Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»
Сценарий
проведения натуралистической игры «Путешествие в страну Агрос»
Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 11до15 лет.
Составители: Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.
Нижний Тагил
Содержание игры «Путешествие в страну Агрос».
Здравствуйте, дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать? Не сомневаюсь, что – да. Ведь путешествие – это всегда открытие, встреча с чем-то новым, ранее неизведанным. Путешествовать можно по – разному: поездом и автомобилем, теплоходом и самолетом, просто пешком. А можно путешествовать, обозревая много нового, заглядывая в сотни мест, не двигаясь с места. Вот в такое путешествие мы вместе с вами и отправимся. В ходе нашего путешествия мы познакомимся с удивительной страной, которой вы не сумеете найти ни на одной географической карте. Но она существует. Страну эту называют страной «Агрос». Появилась эта страна еще в древности, несколько тысячелетий назад. Открыли эту страну греческие и римские ученые. Агрос с перевода с греческого – поле. Как и в любой стране в Агросе есть свое население – растения, специально разводимые человеком. Их не так уж и много, всего несколько тысяч видов (напомню, что дикорастущих семенных растений на Земле известно 200-300 тысяч видов). В Агросе свои законы, свои проблемы. Жители страны Агрос очень нужны нам – людям. Они не только снабжают нас кислородом, мы употребляем полезные растения в пищу, изготавливаем из них одежду, различные инструменты, краски, смолы, получаем из них лекарственные препараты и многое другое. Жители страны Агрос постоянно требуют заботы и внимания. Без помощи людей они жить не могут. В путешествии в страну Агрос вас ждут различные конкурсы, загадки, упражнения и конечно открытия. В ходе путешествия вам предстоит преодолеть несколько препятствий (этапов путешествия). Итак, в путь – дорогу.
ЭТАП ПЕРВЫЙ.
Открытия страны Агрос
Любое путешествие начинается с тщательных приготовлений и сборов, обязательного изучения карты, определения маршрута – дороги, по которой пройдет путешествие, - и с выслушивания советов бывалых путешественников.
Задание №1.Карта.
В ходе выполнения этого задания необходимо расшифровать шифрограммы, в которых содержатся географические области, так называемые центры происхождения культурных растений (жителей Агрос).
Карточка №1 18 17 6 5 9 8 6 13 14 15 13 15 17 18 11 9 10 |
Текст……
Карточка №2 23 6 14 19 17 1 12 28 14 15 1 13 6 17 9 11 1 14 18 11 9 10 |
Текст…….
Карточка №3 18 17 6 5 14 6 1 8 9 1 19 18 11 9 10 |
Текст…..
Карточка №4 3 15 18 19 15 24 14 15 1 8 9 1 19 18 11 9 10 |
Текст……
Карточка №5 9 14 5 9 10 18 11 9 10 |
Текст…..
Карточка №6 9 14 5 15 14 6 8 9 10 18 11 9 10 |
Текст…….
Карточка №7 16 6 17 6 5 14 6 1 8 9 1 19 18 11 9 10 |
Текст……..
Карточка №8 30 7 14 15 1 13 6 17 9 11 1 14 18 11 9 10 |
Текст.…..
Карточка с ключом шифра а-1, б-2, в-3, г-4, д-5, е-6, ж-7, з-8, и-9, й-10, к-11, л-12, м-13, н-14, о-15, п-16, р-17,с-18, т-19, у-20, ф-21, х-22, ц-23,ч-24,ш-25, щ-26, ь-27, ъ-28, э-29, ю-30, я-31. |
Задание №2. Великие открыватели Агрос.
Нужно выписать фамилии всех людей, которые занимались изучением, выращиванием, одомашниванием дикорастущих растений, заселением страны Агрос.
Аристотель, Багратион П.И., Катон (старший), Варрон, Бах Иоган Себастьян, Бор Нильс, Колумелло, Плиний (старший), Галилео Галилей, Лавуазье А.Л., Ж. Буссенго, Ломоносов М.В., Болотов А.Т., Советов А.В., Стебут Е.А., Докучаев В.В., Комов И.М., Ермолова М.Н., Костычев П.А., Менделеев Д.И., Тимирязев К.А., Вавилов Н.И., Мичурин И.В., Курчатов И.В. |
ЭТАП ВТОРОЙ.
