Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автором технологии проблемно-модульного обучения является М.А.Чошанов.
В Международном Инновационном Научно-Исследовательском Образовательном Дистанционно-Сетевом Педагогическом Комплексе (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС» (Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ, г. Санкт-Петербург – Республика Карелия (г. Петрозаводск) – г. Мурманск) творческая группа учёных-педагогов и педагогов-исследователей под руководством генерального директора МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента, академика МАНЭБ, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Павлова Александра Константиновича завершила исследование и апробацию научно-методологических основ практической реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения в учебно-познавательном процессе образовательной организации. В качестве опытно-экспериментальной площадки была выбрана Инновационная Дистанционно-Сетевая Средняя Общеобразовательная Школа «МИКРОСКУЛ».
В результате проделанной работы, по мнению учёных-педагогов и педагогов-исследователей, реализация учебно-познавательного процесса на проблемно-модульной основе позволяет:
· интегрировать и дифференцировать содержание обучения посредством группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах. Полный вариант (без проблемного и углубленного блоков) - для учащихся, усваивающих учебный материал на минимальном (воспроизводящем) уровнях. Сокращенный вариант (блоки инвариантной структуры, проблемный и блок стыковки) - для учащихся, усваивающих материал на программном (конструктивном) уровнях. Углубленный вариант (сокращенный и проблемный блоки) - для школьников, овладевающих знаниями на сверпрограммном (усложненном) уровне;
· осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученности и индивидуального темпа продвижения по программе;
· акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся.
Цель педагогической технологии проблемно-модульного обучения: развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей.
Исходные научные идеи:
Технология проблемно-модульного обучения основана на трёх принципах:
1. Принцип системного квантования ориентирует на «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).
2. Принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей.
3. Принцип проблемности - целенаправленное создание учебных ситуаций на поиск ошибок.
Выделяются следующие группы ошибок:
· гносеологические (ошибки познавательного характера, совершенные в процессе эволюции знания);
· методические (ошибки преподавания, связанные с нарушением психологических особенностей восприятия, памяти, мышления в процессе обучения);
· учебные ошибки (сгруппированы в специальные таблицы по каждому модулю).
Структура проблемного модуля
Проблемный модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков.
1. Блок «вход» - контрольный. Актуализация опорных знаний и способов действий является своеобразным «пропуском» в проблемный модуль. Как правило, используются тестовые задания.
2. Исторический блок - краткий экскурс, раскрывающий генезис (происхождение) понятия, теоремы, задачи. Анализ возникающих при их решении затруднений и ошибок. Постановка историко-научных проблем.
3. Блок актуализации - опорные знания и способы действия, необходимые для усвоения нового материала, представленного в проблемном модуле.
4. Экспериментальный блок - описание учебного эксперимента, лабораторной работы для вывода формулировок, экспериментальных формул.
5. Проблемный блок - постановка укрупненной проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Возможно объединение проблемного и исторического блоков.
6. Блок обобщения - первичное системное представление содержания проблемного модуля. Структурно может быть оформлен в виде блок-схемы, опорных конспектов, алгоритмов, символической записи и т.п.
7. Теоретический (основной) блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке: дидактическая цель; формулировка проблемы (задачи); обоснование гипотезы; решение проблемы; контрольные тестовые задания.
8. Блок генерализации - отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля.
9. Блок применения - решение историко-научной проблемы, система задач и упражнений.
10. Блок стыковки - совмещение пройденного материала с содержанием смежных учебных дисциплин.
11. Блок углубления - учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.
12. Блок «выход» - контроль результатов обучения по модулю. Учащийся, не выполнивший то или иное требование блока «выход», возвращается к тому учебному элементу проблемного модуля, в котором были допущены ошибки.
Ограничения
1. Большие затраты времени учителем на подготовку содержания проблемно-модульных учебных программ.
2. Недостаточный уровень готовности школьников к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.