Научно-исследовательская работа по теме: «Истоки доброты (образ бабушки в произведениях П. Санаева, М. Горького, В. Осеевой, В. Астафьева)»
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа по теме: «Истоки доброты (образ бабушки в произведениях П. Санаева, М. Горького, В. Осеевой, В. Астафьева)»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература
6 кл
12.01.2017
Научно-исследовательская работа  по теме: «Истоки доброты  (образ бабушки в произведениях П. Санаева,  М. Горького, В. Осеевой, В. Астафьева)»
доклад.doc

Департамент образования

комитета по социальной политике и культуре

 администрации г. Иркутска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №50

 

 

 

Научно-практическая конференция «Эврика»

 

 

Секция:  филология  

  

Тема: Истоки доброты

(образ бабушки в произведениях П. Санаева,

М. Горького, В. Осеевой, В. Астафьева)

 

 

 

Автор: Войцешко Артём,  МБОУ г. Иркутска  СОШ №50, 6 класс  

 

Научный руководитель: Болобанова Татьяна Николаевна,

                                              учитель русского языка и литературы

  

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение…………………….……………………………..……………................3

2. Содержание

2.1.Немного о бабушке…..………………………………………….….…….….…..4

2.2.Образ бабушки в русской литературе…..……………………….….……….....4

2.3.Акулина Ивановна………….…………………….……………...…..…….…….5

2.4.Ангел-хранитель В.П. Астафьева……………………………………….……...6

2.5.Ох уж эта бабушка!...............................................................................................7

2.6. «Внучат любят больше детей…»…………………………………….………...8

3.Практическая часть………………….…………………………………….…........9

4.Заключение…………………………………………………………...……….….10

5.Литература………………………………………..…………………………..…..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый из нас знает, что у человека есть свои корни, без которых он не мог бы родиться, расти, развиваться, существовать. К сожалению, мы знаем своих родственников лишь до бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии. А о прабабушках и прадедушках многие забывают или вообще не знают. Говорят, что внучат любят больше детей, и, наверное, это правильно, потому что с возрастом человек становится мудрее и начинает понимать, что есть истинные ценности. Что самое важное в жизни то, что он оставит после себя, а самое ценное – это внучка или внук, которые очень часто бывают точной копией бабушки или дедушки. У наших родителей редко бывает минутка просто выслушать ребёнка, потому что они всегда чем-то заняты: работой или делами по дому. Но как хорошо, когда есть бабушка, у которой всегда найдется время для своих любимых внучат и обязательно в запасе есть нужный совет. Недаром бабушку называют хранительницей семейного очага, добрым ангелом семьи.

Может быть, потому что все доброе, мудрое, ласковое исходит от бабушки, писатели так часто обращались и обращаются к ее образу в своих произведениях.

Цель:   исследование образа бабушки в литературе начиная с XX века по настоящее время, как влияет видение мира бабушки на мировоззрение внука.

 Задачи:

·        выяснить лексическое значение слова «бабушка»;

·        рассмотреть образ бабушки в произведениях «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, «Детство» М. Горького, «Бабка» В. Осеевой,  «Последний поклон» В.П. Астафьева;

·        провести анкетирование.

Предмет исследования: произведения  «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, «Детство» М. Горького, «Бабка» В. Осеевой,  «Последний поклон» В.П. Астафьева.

Объект исследования:   образ бабушки в русской литературе.

Из выше изложенного материала следует отметить, что избранная тема является актуальной для нашей современной действительности, так как отношение молодёжи к пожилым людям  очень различно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немного о «бабушке»

Само слово «бабушка» на слух — такое ласковое, мягкое и пушистое. Кажется, даже люди, не знающие русского языка, смогли бы услышать нежность этого слова. Для многих  бабушка — это очень важный человек в жизни, если не самый важный. Мы слышим, произносим слово «бабушка», «баба», «бабка», не задумываясь над его лексическим значением. Это слово нам понятно с рождения.

Но откуда всё-таки произошло это слово. В толковом словаре В. Даля есть слова  БАБА и БАБУША и производные от них бабушка, бабушенька, бабуся, бабуля, бабуленька, бабулечка. Согласитесь, даже не зная значения этих слов, их звучание дышит какой-то теплотой и уютом.

В словаре Ефремовой даётся следующее значение:

 Бабушка– 1. Мать отца или матери по отношению к их детям. 2. Разг. Старая женщина.

Значение слова Бабушка по Ожегову:

Бабушка – Мать отца или матери. Бабушка– вообще о старой женщине.

Значение слова Бабушка по словарю синонимов: Бабушка – бабка, баба.

Заглянем в другие языки.

Оказывается, в английском и французском языках это слово имеет схожее звучание. Английское «grandmother» - (грэндмазер), «grandma» - (грэнма), «granny» - (грэни) – бабушка, бабуля. Во  французском языке «grand-mère» -(гран-мэр) или «mémé»-(мэмэ). По-немецки слово «бабушка» звучит как «гросмюттерхен».

