Научная статья "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО на этапе введения ФГОС"
Оценка 5

Научная статья "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО на этапе введения ФГОС"

Оценка 5
Научные работы
docx
01.02.2023
Научная статья "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО на этапе введения ФГОС"
в статье рассматривается одна из основных задач ФГОС ДОО, воспитание на основе патриотических, духовно-нравственных и социокультурных ценностей и правил, которые приняты в обществе.
Патриотическое воспитание дошкольников.docx

Соломатина Н.А.

Ростовская область, г. Таганрог, МБДОУ д/с № 36

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОО на этапе введения ФГОС

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В.А. Сухомлинский.

Аннотация: в статье рассматривается одна из основных задач ФГОС ДОО, автором анализируется: воспитание на основе патриотических, духовно-нравственных и социокультурных ценностей и правил, которые приняты в обществе. Зарождается патриотическое воспитание в понимании и развитии, а формируется в процессе всего воспитания. Поэтому, можно сделать вывод, что, патриотическое воспитание – одно из самых важных элементов системы воспитательной работы в условиях введения ФГОС ДОО.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, Родина, дошкольник, Отечество.

 

Воспитание человека, как личности, всегда было сложной задачей. В современном мире происходят большие изменения – это новые проблемы, которые связанны с воспитанием детей. Они определили смысл патриотического воспитания, а также место и роль в жизни общества.

Верно отметили Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.З. Гасанова в своей авторской системе семейного воспитания патриотических чувств: «Важной частью системы воспитательной работы является воспитание патриотизма и дружбы народов. В.Г. Белинский отмечал, что воспитание нравственной личности невозможно без формирования чувства неразрывного единства со своей страной, любви к ней и гражданской ответственности». [1, с.3]

Патриотическое воспитания в ДОО – это организация внутренней работы в данном направлении. Педагог должен сам испытывать чувство любви и уважения к Отечеству, а если данного чувства не испытывает, то не сможет передать его дошкольнику. Воспитателю следует знать, как наиболее продуктивно объяснить идеи патриотизма подрастающему поколению. Для повышения квалификационного уровня и грамотности педагогов должны проводиться тематические педсоветы, консультации, открытые занятия по патриотическому воспитанию.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота — это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием. Сложность и ни с чем не сравнимое своеобразие воспитания патриотических чувств, мыслей, убеждений, поступков определяется тем, что в обычной жизни, в повседневном труде жизнь не дает нам высшей меры, с помощью которой можно было бы измерить эту величайшую и трудно постижимую ценность». [2, с. 300]

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у дошкольников становится государственной. И поэтому, в нынешнее время, ФГОС ДО ставят цель по патриотическому воспитанию – это создание условий для формирования основ патриотического познания, а также морально-нравственного и познавательного развития дошкольников.

К задачам патриотического воспитания стоит отнести следующие:

- формировать у детей уважительное отношение к своей семье, Родине, приобщать к традициям, культуре, природе;

- формировать представление о родной стране, государственной символике России, государственном гербе, флаге и т.д.;

- формировать чувство гордости за достижения своей Родины, уважение к культурному прошлому своей страны;

- воспитывать доброжелательное отношение и внимание к окружающим, стремление проявить помощь и поддержку другому человеку;

- формировать уважение к другим народам и их традициям.

В условиях реализации ФГОС ДО, патриотическое воспитание выделяет методы работы с дошкольниками: оборудование патриотических центров в ДОО; организация экскурсий по достопримечательностям родного города (поход в театр, музей, выставки); организация тематических мероприятий (спортивные праздники, утренники, праздники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий – беседы на тему любви к Родине; рассматривание различных иллюстраций; встречи с известными людьми; чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, песен, просмотр фильмов, передач, презентаций.

В нашу современную жизнь очень стремительно ворвалась западная культура – мультфильмы, книги, музыка, фильмы, игрушки, которые оказывают большое влияние на восприимчивую детскую психику. Очень беспокоит то, что подрастающее поколение растет и формируется под воздействием западной культуры на несвойственных нашей самобытности ценностях, а современное мировоззрение постепенно искажает и деформирует чувства патриотизма и любви к Родине. Поэтому, именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения, начиная именно с раннего детского возраста. К большому сожалению, в современном мире, у людей все чаще встречаются такие качества, как: цинизм, зависть, равнодушие, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

В настоящее время, наше Правительство, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, а в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Стоит отметить, что государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493». Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». [3]

Главным и ведущим субъектом патриотического воспитания является опыт ценностных ориентаций – это эмоциональное, чувственное, духовное отношение к миру и друг другу. Дошкольники, в первую очередь, должны осознать себя членом семьи, потом гражданином России, а после – обитателем планеты Земля. Поэтому, патриотическое воспитание дошкольников в ДОО – это целенаправленный, организованный, непрерывный, и последовательный, педагогический процесс по формированию и воспитанию эмоционального отношения к Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам, которое обеспечивает становление личности патриота в совокупности общечеловеческих ценностей.

Взаимосвязь с семьей дошкольника – это одно из важных условий внедрения патриотического воспитания в ДОО. И в настоящее время такая работа сложна и актуальна, которая требует терпения и тактичности, так как в современных семьях задача воспитания патриотизма не всегда считается важной и вызывает озадаченность и недоумение. Для того, чтобы работа с родителями не оставалась в пределах педагогического просвещения, нужно привлекать их к процессу патриотического воспитания посредством взаимодействия: включение детей и родителей в совместную деятельность (участие в проектах, играх, выставках, викторин, конкурсах).

Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, З.З. Гасанова в своей авторской работе пишут о семье: «… является одной из важнейших социальных единиц общества, в которой у детей закладываются основы позитивного отношения к своей Родине – Российской Федерации; воспитывается уважительное отношение к героическому прошлому страны; именно в семье родители демонстрируют своим поведением образцы культуры общения с людьми разных национальностей и конфессий. Важнейшей миссией семьи всегда было воспитание у своих детей любви к своему народу, к его героическому прошлому». [1, с. 28]

Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание – длительный и непрерывный процесс, но оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед. Для того, чтобы достичь успехов в патриотическом воспитании, сами взрослые должны знать и гордиться историей своей страны, своего города, народа и передать детям те знания, которые доступны для дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Также, взаимодействие ДОО и семьи поможет сформировать любовь к родному дому, желание беречь, восхищаться и делать еще лучше.

Список литературы:

1. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З. Воспитание детей в семье в духе патриотизма и дружбы народов. М.: СМУР «Academa», 2008. – 144 с.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. –  359 с.

3. Интернет ресурс // www.pravo.gov.ru. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Текст] 23.09.2022.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Соломатина Н.А. Ростовская область, г

Соломатина Н.А. Ростовская область, г

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у дошкольников становится государственной

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у дошкольников становится государственной

Правительства Российской Федерации от 30

Правительства Российской Федерации от 30

Список литературы: 1. Маллаев

Список литературы: 1. Маллаев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023