Наш родной язык – русский
Гафарова Гульнара Галимхановна,
учитель родного языка и литературы
Викторина с использованием знаний по русскому языку
Участники и действующие лица: Ведущий и Ведущая, две команды – участницы «Соль» и «Фасоль», жюри, участники инсценировок: Девочка, ее брат и мальчик Олег.
Оборудование: доска для записи заданий и ответов.
Ведущий. Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
Ведущая. Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Ведущий. Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хорошо ли мы его знаем?
Ведущая. То есть ты хочешь спросить: много ли грамматических ошибок встречается в тетрадях наших одноклассников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок, мало кто умеет. Но не надо огорчаться, Помнишь, еще великий А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, стихах сказав так:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Ведущий. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей.
Ведущая. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего звучат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путает назначение глаголов "надевать" и "одевать". Может быть, различие между ними трудно запомнить? Надевать-одевать, какая разница?
Ведущий. А вот давай проведем блиц-викторину. Я стану перечислять действия, а ты подумай, какой глагол надо здесь вставить надевать» или «одевать». Готова?
Ведущая. Да.
Ведущий. Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку…
Ведущая. Надевать. А может - одевать?
Ведущий. В данном случае - надевать. Потом стал куртку…
Ведущая. Наверное, тоже надевать, да?
Ведущий. Верно. А потом стал младшего брата.
Ведущая. Это ясно - одевать.
Ведущий. Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Ты поняла?
Ведущая. Да. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол "надевать" употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то.
Ведущий. Да. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.
Ведущая. Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Осталось только научить разбираться в глаголах телеведущих - главных путальщиков всей страны.
Ведущий. Тем не менее, на телевидение мы прямо сейчас не помчимся, а останемся с вами, дорогие наши зрители. Теперь я хочу, чтобы наши друзья тоже проверили себя: хорошо ли они владеют русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды. Прошу их подняться ко мне.
Выходят команды. Идет представление команд и их капитанов.
Ведущая. Давай дадим нашим командам какие-нибудь названия. Пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык. Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце, А слова "сол" и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно».
Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фасоль».
Ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто с заданием лучше справится, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли… (Представляет членов жюри.)
Ведущая. И вот - первое задание. Кто подберет больше рифм к названиям команд. Команды получают по одной минуте для выполнения задания, Рифмы надо написать на доске. Итак, я засекаю время. Начали!
Команды выполняют задание.
Минута прошла. Мы видим, что каждая из команд написала варианты рифм. Давайте сделаем так: сверим ответы команд и вычеркнем одинаковые варианты, то есть те рифмы, которые дали обе команды. Оставшееся у каждой команды число слов и будет тем количеством очков, которое она получит. Жюри сразу может сказать, сколько очков уже находится в багаже каждой команды.
Жюри называет результаты.
Ведущий. Новое задание, Я прошу выйти к доске по одному участнику. Вот условие задания. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ОСТЬ». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и качества отрицательные. Например, положительное - храбрость, отрицательное - трусость. Задание понятно? Тогда приготовились. Начали! По истечении одной минуты идет подсчет ответов.
Жюри объявляет результаты конкурса и общий итог игры.
Ведущая. Теперь следующее задание. Пусть от каждой команды выйдет по одному игроку. Вот вам по листку бумаги, на которых написаны слова. Эти слова надо переписать на доску, расставляя в них ударения. Ударение также надо поставить и на листках, которые сдаются жюри. Приступайте к выполнению задания. Потом мы проверим наши ответы.
На карточках игроков пишутся следующие слова: алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен (ударение на втором слове), баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).
Ведущий. Пока игроки выполняют свое задание, мы обратим ваше внимание на то, как много иностранных слов появилось в русском языке за последнее время: менталитет и гамбургер, джинсы и консенсус и т. д.
Ведущая. Да, а с массовым распространением компьютеров этих слов стало еще больше. Все эти провайдеры, файлы, модемы и пентиумы. Часто старые слова приобретают новое значение. Попросишь у компьютерщика объяснения слова «мышка», он скажет, что это - деталь компьютера, а спросишь, что такое «вирус», будет говорить о компьютерном сбое. Как ты думаешь, это хорошо или плохо, когда в языке внезапно появляется так много ранее незнакомых слов? Может быть, стоит подобрать им соответствующие замены из тех, что уже имеются?
Ведущий. Это и не хорошо, и не плохо. Не стоит из-за этого волноваться. Еще А. С. Пушкин назвал русский язык «общежитским» - многие иностранные слова быстро находят в нем свое место. В романе «Евгений Онегин» Пушкин писал:
Но «панталоны», «фрак», «жилет» -
Всех этих слов на русском нет.
А что касается замены, то в свое время уже пытались, например, заменить слово «галоши» на «мокроступы». Считалось, что таким образом идет борьба с иностранщиной. Однако время все поставило на свои места. Удобное слово «галоши» знают все. А услышав «мокроступы», улыбаются: уж больно оно нелепо. Сейчас я хочу спросить, знают ли наши игроки, что означает слово «монстр»? Верно, в переводе с французского оно означает «чудовище». Сейчас вы увидите инсценировку забавного стихотворения поэтессы Ирины Агаповой под названием «Фильм ужасов в нашем дворе», или «Не пугайтесь монстра, он добрый». Если наши игроки, которые расставляли ударения в словах, уже закончили выполнение своего задания, они могут тоже присоединиться зрителям, а потом мы рассмотрим подробнее их ответы. Итак, «Фильм ужасов в нашем дворе», или «Не пугайтесь монстра, он добрый». Представьте себе: жаркое лето, городской двор и участники события, которые учатся в восьмом классе.