Жители страны Агрос
Существует много вариантов классификации культурных растений, основанных на разных принципах. Некоторые ученые классифицируют культурные растения по хозяйственному значению.
Задание №1. Угадайка.
Разгадайте кроссворды и назовите группы культурных растений, классифицируемых по хозяйственному назначению.
|
1 |
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
2 |
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
3 |
|
К |
|
|
|||||||||||
|
4 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|||||||
|
|
5 |
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
6 |
|
С |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
7Т |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
8 |
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
||||||
|
9 |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
10 |
|
|
|
|
Н |
|
|
||||||||
|
|
11 |
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Ы |
|
|
|
||||||||||||
|
12 |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.Что за кошкина трава?
Лечится ли ею голова?
И если будем ее пить,
Не станем ли мышей ловить?
Кошачья травка”
Больным поправка,
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
2.Листочки парные,
Цветочки янтарные
Плоды коварные
И лечат, и колечат.
3.На вкус горький,
А не редиска;
Шубка рыжая,
А не лиса;
Лежит клубком,
А не киска.
4.Стебель сочный и молочный
На макушке-
Будто ушки:
Листья - притворяшки,
Желтые рубашки.
5.В рот – черную кашку,
Изо рта костяшку;
На небе – корка,
А язык как терка!
6.Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе;
И к пище – приправа,
И на микробов – управа.
7.Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.
8. Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная
аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.
9.Цветочек забавно
Цветет под осиной:
Был красный недавно
Теперь уже синий.
10.Помидору брат,
А носит черный халат.
11.Есть корень
Кривой и рогатый;
Целебною силой богатый.
И, может, два века
Он ждёт человека
В чащобе лесной,
Под кедровой сосной.
12.Расправит свой ажурный листик
Король всех трав...
|
1 |
|
П |
|
|
||||||
|
2 |
И |
|
||||||||
|
3Щ |
|
|
|
|
|
|
||||
|
4 |
|
Е |
|
|
|
|||||
5 |
|
|
В |
|
|
||||||
|
6 |
|
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Е |
|
|
|
|
|
||||
1.Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ.
Это…
2.Одеждой сер, телом бел.
Вырастает он в воде
Хоть совсем не рыбка,
А положишь на столе
Беленькая глыбка.
3.Для щей капуста,
А жует без хруста,
Бескочанная росла
И не квашена кисла.
4.Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
5.Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
6.И ягоды ищи,
И занозы тащи,
И кисло и сладко,
И колко и гладко;
И манит, и ранит.
7.Красна, а не калина,
Горька, а не осина.
Кругла, а не лукошко.
Хвост есть, а не кошка.
|
1 |
|
К |
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
О |
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
Р |
|
|
|
||||
|
4 |
|
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5О |
|
|
|
|
||||||
6 |
|
|
|
В |
|
|
|||||
|
Ы |
|
|||||||||
|
7 |
|
Е |
|
|
|
|
1.Хоть чином и не хан,
На голове султан;
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.
2.Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
3. Очень ценная трава для домашнего скота.
4.Есть былинка-травка
Клеверу добавка;
В колосе былинки-
Желтые щетинки.
5.Хорошо покушать кашки
Из-под соломенной рубашки.
6.Репа, да не та:
И телом не желта,
И корень с горшок,
И ботвы мешок.
7.Любят зайчатки
Листья-тройчатки
У травки-полевки
Краснеют головки.
|
|
1 |
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
2Р |
|
|
|
|
|||||||
3 |
|
|
|
|
|
Я |
|
||||||
|
4Д |
|
|
|
|
||||||||
|
5 |
|
|
И |
|
|
|||||||
|
6Л |
|
|
|
|||||||||
Ь |
|
||||||||||||
|
7 |
|
Н |
|
|
|
|
|
|||||
|
8 |
|
|
|
Ы |
|
|
||||||
|
9 |
Е |
|
|
|
|
|||||||
1.И ваты каток,
И ниток моток,
И тканевый платок.
