Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)
Оценка 4.7

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
история +2
6 кл—9 кл
31.01.2017
Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)
Научная работа "Детство, опалённое войной"
Научная работа учащегося Детство опалённое войной.doc
Гимназическая научно­практическая конференция «Юность и наука – третье тысячелетие» СЕКЦИЯ: история Детство, опалённое войной Автор: Новгородцева Арина Руслановна, 6 класс «А», МБОУ «Гимназия №48». Научный руководитель: Новгородцева Татьяна Степановна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназии №48». г. Норильск  2011г. СОДЕРЖАНИЕ Страница 1. Введение ………………………………………………………..            3 2. Биографии пионеров­героев…...............................................            4 2.1. Валя Котик…………………………………………………           4 2.2. Марат Казей……………………………………………….            4 2.3. Зина Портнова……………………………………………..           5 2.4. Саша Бородулин…………………………………………..           5 2.5. Лёня Голиков………………………………………………           5 2.6. Нина Куковерова………………………………………….           6 2.7. Валя Зенкова………………………………………………           6 2.8. Вася Коробко……………………………………………..            7 2.9. Лара Михеенко……………………………………………           8 2.10. Лида Вашкевич………………………………………….            8 2.11. Костя Кравчук…………………………………………..            9 3. Кто их помнит?………………………………………………..            10           4. Заключение……………………………………………………..           12 5. Список использованной литературы…………………………           13 6. Приложение…………………………………………………….           14 2 ВВЕДЕНИЕ 1945 год. Давно ли это было? Кажется, что очень давно. Целых 65лет назад наша страна одержала великую Победу над фашистской Германией! 65 лет – это целое поколение! Это прошлый – XX – век! Мы, современники, дети XXI  века – дети мирного времени! Наверное, это главное. Нам несказанно повезло, что наши прадеды сумели подарить нам счастливое мирное детство! А   какое   у   них   было   детство?   Военное!   До   войны   это   были   самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали­прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час ­ они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.  В процессе знакомства с биографиями   пионеров­героев, я поставила перед собой цель ­  выявить степень участия детей в Великой Отечественной Войне. Объектом исследования выступают биографии пионеров­героев. Предметом исследования являются подвиги пионеров­героев. Гипотеза – дети противостояли фашистам наравне с взрослыми и внесли неоспоримый   вклад   в   общую   победу   советского   народа   над   фашистской Германией. Методы   исследования:   анализ   документов,   кино­   и   документальной хроники, сравнение. 3 БИОГРАФИИ ПИОНЕРОВ­ГЕРОЕВ ВАЛЯ КОТИК Родился   11   февраля   1930   года   в   селе Хмелевка   Шепетовского   района   Хмельницкой области.  «Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята   собрали   на   месте   боев   оружие,   которое потом   партизаны   на   возу   с   сеном   переправили   в отряд. Валя узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Ему   тогда   только­только   исполнилось   четырнадцать   лет,   но   он   уже сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету   ­  шесть   вражеских   эшелонов,  взорванных   на   пути   к   фронту»1.  Валя Котик   был   награжден   орденом   отечественной   войны   1   степени,   медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.  МАРАТ КАЗЕЙ «...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню,   где   жил   Марат   с   мамой,   Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное   здание   фашисты   превратили   в   свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске.  Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял 1 Пионеры­герои: Рассказы о пионерах­Героях Советского Союза. Красноярск, 1986 г., с.33. 4 командованию   ценные   сведения»1.   Марат   участвовал   в   боях   и   неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.  За   мужество   и   отвагу   Марат   Казей   был   удостоен   звания   Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.  ЗИНА ПОРТНОВА Зина   участвовала   в   дерзких   операциях против   врага,   в   диверсиях,   распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.   Но   однажды   ее   выдал   предатель. «Фашисты   схватили   юную   партизанку,   пытали. Ответом врагу было молчание. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...»2. Отважная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой,   мужественной,   несгибаемой.   И   Родина   посмертно   отметила   ее подвиг высшим своим званием ­ званием Героя Советского Союза.  САША БОРОДУЛИН Шла   война.   Саша   Бородулин   раздобыл винтовку.   День   за   днем   вел   он   разведку.   Не   раз отправлялся   на   самые   опасные   задания.   Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету.  За   выполнение   опасных   заданий,   за проявленное   мужество,   находчивость   и   смелость Саша  Бородулин  зимой  1941 года  был  награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Тогда командир вызвал добровольцев ­ прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно   было   отойти   ­   лес   рядом,   но   отряду   так   дорога   каждая   минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.  ЛЁНЯ ГОЛИКОВ 1 Там же, с.19. 2 Пионеры­герои: Рассказы о пионерах­Героях Советского Союза. Красноярск, 1986 г., с.47. 5 Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень­озеро.   Когда   его   родное   село   захватил   враг,   мальчик   ушел   к партизанам.   Не   раз   он   ходил   в   разведку,   приносил   важные   сведения   в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один   на   один   с   фашистским   генералом.   «Граната,   брошенная   мальчиком, подбила   машину.   Из   нее   выбрался   гитлеровец   с   портфелем   в   руках   и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня ­ за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву»1.  Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой,   сражавшийся   плечом   к   плечу   со   взрослыми.   Он   погиб   под   селом Острая   Лука   зимой   1943   года.   2   апреля   1944   года   Лене   Голикову   было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).                               НИНА КУКОВЕРОВА С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Всё, что видела вокруг, запоминала,   сообщала   в   партизанский   отряд.   В деревне   расположился   карательный   отряд,   все подступы   перекрыты,   даже   самым   опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на   продрогшую,   усталую   девочку   с   торбой,   а   от   её   внимания   ничто   не укрылось ­ ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём.  Не раз ещё ходила на боевые задания Нина ­ пионерка, награждённая медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени. Юная героиня погибла. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны 1 степени.                             ВАЛЯ ЗЕНКОВА Брестская крепость первой приняла на себя удар   врага.   Рвались   бомбы,   снаряды,   рушились стены,   гибли   люди   и   в   крепости,   и   в   городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. 1 Пионеры­герои: Рассказы о пионерах­Героях Советского Союза. Красноярск, 1986 г., с.3. 6 Ушёл   и   не   вернулся,   погиб   героем,   как   многие   защитники   Брестской крепости.   А   Валю   фашисты   заставили   под   огнём   пробираться   в   крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала   место   их   расположения   и   осталась   помогать   нашим   бойцам.   Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова  и  снова  отказывалась   от  своего  глотка:   вода  нужна  раненым.  Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из­под огня, переправить на другой берег реки Мухавец ­ иной возможности спасти   их   жизнь   не   было,   ­   маленькая   санитарка   Валя   Зенкина   просила оставить   её   с   бойцами.   Но   приказ   есть   приказ,   и   тогда   она   поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя  клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.  За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.  ВАСЯ КОРОБКО Черниговщина.   Фронт   подошел   вплотную   к селу   Погорельцы.   На   окраине,   прикрывая   отход наших   частей,   оборону   держала   рота.   Патроны бойцам   подносил   мальчик.   Звали   его   Вася Коробко.   Ночь.   К   зданию   школы,   занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом ­ Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове   врага.   В   штабе   фашистов   он   топит   печи,   колет   дрова,   а   сам присматривается,   запоминает,   передает   партизанам   сведения.   Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие   потери.   Вместе   с   партизанами   Вася   уничтожил   девять   эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей.  7 Своего   маленького   героя,   прожившего   короткую,   но   такую   яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.  ЛАРА МИХЕЕНКО За   операцию   по   разведке   и   взрыву железнодорожного   моста   через   реку   Дрисса   к правительственной   награде   была   представлена ленинградская   школьница   Лариса   Михеенко.   Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...   Война   отрезала   девочку   от   родного города:   летом   уехала   она   на   каникулы   в Пустошкинский   район,   а   вернуться   не   сумела   ­   деревню   заняли   фашисты. Мечтала Лара вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6­й Калининской   бригады   командир   майор   П.   