Русская бабушка один из главных членов семьи, авторитет, к которому прислушиваются не только дети и внуки, но и папы и дедушки. Бабушка всем и во всём помогает. И не редко дети живут по большей части времени у бабушек, чем у родителей. Бабушка во всём помогает молодой семье, часто жертвует работой, ради того, чтобы нянчить внуков. И не редко дети живут по большей части времени у бабушек, чем у родителей.

 

Образ бабушки в русской литературе

 

                                                               Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

                                                     Что бы мы потом ни изучали,

                                                         Кем бы в жизни ни были потом.

А.Д. Дементьев

         У каждого человека есть свое представление о бабушке, свои воспоминания, связанные с ней.  Многие писатели ХХ века обращались к этому образу: М. Горький в произведении «Детство», В.П. Астафьев в книге «Последний поклон». И  в современной литературе образ бабушки не угас. К проблеме добра, рождающегося и со временем почему-то куда-то стремительно исчезающим  у детей, обращаются такие писатели как П. Санаев,  В. Осеева, А. Костюнин и многие другие.

Акулина Ивановна

Ярко и убедительно описан образ бабушки в повести А.М. Горького «Детство». Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.

         Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.."

 Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся… темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".

 Бескорыстной любви, доброго отношения к людям учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным жестоким дедом.

Не смотря на трудную судьбу, бабушка не озлобилась, не хранила обиды, а сберегла в своем сердце доброту, ласку и любовь ко всему, что ее окружало: детям, внукам, мужу, животным. Эта неграмотная женщина знала множество сказок, историй, рассказывала их необыкновенно, а плясала так, что забывалось, что перед вами пожилая женщина, такой она становилась в это время молодой и красивой. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.

Корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее безграничной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком. Это оптимизм народа, питаемый верой в торжество справедливости и счастья на земле. М. М. Пришвин писал: «Образ бабушки Горького в великом множестве русских людей вызывает образ, родины, радостной даже в ее великих прошлых страданиях».

 М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать, и во многом этому способствовало бабушкино влияние: ее сказки, песни, молитвы, ее любовь.  И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

 

Ангел-хранитель В.П. Астафьева

 

Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь

                         воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.

               Согревает меня надежда, что люди,  которым я

              рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках,

                    в  своих близких и любимых,  людях отыщут тебя, и

  будет твоя жизнь беспредельна и вечна…

В.П.Астафьев

Оставшись сиротой, В.Астафьев жил у дедушки и бабушки Ильи Евграфовича и Катерины Петровны Потылицыных.

Бабушка Катерина Петровна заняла особое место в жизни будущего писателя. Она дала ему столько любви и домашнего тепла, что хватило ему потом этой любви на всю его дальнейшую сиротскую жизнь. Кто знает, если бы не было в его жизни такого близкого человека, получился бы из него такой писатель? Катерина Петровна  напоминает Арину Родионовну, и горьковскую Акулину Ивановну...

Именно бабушка научила понимать природу, любить ее, примечать в природе необыкновенное и прекрасное, наполнила его юную душу запахом трав, щебетом птиц, старинными присказками и сибирскими поговорками. 

Образ бабушки у В.П. Астафьева многогранный. Ничего писатель не приукрасил в ней, оставил и грозный характер, и ворчливость, и желание все узнать первой, и всем в деревне распорядиться. А самое главное – разделить с внуком-сиротинушкой последнюю картошку, последнюю каплю тепла и каждый миг одиночества. И если выжил он, выбрался, то благодарить надо Катерину Петровну, которая молилась за него, сердцем принимала его страдания, успела научить прощению и терпению, умению разглядеть даже малую крупицу добра, держаться этой крупицы и благодарить за нее.

И бьется, и мучается она за детей  и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнет рассказывать о жизни, оказывается, нет никаких невзгод. Внука своего учила она видеть добро в жизни. Сама надсаженная, изработанная с малых лет, она в своей нелегкой жизни умела замечать радости: дети родились – радость, ни один не помер – радость, урожай хороший – тоже радость, руку однажды выставила на пашне, сама же и вставила... это ли не радость. «Я глядел на мою бабушку, - пишет Астафьев,- на ее большие, рабочие руки в жилках, на морщинистое, с отголоском прежнего румянца  лицо, на глаза ее зеленоватые, на эти косицы ее, торчащие, будто у девчонки, в разные стороны, - и такая волна любви к родному и до стоноты близкому человеку накатывала на меня, что я тыкался лицом в ее рыхлую грудь и зарывался носом в теплую, бабушкой пахнущую рубашку. В этом порыве моем была благодарность ей за то, что она живая, что мы оба есть на свете и все-все вокруг нас живое  и доброе».

Бабушка нашла путь к сердцу своего внука, заложила нравственные основы его личности.

Главному герою очень повезло, что у него была такая чудесная бабушка. Благодаря ей он вырос хорошим человеком, от нее узнал о безмерной  доброте настоящих людей.

«Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею»- писал В.П. Астафьев.

 

Ох уж эта бабушка!...

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Подобные ощущения испытывал Борюшка в рассказе В. Осеевой «Бабка».  Уже по названию рассказа мы понимаем, что к бабушке в семье было пренебрежительное отношение.

