Первый слайд
В современной педагогике большое внимание уделяется
развитию творческих способностей детей. Эти способности
проявляются в различных областях воспитания и
образования, но наиболее ярко можно прослеживать
развитие творчества в продуктивной деятельности детей.
Так рассматривая работы детей по рисованию, лепке,
аппликации можно увидеть и полёт фантазии, и
старательность выполнения работы, и воображение ребёнка
по развитию сюжета картины. Но для того, чтобы ребёнок
проявил фантазию и творчество, чтобы заработало
воображение, необходим опыт видения прекрасного,
наблюдения и рассматривания красивого. Таким опытом
может стать знакомство с народным декоративным
искусством.
Второй слайд
Декоративно-прикладное искусство является одним из
факторов гармонического развития личности. Важную роль
народного и декоративно-прикладного искусства в
эстетическом воспитании детей отмечали многие
отечественные искусствоведы, исследователи детского
изобразительного творчества, такие как Усова Александра
Платоновна утверждавшая о том, что ознакомление с
произведениями народного творчества побуждает в детях
первые яркие представления о Родине, ее культуре,
способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает
к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в
педагогический процесс в детском саду.
Третий слайд
Народное декоративно-прикладное искусство как одно из
средств эстетического воспитания – помогает формировать
художественный вкус, учит детей видеть и понимать
прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Четвёртый слайд В ознакомление дошкольников с народным декоративным
искусством входят следующие промыслы: гжель, дымка,
городец, хохлома и жостов. Для лучшего освоения детьми
данных народных промыслов может быть предложена
следующая схема.
Пятый слайд
Зима – это Гжель. Морозные узоры и элементы гжельской
росписи похожи и совпадают по цветовой гамме. Наблюдения
за узорами на окнах способствуют лучшему запоминанию
элементов гжельской росписи, а прорисовка – закреплению
рисования этих элементов. Кроме того, рассматривание
морозных узоров есть в планах по наблюдению в природе с
младшего возраста. И, следовательно, накопление опыта,
практика рисования зимних узоров, снежинок способствует
лучшему запоминанию и рисованию росписей Гжели.
Шестой слайд
Весна – это городецкая роспись. Бутоны и розаны лучше
наблюдать весной. Палитра красок городецких мотивов
ближе к весеннему настроению. Проще найти в природе
аналоги и схожести. Непосредственные наблюдения в
природе позволят вблизи рассмотреть элементы росписей
(почки деревьев и кустарников, бутоны цветов и цветение
травянистых растений)
Седьмой слайд
Лето – это жостовские цветы, с их пышностью и обилием.
Составление букетов способствует лучшему пониманию
композиции. А темный фон лишь подчеркнет благоухание
красок. К летним мотивам близки по духу росписи Полхова-
Майдана. Яркие краски росписи - яркие цветы лета.
Восьмой слайд
Осень. Золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы,
травинки, ягоды – осенняя тема. Наблюдать, рассматривать
целый день не наскучит. Краски, переливы всё есть в природе. Осенние букеты в помощь наблюдательному и
пытливому взгляду. Просто и наглядно можно объяснить
сочетание узоров хохломской росписи.
Девятый слайд
Из множества народных промыслов дети дошкольного
возраста также знакомятся с дымковской и филимоновской
игрушкой. Предлагаю это знакомство приурочить к каким –
либо праздникам. Например, дымка замечательно подойдет к
празднику восьмого марта, как изготовление подарка. Или к
празднику Пасхи (роспись яиц сходна по колориту с
дымковской росписью). Возможно использование элементов
этих росписей для украшения поделок из теста или глины.
Десятый слайд
А филимоновскую роспись можно использовать при
изготовлении новогодних поделок либо раскрашивании
одежды (украшение варежек, свитеров, шарфов).
Одиннадцатый слайд
Знакомство детей с народным декоративным искусством
возможно практически через все виды деятельности. Для
развития речи – это составление описательных рассказов и
сказок. В экологическом развитии – это сравнение,
наблюдение и рассматривание природных объектов и
предметов. В математике – это чередование элементов узора,
соразмерность отдельных элементов, ритм узоров и
счетность их элементов. В музыкальном воспитании – это
тесная связь с народным творчеством: песнями, играми,
хороводами. Кроме того, декоративное творчество связано с
обычаями и традициями страны, а это задачи
патриотического воспитания детей.
Двенадцатый слайд
Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно-
прикладным искусством ведется в 3-х направлениях: 1.
ознакомление с русским народным искусством; 2.
аппликация, лепка, моделирование; 3. рисование. При ознакомлении детей с произведениями декоративно-
прикладного искусства учитывается тот уровень технических
умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на
этой основе строим дальнейший процесс обучения.
Тринадцатый слайд
В работе по ознакомлении детей с произведениями
народного декоративно-прикладного искусства
используются следующие формы организации работы с
детьми:
1. Выставки;
2. Занятия по ознакомлению с определенными видами
декоративно-прикладного искусства (проводятся с детьми с
детьми старшего дошкольного возраста);
3. Экскурсии;
4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации;
5. Занятия по замыслу. Являются показателем развития
детского декоративного творчества;
6. Оформление коллекций по теме «Декоративно-
прикладное искусство»;
7. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов,
потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно –
прикладное искусство») .
Четырнадцатый слайд
По каждому виду росписи проводится работа согласно такой
последовательности:
1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного
искусства (материал, фактура, орнамент, узор) .
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об
истории промысла.
3. Оформление полки красоты (один предмет, несколько
предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда и т. д., сравнение двух трех видов
народных промыслов, выставка детских работ) .
4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами
декоративно-прикладного искусства.
5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному
рисованию, аппликации.
6. Организация «мини – музея» в группе (предметы
народного промысла) .
7. Использование дидактических игр по разным видам
росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы
узора».
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в
уголке рисования (использование трафаретов,
нетрадиционных изобретаемы
Пятнадцатый слайд
Итак, подведем некоторые итоги к вышесказанному.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и
формирования личности. В этот период деятельность
анализаторов, развитие представлений, воображения,
памяти, мышления, речи в комплексе приводят к
формированию чувственного этапа познания мира.
Декоративно-прикладное искусство является одним из
факторов гармонического развития личности. Посредством
общения с народным искусством происходит обогащение
души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное
искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы
эстетического отношения к миру. Искусство народных
мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного,
развивать у них художественный вкус.
Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.