Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
биология
10 кл
24.02.2018
Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"
Шум – одна из форм физического загрязнения, адаптация, к которой невозможна. Постоянные воздействия шумов приводят к нарушению и к ухудшению слуха человека, к неспецифическим изменениям различных систем органов организма человека: к болезням нервно-психического характера. Как известно, организм детей, является наиболее уязвимым, поэтому изучение акустической среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть времени, является актуальным.
влияние шума на организм.doc.doc
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4. Секция. Биология и биотехнология. Почвоведение и проблемы биосферы. Системная биология и биотехнология. Биосфера и проблемы Земли. Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью                                                                          Руководитель: Борисова Елена  Автор: Хафизова Марина Эдуардовна,  ученица 10 «А» класса  МОСШ №4                                                                                                 Анатольевна, учитель биологии,                                                                                    высшей квалификационной категории. 2 г. Нижневартовск, 2010 «Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью» Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны. Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. Аннотация. Шум – одна из форм физического загрязнения, адаптация, к которой невозможна. Постоянные воздействия шумов различных по силе и спектральному составу приводят к нарушению и к ухудшению не только слуха человека, но и к неспецифическим изменениям различных   систем   органов   организма   человека,   в   первую   очередь   к   болезням   нервно­ психического   характера.   Как   известно,   организм   детей,   является   наиболее   уязвимым, поэтому изучение акустической среды  школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть времени, является актуальным. Цель:   изучение   акустической   среды   школьных   помещений   как   фактора   риска здоровью. Методы   исследования:   эмпирический   метод   (измерение,   эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных. Полученные результаты: изучены источники шума в условиях школы, установлена зависимость уровня шума от площади помещения, мебели и других факторов, выявлена комфортность акустической среды исследуемого учреждения, разработаны рекомендации по уменьшению шумового загрязнения в школе. Выводы:  в период обучения дети и педагоги подвергаются шуму, превышающему предельно допустимый   уровень   (ПДУ   =   45   дБ)   в   1,4­1,6   раз.   Уровень   шума   входит   в   рамки допустимого лишь только в отсутствие детей в школьных помещениях;  уровень   шума   снижается   благодаря   деревянной   мебели,   обоям,   комнатным растениям   и   завешенным   окнам   примерно   на   3   дБ,   а   также   в   кабинетах   с   большей площадью; 3  суммарный   период   воздействия   шума   от   электрических   звонков   составляет   22 секунды в день или 2 минуты 12 секунд в неделю. Суммарный период воздействия шума во время урока (63 дБ) составляет 4 часа, во время перемены (38 дБ) – 1 час 10 минут;  шум   на   уроках,   на   переменах   снижает   работоспособность   учащихся,   вызывает усталость и головную боль. Область   применения:   результаты   исследования   могут   быть   использованы   при организации   учебно­воспитательного   процесса   в   общеобразовательных   учреждениях   с целью уменьшения негативного влияния шумового загрязнения на организм ребенка. 4 «Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью» Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны. Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. План исследования. I. Подготовительный этап.  Определение темы и ее  актуальности, цели, задач и проблемы исследования. Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально­гигиеническое значение.  Звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый  «школьный  шум». Какие существуют источники школьного шума? От чего зависит уровень шума? Как влияет шум на организм человека? Что известно подросткам о «шумовой болезни»? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответ в нашей работе «Изучение акустической среды в МОСШ №4». Цель   исследовательской   работы  –   изучение   акустической   среды   школьных помещений как фактора риска здоровью. Задачи исследования: 1. На основе теоретического изучения научно­популярной, медицинской литературы дать   характеристику   «шума»,   определить   его   источники,   выявить   влияние   шума   на организм человека. 2. Определить   источники,   характер   и   характеристики   возможных   шумовых загрязнителей в школьных помещениях. 3. Определить длительность воздействия возможных источников шума на организм учащихся в школе. 4. На основе социологического опроса выявить комфортность акустической среды исследуемого учреждения. 5. Выявить влияние акустической среды на здоровье учащихся различных возрастных групп. 6. Разработать рекомендации по уменьшению шумового загрязнения школы. Методы   исследования:  эмпирический   метод   (измерение,   эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных. II. Планирование. 5 Определение   источников   информации.   Подбор   и   изучение   научной   литературы. Знакомство   с   системой   библиографического   поиска   тематической   литературы. Составление   библиографического   списка   используемой   литературы.   Ознакомление   с современными   источниками   информации   (Интернет­ресурсы,   периодические   научные   и научно популярные издания). Библиография: 1. Советский энциклопедический словарь, 1975. 2. Алан Белл. Шум. Профессиональная вредность и общественное зло. Пер. с англ., 1967. 3.   Кривошеин   Д.А,   Муравей   Л.А,   Роева   Н.Н   /   Экология   и   безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Л.А Муравья. – М: ЮНИТИ­ ДАНА, 2000 – 447с. 4.  Круглов   В.А   Защита   населения   и   хозяйственных   объектов   в   чрезвычайных ситуациях. – Мн.: Амалфея, 2003 – 368с. 5.Челноков А.А, Ющенко Л.Ф. Охрана труда. – Минск: Высш. шк., 2006. – 463с. 6.Сугробов   Н.П,   Фролов   В.В.   Строительная   Экология.   –   М:   Издательский   центр «Академия», 2004.­ 416с. 7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352с. 8. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. – М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2007. – 424 с. 9.   Феоктистова   О.Г,   Безопасность жизнедеятельности (медико­биологические основы). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 320 с.   Феоктистова   Т.Г,   Экзерцева   Е.В. 10. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: «Россия молодая», 1994.­ 367 с. 11. Фролов М.П., Литвинов Е.