2.Растение, у которого
Волокно находится
В лубяной части стебля.
3.Зернышко в горлышко
Древесину в печку кину,
А лубок – на клубок.
4.Листья и молодые побеги
Съедобны и вкусом напоминают
Шпинат. Из лучших сортов
Делают ткани и ковры.
5.Растение, волокно которого
Находится в листьях.
6.Паренек – синеглаз
Нам рубашки припас.
7.Один из видов,
Занимающих наибольшие
Площади в мировом земледелии.
Волокно находится в стебле.
8.Многолетнее травянистое
Растение высотой 200-150 см
с сильно разветвленной корневой
системой. Стебли зеленые
или вишнево-красные,
содержат волокно.
9.Текстильное дерево,
в плодах которого
содержатся волокна-волоски.
Культурные растения классифицируют и по отраслевому принципу, т.е. по применению в экономике.
Задание №2. «Во саду ли, в огороде».
А). В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп: манная, пшено, ячневая, геркулес, гречневая. Из семян, каких растений сварены эти каши?
|
||
Манная |
Овсянная |
Пшенная |
Ответ:
Б). На экране список названий культурных растений. Необходимо: распределить растения по отраслевому принципу, т.е. по применению в экономике.
Слива
Вишня
Колокольчик
Мак
Гортензия
Акация
Ландыш
Шиповник
Сирень
Гвоздика
Малина
Ежевика
Георгина
Боярышник
Рябина
Груша
Орех
Клубника
Яблоко
Крыжовник
Смородина
Роза
Сальвия
Тюльпан
Задание №3. По страницам известных сказок.
Названия и содержание многих известных сказок связаны с культурными растениями и их плодами. Какие жители страны Агрос нашли отражение в сказках? Назовите эти сказки.
Задание №4. Памятники жителям страны Агрос.
Памятник. Само это русское слово просто и понятно. В память о великих людях, больших событиях, замечательных датах ставят на земле из камня, чугуна и бронзы величавые сооружения. Памятники ставят люди, Их создают художники, скульпторы и архитекторы. Созданы такие и в честь жителей страны Агрос. Назовите их.
ЭТАП ТРЕТИЙ.
Условия жизни в стране Агрос.
Чтобы правильно ухаживать за жителями страны Агрос, нужно много знать. Законы земледелия, агрономии и других сельскохозяйственных наук. Особенно важно знать: способы обработки почвы; сроки и способы сева и сбора урожая; особенности ухода за посевами и посадками; когда, как и какие необходимо применять удобрения для получения хорошего урожая; как вести борьбу с сорняками, болезнями и вредителями и т.п. Каждое растение требует к себе внимания, заботы и даже любви.
Задание №1.
Расшифровав предложенные ребусы, назовите приемы возделывания культурных растений.
Ответы:
Задание №2. Из века в век земледельцы совершенствовали приемы возделывания культурных растений, одновременно улучшая и сами растения. С этой целью для посева отбирали лишь семена наиболее урожайных из них, или обладающих какими-либо ценными качествами. Возделывая растения, люди сложили немало пословиц и поговорок о них. Разгадав предложенные ребусы, расшифруй известные народные пословицы.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ.
Да здравствует Страна Агрос.
Задание №1. Страна Агрос нуждается в помощи.
Чтобы быстрей, лучше и легче оказывать помощь Агросу, человек смастерил различный инвентарь. Перечислите известный вам садово-огородный инвентарь.
Задание №2.Друзья и враги жителей страны Агрос.
1. Назовите сорные растения, мешающие культурным растениям расти.
2.Назовите опасных для культурных растений насекомых.
3.Добро пожаловать в страну Агрос!
Перечислите животных - друзей Агрос.
Задание № 3 «По вашему умению».
(как помогать культурным растениям, чтобы урожай был богаче, но не как в сказке, по щучьему велению, а по вашему хотению и вашему умению).