В.   Рындин   вначале   отказался принять "таких маленьких": ну, какие из них партизаны! Но, как же много могут   сделать   для   Родины   даже   совсем   юные   ее   граждане!   Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья,   ходила   Лара   по   деревням,   выведывая,   где   и   как   расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях...  Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли.   В   Указе   о   награждении   Ларисы   Михеенко   орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".  ЛИДА ВАШКЕВИЧ ...В   городе   Гродно,   оккупированном фашистами,   действовало   коммунистическое подполье. Одной из групп руководил отец Лиды. К нему приходили связные подпольщиков, партизан, и каждый раз у дома дежурила дочь командира. Со стороны   поглядеть   ­   играла.   А   она   зорко всматривалась, вслушивалась, не приближаются ли полицаи, патруль, и, если нужно, подавала знак отцу. Опасно? Очень. Но по сравнению   с   другими   заданиями   это   и   было   почти   игрой.   Лида   добывала бумагу для листовок, скупая по паре листочков в разных магазинах, часто с помощью своих друзей. Наберётся пачка, упрячет её девочка на дно чёрной 8 сумки и доставит в условленное место. А на другой день весь город читает слова   правды   о   победах   Красной   Армии   под   Москвой,   Сталинградом. Поездом   со   станции   на   станцию   ездила   девочка,   чтобы   передать   важное сообщение партизанам, подпольщикам. Взрывчатку мимо фашистских постов проносила всё чёрной сумке, засыпав доверху углём и стараясь не сгибаться, чтобы   не   вызвать   подозрений,   ­   уголь­то   взрывчатки   полегче...   Лида Вашкевич, рискуя жизнью, помогла вести борьбу с фашистами,   за   что   и   была   награждена   медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени. КОСТЯ КРАВЧУК Отступая   из   Киева,   два   раненых   бойца доверили   Косте   знамена   Советской   Армии.   И Костя   обещал   сохранить   их.   Сначала   закопал   в саду под грушей, затем хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном... И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул   у   знамени,   хотя   и   попадал   в   облаву,   и   даже   бежал   из   эшелона,   в котором угоняли киевлян в Германию. Когда Киев освободили, Костя пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей знамена.  Я   упомянула   о   подвигах   лишь   некоторых   из   многих   тысяч   детей   – защитников Родины. Мне удалось найти фотографии ещё нескольких человек ­  пионеров­героев (см. Приложение). Но это лишь небольшая толика тысяч и тысяч детей, чьё детство оказалось опалённым войной с фашизмом. И глядя на их лица, я понимаю, что они такие же как мы – дети XXI века. Только мы должны быть благодарны им за их самоотверженность, самопожертвование и мужество.  9 КТО ИХ ПОМНИТ? Конечно, по прошествии длительного времени, уже трудно сказать, что в этих историях документально подтверждённый факт, а что стало легендой. Но главный факт состоит в том, что таких мальчишек и девчонок, партизан и солдат, сынов полков на Великой Отечественной войне, в тылах фашистских войск и на фронтах было очень много.  Однако   феномен   этот   –   ребёнок   на   войне   –   отечественной   наукой, литературой или искусством до сих пор толком не изучен, не осмыслен.  Участник   ВОВ   Юрий   Иванович   Жданко,   вспоминая   своё   военное детство, говорил, что он «играл в настоящую войну»: «Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что­то не могли, а я мог, было очень много».1  В 1985 году советским режиссёром Э.Климовым был снят фильм «Иди и смотри», в котором речь идёт о мальчике, который уходит в партизаны после того, как на его глазах фашисты заживо сожгли в амбаре его родных и близких вместе со всеми другими жителями его деревни. Мальчик ушёл в партизаны с одной только мыслью – отомстить! Это типичный, но, наверное, крайний   случай.   Судя   по   биографиям   пионеров­героев   для   того,   чтобы воевать   с   фашистами,   детям   не   нужен   был   какой­то   особый   повод.   Они помогали взрослым в борьбе с оккупантами просто потому, что любили свою страну. И  горько  становится от того,  что звание  Героя Советского   Союза было  присвоено  большинству   из  детей­участников  ВОВ  не  сразу  же  после победы   над   фашистами,   а   лишь   по   прошествии   нескольких   десятков   лет. Например, Валя Котик был удостоен этого высокого звания только в 1958 году, а Марат Казей – в 1965 г. Почему? Ведь все подробности их подвигов были известны ещё в 1944­м, когда каждый из них погибли в своём бою в феврале и в мае.  Трагедия многих выживших детей – защитников Родины после войны заключалась   ещё   и   в   том,   что   ветеранами   Великой   Отечественной   они официально не значились, а значит, и никаких полагающихся льгот не имели. Даже те, кто был награждён боевыми орденами и медалями.  