Наклонение глаголов

  • docx
  • 31.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 303_Naklonenie_glagola.docx

Тема урока: §64

 Наклонение глаголов

Боровская школа-гимназия имени Г.Жумабаева

Дата:

Кенешпаева Гульнар Асылбековна

КЛАСС 7

Количество

присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

С 7.1.2.1 - понимать значение слов учебно-образовательной тематики.

Г 7.2.4.1 - создавать аргументированное высказывание  на основе личных впечатлений и наблюдений;

ИЯЕ 7.5.1.2 - выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глаголов в условном, изъявительном и повелительном наклонении;

 

 

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

указать неопределенную форму глаголов;

находить глаголы в тексте;

Большинство учащихся будут уметь:

Образовывать глаголы повелительного наклонения;

Образовать  от глаголов формы глаголов в повелительном наклонении в един­ственном и во множественном числе.

Некоторые учащиеся смогут:

Образовать  повелительное наклонение и изменить  образованные формы глаголов по родам и числам;

2*. Подготовить   лингвистический рассказ о глаголах в повелительном на­клонении.

Языковая цель

 

Учащиеся могут:

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы:повелительное наклонение

бұйрық рай, диво,дивный,дивиться,удивить,удивиться

удивление,удивительный,лихо – зло, фунт лиха – горе, трудностисидели б у меня как шёлковые – смирно, тихо,

Вопросы для обсуждения: Что мы узнаем о повелительном наклонений глагола?

Предыдущее обучение

 

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Ход урока

Этапы

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

«Круг

комплиментов»

I. Организационный момент.

Ребята, встанем в круг возьмемся за руки и пожелаем друг – другу удачи или сделаем комплимент

Учебник.

 

 

Начало урока

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

О какой части речи мы сегодня продолжим разговор, догадайтесь сами.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает- расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовёт…….глагол.

Блиц-опрос. «Закончи фразу» (на листочках напечатано слово по буквам «МОЛОДЦЫ», листы прикреплены к доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе нужно выйти к доске и перевернуть листок). М 1)Глаголы называют…..действия предметов.

О 2)Начальная форма глагола,,.инфинитив или неопределенная.

Л 3)Инфинитив имеет суффиксы… -ти и –ть.

О 4)Глаголы, имеющие суффикс(постфикс) –ся(сь) называются…возвратными.

Д 5)Суффикс –л- показатель…прошедшего времени.

Ц 6)Глаголы изменяются по… лицам и числам.

Ы 7)Изменение глаголов по лицам и числа называется…спряжением.

Поставь баллы в оценочный лист.

Деление на группы: І -домбра, ІІ– кобыз, ІІІ – жетиген

Работа в группах

III. Изучение нового материала.

1).Работа с  учебником над таблицей. Накло­нение глаголов. «Ваш помощник», с. 281

Метод «Посол»

 Ученики читают правило самостоятельно :

 1-ая группа– изучает изъявительное наклонение;

2-ая группа – условное наклонение;

3-ья – группа – повелительное наклонение;

затем объясняют друг - другу в группе. Послы пересаживаются  в другие группы и объясняют свое правило .После к доске выходят по одному представителю с каждой группы:

2).Составляют кластер,постер,диаграмму Венна  по данной теме:  1 группа –составляет постер;

2 группа-составляет кластер;

3 группа- составляет диаграмму Венна

3).(Работа с текстом)

Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.

1 группа «домбра» –по первому абзацу;

2 группа-«кобыз» по второму абзацу;

3 группа «жетыген»по третьему абзацу

 

       1.Некоторые люди любят народную музыку. В нашей стране есть многочисленные фольклорные группы. Интересно слушать их музыку и песни. На прошлой неделе мы с друзьями посетили концерт народной музыки. Этот концерт оказал на нас большое впечатление.

2.Некоторые люди любят классику, но молодежь отдает предпочтение современной музыке: pэпу, року и поп-музыке. Если вы хотите послушать современную музыку, вы можете посетить мюзик-холлы и концерты популярных групп и певцов.

3.Мне нравится слушать песни в исполнении наших популярных певцов. Это талантливые певцы и композиторы, и мне нравится ходить на их концерты. Мы с друзьями покупаем билеты заранее и часто дарим нашим любимым исполнителям цветы.

              

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

таблица

Середина урока

 

IV. Освоение изученного материала.

4)Задание: Подготовить  лингвистический рассказ о трех наклонениях  глагола.

1 группа «домбра» –изъявительное наклонение;

2 группа-«кобыз» условное наклонение ;

3 группа «жетыген»повелительное наклонение;

5)Физкультурная минутка

Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

           бегут, торопятся ручьи (тянутся)

           я решил бы, если б не устал (прыгают)

           садись напротив меня (вниз)

           люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

           если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

           появляется травка (тянутся)

           потянитесь к солнцу (вниз)

 

V. Закрепление изученного материала.

6)Задание:Дописать   пословицы с глаголами и описать ситуацию ,в котором можно употребить эту пословицу.

