НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.6

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.6
DOC
21.12.2021
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
--()~4.DOC

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

     Автором технологии проблемно-модульного обучения является М.А.Чошанов.

     В Международном Инновационном Научно-Исследовательском Образовательном Дистанционно-Сетевом Педагогическом Комплексе (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС» (Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ, г. Санкт-Петербург – Республика Карелия (г. Петрозаводск) – г. Мурманск) творческая группа учёных-педагогов и педагогов-исследователей под руководством генерального директора МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента, академика МАНЭБ, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Павлова Александра Константиновича завершила исследование и апробацию научно-методологических основ практической реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения в учебно-познавательном процессе образовательной организации. В качестве опытно-экспериментальной площадки была выбрана Инновационная Дистанционно-Сетевая Средняя Общеобразовательная Школа «МИКРОСКУЛ».

     В результате проделанной работы, по мнению учёных-педагогов и педагогов-исследователей, реализация учебно-познавательного процесса на проблемно-модульной основе позволяет:

·        интегрировать и дифференцировать содержание обучения посредством группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах. Полный вариант (без проблемного и углубленного блоков) - для учащихся, усваивающих учебный материал на минимальном (воспроизводящем) уровнях. Сокращенный вариант (блоки инвариантной структуры, проблемный и блок стыковки) - для учащихся, усваивающих материал на программном (конструктивном) уровнях. Углубленный вариант (сокращенный и проблемный блоки) - для школьников, овладевающих знаниями на сверпрограммном (усложненном) уровне;

·        осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученности и индивидуального темпа продвижения по программе;

·        акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся.

     Цель педагогической технологии проблемно-модульного обучения: развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей.

Исходные научные идеи:

     Технология проблемно-модульного обучения основана на трёх принципах:

1.     Принцип системного квантования ориентирует на «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).

2.     Принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей.

3.     Принцип проблемности - целенаправленное создание учебных ситуаций на поиск ошибок.

Выделяются следующие группы ошибок:

·         гносеологические (ошибки познавательного характера, совершенные в процессе эволюции знания);

·         методические (ошибки преподавания, связанные с нарушением психологических особенностей восприятия, памяти, мышления в процессе обучения);

·         учебные ошибки (сгруппированы в специальные таблицы по каждому модулю).

Структура проблемного модуля

Проблемный модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков.

1.     Блок «вход» - контрольный. Актуализация опорных знаний и способов действий является своеобразным «пропуском» в проблемный модуль. Как правило, используются тестовые задания.

2.     Исторический блок - краткий экскурс, раскрывающий генезис (происхождение) понятия, теоремы, задачи. Анализ возникающих при их решении затруднений и ошибок. Постановка историко-научных проблем.

3.     Блок актуализации - опорные знания и способы действия, необходимые для усвоения нового материала, представленного в проблемном модуле.

4.     Экспериментальный блок - описание учебного эксперимента, лабораторной работы для вывода формулировок, экспериментальных формул.

5.     Проблемный блок - постановка укрупненной проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Возможно объединение проблемного и исторического блоков.

6.     Блок обобщения - первичное системное представление содержания проблемного модуля. Структурно может быть оформлен в виде блок-схемы, опорных конспектов, алгоритмов, символической записи и т.п.

7.     Теоретический (основной) блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке: дидактическая цель; формулировка проблемы (задачи); обоснование гипотезы; решение проблемы; контрольные тестовые задания.

8.     Блок генерализации - отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля.

9.     Блок применения - решение историко-научной проблемы, система задач и упражнений.

10.  Блок стыковки - совмещение пройденного материала с содержанием смежных учебных дисциплин.

11.  Блок углубления - учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.

12.  Блок «выход» - контроль результатов обучения по модулю. Учащийся, не выполнивший то или иное требование блока «выход», возвращается к тому учебному элементу проблемного модуля, в котором были допущены ошибки.

Ограничения

1.     Большие затраты времени учителем на подготовку содержания проблемно-модульных учебных  программ.

2.     Недостаточный уровень готовности школьников к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной  деятельности. 


 

3.    

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Полный вариант (без проблемного и углубленного блоков) - для учащихся, усваивающих учебный материал на минимальном (воспроизводящем) уровнях

Полный вариант (без проблемного и углубленного блоков) - для учащихся, усваивающих учебный материал на минимальном (воспроизводящем) уровнях

Структура проблемного модуля

Структура проблемного модуля

Блок «выход» - контроль результатов обучения по модулю

Блок «выход» - контроль результатов обучения по модулю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2021