М. Основы безопасности жизнедеятельности (9 кл.): Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 253 с. 12. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: ФАИР­ПРЕСС, 2003. – 288 с. 13. Экологическая эпидемиология, 2004 г. III. Исследование. 6 Сбор   и   уточнение   информации,   решение   промежуточных   задач.   Проведение экспериментальной части исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования. Исследовательская работа состоит из двух частей: 1) Теоретическая. Направления исследования: 1. Характеристика шума. 1.1. Определение шума. 1.2. Классификация шумов. 1.3. Нормирование шумов. 2. Влияние шумового фона на организм человека. 2) Практическая. Предмет исследований: школьные помещения. Объекты   исследования:  различные   по   происхождению   и   характеру   источники шумовых загрязнителей в школьных помещениях. Методы исследования: 1. Метод социологического опроса:  Подготовка анкет для обучающихся и педагогов. Исходя из поставленной цели, был составлен вопросник из 16 вопросов, предполагаемые варианты ответов, а так же вопросы с открытыми ответами (Прил. 1).  Анкетирование   учащихся   младшего,   среднего   и   старшего   звена   МОСШ   №4, педагогов.  Обработка анкет. Ответы на каждый вопрос заносились  в специальную таблицу. Затем проводился подсчет количества ответов по каждому вопросу и, исходя от всего количества анкетируемых, находили количество ответов в процентах.  Анализ полученных результатов.  Выводы  по   полученным   результатам   формулировались   исходя   из   содержания вопросов и процентного соотношения  вариантов ответов. 2. Эмпирические методы, такие как измерение и эксперимент. Экспериментальное   исследование   интенсивности   шума   проводилось   с   помощью шумомера  SVAN­959   (Прил.   2).   Интенсивность   шума   звонков   измерялась   на   разном расстоянии от источника шумового загрязнения: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 20 и 30 м. Интенсивность 7 шума в рекреациях (1, 2, 3 этажей), кабинетах, спортивном зале, библиотеке, столовой измерялась в центре помещений. Эксперимент проводился на разных этажах здания школы во время перемен, на уроках и после уроков (когда отсутствовали ученики). Выявили   зависимость   уровня   шума   от   площади   помещения,   высоты   потолка, количества и качества мебели, цветов, а так же количества учащихся и их возраста. Данные занесли в таблицы, построили графики (Прил. 3, 4, 5). Обосновали полученные результаты и на их основе сделали выводы. 3. Изучили медицинские карты учащихся 1­х, 4­х, 10­х классов с целью выявления количества   заболеваний   ЦНС,   сердечнососудистой   системы,   вегетативной   нервной системы и определения косвенного влияния шумовых загрязнителей на состояние здоровья ребенка. 4. Провели статистическую обработку данных. IV. Защита исследовательской работы. Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов. Результаты исследования были представлены:   на уроках биологии;   на школьной научно­практической конференции. Содержание. 8 Введение …………………………………………………………………………………….8 1.Характеристика шума……………………………………………………………………..9 1.1.Определение шума………………………………………………………………………9 1.2.Классификация шумов…………………………………………………………………..9 1.3.Нормирование шумов…………………………………………………………………..12 2.Воздействие шума на организм человека……………………………………………….12  3.Результаты и обсуждения………………………………………………………………...14 3.1.Экспериментальные данные…………………………………………………………...14 3.2.Данные социологического опроса……………………………………………………..16 3.3.Влияние акустической среды на здоровье учащихся разных возрастов……………18 Выводы………………………………………………………………………………………19 Литература…………………………………………………………………………………..20 Приложение 1. Формы анкет для учеников и педагогов…………………………………I   Приложение 2. Фотография шумомера……………………………………………………IV Приложение 3. Сводная таблица экспериментальных данных………………………….V Приложение 4. Зависимость уровня шума от различных факторов…………………….IX Приложение 5. Графики «Изменение уровня шума»……………………………………..X Приложение 6. Результаты анкетирования учеников и педагогов по проблеме  «Выявление комфортности акустической среды исследуемого учреждения»………XI 9 «Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью» Исследовательская работа Хафизовой Марины Эдуардовны. Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4, 10 А класс. Введение Актуальность. Шум – одна из форм физического загрязнения, адаптация, к которой невозможна. Постоянные воздействия шумов различных по силе и спектральному составу приводят к нарушению и к ухудшению не только слуха человека, но и к неспецифическим изменениям различных систем органов организма человека, в первую очередь к болезням нервно­психического   характера.   Как   известно,   организм   детей,   является   наиболее уязвимым, поэтому изучение акустической среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть времени является актуальным. Цель:   изучение   акустической   среды   школьных   помещений   как   фактора   риска здоровью. Предмет исследований: школьные помещения. Объекты   исследования:  различные   по   происхождению   и   характеру   источники шумовых загрязнителей в школьных помещениях. Задачи: 1. На основе теоретического изучения научно­популярной, медицинской литературы дать   характеристику   «шума»,   определить   его   источники,   выявить   влияние   шума   на организм человека. 2. Определить   источники,   характер   и   характеристики   возможных   шумовых загрязнителей в школьных помещениях. 3. Определить длительность воздействия возможных источников шума на организм учащихся в школе. 4. На основе социологического опроса выявить комфортность акустической среды исследуемого учреждения. 5. Выявить влияние акустической среды на здоровье учащихся различных возрастных групп. 6. Разработать рекомендации по уменьшению шумового загрязнения школы. Методы   исследования:  эмпирический   метод   (измерение,   эксперимент), социологический опрос, статистические методы обработки данных. Научная новизна. Определены источники шумового загрязнения акустической среды школьных   помещений,   их   характер   и   сила   воздействия   по   уровню   и   длительности. Определено косвенное влияние шумовых загрязнителей на состояние здоровья учащихся. 10 11 1. Характеристика шума 1.1. Определение шума Шум является наиболее распространенным и агрессивным физическим фактором окружающей среды, влияющим на здоровье населения. Существует   несколько   определений   шума.   Шум   –   это   беспорядочные   звуковые колебания   разной   физической   природы,   характеризующиеся   случайным   изменением амплитуды, частоты (Советский энциклопедический словарь, 1975). Шум – это хаотичное, нестройное смешение звуков, отрицательно действующее на нервную систему (Алан Белл, 1976).  Шум   –   это   совокупность   звуков   различной   частоты   и   интенсивности,   которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение (Экология   и   безопасность   жизнедеятельности…,   2000).  