Ответив на вопросы, вы сумеете узнать, как помогать культурным растениям. 1.Представьте, что вы агрономы страны Агрос. Какие предупредительные меры от заноса семян сорняков в страну Агрос Вы будете осуществлять?
2.Надо ли учитывать особенности прорастания семян при возделывании культурных растений?
3.Надо ли учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?
4.Мульчирование почвы - важный агротехнический прием. Почему в северных районах используют темную, а в южных - светлую мульчу?
5Почему недопустима укладка навоза, вывезенного в огород зимой или весной, мелкими кучками?
Ну, вот и кончилось наше путешествие. А может, и не кончилось?
Страна Агрос будет вспоминаться вам и в поле, и в саду, и на огороде, и в овощном магазине, и просто на кухне. Сейчас очень просто принести из магазина и поставить на стол хлеб, пышные булочки, сладкие яблоки, и многие, многие культурные растения. Но чтоб это стало так просто, сколько открытий сделано, сколько труда потрачено, сколько веков прошло! Так скажем спасибо всем тем, кто создал страну Агрос, кто расширял ее границы, умножал ее богатства, смелым мореходам, неутолимым охотникам за растениями, мудрым ученым, неизвестным индейцам, терпеливым бабушкам и дедушкам, умельцам и еще многим безымянным, безызвестным, кто искал, открывал, сеял, сажал, растил. Скажем спасибо и тем, кто, придя им на смену, снова ищет, ставит опыты, творит, и тем, чьи трудовые руки в земле, кто сажает, сеет, растит для себя, для вас. А может, вам захотелось научиться сажать и сеять самим? Вы не раскаетесь. Это одна из самых больших человеческих радостей - увидеть, как семена, которые вы бросили в землю, дали ростки.
Ответы:
ЭТАП ПЕРВЫЙ.
Открытия страны Агрос
Задание №1.Карта.
1.Средиземноморский
2. Центральноамериканский
3. Среднеазиатский
4. Восточноазиатский
5. Индийский
6. Индонезийский
7.Переднеазиатский
8. Южноамериканский
Задание №2. Великие открыватели Агрос.
Аристотель, Катон (старший), Варрон, Колумелло, Плиний (старший), Лавуазье А.Л., Ж. Буссенго, Ломоносов М.В., Болотов А.Т., Советов А.В., Стебут Е.А., Докучаев В.В., Комов И.М., Костычев П.А., Менделеев Д.И., Тимирязев К.А., Вавилов Н.И., Мичурин И.В. |
ЭТАП ВТОРОЙ.
Жители страны Агрос
Задание №1. Угадайка.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
1.Валериана
2.Зверобой
3.Лук
4.Молочай
5.Черемуха
6.Чеснок
7.Тмин
8.Шиповник.
9.Медуница
10.Паслен
11.Женьшень
12.Тысячелистник
ПИЩЕВЫЕ
1.Репа
2.Рис
3.Щавель
4.Хрен
5.Тыква
6.Крыжовник.
7.Редис.
КОРМОВЫЕ
1.Кукуруза.
2.Морковь
3.Люцерна
4.Тимофеевка.
5.Овес.
6.Брюква.
7.Клевер.
ПРЯДИЛЬНЫЕ
1.Хлопчатник.
2. Рами.
3.Конопля.
4.Джут.
5.Рафия.
6.Лен.
7.Кенаф.
8.Кендырь.
9.Сейба.
Задание №2. «Во саду ли, в огороде».
А).пшеница, овес, просо.
Б). Декоративные:
Колокольчик
Роза
Мак
Гортензия
Акация
Ландыш
Сирень
Сальвия
Гвоздика
Тюльпан
Георгина
Пион
Плодово-ягодные:
Вишня
Боярышник
Слива
Шиповник
Рябина
Груша
Орех
Клубника
Яблоко
Крыжовник
Ежевика
Малина
Смородина
Задание №3. По страницам известных сказок.
