Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
биология
9 кл
01.05.2017
Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"
В работе представлена подробная характеристика основных хронобиологических типов и способы их определения у детей школьного возраста. Объект исследования: человек. Целью научной работы явилось изучение хронобиологического типа учащихся школы №4 п. Нижний Куранах. В этой связи решались следующие задачи: охарактеризовать особенности биологических ритмов, рассмотреть человека как объект исследования, изучить влияние на работоспособность и состояние здоровья периодичности ритмических процессов в организме.
Хронобиологический тип человека.doc
3 Определение хронобиологического типа учащихся                             Гребёнкина Анна                                                                          Республика Саха (Якутия)                                                                              п. Нижний Куранах Алданского района                                                         МОУ АР СОШ №4, 9 класс  Краткая аннотация  Жизнь   насыщена   временем   и   никуда   не   деться   от   бега   дней   и   плавного   хода   лет. Направленный бег времени проявляется везде и всегда, буквально во всем, что происходит во Вселенной. Биологическое время связано с ритмами, которые воздействуют на человека извне и с его собственными ритмами. Цивилизация объявила войну биологическим циклам. Она   заставляет   людей   работать   ночью   и   спать   днем,   молниеносно   пересекать   часовые пояса,  изменять  цикл  труда   и  отдыха.   Техника   ставит  свои   требования,  не  считаясь   с биологическими свойствами организма. Нарушения ритма жизни ведут к десинхронизации биологических   часов,   что   чревато   многими   весьма   нежелательными   для   здоровья последствиями:   бессонница,   переутомление,   трудности   с   восстановлением   сил, психические   расстройства,   неврозы   и   т.д.  В   работе   представлена   подробная характеристика основных хронобиологических типов и способы их определения у детей школьного возраста. 4 Определение хронобиологического типа учащихся                             Гребёнкина Анна                                                                          Республика Саха (Якутия)                                                                              п. Нижний Куранах Алданского района                                                         МОУ АР СОШ №4, 9 класс  Аннотация  Актуальность: Жизнь насыщена временем и никуда не деться от бега дней и плавного хода лет. Направленный бег времени проявляется везде и всегда, буквально во всем, что происходит во Вселенной. Биологическое время связано с ритмами, которые воздействуют на человека извне и с его собственными ритмами. Биологический ритм — это один из механизмов, которые позволяют организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.   Подобная   адаптация   происходит   в   течение   всей   нашей   жизни,   ибо   постоянно происходит и изменение внешней среды. В настоящее время цивилизация объявила войну биологическим циклам. Она заставляет людей работать ночью и спать днем, молниеносно пересекать часовые пояса, изменять цикл труда и отдыха, нарушения ритма жизни ведут к десинхронизации биологических часов, что чревато многими весьма нежелательными для здоровья   последствиями.   В   работе   представлена   подробная   характеристика   основных хронобиологических типов и способы их определения у детей школьного возраста. Объект исследования: человек Целью научной работы явилось изучение хронобиологического типа учащихся школы №4 п. Нижний Куранах. В этой связи решались следующие задачи:  1.0характеризовать особенности биологических ритмов. 2. Рассмотреть человека как объект исследования. 3.   Изучить   влияние   на   работоспособность   и   состояние   здоровья   периодичности ритмических процессов в организме. 4. Сделать анализ проделанной работы. Работа   выполняется   первый   год   по   общепринятой  методике  определения хронобиологического   типа   человека,   теста­вопросника   Остберга,   в   результате   данного исследования   были исследованы учащиеся 6­го по 11­ый класс, всего 112 человек – 44 мальчика и 68 девочек. Практическая   ценность.  