Шум   –   совокупность   звуков, которые во взаимодействии оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, мешают   его   трудовой   деятельности   (Защита   населения…,   2003).  Шум   как   физический фактор   представляет   собой   волнообразно   распространяющееся   механическое колебательное движение упругой среды, носящее обычно случайный характер. При этом источником его является любое колеблющееся тело, выведенное из устойчивого состояния внешней силой (Челноков, Ющенко, 2006). Шум имеет определенный спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность – уровень звукового   давления,   измеряемый   в   белах   (Б).   Так   как   орган   слуха   человека   способен различать   изменение   уровня   интенсивности   звука   на   0,1   Б,   то   для   практического использования удобнее единица в 10 раз меньше – децибел (дБ) (Челноков, Ющенко, 2006). Уровнем громкости шума называется уровень силы равногромкого с этим шумом звука с частотой колебаний 1000 Гц, для которого уровень силы звука в децибелах условно принят уровень громкости в фонах. Один фон – это громкость звука при частоте 1000 Гц и уровне   интенсивности   в   1   дБ.   На   частоте   1000   Гц   уровни   громкости   равны   уровням звукового давления (Челноков, Ющенко, 2006). 1.2. Классификация шумов По временным характеристикам выделяют  постоянный (уровень звука за рабочий день изменяется не более чем на 5 дБ) и непостоянный (уровень звука за рабочий день изменяется более чем на 5 дБ) шум. Непостоянный шум в свою очередь подразделяется на: 12  времени;  колеблющийся  во времени, уровень звука которого непрерывно изменяется во прерывистый, уровень звука которого изменяется ступенчато не более чем на 5 дБ, длительность интервала 1с и более;  импульсивный,   состоящий   из   одного   или   нескольких   звуковых   сигналов, длительность интервала меньше 1с, при этом уровни звука отличаются не менее чем на 7 дБ (Сугробов, Фролов, 2004; Экология и безопасность жизнедеятельности, 2000). По характеру спектра шум подразделяется на:  широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы;  тональный,   в   спектре   которого   имеются   выраженные   дискретные   тона (Сугробов, Фролов, 2004). По   спектральному   составу   в   зависимости   от   преобладания   звуковой   энергии   в соответствующем диапазоне частот различают низко­, средне­ и высокочастотные шумы (Хван, 2001). По   природе   возникновения  различают   механический,   аэродинамический, гидродинамический и электромагнитный шумы. Механические шумы возникают при работе различных   машин   и   механизмов   и   вызваны   трением   и   соударениями   составляющих   их деталей, ударными прессами, используемыми в производстве (ковка, штамповка) и рядом других факторов. Аэродинамические и гидродинамические шумы возникают при течении газов   и   жидкостей.   Электромагнитные   шумы   обычно   сопровождают   работу   различных электрических установок (Экология и безопасность жизнедеятельности, 2000). По возможности распространения шум подразделяют на:  воздушный шум – шум, распространяющийся в воздушной среде от источника возникновения до места наблюдения;  структурный   шум   –   шум,   излучаемый   поверхностями   колеблющихся конструкций   стен,   перекрытий,   перегородок   зданий   в   звуковом   диапазоне   частот (Графкина, 2007). По спектру выделяют стационарные и нестационарные шумы. Стационарные шумы характеризуются   постоянством   средних   параметров:   интенсивности   (мощности), распределения интенсивности по спектру (спектральная плотность), автокорреляционной функции.   Например:   шум   толпы   людей,   моря,   производственных   станков   и   т.д. Нестационарные   шумы   длятся   короткие   промежутки   времени   (меньше,   чем   время 13 усреднения в измерителях). Например: уличный шум проходящего транспорта, отдельные стуки в производственных условиях, редкие импульсные помехи в радиотехнике и т.п. По   месту   возникновения   шумы   могут   быть   отнесены   к   следующим   группам: транспортные, промышленные, строительные, внутриквартальные и домовые (Феоктистова Т. Г, Экзерцева Е. В, 2006 г). 1.3. Нормирование шумов Нормируемыми параметрами непостоянного шума являются: эквивалентный уровень звука, дБА и максимальный уровень звука, дБА. Эквивалентный  уровень звука непостоянного  шума  – уровень звука постоянного широкополосного   шума,   который   имеет   такое   же   среднее   квадратическое   звуковое давление, что и данный непостоянный шум в течение заданного интервала времени. Максимальный  уровень  звука  –  уровень  звука,  соответствующий  максимальному показанию   измерительного   прибора   при   включенной   необходимой   стандартизованной временной характеристике. Предельно допустимый уровень шума (ПДУ) – уровень, который при ежедневной работе (кроме выходных дней), но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа,   не   должен   вызывать   заболеваний   или   отклонений   в   состоянии   здоровья, обнаруживаемых   современными   методами   исследований,   в   процессе   работы   или   в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (Челноков, Ющенко, 2006). Предельно   допустимый   уровень   шума   для   трудовой   деятельности,   связанной   с творчеством и  преподаванием составляет 40­45 дБ более 50% времени (ГОСТ 12.1.003). 14 2. Воздействие шума на организм человека Диапазон слышимых звуков для человека составляет от 0 до 170 дБ (Реймерс, 1994). Для нормального существования, чтобы не ощущать себя изолированным от мира, человеку нужен шум в 10­20 дБ. Уровень естественного шумового фона – 20­30 дБ. При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост с 30 до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. Для «громких звуков» звуковая граница оставляет 80 дБ (Основы безопасности жизнедеятельности, 2002) Звуки,   уровень   которых   превышает   120­130   дБ,   вызывают   болевое   ощущение   и повреждения в слуховом аппарате человека (акустическая травма). Разрыв барабанных перепонок в органах слуха происходит под воздействием шума, уровень звукового давления которого оставляет около 186 дБ. Воздействие на организм человека   шума,   уровень   которого   порядка   196   дБ,   приводит   к   повреждению   легочной ткани (порог легочного прохождения). Однако   не   только   сильные   шумы,   приводящие   к   мгновенной   глухоте   или повреждению   органов   слуха   человека,   вредно   отражаются   на   здоровье   и работоспособности людей. Шумы небольшой интенсивности, порядка 50­60 дБ, негативно воздействуют   на   нервную   систему   человека,   вызывают   бессонницу,   неспособность сосредоточиться,   что   ведет   к   снижению   производительности   труда   и   повышает вероятность   возникновения   случайных   ошибок   и   даже   несчастных   случаев   (Гринин, Новиков, 2003). Ниже представлены основные источники и создаваемые ими максимальные уровни шума, дБ: Источник Стрельба из пистолета Модельные аэропланы Мотоциклы/снегоходы Спортивные автомобили Цепная пила Моторная пила Газонокосилка Выброс мусора Вакуумные очистители Кондиционеры для воздуха Персональные и домашние стереосистемы Таблица 1. Уровень шума, дБ >108 >105 >80 >110 >105 >95 >80 >65 >60 >50 >95 Концерт рок­музыки Симфонический концерт Автобус, грузовик Поезд  15 >90 80 >60­70 >80 Шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы   организма   человека,   вызывая   разнообразные   физиологические   изменения.   