упражнения, которые мы только что выполнили для рисования качественного наброска. Скажите, как могут нам помочь «выброски» и

«рисование, не глядя»? (Ученики: «Выброски» помогут быстро наметить движение и пропорции, а «рисование, не глядя» больше и внимательнее смотреть на натуру!)

-Совершенно верно! Сначала мы сделаем большой выбросок карандашом на формате А4, а затем будем внимательно изучать натуру.

Возьмите бумагу и простой карандаш. Для начала нам понадобится хорошо заточенный карандаш НВ, затем в работу могут включиться карандаши В и или более мягкие.

Позирует ученик другого класса или приглашенная натура.

Выбираем точку зрения, берем карандаш за самый кончик подальше от острия (это позволит ему двигаться свободнее, а линии быть тоньше и прозрачнее) и рисуем большой «выбросок». Старайтесь рисовать больше тонких вспомогательных линий и чаще смотреть на натуру. Это ваше впечатление от натуры.

На следующем этапе мы должны уточнить или исправить пропорции нашего

«выброска» и используем прием для измерения пропорций и наклона линий. Какой способ измерения натуры я имею в виду?

(Ученики: Визирование! Способ с помощью карандаша)

- Да. Метод визирования. Так мы можем измерить видимые, а не реальные пропорции. Напомню, что карандаш в вытянутой перед собой руке, локоть выпрямлен, а измерение проводится большим пальцем. Пока вы измеряете пропорции, напомню, что в стоящей фигуре визуально «умещается» 6-7 голов. Голову берем как модуль для измерения


всех пропорций. Это наиболее распространенная единица измерения, которую можно сравнить с шириной плеч или высотой фигуры.

Так же мы можем определить ориентацию объекта относительно вертикали и горизонтали и перенести это все на бумагу. Этот прием особенно полезен для передачи движения модели.

Методом визирования нужно пользоваться на протяжении всей работы. Он также помогает определить наклоны линий относительно друг друга, либо какого-то предмета.Когда пропорции промерены, движение «поймано», можно приступать к стадии уточнения. Здесь важно помнить о наличии под одеждой живого тела и ФОРМЫ. Все люди уникальны, у каждого свои пропорции и формы, особенности строения. Правильное изображение складок помогает созданию образа, характер складок зависит не только от движения фигуры и материала, но и от покроя одежды. Уточняем линией, уточняем штрихом. Не бойтесь множества уточняющих линий – они только помогают найти точную форму и точную линию. На этом этапе мы используем сосредоточенность на натуре, которой мы научились при «рисовании не глядя». Когда пропорции взяты, характер уловлен, можно перейти к деталям и форме. В оставшееся время акцентируйте внимание на интересных деталях и уделите им больше внимания.

Можно дать штриховку, чтобы смоделировать форму и освещение нашей модели.

На один набросок отводится около 15 минут. В течение работы преподаватель следит за ходом работы, направляет учеников. В перерыве преподаватель показывает наброски учеников из методического фонда художественной школы прежних лет. Следующий набросок выполните самостоятельно.

 Выберите материал сами:

карандаш, ручка, уголь или соус (мягкий материал). Но не забывайте соблюдать этапы работы:

1.  Компоновка в формате и «выбросок»

2.  Измерение пропорций и направления движения

3.  Уточнение линий, проработка формы и деталей. Моделировка освещения. Во время самостоятельной работы учащихся обратить внимание на:

   Организацию рабочего места

   Выбор точки зрения и расстояние до натуры (оно должно быть не менее 3 м)

   Важность компоновки в листе каждого наброска

   Соблюдение всех требований и этапов в рисовании набросков

Фронтальная работа

   Во время работы над «выбросками» важно закомпоновать фигуру целиком в формат за короткое время, «схватить» основные пропорции и уловить движение. Точности линии в этом задании не требуется. Рука должна двигаться очень быстро, по возможности не отрывая ручку от бумаги.

   В «рисовании не глядя» важно не нарисовать красивую фигуру, а как можно внимательнее изучить натуру, сделать усилие над собой и синхронизировать работу глаз и руки.

   Во время рисования длительных набросков обратить внимание на использование упражнений, выполненных на занятии

«выбросок» и «рисование не глядя». А также внимание к некоторым деталям. Не стоит одинаково хорошо прорабатывать все детали, что-то лучше оставить «недосказанным», а на чем-то сделать акцент – выбрать что-то интересное для себя. Возможно портрет или предмет одежды. Так набросок будет смотреться интереснее и вызовет эмоциональный отклик у зрителя.

Индивидуальная работа

Подсказать наиболее удачную композицию для конкретного наброска. Обратить внимание ученика на недочет или ошибку в пропорциях. Показать наглядно, как можно исправить тот или иной недочет.

5. Анализ работ и подведение итогов

За 15 минут до конца занятия проводим просмотр готовых выбросков и набросков, анализируем, отбираем работы для пополнения методического фонда и изготовления пособий.

В процессе просмотра участвуют все учащиеся. Каждый ученик может высказать свое мнение о своей работе и работе других детей. Рассказать, какие ассоциации вызывает тот или иной выполненный набросок, высказать мнение о технике автора.

Преподаватель определяет, достигнуты ли цели и выполнены ли конкретные задачи на данном этапе, степень применения знаний, полученных на предыдущих уроках по этой теме, уроках композиции, и рисунка. Выявляет наиболее удачные работы и выставляет оценки.

Критерии оценок:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если работа отвечает всем требованиям к выполнению каждого задания. Правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции фигур и характер основного движения. Соблюдены этапы выполнения высокое.

Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции фигуры, соблюдена последовательность рисования наброска. Имеются небольшие ошибки в передаче характера движения, качество исполнения невысокое.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если работа выполнена с ошибками в композиции листа, в определении пропорций. Имеются серьезные ошибки в передаче характера основного движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество исполнения невысокое.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если в работе присутствуют грубые ошибки в композиции, в определении пропорций фигуры и характере основного движения. Не соблюдены этапы выполнения наброска, качество штриховки (проработки) низкое.

Беседа с детьми

Преподаватель: Вот и закончился наш урок. Мы узнали о том, как использовали наброски и зарисовки разные художники, для чего мы с вами рисуем наброски и как они помогают нам развить наблюдательность, глазомер и точность линии. Сегодня вы попали в тренажерный зал ваших рисовальных мышц, сделали несколько упражнений, поработали как следует. А главное – работа была интересная, требующая сосредоточенности, внимания и задействования всех ваших творческих способностей и эмоционального решения.

Но здесь важно помнить, что в рисовании так же, как и в спорте, чтобы добиться результата, нужно часто и систематически упражняться!

Все поработали на совесть и добились хорошего результата. Спасибо всем!

5.  Уборка рабочих мест. Учащиеся убирают рабочие места, приводят в порядок инструменты. Помогают преподавателю отнести работы в методический фонд.


 

6. 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок по предмету «Рисунок» во 2 классе на тему: "Наброски и зарисовки как основа рисунка"

Открытый урок по предмету «Рисунок» во 2 классе на тему: "Наброски и зарисовки как основа рисунка"

Приветствие коллегам и учащимся

Приветствие коллегам и учащимся

Нарисуйте общее впечатление от фигуры

Нарисуйте общее впечатление от фигуры

Это наиболее распространенная единица измерения, которую можно сравнить с шириной плеч или высотой фигуры

Это наиболее распространенная единица измерения, которую можно сравнить с шириной плеч или высотой фигуры

Возможно портрет или предмет одежды

Возможно портрет или предмет одежды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024