Полученные   данные   могут   быть   использованы   на   уроках биологии,  экологии, психологии  в средней школе. Позволяют составить индивидуальный 5 план работы с учащимися. Определение хронобиологического типа учащихся                             Гребёнкина Анна                                                                          Республика Саха (Якутия)                                                                              п. Нижний Куранах Алданского района                                                         МОУ АР СОШ №4, 9 класс  НЕЛЬЗЯ УБИВАТЬ ВРЕМЯ, НЕ ВРЕДЯ ЭТИМ ВЕЧНОСТИ. Жизнь   насыщена   временем   и   никуда   не   деться   от   бега   дней   и   плавного   хода   лет. Направленный бег времени проявляется везде и всегда, буквально во всем, что происходит во Вселенной. Биологическое время связано с ритмами, которые воздействуют на человека   извне   Как   отмечает   академик   В.П.   Казначеев:   "Сегодня   нет   ни   одной   сферы   человеческой собственными ритмами. и   с   его     деятельности,   где   бы   не   сложилась   своя   ритмологическая   направленность". Многочисленные   и   многообразные   шестеренки   биочасов   регулируют   биохимические реакции, согласуя их в пространствах клетки по периодам суток, по минутам и часам. Биологическое   время   упорядочивает   и   синхронизирует   информации   из   различных источников. Природными водителями биоритмов прежде всего является чередование света и   темноты.   Помимо   этого   для   людей   огромную   роль   играют   социальные   факторы. Правильно  составленный  распорядок  дня, распределение  работы  таким  образом, чтобы наибольшая   нагрузка   соответствовала   наибольшим   возможностям   организма.   Нужно учитывать, что пик работоспособности человека в дневное время приходится между 9­13 и 16­18 часами, минимум ­ от 13 до 15 часов. У людей утреннего типа температура тела повышалась на 1­2 градуса незадолго до полудня, а к концу рабочего дня возвращалась в норму. У людей вечернего типа такое повышение происходило не раньше 3­4 часов дня. Этим   физиологическим   изменениям   температуры   соответствовало   время   наибольшего энергетического подъема. Одни проявляют наибольшую активность до полудня, другие предпочитают   работать   и   заниматься   всеми   своими   делами   под   вечер.   Суточный физиологический ритм влечёт за собой ряд практических последствий. Ночью снижается активность, значит, и сопротивляемость организма к болезням. Поэтому обычно именно 6 ночью   ухудшается   состояние   больных.   Активность   желудка   и   пищеварительных   желез возрастает, когда человек просыпается, достигает максимума примерно в полдень, а затем постепенно снижается чуть ли не до нуля в ночные часы. Вот почему самую обильную пищу рекомендуется   принимать   в   середине   дня.   Обед   должен   составлять   40­50%   дневного рациона.   Биологические   исследования   показывают,   что   наши   внутренние   часы устанавливаются в раннем детстве, и перевести их, не испытывая значительных неудобств, можно не более, чем на полтора часа в любую сторону.  Цивилизация объявила войну биологическим циклам. Она заставляет людей работать ночью и спать днем, молниеносно пересекать часовые пояса, изменять цикл труда и отдыха. Техника ставит свои  требования, не считаясь с биологическими  свойствами  организма. Нарушения   ритма   жизни   ведут   к   десинхронизации   биологических   часов,   что   чревато многими весьма нежелательными для здоровья последствиями: бессонница, переутомление, трудности   с   восстановлением   сил,   психические   расстройства,   неврозы   и   т.д.   Резкое изменение   времени,   превышающее   три   часа,   требует   продолжительной   адаптации организма (примерно день на каждый пропущенный час). Это прежде всего относится к пилотам   и   всему   лётному   составу   реактивных   самолётов,   которые   сравнительно   часто   вынуждены          Теперь рекомендации для каждого, у кого имеются признаки нарушения биоритмов. перемещаться часовых поясах.     в     Нужно   свято   соблюдать   ритм   бодрствования   и   сна.   На   первых   порах   восстановления внутренних биоритмов рекомендуется ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время. Умеренная физическая нагрузка в течение дня будет дополнительно стимулировать работу организма. Постарайтесь больше ходить пешком. Это стимулирует выведение из организма   шлаков   и   токсинов   и   укрепляет   сердечную   мышцу.   