1 группа «домбра»

1.Двери отворили, а нас не….. 2.Дают – бери, бранят – …. 3.На двор зазывай, а со двора не …. 4.Ешь – не кроши, а съешь – не ...5.Тише едешь, дальше ….

2 группа-«кобыз» 1. Ребёнок, что воск: что хочешь, то и….. 2. Не знаешь, где найдёшь, где …. 3. Плохой друг, что тень: солнечный день не отвяжешься, в ненастный не …. 4. Слезами горю не …. 5. Прожитое и прошлое - не ….

3 группа «жетыген»1.Что написано пером, того не ….. 12.Упустишь минуту, … час. 13. Не разгрызешь ореха – не … ядра. 14. Поспешишь – людей ….. 15. Сам не научишься – никто не …..

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.

(И) Укажите верные(В) или неверные (Н) ответы.

1.У глагола пять наклонений.

2.Глаголы изменяются по наклонениям.

3.Изъявительное наклонение по- казахски бұйрық рай.

4.Повелительное наклонение по- казахски шартты рай.

5.Глаголы выполнил ,играю в повелительном наклонении.

6. Условное наклонение по- казахски шартты рай.

7.Выучил бы ,играл бы в изъявительном  наклонении.

8.Глаголы в условном наклонении в ед. числе изменяются по родам.

Домашнее задание.Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

1. Найдите и запишите 5 русских пословиц, имеющих в своём соста­ве глаголы в повелительном наклонении. Подберите к ним схожие по смыслу казахские пословицы.

Рефлексия

Приём «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

 

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи

Соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

-Детям можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности.                    -Детям, допускающим отклонения от каллиграфических норм, можно предложить дополнительный рабочий лист.                                             -Детям, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Учитель анализирует листы рефлексии. После урока можно поговорить с некоторыми учениками и услышать «Голос ученика».

Вопросы:

- Как ты себя чувствовал на уроке?

- Все ли слова понятны на русском языке?

- Что нужно сделать мне, чтобы ты чувствовал себя уверенно на уроке?

-Чью поддержку ты чувствовал на уроке?

Физкультурная минутка.

Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

           бегут, торопятся ручьи (тянутся)

           я решил бы, если б не устал (прыгают)

           садись напротив меня (вниз)

           люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

           если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

           появляется травка (тянутся)

           потянитесь к солнцу (вниз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Приложения

1.Актуализация знаний.

1 Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает- расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовёт…….глагол.

2.Закончи фразу» (на листочках напечатано слово по буквам «МОЛОДЦЫ», листы прикреплены к доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе нужно выйти к доске и перевернуть листок).

М 1)Глаголы называют…..действия предметов.

О 2)Начальная форма глагола,,.инфинитив или неопределенная.

Л 3)Инфинитив имеет суффиксы… -ти и –ть.

О 4)Глаголы, имеющие суффикс(постфикс) –ся(сь) называются…возвратными.

Д 5)Суффикс –л- показатель…прошедшего времени.

Ц 6)Глаголы изменяются по… лицам и числам.

Ы 7)Изменение глаголов по лицам и числа называется…спряжением.

  Работа в группе.

3. (Работа с текстом)

1.Некоторые люди любят народную музыку. В нашей стране есть многочисленные фольклорные группы. Интересно слушать их музыку и песни. На прошлой неделе мы с друзьями посетили концерт народной музыки. Этот концерт оказал на нас большое впечатление.

2.Некоторые люди любят классику, но молодежь отдает предпочтение современной музыке: pэпу, року и поп-музыке. Если вы хотите послушать современную музыку, вы можете посетить мюзик-холлы и концерты популярных групп и певцов.

3.Мне нравится слушать песни в исполнении наших популярных певцов. Это талантливые певцы и композиторы, и мне нравится ходить на их концерты. Мы с друзьями покупаем билеты заранее и часто дарим нашим любимым исполнителям цветы.

Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.

1 группа –по первому абзацу;

2 группа- по второму абзацу;

3 группа по третьему абзацу

4)Задание: Подготовить  лингвистический рассказ о трех наклонениях  глагола.

5)Физкультурная минутка

Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

           бегут, торопятся ручьи (тянутся)

           я решил бы, если б не устал (прыгают)

           садись напротив меня (вниз)

           люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

           если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

           появляется травка (тянутся)

           потянитесь к солнцу (вниз)

 

6)Задание:Дописать   пословицы с глаголами и описать ситуацию ,в котором можно употребить эту пословицу.

1группа:1.Двери отворили, а нас не пустили. 2.Дают – бери, бранят – беги. 3.На двор зазывай, а со двора не спускай. 4.Ешь – не кроши, а съешь – не проси.5.Тише едешь, дальше будешь.

2группа:1. Ребёнок, что воск: что хочешь, то и вылепишь. 2. Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. 3. Плохой друг, что тень: солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдёшь. 4. Слезами горю не поможешь. 5. Прожитое и прошлое - не воротишь.

3группа:1.Что написано пером, того не вырубишь топором. 2.Упустишь минуту, потеряешь час. 3. Не разгрызешь ореха – не вынешь ядра. 4. Поспешишь – людей насмешишь. 5. Сам не научишься – никто не научит.