Горох (Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»), бобы (Братья Гримм «Боб, соломинка и уголек»), русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; рожь (русская народная сказка «Мужик и медведь»), пшеница (П.Ершов «Конек-горбунок»), русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», вишня, помидор (Дж. Родари «Приключения Чипполино»), тыква (Ш.Перо «Золушка»).
Задание №4. Памятники жителям страны Агрос.
1. В США воздвигнуты два памятника. Один яблоне сорта - Болдуин (штат Массачусетс) в 1989 году, и яблоне сорта Уэльси (штат Миннесота) в 1912 году.
2.В 1912 году канадские садоводы поставили памятник яблоне сорта Макинтош (штат Онтарио).
3.В Бразилии, в городе Сан - Паулу поставлен памятник кофейному дереву.
4. В Германии, в г. Гарце, где был сделан первый опыт разведения картофеля, установлен памятник, посвященный картофелю.
ЭТАП ТРЕТИЙ.
Условия жизни в стране Агрос.
Задание №1.
1– обработка почвы, 2- внесение удобрений, 3- подготовка семян и посадочного материала, 4- посев и посадка, 5- уход за посевами, 6- уборка урожая.
Задание №2.
1. «Навоз в поле отвезешь-больше хлеба соберешь».
2. «От худого семени не жди доброго племени».
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ.
Да здравствует Страна Агрос.
Задание №1. Страна Агрос нуждается в помощи.
Мотоблок, бочка, лейка, грабли, вилы, шнур, мотыга, совок, коса, лопата , корзина. рыхлитель и др.
Задание №2.Друзья и враги жителей страны Агрос.
1.Пырей ползучий, редька дикая, щетинник сизый, лебеда раскидистая, метлица полевая, пастушья сумка обычная, горец вьюнковый, осот огородный, мокрица, чистец, бодяк полевой.
2.Крестоцветная блошка, капустная моль, капустная белянка, луковая муха, капустная совка, свекличная тля, белокрылка, земляная блоха, колорадский жук и другие.
3.Скворец, жаба, божья коровка, дождевой червь.
Задание № 3 «По вашему умению».
1.необходимо: а). Тщательно очищать семена культурных растений от сорняков,
б). Производить очистку инвентаря, в).Скашивать сорняки вдоль границ Агрос, канав, а также на пустырях до образования семян, г).Соблюдать противосорняковый карантин(внутренний и внешний), д).Вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян сорняков( всхожесть семян теряется от правильного приготовления и хранения навоза).
2.Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу (например фасоль), не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.
3.Склоны северной и южной экспозиций получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует производить раньше, а на северных - позже.
4.Темная мульча (торф, перегной, темная бумага) способствует прогреванию почвы и сохранению в ней тепла, светлая (белая бумага, соломенная резка) - охлаждению почвы в жаркое время. Все виды мульчи способствуют сохранению влаги в почве, поддерживают постоянство температуры почв, уменьшают численность сорных растений.
5.Навоз при этом сильно выветривается и пересыхает, а зимой перемерзает и затем долго оттаивает, питательные элементы из него вымываются дождевыми и талыми водами. Удобрительное действие такого навоза снижается.
Список литературы.
1.Верзилин Н. М. Учитель ботаники. Л: Детская литература. 1984
2.Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. Тула:
Арктус. 1997
3.Кивотов С.А. Загадки о растениях. М: Просвещение. 1993
4.Надеждина Н. А. Где щи, там и нас ищи. М: Детская литература. 1989
5.Надеждина Н. Вокруг света по стране Легумии. М: Детская литература.
1994
6.Небесный С. Юным овощеводам. М: Детская литература. 1985
7.Осипов Н. Без билета по белому свету. М: Детская литература. 1973
8.Попов Е. Б. Сад и огород в доме. Л: Детская литература. 1985
9.Саченко Б. И. Энциклопедия сельского хозяина. Минск: ”Белоруская
энциклопедия”. 1995
10.Смирнов А. Мир растений. М: Молодая гвардия. 1988
11.Смирнов А. Вершки и корешки. М: Детская литература. 1986
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.