Издревле   на   востоке существовали  способы избежать ухудшения самочувствия в определённое время суток. Восточные мудрецы полагали, что это связано с периодическим нарушением ритмичности движения жизненной энергии по внутренним каналам организма. На основании вековых наблюдений   они   разработали   стройную   систему   ликвидации   нарушений   естественного течениябиоритмов.   Объект исследования – человек и его деятельность. 7 Человек – один из самых интересных и доступных объектов исследования. Огромное количество   разнообразных   методик   разработано   для   оценки   различных   показателей организма человека. С их помощью можно изменить и определить уровень физического развития,   физиологическое   состояние   организма,   особенности   организации   нервной системы,   индивидуальные   биоритмы.   Можно   оценить   влияние   различных   факторов   на здоровье человека, способность адаптироваться к различным воздействиям.. В экологии наиболее часто изучают не отдельного человека, а целые группы людей. Это позволяет выявить общие закономерности изменения показателей состояния организма и установить возможности между ними. Непременное условие проведения исследований на людях – применение методик, не причиняющих вреда здоровью, и согласие испытуемого участвовать  в исследовании. Деятельность человека тоже важный объект исследования. Человек оказывает очень существенное   влияние   на   окружающую   среду,   причём   результаты   человеческой деятельности в основном негативно действуют на   всё живое, и в том числе на самого человека. Влияние на работоспособность и состояние здоровья периодичности ритмических процессов в организме Среди факторов, оказывающих влияние на работоспособность человека, важное место занимают биологические ритмы. Биологический   ритм   —   это   один   из   механизмов,   которые   позволяют   организму приспосабливаться   к   меняющимся   условиям   жизни.   Подобная   адаптация   происходит   в течение   всей   нашей   жизни,   ибо   постоянно   происходит   и   изменение   внешней   среды. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе — для   правильного   распределения   умственной   и   физической   деятельности,   организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребенка. В работе представленна подробная характеристика основных хронобиологических типов и способы их определения у детей школьного возраста. По времени повышения работоспособности людей можно разделить на определенные биоритмологические   типы.   Людей,   у   которых   пик   работоспособности   приходится   на утренние   часы,   называют  «жаворонки».   Они   составляют   15­40%   населения. Если максимальная работоспособность людей приходится на вечерние часы, то их считают «совами» (15­35%). Третий биоритмологический тип – «голуби». Это промежуточный тип 8 людей, у которых работоспособность примерно одинакова на протяжении всего дня. По степени   выраженности   выделяют   явные   и   умеренные   типы.   Считается,   что биоритмологические   типы   передаются   по   наследству,   как   обычные   морфологические признаки (цвет глаз, волос и т.п.). «Жаворонки»  рано   просыпаются   и   чувствуют   себя   при   этом   бодрыми.   Их работоспособность высокая в первой половине дня. К вечеру повышается утомляемость, появляется   сонливость   и   они   рано   ложатся   спать.   Считается,   что   «жаворонки»   – энергичные   люди.   Для   них   более   характерен   внутренний   десинхроноз,   создающий предпосылки возникновения у них состояния предболезни и даже болезни. «Жаворонки» обладают невысокой устойчивостью к различным социальным нагрузкам.  «Совы»  встают   утром   с   трудом   и   при   этом   чаще   используют   будильник.   Их работоспособность   повышается   во   второй   половине   дня,   а   засыпают   они   поздно   –   за полночь. Они так же довольно деятельны, но в отличии от «жаворонков» быстрее и легче забывают   неудачи   и   неприятности.   Трудности,   конфликты   их   не   пугают.   Они   меньше волнуются перед экзаменами.  «Голуби» занимают промежуточное положение между «совами» и «жаворонками», но в целом они все же ближе к лицам утреннего типа. Имеется взаимосвязь между состоянием здоровья и биоритмологическим типом человека.  Таким образом, человеческая популяция подразделена на три биоритмологических типа, каждому из которых присущи свои внутренние признаки. В целом это позволяет людям лучше   адаптироваться   к   различным   факторам   среды   на   основе   разных психофизиологических стратегий. Здоровый образ жизни человека предполагает наличие синхронности, гармонии внутренних и   внешних   биологических   ритмов.   