Это влияние может носить как специфический характер (изменение слуха), так и проявляться в виде   неспецифических   явлений   –   вегетативных   изменений   (повышения   кровяного   ослабления   внимания, давления,   нарушения психофизиологических   показателей   (повышенной   раздражительности,   нарушения   сна,   а   памяти,   утомляемости   глаз), также   снижения   школьной   успеваемости).   Дети,   проживающие   в   условиях   шумового загрязнения окружающей среды, чаще имеют проблемы с усвоением школьного материала. Установлено, что темп прироста психических нарушений у них составляет 0,5 % на 1 дБ уровня   шума.   Эффект   воздействия   звука   зависит   от   генетических   и   приобретенных особенностей организма.  Некоторые  люди  обладают  особой чувствительностью  к шуму (Экологическая эпидемиология, 2004). 16 3. Результаты и их обсуждение Шум   в   условиях   школы   от   электрического   звонка   является   непостоянным, колеблющимся,   механическим,   стационарным   и   воздушным.   Шум   детей   является аэродинамическим. 3.1. Экспериментальные данные Шум от звонков В ходе эксперимента фиксировались уровни шума от электрических звонков. Звонки в данной школе размещены на этажах в разных местах, а именно: одни звонки расположены за стеной на лестничной площадке – это 2 и 3 этаж, другие – в центре зоны рекреации. В связи с этим измерения проводились на разных этажах на одном и том же расстоянии от источника. Расстояние выбиралось на пути следования школьников мимо источника шума (электрического звонка) и составило 5 метров, а также в наиболее удаленной точке этажей – 33 м. Результаты   измерений   на   расстоянии   5   м   показали,   что   уровень   шума   от электрического звонка уменьшается с 1 по 3 этаж. Наибольший уровень шума на 1 этаже и составил 92 дБ. На 2 этаже уровень шума меньше – 80 дБ. На 3 этаже – 69 дБ. Таким образом, уровень шума от электрического звонка уменьшается на 11­12 дБ с движением на этаж выше. Причина разного уровня шума от электрических звонков на этажах кроется в планировке расположения звонков и стен. Звонок на 1 этаже расположен центре в зоне рекреации и полностью открыт. На 2 этаже звонок скрыт от рекреации бетонной стеной. На третьем этаже – стеной из стеклянного кирпича. Следовательно, наиболее шумозащитным материалом   является   стеклянный   кирпич,   а   лучшее   расположение   –   на   лестничной площадке. Результаты   измерений   на   расстоянии   33   м   от   источника   шума   показали   тоже уменьшение уровня шума по мере движения с 1 на 3 этаж: на 1 этаже – 79 дБ, на 2 этаже – 70 дБ, на 3 этаже – 62 дБ. Следовательно, уровень шума уменьшается на 8­9 дБ на каждом вышерасположенном этаже. Данное уменьшение уровня шума объясняется той же самой разницей шумозащиты. Изменение уровня шума на 8­9 дБ (а не на 11­12, как на расстоянии 5 м) происходит из­за большего расстояния от источника шума. В ходе эксперимента также выявлялось изменение уровня шума от электрических звонков по сравнению со звонком типа колокольчик в зависимости от расстояния: 1, 2, 3, 4, 5,  10,  20  и  30  метров.  Результаты  измерений  (Прил.   5)  показали,   что  уровень  шума  в 17 среднем понижается на каждый метр на 1,6 дБ и на каждые 10 метров – на 10 дБ от электрического звонка. Уровень шума от колокольчика в среднем понижается на каждый метр на 0,5 дБ и на каждые 10 метров – на 3,9 дБ. Максимум интенсивности шума от электрического   звонка   наблюдался   на   расстоянии   1   метр   и   составлял   99,8   дБ.   Такой уровень шума выходит за границу «громкого» шума (80 дБ). Уровень шума, не выходящий за границу «громкого», отмечается лишь на расстоянии 30 метров и составляет – 79,8 дБ. Это минимальный шум от электрического звонка в школе. Максимум интенсивности шума от звонка типа колокольчик составляет 81,6 дБ, на расстоянии 4 метров шум перестает быть   громким   (79,3   дБ).   Минимальный   уровень   шума   от   звонка   типа   колокольчик составляет   71   дБ.   В   среднем   разница   шума   от   данных   звонков   равна   13   дБ,   поэтому колокольчик является менее «вредным». Суммарный   период   воздействия   шума   от   электрических   звонков   составляет   22 секунды в день или 2 минуты 12 секунд в неделю. Шум в кабинетах Уровни шума в закрытых кабинетах измерялись во время перемены и уроков, а также в отсутствие детей. Во время перемены уровень шума в кабинетах в среднем составляет 72 дБ, во время урока – 63 дБ, а в отсутствие детей – 38 дБ. Получается, что в период обучения   дети   и   педагоги   подвергаются   шуму,   превышающему   предельно   допустимый уровень (ПДУ = 45 дБ) в 1,4­1,6 раз. Уровень шума входит в рамки допустимого лишь только в отсутствие детей. Суммарный период воздействия шума во время урока (63 дБ) составляет 4 часа, во время перемены (38 дБ) – 1 час 10 минут. Также было отмечено, что в кабинетах с железными партами уровень шума выше в среднем   на   10   дБ   (Прил.   4).   Уровень   шума   снижается   благодаря   деревянной   мебели, обоям, цветам и завешенным окнам примерно на 3 дБ (Прил. 4). В ходе эксперимента было установлено, что немаловажную роль играет площадь кабинета. В кабинетах с большой площадью   (66   м2)   шум   снижается   на   6­8   дБ   по   сравнению   с   кабинетами   с   меньшей площадью (21­40 м2) (Прил. 4). Шум в зоне рекреаций Шум в зоне рекреации измерялся во время перемены и урока (Приложение 5) на разных этажах. Самым шумным во время перемены оказался 1 этаж с уровнем шума в 84 дБ. Данный уровень шума выше максимального уровня шума от звонка типа колокольчик и 18 превышает ПДУ в 1,9 раз. На втором этаже уровень шума составил почти 81 дБ, на третьем – 83 дБ (превышение ПДУ в 1,8 раз). Шум в малом спортивном зале, кабинете музыки и библиотеке Шум   в   малом   спортивном   зале   во   время   тренировки   составил   почти   89,6   дБ (превышение ПДУ практически в 2 раза). Измерение уровня шума в кабинете музыки во время   пения   показало   значение   82,2   дБ.   Занятия   музыкой   проводятся   дополнительно, поэтому дети, посещающие данную секцию, получают дополнительное воздействие шума в течение часа. Замер уровня шума в библиотеке равен 49 дБ, что незначительно превышает ПДУ.   