1 Плугатарёв И. Гавроши Великой Отечественной. //Солдат удачи, №159, 2007 г., с.30. 10 До   сих   пор   у   нас   в   стране   нет   памятника   ребёнку   Великой Отечественной   Войны.   Не   какому­то   конкретному,   а   ребёнку   вообще   – защитнику Родины в лихую годину испытаний.  Хотя на рубеже 1980­х годов человек   по   имени   Пётр   Машеров   (первый   секретарь   ЦК   Компартии Белоруссии),   выдвигал   идею   строительства   подобного   памятника.   Он говорил:   «Будет   справедливым,   если   мы   средствами   монументального искусства, в бронзе и граните выразим всенародную дань уважения светлой памяти детей­героев и жертв борьбы с фашизмом, создадим монумент в честь тех, чьё детство опалено войной»1. К сожалению, Петру Машерову так и не удалось   воплотить   свою   идею   в   жизнь.   В   1980   году   он   погиб   в автокатастрофе.  А   сколько   же   детей   непосредственно   принимало   участие   в   борьбе   с фашистами на территории нашей страны? Я попыталась найти ответ на этот вопрос в Большой Советской Энциклопедии. В ней говорится, что «в годы Великой Отечественной Войны более 35 тысяч пионеров ­ юных защитников Родины   было   награждено   боевыми   орденами   и   медалями»2.   Затем   я обратилась   к   другому   источнику   ­   книге   «Беларусь   в   годы   Великой Отечественной   войны.   В   ней   приводятся   данные   о   численности   детей   – участников   партизанского   движения   в   Белоруссии:   «Ребят   до   18   лет   в отрядах числилось 8,87%, то есть 33 тысячи человек»3. Но ведь это только официальные   данные   и   только   списочный   состав.   А   ведь   было   множество мальчишек и девчонок, которые сражались против гитлеровских оккупантов в подполье, то есть   их никто нигде и никогда не считал и не фиксировал по фамилиям.   Значит,   мы   никогда   не   узнаем   точного   количества   детей   – участников   ВОВ.   Значит,   прав   был   Пётр   Машеров,   настаивающий   на необходимости возведения памятника ребёнку – Защитнику Родины!  1 Плугатарёв И. Гавроши Великой Отечественной. //Солдат удачи, №159, 2007 г., с.31. 2 Большая Советская Энциклопедия, 1978 г., с.244. 3 Беларусь в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1994 г., с.52. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   своей   работе   я   попыталась   рассказать   о   юных   героях   Великой Отечественной   войны.   Мальчишки.   Девчонки.   На   их   хрупкие   плечи   легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.  Познакомившись   с   биографиями   и   описанием   подвигов   пионеров­ героев,   я   поняла,   что   без   их   активного   участия   в   борьбе   с   фашизмом, взрослым было бы ещё более сложно противостоять врагу. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими ­ отцами, братьями, рядом с   коммунистами   и   комсомольцами.   Сражались   повсюду.   И   ни   на   миг   не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее  детство было наполнено такими испытаниями,   что,   придумай   их   даже   очень   талантливый   писатель,   в   это трудно   было   бы   поверить.   Но   это   было.   Было   в   истории   большой   нашей страны,  было   в  судьбах   ее   маленьких   ребят  ­   обыкновенных   мальчишек   и девчонок. Они не пожалели своей жизни, защищая нашу страну от фашизма.  Почему они так поступили? Их отцы уходили на фронт и погибали в борьбе с фашизмом. Они любили и защищали от врагов свое Отечество. Их сыновья и дочери тоже любили свою родину, как и их родители, и брали с них пример. Мы, школьники XXI века, смогли бы так поступить, как юные герои Великой Отечественной?.. Я думаю, да! Мы такие же, как и они, так же любим свою родину, как мальчишки и девчонки тех лет. Потому что родина у нас одна,   как   отец   и   мать,   и   каждый   человек   должен   ценить,   оберегать   и заботиться о ней. Мы должны знать историю прошлого нашей страны, чтобы суметь ее защитить в нужный момент от врагов для будущего поколения. 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беларусь в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1994 г. 2. Большая Советская Энциклопедия, 1978 г. 3. Пионеры­герои: Рассказы о пионерах­героях Советского Союза.  Красноярск, 1986 г. 4. Плугатарёв И. Гавроши Великой Отечественной. //Солдат удачи, №159,  2007 г.  ://   ru   .  wikipedia    /  wiki    /    .  org   go.mail.ru/frame 5. http  6. http:// 7. http://netvoyne.ru/ 8. http://pro­podvigi.ru/ 13 ПРИЛОЖЕНИЕ   Надя Богданова Миша Гаврилов Люся Герасименко Боря Цариков Саша Колесников Аркадий Каманин 14

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)

Научная работа учащегося "Детство, опалённое войной" (6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017