Эта   гармония   наиболее   выражена   у   животных   и растений, проявляясь в их адаптивном временном поведении. У человека синхронность и гармония нарушаются социальными факторами. У многих людей физическая и умственная работоспособность   приходятся   не   на   их   оптимальное   время.  Знание   и   рациональное использование   биологических   ритмов   может   существенно   помочь   в   процессе   учебы,   а также в занятиях физическими упражнениями и спортом. Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.  Учащимся, как и многим другим людям, в жизни очень важно, но довольно трудно организовать свою деятельность в соответствии с их биоритмологическим профилем. Но сначала необходимо знать, к какому биоритмологическому типу относится тот или иной 9 человек. Отчасти это можно сделать с помощью теста­вопросника Остберга (Ostberg O., 1976), который приводится ниже.   В зависимости от количества набранных при ответах на вопросы баллов можно оценить биоритмологический тип того или иного человека. Методика: Определение хронобиологического  типа человека. Изменения условий окружающей среды ритмичны. Все живые организмы, в том числе и человек,   имеют   приспособления   к   этому   явлению.   Их   жизнедеятельность   подчиняется биологическим   биоритмам,   в   соответствии   с   которыми   периодически   ускоряются   и замедляются   функции   систем   органов   организма.   Физиологические   ритмы   могут изменяться   на   протяжении   жизни   человека.   Если   судить   по   суточным   ритмам физиологической активности, каждого из нас можно в той или иной мере отнести к одному из хронобиологических типов, условно называемых «сова», «жаворонок» и «голубь». Сбор данных При   выполнении   тестового   задания   необходимо   придерживаться   следующих рекомендаций:  Прежде чем ответить на вопрос, нужно прочитать его до конца.  Необходимо ответить на все вопросы в заданной последовательности.  На каждый вопрос надо отвечать независимо от другого.  Для всех вопросов, где даны на выбор ответы с оценочной шкалой, необходимо выбрать только один ответ.  На каждый ответ необходимо отвечать откровенно. 1. Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов  день и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните  крестиком только одну клеточку).  2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на  вечер и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните  крестиком только одну клеточку). 10 3. Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать  в определенное время?  Совсем независим  – 4 балла.  Иногда зависим  ­ 3 балла. В большой степени зависим – 2 балла. Полностью зависим – 1 балл. 4. Как легко встаете утром при обычных условиях?  Очень тяжело – 1 балл. Относительно тяжело – 2 балла. Сравнительно легко – 3 балла. Очень легко  – 4 балла. 5. Как Вы деятельны в первые полчаса утреннего вставания?  Большая вялость – 1 балл. Небольшая вялость – 2 балла. Относительно деятелен – 3 балла. Очень деятелен – 4 балла. 6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?  Совсем нет аппетита  – 1 балл. Слабый аппетит  – 2 балла. Сравнительно хороший аппетит – 3 балла. Очень хороший аппетит – 4 балла. 7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?  Очень усталый  – 1 балл. Усталость в небольшой степени – 2 балла. Относительно бодр  – 3 балла. Очень бодр   – 4 балла.  8. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда Вы ложитесь спать  по сравнению с Вашим обычным временем отхода ко сну?  Всегда или почти всегда в обычное время – 4 балла. Позднее обычного менее, чем на 1 час – 3 балла. На 1­2 часа позднее обычного – 2 часа – 2 балла. Позднее обычного, больше чем на 2 часа ­ 1 балл. 9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, спортивной тренировкой).  Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по 1 часу утром между 7 и  8 часами. Будет ли это благоприятным временем для Вас?  Мне это время очень благоприятно  ­ 4 балла. Для меня это время относительно приемлемо – 3 балла. Мне будет относительно тяжело  – 2 балла. Мне будет очень тяжело   – 1 балл. 10. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать?  (Перечеркните только одну клеточку).  11 11. Вас собираются нагрузить 2­х часовым тестом в период наивысшего уровня Вашей  работоспособности. Какой из 4­х данных сроков Вы выберете, если Вы совершенно  свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными  чувствами?   