Вбегает Девочка.
Девочка.
Я вчера оторопела,
Не пойму - за что? Зачем?
На меня в упор смотрело
«Нечто», лысое совсем.
Выходит Олег, на голове которого купальная шапочка. В течение всей инсценировки он неустанно ходит за Девочкой, улыбаясь.
Девочка (продолжает).
Подошло внезапно «Нечто»,
Улыбаясь широко!
Хорошо, я не беспечна,
Убежала далеко.
«Нечто» очень растерялось,
Но смотрю – опять идет.
Я не в шутку испугалась –
Вдруг укусит иль прибьет.
Скаля зубы кровожадно,
Продвигалось существо.
Я металась в страхе: ладно,
Где б мне скрыться от него?
Выходит брат девочки Валя.
Девочка.
Вдруг смотрю - мой брат выходит.
- Ва-а-аль, что там за человек?
Кто, как мячик, лысый бродит?
Валя.
Из восьмого «Б-е» Олег.
Видишь, он с прической новой,
Хочет показать тебе!
Девочка.
Я от ужаса три слова
Лишь сказала: Да-а-а? Из «Бе-е-е»?
Ведущий. Поблагодарим участников инсценировки. А теперь проверим ответы игроков на задание «Ударения в словах».
Игроки читают свои варианты ответов. Жюри объявляет результат конкурса и общий итог встречи.
Ведущая. Теперь просим выйти капитанов команд. Им предстоит выполнить два задания. Первое. Попробуйте произнести скороговорку: "На дворе трава, на траве дрова».
Игроки произносят.
Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. Вот здесь на листках написаны скороговорки. Тяните, кому какой листок достанется. Вам предоставляется 10 секунд для того, чтобы вы прочитали скороговорки про себя. Пожалуйста, читайте. (Засекает время и ждет 10 секунд.) А теперь посмотрите: на чьем листочке стоит цифра один, тому первому надо быстро произнести вслух свою скороговорку 3 раза и постараться сделать это без ошибок.
Идет чтение скороговорок капитанами.
Капитанам предлагаются следующие скороговорки:
1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь,
Ведущая. Второе задание для капитанов. Кто из вас быстрее вспомнит продолжение крылатых фраз и назовет их авторов? (Читает начала фраз.)
Предлагаются следующие крылатые фразы:
1. Чем меньше женщину мы любим…
…тем легче нравимся мы ей. А. С. Пушкин.
2. Храни нас пуще всех печалей…
…и барский гнев, и барская любовь. А. С. Грибоедов.
3. Любви все возрасты покорны…
…но юным, девственным сердцам
ее порывы благотворны,
как бури вешние полям. А. С. Пушкин.
Ведущий. Уважаемое жюри, можете ли вы подвести итоги конкурса капитанов и назвать общий итог встречи?
Жюри говорит о результатах встречи.
Ведущий. Посмотрите теперь следующую сценку. Трое молодых людей разговорились, и выяснилось, что двое из них – однофамильцы.
Выходят уже известные по первой инсценировке Девочка и двое мальчиков – Валя и Олег.
Олег. Однофамильцы - не редкость. Мало ли на сете однофамильцев. Но интересно то, что бывают они не только среди людей, но и среди вещей. Не надо далеко ходить за примером. У меня в кармане лежит ключ от квартиры. А вот в лесу есть его однофамилец, тоже ключ, но в карман его не положишь. Я говорю про родник. А есть еще скрипичный ключ, тот, пишут в нотах.
Девочка. Да, таких слов много, и называются они «омонимы». Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок–шуток. Вот ты, Олег, мог бы, например, задать такой коварный вопрос: «Каким ключом откроешь дверь?» А вот мой вопрос. Какие корни не нужны растению?
Ведущий. Погодите, погодите, давайте будем задавать ваши вопросы участникам конкурса. Каждой команде по очереди. А если у команды нет ответа, пусть его даст команда-соперница. Итак, кто готов дать ответ на первый вопрос? Какие корни не нужны растению? (Корни слов или математические.)
Участники сценки по очереди задают следующие вопросы:
1. В какую бочку не налить воды?
Бочка - фигура высшего пилотажа.
2. Каким патроном не зарядишь ружье?
Патроном, в который ввертывается электрическая лампочка.
3. В какой клетке не держат птиц и зверей?
В грудной.
4. В каких лесах не водится дичь?
В строительных.
5. Из какого крана не берут воду?
Из подъемного.
6. Каким поясом нельзя подпоясаться?
Земным.
7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?
Роман.
8. Из какого сосуда не напьешься?
Из кровеносного.
Жюри объявляет результат.
Ведущая. Последнее задание - анаграмма. Вот вам листки с заданием, а я пока объясню ребятам, что такое анаграмма. (Дает командам по листку бумаги.) Для того чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Понятно? Мы даем по одной минуте командам на раздумье и решение анаграмм.
По истечении минуты команды читают свои анаграммы и дают на них ответы.
1. С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
Колос - сокол.
2. Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
Масло - смола.
Ведущая. Теперь я прошу жюри огласить общий итог встречи.
Жюри подводит итоги. Идет награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.