Разница   уровня   шума   в   библиотеке   во  время   урока   по   сравнению   с  кабинетами объясняется тем, что в ней установлена шумоизоляционная дверь. 3.2. Данные социологического опроса Исследования комфортности акустической среды нашей школы были проведены на основании   анкетирования   учеников   разных   возрастов:   начального,   среднего,   старшего звена. Так же в анкетировании приняли участие педагоги школы. Всего было опрошено ­ 115 респондентов, из них 100 учеников и 15 учителей. Анкеты для учеников включали 16 вопросов, для учителей – 12 вопросов (Прил. 1).  По итогам проведенного опроса были составлены   сводные   таблицы   (Прил.   6).   На   основании   полученных   результатов анкетирования учеников можно сделать следующие выводы: 1. О влиянии шумового загрязнения на живые организмы известно 49% ученикам, 25% ­ знают немного, 25% ученикам ничего не известно. 2.   100%   учеников   различают   естественные   и   искусственные   источники   шума, приводят следующие примеры: искусственные – транспорт, телевизор, магнитофон, бытовая техника;   3. Большинство учеников отмечают, что шум в школе влияет на их состояние, а естественные – речь людей, дождь, ветер. вызывает головные боли у 16% учеников; именно:   4. Подавляющее большинство учеников отметили, что шум на уроках влияет на вызывает раздражение у 54% анкетируемых. усвоение учебного материала:  плохо усваивают учебный материал – 23% анкетируемых; 19  шум отвлекает – 56% обучающихся. 5. Шум на переменах мешает отдыхать, это отметили 42% респондентов. 6. Источником шума в нашей школе являются: сами дети (90%), школьный звонок (10%). 7. Наиболее шумные места в школе: в кабинете на перемене (31%), в рекреациях (32%), в столовой (37%). 8.   Подавляющее   большинство   учеников   предпочитают   слушать   музыку   через наушники   (60%).   Очень   громко   слушают   –   30%,   громко   ­   45%.   А   вот   телевизор предпочитают смотреть при средней громкости (74%). 9.   Большинство   анкетируемых   отметили,   что   их   дом   находится   вдали   от автомагистрали и шум транспорта им не мешает (67%). 10. Для того, чтобы на уроке не было шумно, обучающиеся отмечают: оптимальное количество учеников в классе должно быть: 10 человек – 42%, 10­15 человек – 50%, 20 человек – 26%. 11.   Респонденты   среди   учеников   отмечают   следующие   меры   по   уменьшению шумового загрязнения в нашей школе:      запретить на переменах включать громкую музыку на сотовых телефонах (29%); проводить беседы среди учеников(36%); сменить школьный звонок на другой (58%); в классах должно быть меньше учеников (42%); на  переменах   тихо   разговаривать,   не   кричать   –  отметили   ученики   начальной школы – 71%;  большинство учеников старшего класса (86%) отмечают, что школа не может быть без шума. Результаты анкетирования учителей: 1. Респонденты старшего поколения, а именно педагоги, осведомлены о влиянии шумового загрязнения на организм (57%, немного – 29%). 2. У педагогов школы шум вызывает головные боли (14%), раздражение (86%) 3. Шум мешает отдохнуть во время перемены (43%).  Наиболее шумные места в нашей школе – рекреации (86%) 4. 5. Все педагоги отметили, что источником шума в школе являются сами дети. 20 6. Большинство   учителей   предпочитают   слушать   музыку   тихо   (71%),   смотреть телевизор на средней громкости (57%). 7. Учителя   отмечают,   что   наполняемость   класса   нередко   является   главным фактором в формировании уровня шума на уроке. Идеальным количеством является 15­20 человек (86%). 8. Обязательно надо запрещать на переменах включать громкую музыку на сотовых телефонах. 9. Педагогами предложны следующие меры по уменьшению шумового загрязнения в   школе:   организация   перемен,   больше   зеленых   насаждений   в   классах,   рекреациях, обустроить   тихий   уголок,   соблюдение   правил   поведения   на   переменах.   Так   же   было отмечено, что школа не может быть без шума. Таким   образом,   уровень   шума   на   уроках,   переменах   (в   кабинетах,   столовой, рекреациях), как отметили анкетируемые, полностью зависит от самих ребят. Большинство подростков (независимо от возраста) предпочитают слушать музыку в наушниках, очень громко или громко. 3.3. Влияние акустической среды на здоровье учащихся различных возрастов Перейдя к исследованию данного вопроса, мы решили, прежде всего, обратиться к медицинскому персоналу нашей школы. Изучили данные медицинского осмотра учащихся разных   возрастных   групп:   1   класс,   4   класс,   10   класс.   Особое   внимание   обращали   на количество   заболеваний   центральной   нервной   системы,   вегетососудистой   системы, сердечнососудистой системы, органа слуха (табл. 2) Таблица 2. Динамика заболеваемости учащихся МОСШ №4 Заболевания Пол Возраст ЦНС Вегетативная н.с. Сердечнососудистая  система ЖКТ Мальчики Девочки  Мальчики  Девочки  Мальчики  Девочки  Мальчики Девочки  1 класс 4 класс 5 класс 10 класс 0 0 0 0 2 1 1 1 0 0 0 0 2 1 2 2 1 0 1 2 4 2 1 0 1 0 0 0 4 3 0 4 Эти данные позволили сделать нам следующие выводы: 21 ­ больше всего подростков с сердечнососудистыми заболеваниями; ­ к 10 классу количество учеников с заболеваниями ССС и ЦНС увеличивается. Мы не можем утверждать, что данные заболевания напрямую вызваны шумовым воздействием.   Шумовые   загрязнения   являются   одним   из   факторов   риска   здоровью, влияющих на ЦНС, ВСС, ССС, ЖКТ и могут обострять заболевания данных органов. 22 Выводы Изучив   акустическую   среду   школьных   помещений   на   примере   Муниципальной общеобразовательной средней школы №4, мы пришли к следующим выводам:  в период обучения дети и педагоги подвергаются шуму, превышающему предельно допустимый   уровень   (ПДУ   =   45   дБ)   в   1,4­1,6   раз.   Уровень   шума   входит   в   рамки допустимого лишь только в отсутствие детей в школьных помещениях;  уровень   шума   снижается   благодаря   деревянной   мебели,   обоям,   комнатным растениям   и   завешенным   окнам   примерно   на   3   дБ,   а   также   в   кабинетах   с   большей площадью;  суммарный   период   воздействия   шума   от   электрических   звонков   составляет   22 секунды в день или 2 минуты 12 секунд в неделю. Суммарный период воздействия шума во время урока (63 дБ) составляет 4 часа, во время перемены (38 дБ) – 1 час 10 минут;  шум   на   уроках,   на   переменах   снижает   работоспособность   учащихся,   вызывает усталость и головную боль. Рекомендации по уменьшению шума внутри школьных помещений: 1. Классным руководителям  на классных часах донести до учащихся научные данные о вреде шумового загрязнения окружающей среды на живые организмы. 2. Классным   руководителям,   дежурным   классам   контролировать   поведение учащихся и соблюдение тишины в коридорах на переменах и в школьной столовой. 3. Администрации школы, совету старшеклассников разработать систему мер по наказанию нарушителей дисциплины, как на переменах, так и на уроках.  