НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитание
5 кл—10 кл
11.11.2022
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ  ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
научная статья.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

научная статья

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Подготовила

                                                                                 Воспитатель

                                                                                 Доможирова Е.Н.

                                                                                 II кв.кат.

 

научная статья

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается значение игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры, в формировании самооценки старших дошкольников. 

Ключевые слова: игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Keywords: play activity, self-esteem, self-awareness, senior preschool age, story-role-playing game.

 

Самооценка начинает формироваться в дошкольном возрасте, прежде всего в семье. Ребенок учится воспринимать мир так же, как и люди, которые его окружают, копирует поведение взрослых, в том числе перенимает условную самооценку, которая принята в его окружении. Часто решающую роль играет отношение родителей к ребенку, к его ошибкам, поведению. Но также влияют и отношения взрослых между собой и к самим себе [4, с. 111].

Далее на самооценку начинают воздействовать детский коллектив, педагоги и социум в целом. И здесь очень важна атмосфера поддержки, принятия и уважения каждого отдельного ребенка, даже ребенка в детском саду. Поддержка, понимание и забота помогают в формировании адекватной самооценки. Снижению самооценки способствуют методы воспитания через критику, попытки пристыдить, через сравнение с другими детьми не в пользу ребенка, через фокусировку на результатах и зацикленность на оценках.

Чем более осознанно ребенок начинает оценивать собственные действия, тем более важную роль в формировании самооценки начинают играть его объективные успехи или неуспехи.

Адекватная самооценка – основа, которая только начала закладываться в дошкольном возрасте, непосредственно оказывает влияние на успешное обучение ученика в школе.

По мнению Е.О. Смирновой, самооценка относится к основному звену произвольной саморегуляции и является сложным по психофизиологической природе феномену, который отвечает за определение направления и уровня активности индивида, за его отношение к миру и людям в целом, и к себе в частности [5, с. 28].

Самооценка может быть включена во множество различных связей и отношений во все психические образованиях личности и может выступать, как одна из важных детерминант всех форм и разновидностей ее деятельности и общения. Уже в раннем детстве у ребенка закладывается умение оценивать себя и на протяжении жизни человека данное умение развивается и совершенствуется.

Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом в формировании самосознания ребенка. Поэтому важно в этот период заложить основу для развития самооценки. В дальнейшем старший дошкольник сможет правильно оценить себя, свои сильные стороны и поставить перед собой определенные цели и задачи.

В старшем дошкольном возрасте самооценка только начинает процесс формирования и поэтому в большей степени, чем у взрослого человека, может поддаться воздействиям и изменениям. Во время развития ребенок учится понимать и оценивать свое поведение, давать оценку своим качествам. Этот компонент и называется самооценкой. Самооценка является основным компонентом самосознания, так же, как и взаимосвязанный с нею уровень притязаний, который характеризуется степенью трудностей целей, которые ребенок сам ставит перед собой.

На формирование самооценки детей оказывает влияние игровая деятельность, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте.

Согласно определению С.Л. Новоселовой, игра представляет собой изначально мотивированную, первоначально установленную, генетически и социально запрограммированную, осмысленную и ответственную деятельность, которая включает в свой состав предметную (видимую), теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность личности [2, с. 98].

Игре присуще следующие основные черты, которые отличают ее от других видов детской деятельности. Игра является: свободной развивающей деятельностью, предпринимаемой лишь по желанию дошкольника, ради получения им удовольствия от самого процесса игровой деятельности, а не только от результата; творческим, импровизационным видом деятельности, носящим активный характер этой деятельности (заключатся в создании «поля творчества»); эмоционально приподнятым видом детской деятельности (в игре наблюдаются соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.). Тем самым проявляется чувственная природа игры, характеризующаяся «эмоциональным напряжением»); видом детской деятельности с наличием прямых или косвенных игровых правил, которые отражают содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1, с. 55].

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка и формированию адекватной самооценки, педагогу и взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, особенно сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры старшего дошкольника. Ее основой выступает воображаемая ситуация, в ней наиболее четко выделяется разделение действительности на реальную, и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Воспитатель, наблюдая за ребенком во время сюжетно-ролевой игры, может сделать выводы о его самооценке по некоторым действиям: каким образом ребенок вступает в игру, какие роли предпочитает, в какой степени он активен, придерживается ли правил игры и т.д.

Сюжетно-ролевая игра помогает формировать у старших дошкольников самооценку, да и вообще нравственные представления в целом, потому что дети в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения, жизненные ситуации, в процессе моделирования которых приобретают своеобразный «жизненный» опыт. Игра и роль в этой игре могут научить ребенка гордиться собой, формируют в его поведении такие качества, как целеустремленность, самоуважение [3, с. 42].

Таким образом, формирование самооценки старших дошкольников происходит в процессе межличностного взаимодействия в игре, вследствие этого образовательная среда дошкольной образовательной организации оказывает важное воздействие на формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста.

Игра занимает важное место в жизни старшего дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации, тем самым формируется адекватная данному возрасту самооценка.

 

Список литературы:

1.       Вачков В.И. Развитие самосознания через игру. – М.: Академия, 2015. – 214 с.

2.       Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2002. – 286 с.

3.       Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М.: Скрипторий, 2010. – 157 с.

4.       Конышева Н.М., Кряжева Н.Л. Самооценка и самосознание в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

5.       Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов. М.: Издательство «Школа-Пресс», 2009. – 344 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Самофалова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(151). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(151).pdf (дата обращения: 11.11.2022)


 

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно определению С.Л. Новоселовой, игра представляет собой изначально мотивированную, первоначально установленную, генетически и социально запрограммированную, осмысленную и ответственную деятельность, которая включает в свой состав предметную…

Согласно определению С.Л. Новоселовой, игра представляет собой изначально мотивированную, первоначально установленную, генетически и социально запрограммированную, осмысленную и ответственную деятельность, которая включает в свой состав предметную…

Самофалова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ

Самофалова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2022