8.00­10.00  – 6 баллов. 11.00­13.00 – 4 балла. 15.00­17.00 – 2 балла. 19.00­21.00 – 2 баллов. 12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости?  Очень усталый – 5 баллов. Относительно усталый – 3 балла. Слегка усталый – 2 балла. Совсем не усталый – 0 баллов. 13. Какие­то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее  обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для Вас  время. Какой из 4­х указанных возможных вариантов будет соответствовать Вашему состоянию?  Я просыпаюсь в обычное для себя время  и не хочу спать   – 4 балла. Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать   ­ 3 балла. Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю   ­ 2 балла. Я просыпаюсь позднее, чем обычно ­ 1 балл. 14. Вы должны в течение 2­х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у Вас полностью свободный график дня и можете  руководствоваться только личными чувствами?  8.00­10.00 – 4 балла. 11.00­13.00 – 3 балла. 15.00­17.00 – 2 балла. 19.00­21.00 – 1 балл. 15. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг  предложил делать это дважды в неделю по 1 часу между 22 и 23 часами. Как Вас  будет устраивать это время?  Да, полностью устраивает, буду в хорошей форме – 1 балл. Буду в относительно хорошей форме  – 2 балла. Через некоторое время буду в плохой форме – 3 балла. Нет, это время меня не устраивает  – 4 балла. 17. Представьте, что Вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5­ти часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для Вас интереснее  и приносила большое удовлетворение? (Перечеркните крестиками пять клеточек. При  подсчете берется большее цифровое значение). 12 18. В какой час суток Вы чувствуете себя на «высоте»? (Перечеркните крестиком только  одну клеточку). 19. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу Вы себя  относите? Четко к утреннему типу – «Жаворонок» – 6 баллов. Скорее к утреннему типу, чем к вечернему – 4 балла. Индифферентный тип – «Голубь»  – 3 балла. Скорее к вечернему типу, чем к утреннему – 2 балла. Четко к вечернему типу – «Сова»  – 0 баллов.   Обработка результатов и выводы: Подсчитывают сумму баллов, и пользуясь таблицей, определяют хронобиологический тип испытуемого. Схема оценки хронобиологическог типа человека  по результатам анкетирования Хронобиологический тип «Жаворонок» (чётко выраженный утренний тип) Слабо выраженный утренний тип «Голубь» (индифферентный тип) Слабо выраженный вечерний тип «Сова» (сильно выраженный вечерний тип) Балл 69 59­69 42­58 31­41 31 Результаты и выводы      В ходе научно­исследовательской работы было исследовано 6 классов (с 6­го по 11­ый) –   112   учащихся   из   них   44   мальчика   и   68   девочек   (Приложение   1),   в   результате обследования хронотипов учащихся было выявлено: среди учащихся школы №4 п. Нижний 13 Куранах   численно   доминируют   «голуби»   (50%),   затем   следуют   «совы»   (37%)   и «жаворонки» (13%) (Приложение 2). Следовательно, у большинства учащихся наивысшая работоспособность наблюдается в дневное время. Предлагаем  родителям и школьникам выполнять следующие рекомендации:  ­создавать условия для поддержания биоритмов, свойственных ребенку, как основы  режима дня;  ­многократно в течение дня выполнять физические упражнения с целью поддержания  физиологических функций на оптимальном уровне;  ­ежедневное пребывание на открытом воздухе в светлое время суток;  ­организация уголка школьника в семье как средства сохранения работоспособности и  отдыха;  ­совместные с членами семьи часы и дни отдыха. Рекомендации для учителей: 1) Составлять  расписание   таким  образом,  что  уроки  по основным  предметам  (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый.  2)  Использовать   микропаузы   в   учебном   процессе   и   тренировочных   занятиях   для оптимизации режима учащихся. 3)  Учащимся   школ   обязательно   завтракать   дома,   рассматривая   это   как   фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов, особенно «сов». 4)Категорически   не   использовать   время   для   проведения   занятий     уроков   по   основным предметам в пределах от 13:00 до 14:30 являющееся пиком наименьшей активности для всех хронотипов. 14

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"

Научно-исследовательская работа "Хронобиологический тип человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017