4. Администрации школы запретить на переменах включать учащимся музыку на мобильных телефонах, т.к это создает дополнительный шум в школе, а кроме того сотовые телефоны­ один из источников электромагнитного излучения. 5. Рекомендовать   заведующим   учебными   кабинетами,   которые   недостаточно озеленены, увеличить количество комнатных растений в своих кабинетах, а администрации школы   предусмотреть   в   плане   по   благоустройству   школьных   помещений   (рекреаций) увеличение количества комнатных растений с крупными листьями. 6. Каждый   человек   должен   избегать   чрезмерного   шума,   осознавать   различные источники шума и стремиться к более здоровому звуковому окружению. 23 Литература. 24 1. Советский энциклопедический словарь, 1975. 2. Алан Белл, Шум. Профессиональная вредность и общественное зло. Пер. с англ., 1967. 3.Кривошеин, Д.А, Муравей Л.А, Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Поде ред. Л.А Муравья. – М: ЮНИТИ­ДАНА, 2000 – 447с. 4.  Круглов В.А Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. – Мн.:Амалфея, 2003 – 368с. 5. Челноков А.А, Ющенко Л.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие. – Минск: Высш. шк., 2006. – 463с. 6.   Сугробов   Н.П,   Фролов   В.В.   Строительная   Экология:   Учеб.   Пособие   для сред.проф.образования. ­ М: Издательский центр «Академия», 2004.­ 416с. 7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352с. 8. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. – М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2007. – 424 с. 9. Феоктистова О. Г, Феоктистова Т. Г, Экзерцева Е. В. Безопасность жизнедеятельности (медико­биологические основы). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 320 с. 10. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: «Россия молодая» , 1994.­ 367 с. 11. Фролов М. П, Литвинов Е. М. Основы безопасности жизнедеятельности: 9кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 253 с. 12. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: ФАИР­ПРЕСС, 2003. – 288 с. 13. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология: Учебник для высш. учеб. заведений/Под ред. Б.А. Ревича.­М.: Издательский центр «Академия», 2004г.­ 384 с. 25                                                                                                                              Приложение 1.  Анкета №1. Уважаемые   ученики,   для   выявления   комфортности   акустической   среды   в   нашей школе, мы предлагаем Вашему вниманию анкету.       Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один   из   них   Вас   не   устраивает,   напишите,   пожалуйста,   свои   соображения   на специально отведенных строках.       Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно. Заранее благодарим за участие в исследовании.   1.Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы? А) Да Б) Нет В) Немного  2. Перечислите естественные и искусственные источники шума. _______________________________________________________________ 3.Влияет ли шум на ваше состояние?  А) болит голова Б) раздражает  В) не влияет Г) другое__________________________________________________________ 4.Какие места нашей школы наиболее шумные? А) в кабинете на уроке Б) в кабинете на перемене В) в столовой Г) в рекреации (укажите этаж) Д) другое __________________________________________________________ 5.Как вы усваиваете учебный материал на  тех уроках, на которых шумно? А) плохо Б) отвлекает 26 В) шум не влияет на восприятие материала Г) другое__________________________________________________________ 6.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно? А) хорошо Б) как обычно В) раздражен Г) другое________________________________________________________________ 7.Шум на переменах мешает тебе отдыхать? А) нет Б) да 8.Что является источником шума в нашей школе? А) сами дети Б) звонок В) другой ответ________________________________________________________________ 9.Как вы любите (предпочитаете) слушать музыку? А) открыто Б) через наушники  10. Как громко вы слушаете музыку? А) очень громко Б) громко В) средне Г) тихо 11.Удобно ли вам слушать музыку и одновременно заниматься учебой? А) да Б) нет В) не знаю 12.Предпочитаете смотреть телевизор при: А) высокой громкости Б) средней В) тихой 13.Ваш дом находится вблизи автомагистрали и шум транспорта вам мешает. А) да Б) нет В) другой ответ__________________________________________________________  14.Каково, на твой взгляд, оптимальное количество учащихся в классе, при котором  на уроках не будет шумно? ______________________________________________________________________ 15.Надо ли принимать какие­то меры, чтобы запретить на переменах включать  громкую музыку на сотовых телефонах? А) да Б) нет В) не знаю 16.Как можно уменьшить шумовое загрязнение в нашей школе? _________________________________________________________________________ Анкета №2. 27 Уважаемые   педагоги,   для  выявления   комфортности  акустической  среды   в  нашей школе, мы предлагаем Вашему вниманию анкету.       Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один   из   них   Вас   не   устраивает,   напишите,   пожалуйста,   свои   соображения   на специально отведенных строках.       Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно. Заранее благодарим за участие в исследовании.   1.Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы? А) Да Б) Нет В) Немного  2. Перечислите естественные и искусственные источники шума. _______________________________________________________________ 3.Влияет ли шум на ваше состояние?  А) болит голова Б) раздражает  В) не влияет Г) другое__________________________________________________________ 4.Какие места нашей школы наиболее шумные? А) в кабинете на уроке Б) в кабинете на перемене В) в столовой Г) в рекреации (укажите этаж) Д) другое __________________________________________________________ 5.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно? А) хорошо Б) как обычно В) раздражен Г) другое________________________________________________________________ 6.Шум на переменах мешает вам отдыхать? А) нет Б) да 7.Что является источником шума в нашей школе? А) сами дети Б) звонок В) другой ответ________________________________________________________________ 8.Примерно во сколько дБ вы слушаете музыку? 28 А) очень громко Б) громко В) средне Г) тихо 9.Предпочитаете смотреть телевизор при: А) высокой громкости Б) средней В) тихой 10.Ваш дом находится вблизи автомагистрали и шум транспорта вам мешает. А) да Б) нет В) другой ответ__________________________________________________________  11.Каково, на ваш взгляд, оптимальное количество учащихся в классе, при котором  на уроках не будет шумно? ______________________________________________________________________ 12.