научная статья
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила
Воспитатель
Доможирова Е.Н.
II кв.кат.
научная статья
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
АННОТАЦИЯ
В статье представлены особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, раскрывается значение игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры, в формировании самооценки старших дошкольников.
Ключевые слова: игровая деятельность, самооценка, самосознание, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.
Keywords: play activity, self-esteem, self-awareness, senior preschool age, story-role-playing game.
Самооценка начинает формироваться в дошкольном возрасте, прежде всего в семье. Ребенок учится воспринимать мир так же, как и люди, которые его окружают, копирует поведение взрослых, в том числе перенимает условную самооценку, которая принята в его окружении. Часто решающую роль играет отношение родителей к ребенку, к его ошибкам, поведению. Но также влияют и отношения взрослых между собой и к самим себе [4, с. 111].
Далее на самооценку начинают воздействовать детский коллектив, педагоги и социум в целом. И здесь очень важна атмосфера поддержки, принятия и уважения каждого отдельного ребенка, даже ребенка в детском саду. Поддержка, понимание и забота помогают в формировании адекватной самооценки. Снижению самооценки способствуют методы воспитания через критику, попытки пристыдить, через сравнение с другими детьми не в пользу ребенка, через фокусировку на результатах и зацикленность на оценках.
Чем более осознанно ребенок начинает оценивать собственные действия, тем более важную роль в формировании самооценки начинают играть его объективные успехи или неуспехи.
Адекватная самооценка – основа, которая только начала закладываться в дошкольном возрасте, непосредственно оказывает влияние на успешное обучение ученика в школе.
По мнению Е.О. Смирновой, самооценка относится к основному звену произвольной саморегуляции и является сложным по психофизиологической природе феномену, который отвечает за определение направления и уровня активности индивида, за его отношение к миру и людям в целом, и к себе в частности [5, с. 28].
Самооценка может быть включена во множество различных связей и отношений во все психические образованиях личности и может выступать, как одна из важных детерминант всех форм и разновидностей ее деятельности и общения. Уже в раннем детстве у ребенка закладывается умение оценивать себя и на протяжении жизни человека данное умение развивается и совершенствуется.
Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом в формировании самосознания ребенка. Поэтому важно в этот период заложить основу для развития самооценки. В дальнейшем старший дошкольник сможет правильно оценить себя, свои сильные стороны и поставить перед собой определенные цели и задачи.
В старшем дошкольном возрасте самооценка только начинает процесс формирования и поэтому в большей степени, чем у взрослого человека, может поддаться воздействиям и изменениям. Во время развития ребенок учится понимать и оценивать свое поведение, давать оценку своим качествам. Этот компонент и называется самооценкой. Самооценка является основным компонентом самосознания, так же, как и взаимосвязанный с нею уровень притязаний, который характеризуется степенью трудностей целей, которые ребенок сам ставит перед собой.
На формирование самооценки детей оказывает влияние игровая деятельность, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте.
Согласно определению С.Л. Новоселовой, игра представляет собой изначально мотивированную, первоначально установленную, генетически и социально запрограммированную, осмысленную и ответственную деятельность, которая включает в свой состав предметную (видимую), теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность личности [2, с. 98].
Игре присуще следующие основные черты, которые отличают ее от других видов детской деятельности. Игра является: свободной развивающей деятельностью, предпринимаемой лишь по желанию дошкольника, ради получения им удовольствия от самого процесса игровой деятельности, а не только от результата; творческим, импровизационным видом деятельности, носящим активный характер этой деятельности (заключатся в создании «поля творчества»); эмоционально приподнятым видом детской деятельности (в игре наблюдаются соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.). Тем самым проявляется чувственная природа игры, характеризующаяся «эмоциональным напряжением»); видом детской деятельности с наличием прямых или косвенных игровых правил, которые отражают содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1, с. 55].
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка и формированию адекватной самооценки, педагогу и взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, особенно сюжетно-ролевые.
Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры старшего дошкольника. Ее основой выступает воображаемая ситуация, в ней наиболее четко выделяется разделение действительности на реальную, и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Воспитатель, наблюдая за ребенком во время сюжетно-ролевой игры, может сделать выводы о его самооценке по некоторым действиям: каким образом ребенок вступает в игру, какие роли предпочитает, в какой степени он активен, придерживается ли правил игры и т.д.
Сюжетно-ролевая игра помогает формировать у старших дошкольников самооценку, да и вообще нравственные представления в целом, потому что дети в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения, жизненные ситуации, в процессе моделирования которых приобретают своеобразный «жизненный» опыт. Игра и роль в этой игре могут научить ребенка гордиться собой, формируют в его поведении такие качества, как целеустремленность, самоуважение [3, с. 42].
Таким образом, формирование самооценки старших дошкольников происходит в процессе межличностного взаимодействия в игре, вследствие этого образовательная среда дошкольной образовательной организации оказывает важное воздействие на формирование адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста.
Игра занимает важное место в жизни старшего дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации, тем самым формируется адекватная данному возрасту самооценка.
Список литературы:
1. Вачков В.И. Развитие самосознания через игру. – М.: Академия, 2015. – 214 с.
2. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2002. – 286 с.
3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М.: Скрипторий, 2010. – 157 с.
4. Конышева Н.М., Кряжева Н.Л. Самооценка и самосознание в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
5. Смирнова Е.О.
Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов. М.: Издательство
«Школа-Пресс», 2009. – 344 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Самофалова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
сб. ст. по мат. CLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(151).
URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(151).pdf (дата обращения:
11.11.2022)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.