Надо ли принимать какие­то меры, чтобы запретить на переменах включать  громкую музыку на сотовых телефонах? А) да Б) нет В) не знаю 13.Как можно уменьшить шумовое загрязнение в нашей школе? _________________________________________________________________________ 29 Приложение 2. 30 Приложение 3. Таблица 1. Сводная таблица, выявляющая зависимость уровня шума от площади помещения, высоты потолка, количества и качества мебели, цветов, а так же количества учащихся. 31 Измерения (дБ) уроки перемены Кол­во учении­ ков Урок Пере мена Характеристика кабинета Площадь (м2) Высота потолка ­2,60 Стены (обои, покраска) Окна Деревянные, пластик Занавески, Жалюзи Наличие мебели Наличие стендов Озеленение 24 / 12 56­59 50­52 52,4 Обои Пластиковый, тюль, шторы Стенка, парты 14, стулья ­28, компьютер ­1, доска ­2 1 из оргалита № кабине­та Класс Урок Пере мена 2а 3а 1а 2б 4а 4б 1 2 3 5 6 7 20 / 17 48­49 68­ 76 50,3 Краска Пластиковые, тюль, Малая стенка, парт 12, шторы стульев­24,тумба, 1 доска. Подвесной потолок 22 / 15 54­56 66 ­ 70 50,3 Обои Пластиковые, тюль, Парты ­13, чтульев­26, шторы 3 шкафа, 1 доска 24 / 17 48­49 72 49,6 Обои Пластиковые, тюль, шторы Парт ­14, стульев­28, малая стенка, 2 доски, компьютер 28 / 15 56­58 60­66 27 / 29 56­58 72­74 49 49 Обои Пластиковые, тюль, Парт 15, стульев ­30, шторы стенка Стеклообои Пластиковые, тюль, Парт 15, стульев ­30, 1 стенд из 2 стенда из пенопласта 1 стенд из пенопласта 6 стендов из пенопласта 2 стенда из пенопласта Всего­26 цв. Крупнолистных­ 3 (диффенбахия, монстера,спати­ филлум) Всего­9 цв.Крупнолистны х­1 (калла) 17 цветов Крупнолистных­2 (лимон, спатифиллум) Всего­ 21 цвет. Крупнолист ­3 ( 1 лимон,  2 спатифиллума,) Всего­20 цвет. Крупнолистных­ 2 ( калла, спатифиллум) Всего ­12 цвет. 8 9 1б 22 / 18 56­60 66 ­72 9б /10 б 23 / 10 54­59 56­59 Пустой ­ 42 51,1 51,7 Обои Пластиковые, тюль, Парт ­12, стульев ­24, обои шторы Пластиковые, жалюзи 10 8а / 6б 23 / 20 48­52 65­74 50,0 обои Пластиковые, тюль 9а / 9б 22 / 12 56­60 55­56 50,5 Обои Пластиковые, тюль 11 12 13 14 15 16 9 в 12 60­65 ­ 49,9 Обои Пластиковые, жалюзи 10 парт, 20 стульев + 9 офисных стульев, 11 3 стенда из оргалита 10а /9в 25 / 18 54 ­ 59 62 ­ 64 49,5 Обои 5а / 5а 28 / 20 54 ­ 62  76 49,2 Стеклообои Пластиковые, жалюзи Пластиковые, жалюзи 7 б 10 50 ­ 54 49,9 Обои Пластиковые, тюль компьютеров, проектор, 2 доски, шкаф, 1 тумба 16 парт, 30 стульев (дерев), 2 доски, стенка, 1 тумба, компьютер 16 парт, 32 стула (дерев), 1 доска, стенка, подвесной потолок 15 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, стенка, 2 тумбы 17стендов из оргалита (ДВП) 2 стенда из дерева, 2 из оргалита (ДВП) 3 стенда из пенопласта 8а / 9а 20 / 10 48 56 ­ 58 51,0 Обои Пластиковые, тюль, 15 парт, 30 стульев 1 деревянный шторы малая стенка, 2 доски, пенопласта шкаф, подвесной потолок,  компьютер малая стенка, компьютер, 1 доска 15 парт, 30 стульев (дерев),компьютер, 2 доски, малая стенка 15 парт, 30 стульев (дерев), проектор, компьютер, малая стенка,  2 доски 15 парт, 30 стульев (дерев), проектор, 2 доски, малая стенка 6 стендов из пенопласта 2 стенда из оргалита 4 (2 из оргалита, 2 из пенопласта) 3 (2 из оргалита, 1 из пенопласта) 32 Крупнолистных ­3 (диффенбахия, фикус ,спати­ филлум) Всего – 8 цвет. Крупнолистных ­нет Всего ­14 цвет. Крупнолистных­5 (каштан, лимон, калла, бегония, шеффлера) Всего ­5 цвет. Крупнолистных – 5 (антуриум, 2 спатифиллума, 1 лимон) Всего­ 8 цвет. Крупнолистных – 2 (диффенбахия, спатифиллум) Всего ­9 цвет. Крупнолистных – 3  (бегония, диффенбахия, традесканция) Всего – 33 цвет. Крупнолитсных – 3 (калла) Всего ­21 цвет. Крупнолистных – 4 (2 бегонии, диффенбахия, 2 циссуса) Всего ­19 цветов. Крупнолистных ­2 (бегония, спатифиллум) Всего ­5 цвет. шторы, 11а/11а 26 /11 59­60 60­62 51,6 Краса Пластиковые, тюль 8в / 8в 16 / 8 56­59 60­62 50,5 Обои Пластиковые, тюль 9в/ 9в 23/ 19 49­50 68 49,8 Краска Пластиковые, тюль 7б / 7б 20 /15 50 64­72 49,6 Краска Пластиковые, тюль 52­58 Пианино ­ 83 49,4 Краска Пластиковые, тюль 8А 6 б 42 16 7б / 7б 14 /6 ­ 48 65­75 60­68 пустой ­39 49,7 49,2 50,9 21,0 65,2 Краска Пластиковые, жалюзи Краска Пластиковые, тюль Краска Пластиковые, тюль Обои Обои Деревянные, тюль Пластиковые, жалюзи 5а /5а 23 /21 59­60 60­70 11а/ 9а 7 б / 8а 5 /12 19/11 56 ­58 56­64 70 ­ 72 65 пустой ­41 17 18 19 20 21 22 23 24 25 32 (дерев), 1 доска, стенка, стеллаж, подвесной потолок. 15 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, стенка, подвесной потолок 15 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, 1 тумба, малая стенка 15 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, стенка, компьютер. проектор 15 парт, 30 стульев (дерев), 3 доски, стенка, проектор 15 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, пианино, тумба, малая стенка 14 парт, 28 стульев (дерев), 1 доска, проектор, 5 тумб 16 парт, 32 стульев (дерев), 2 доски, стенка, 2 тумбы 16 парт, 30 стульев (дерев), 1 доска, стенка, 2 тумбы 8 парт, 15 стульев, 2 тумбы, 1 доска 15 парт, 30 стульев (желез), 3 доски, стенка, компьютер, проектор, стенд 5 стендов из оргалита 2 стенда из оргалита 4 стенда из оргалита 2 стенда из пенопласта нет 14 стендов из ДВП 2 стенда из дерева 4 стенда из оргалита, 2 из пенопласта 33 Крупнолистных ­2 (фикус, герань). нет Всего – 9 цвет. Крупнолистных – 2 (кала, амариллис) Всего – 6 цвет. Крупнолистных ­нет Всего – 20 цвет. Крупнолистных ­9 (3 спатифиллума, 2 диффенбахии, 2 каллы, 1 бегония, 1 плющ) Всего – 2 цвет. Крупнолистных ­нет нет Всего ­9 цвет. Крупнолистных ­3 (2 монстеры, калла). Всего – 7 цвет. (фиалки) 9 стендов из ДВП Всего – 8 цвет. 3 стенда из ДВП (фиалки) Всего ­30 цвет. Крупнолистных ­4 (2 диффенбахии, пальма, 34 11 а 14 /13 54 ­56 56­60 пустой ­31 66,1 Краска Пластиковые, тюль демонст.стол 15 парт, 30 стульев (дерев), 3 доски, стенка, компьютер, проектор, демонст.стол, вытяжка, подвесной потолок 7 чел 48­49 41,3 Краска Деревянные, тюль Парт ­5, 10 стульев, 27 1­4 5­7 8­11 6а 6 б 15 12 62­68 56­60 52­60 47­48 54­80 (работали приборы) 138 65,3 Краска Деревянные, тюль Стеклообои Деревянные 60­64 (работали на швейных машинках) 43,6 Краска Деревянные, тюль пустой 89 ­ 90 50,1 (малый) 313,1 (Большой) Краска Деревянные стеллажей, 2 компьютера, стол Верстаки – 14, 16 стульев, 2 тумбы, станки ­5, 1 доска, стол Парт ­11, стульев ­16 (желез), 1 доска, компьютер, стенка, стол для раскройки, 12 швейных машинок Малый ­1 шкаф, 2 скамейки, 4 мата, 4 шведские стенки(лестн.) Большой – 8 скамеек, 7 швед.стенок (лестн.) библиотек а столовая Мастерска я(мальчик и) Мастерска я(девочки) Спортивны й зал Рекреация ­1 этаж Рекреация – 2 этаж Рекреация – 3 этаж 2 стенда из ДВП 1 стенд из оргалита 34 амариллис) Всего – 39 цвет. Крупнолистных ­5 (диффенбахия, 2 каллы, плющ, золотой ус). Всего ­9 цветов. Крупнолистные – 2 ириса, 2 сансевьеры). 4 стенда из оргалита нет 5 стендов из оргалита, 7 картин (панно) Всего – 15 цвет, Крупнолистных ­3 (2 бегонии, калла) нет нет 84 80 82 56 55 66 229,7 250,8 Краска Краска Деревянные, тюль ­ Деревянные, тюль 2 стеллажа 19 стендов из оргалита 5 стендов из ДВП 185,8 Краска Деревянные, тюль ­ 14 стендов из ДВП Всего ­5 цвет. Всего – 7 цвет. Крупнолистных ­3 (2 диффенбахии, 1 калла) Всего – 14 цвет. Крупнолистных ­5 (2 диффенбахии, 2 монстеры, Раздевалки 75 Краска Деревянные, тюль скамейки ­ 35 лимон) ­ Приложение 4. Зависимость уровня шума от различных факторов.                                         36                  Рис. 1. Зависимость уровня шума от площади помещения.                  Рис. 2. Зависимость уровня шума от количества человек в помещении. Зависимость уровня шума от количества и качества мебели, озеленения. Таблица 2. Кабинет 32 34 Площадь (см2) 65,2 66,1 дБ 41 31 Стены Мебель Окна 37 Озеленение обои краска Из железа Из дерева Жалюзи Тюль 30 39                                                                                                                                   Приложение 5. Изменение уровня шума.  Рис.3.  Уровень шума от электрического звонка и звонка типа колокольчик 38 Рис. 4. Уровень шума во время перемены и во время урока Приложение 6. Таблица 3. Результаты анкетирования учеников по проблеме «Выявление комфортности акустической среды исследуемого учреждения». 39 Вопросы анкеты Варианты ответов Начальная школа 1. Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы? А) Да Б) Нет В) Немного 47%  (22 чел) 45% (21 чел) 8% (4 чел) Средняя школа Старшая школа 43% (10 чел) 0 57% (13 чел) 62%(13 чел) 10% (2 чел) 28% (6 чел) 2. Перечислите естественные и искусственные источники шума. (Варианты ответов не предлагались). А) транспорт Б) бытовая техника  В) речь человека Г) дождь Д) ветер Е) природные Ж) механические 86% 7% 7% ­ ­ ­ ­ 100%(24 чел) 50% (12 чел) 21% (5 чел) 13% (2 чел) 13% (2 чел) ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 48% 52% 3. Влияет ли шум на ваше состояние?  А) болит голова Б) раздражает В) не влияет Г) другое 23% (10 чел) 51% (22 чел) 26% (11 чел) 0 16% (4 чел) 48% (12 чел) 12% (3 чел) 24% (6 чел) 0 67% (14 чел) 19% (4 чел) 14% (3 чел) 4. Какие места нашей школы вы считаете наиболее шумными? А) кабинет во время урока Б) кабинет во время перемены В) столовая Г) зона рекреации Д) другое 4% (2 чел) 62% (28 чел) 18% (8 чел) 16% (7 чел) 0 5. Как вы усваиваете учебный материал на  тех уроках, на которых шумно? А) плохо Б) отвлекает В) шум не влияет на восприятие материала Г) другое 20% (9 чел) 62% (28 чел) 18% (8 чел) 0 6. Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно? А) хорошо 8% (4 чел) 65% (31 чел) Б) удовлетворительно В) плохо 27% (13 чел) Г) другое 0 0 0 52% (15 чел) 48% (14 чел) 0 25% (6 чел) 50% (12 чел) 8% (2 чел) 17% (4 чел) 21% (5 чел) 50% (12 чел) 29% (7 чел) 0 10% (2 чел) 5% (1 чел) 10% (2 чел) 70% (14 чел) 0 5%  (1 чел) 85% (17 чел) 10% (2 чел) 0 48% (9 чел) 52% (11 чел) 0 0 7. Мешает ли шум отдыхать вам на перемене? А) нет Б) да 8. Что является источником шума в нашей школе? А) учащиеся Б) звонок В) другой ответ 9. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку? А) открыто Б) через наушники  10. Как громко вы слушаете музыку? 38% (16 чел) 62% (26 чел) 79% (19 чел) 21% (5 чел) 81% (17 чел) 19% (4 чел) 88% (35 чел) 12% (3 чел) 0 92% (22 чел) 8% (2 чел) 0 95% (20 чел) 5% (1 чел) 0 35% (17 чел) 65% (31 чел) 46% (13 чел) 54% (15 чел) 14% (3 чел) 86% (18 чел) 40 А) очень громко Б) громко В) средне Г) тихо 42% (21 чел) 30% (15 чел) 20% (10 чел) 8% (4 чел) 11. Совмещаете ли вы процесс обучения с прослушиванием музыки? А) да 45% (27 чел) 48% (29 чел) Б) нет В) не знаю 7% (9 чел) 17% (5 чел) 59% (17 чел) 24% (7 чел) 0 0 53% (10 чел) 47% (9 чел) 45% (9 чел) 40% (8 чел) 15% (3 чел) 0 81% (17 чел) 19% (4 чел) 0 12. При какой громкости вы смотрите телевизор? А) высокой  Б) средней В) низкой 3% (1чел) 90% (26 чел) 7% (2 чел) 4% (1 чел) 92% (22 чел) 4% (1 чел) 35% (7 чел) 40% (8 чел) 25% (5 чел) 13. Мешает ли вам шум от транспорта, когда вы находитесь дома? 32% (14 чел) А) да 84% (16 чел) 61% (27 чел) Б) нет В) иногда 16% (3 чел) 7% (3 чел) 14. Каково на ваш взгляд оптимальное количество учащихся в классе, при котором на уроках не будет шумно? 9% (2 чел) 72% (19 чел) 9% (2 чел) 0 А) 10 человек Б) 12 человек В) 15 человек Г) 18 человек Д) 20 человек 36% 7% ­ 36% 21% 8% ­ 63% ­ 29% ­ ­ 71% ­ 29% 15. Необходимо ли принимать меры с целью запрета проигрывания громкой музыки на мобильных устройствах  во время перемены? А) да Б) нет В) не знаю 43% (17 чел) 35% (14 чел) 22% (3 чел) 14% (3 чел) 50% (12 чел) 46% (7 чел) 19% (4 чел) 81% (17 чел) 0 16. Какие меры по уменьшению шумового загрязнения в нашей школе по­вашему наиболее эффективны? ­ проводить беседы среди учеников ­ сменить звонок на другой  ­в классах должно быть меньше учеников ­ на переменах тихо разговаривать, не кричать ­не получится уменьшить шум ­ ­ ­ 71% (33 чел) ­ 36% (9 чел) 58% (14 чел) 42% (10 чел) ­ ­                ­ ­ ­ 14% (3 чел) ­ 86% (18 чел) Результаты анкетирования педагогов по проблеме «Выявление комфортности Таблица 4. акустической среды исследуемого учреждения». Вопросы анкеты 1.Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые  организмы? А) Да Б) Нет В) Немного 2.Влияет ли шум на ваше состояние?  А) болит голова Б) раздражает  В) не влияет Г) другое 3.Какие места нашей школы наиболее шумные? А) в кабинете на уроке Результаты 57% 14% 29% 14% 86% ­ ­ ­ Б) в кабинете на перемене В) в столовой Г) в рекреации (укажите этаж) Д) другое 4.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно? А) хорошо Б) как обычно В) раздражен Г) другое 5.Шум на переменах мешает вам отдыхать? А) нет Б) да 6.Что является источником шума в нашей школе? А) сами дети Б) звонок В) другой ответ 7.Примерно во сколько дБ вы слушаете музыку? А) очень громко Б) громко В) средне Г) тихо 8.Предпочитаете смотреть телевизор при: А) высокой громкости Б) средней В) тихой 9.Ваш дом находится вблизи автомагистрали и шум транспорта вам  мешает. А) да Б) нет В) другой ответ (внутри микрорайона) 10.Каково, на ваш взгляд, оптимальное количество учащихся в  классе, при котором на уроках не будет шумно? ­ 15­20 человек ­ 25 человек 11.Надо ли принимать какие­то меры, чтобы запретить на переменах включать громкую музыку на сотовых телефонах? А) да Б) нет В) не знаю 12.Как можно уменьшить шумовое загрязнение в нашей школе? 41 ­ 14% 86% ­ ­ 17% 83% ­ 43% 57%                                 100% ­ ­ ­ ­ 29% 71% 57% 43% ­ 29% 71% 86% 14% 100% ­ ­ Организация перемен, больше зеленых  насаждений, тихий уголок, соблюдение  правила поведения на переменах, школа не может быть без шума, затрудняюсь  ответить.

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"

Научно-исследовательская работа "Акустическая среда школьных помещений как фактор риска здоровью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018