Имени в рассказе у бабки нет, в семье её называют «бабка», «мамаша», «старушенция». Это говорит о безразличном отношении самых близких людей к родному человеку, у которого была тяжёлая жизнь и судьба: «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать… Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось».Бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

В семействе своей дочери живет старая бабка. Она уже никому не нужна — только одна дочь ее еще любит, но тоже немного: дочь поглощена своими заботами, своей привязанностью к мужу и маленькому сыну Боре. А бабке по-прежнему нужны все люди, особенно те, с кем она живет в семействе дочери, и даже более прежнего: от старости, от опыта жизни она точно лишается способности плохо относиться к людям, она понимает и любит их все более сильно и терпеливо.

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура внука Борьки. По отношению к родной бабушке  он груб, неласков, нетерпелив, да и называет бабушку не иначе как «бабка».

Но вот отношение Борьки меняется, когда его товарищ приходит к нему в гости и отмечает: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная,… старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так?»

Борька стал задумываться над словами товарища. Он обращается к бабке: «Мы тебя обижаем?»

Борька понимает, что к бабке можно относиться по-другому, и он решил поделиться с родителями: «Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…». Это исходит из глубины собственного детского сердца мальчика, которому помогло хорошее влияние товарища. Но, к сожалению, родители сына не поняли.

Заканчивается рассказ смертью бабки.

Мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а отец отвернулся, наверное, ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу. И всё-таки, родители чувствуют вину перед бабкой, потому что они ее обижали.

Когда человеку плохо на душе, он идет к близким людям. Но Борька

идёт от дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом! Родители не поняли Борьку, жалко бабку. Между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.

«Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина». Человек встаёт на колени со слезами в глазах, когда просит прощения. Борька просит прощение у бабки. Но его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки, от этого  ему так горько и больно.

Любил ли Борька свою бабушку? Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение. Вызванное смертью "бабки" сердечное прозрение героя повести позволяет ему сделать неизбежный нравственный вывод.

 

«Внучат любят больше детей…»

Бабушки отдают себя, свои душевные силы, сердце, тепло –  семье, детям и  внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем. Но, к сожалению, иногда бабушки любят внуков до безумия, не понимая, что тем самым они причиняют боль и калечат детские души. Тогда теряется тот самый исток доброты, который питает тёплые чувства ребёнка к бабушке и окружающим людям.

В повести П.Санаева  «Похороните меня за плинтусом» мы встречаемся с бабушкой, которая до безумия любит своего внука. Эта книга о том, как не надо любить.

Бабушка... у неё были свои представления о жизни, о любви. Её взял в жёны человек, который её не любил, взял по своей дурости, по страшной ошибке, человек хороший, талантливый, но не любивший её и не родной ей по душе. Двое абсолютно разных людей сошлись - получился плохой союз. Ей хотелось любви - любви не получалось. Потребность любить, потребность в любви стала уродливой... Бабушка - слабое существо и жертва - стала "сильным" существом и палачом. Мучительно боясь за близких людей, желая, чтобы дочь и внук были счастливее её, она привязывала их к себе чувством вины, гиперопекой. Всё это от неумения любить, не подчиняя себе другого человека.

Бабушка - символ уродливой, но любви. В книге видна любовь к внуку, например, когда бабушка лечит мальчика во время болезни, она его совершенно искренне называет «котик», «любонька», обращается «дай я тебе ноженьки вытру», «кашки поешь», и говорит соседке теплые слова про внука. И в этот момент она его действительно любит.

Но чаще бабушка ругает мальчика, осыпает его проклятиями.  И всё равно она его любит. Когда бабушка пугает все время мальчика адом и говорит, что в аду его «будут черви заживо есть», а он не сможет их отогнать, он в ужасе всего этого боится. И он у нее спрашивает: "Хорошо, а что такое рай тогда?". И она, отмахнувшись от него, нарезая какую-то там морковку, выглядывает в окно, видит, что там ребята качают на качелях кого-то из приятелей. И говорит: "Тебя ангелы будут на качелях качать".

В книге бабушка умирает оттого, что мальчика забрали. Был ее монолог под дверью со словами: "Оставь его, пусть будет воздух мне". И в этот момент как можно не простить за все, что она сделала до этого? Ведь, действительно, мальчик был всем смыслом её жизни. Окончательно бабушка все искупила своей смертью, все то, что она делала, потому что забрали мальчика, забрали воздух, забрали возможность любить.

В финале бабушку опускают в могилу, и мальчик смотрит вдаль, его взгляд как бы проходит через облака, и виден образ, как бабушку качают на качелях ангелы. Через это видим ее искупление.

 

Практическая часть

Работая над данной темой, нами была предложена анкета для учащихся нашей школы, при помощи которой мы бы хотели узнать: как учащиеся нашей школы относятся к своей бабушке, есть ли среди литературных бабушек кумиры. Были предложены следующее вопросы:

1.Как часто ты общаешься со своей бабушкой?

2. Ты соришься с бабушкой?

3. За что ты любишь свою бабушку?

4. Какая твоя бабушка?

5. Какие «литературные» бабушки тебе известны?

6. Есть ли среди них кумир?

7. Как ты думаешь, всегда ли мы терпимы к своим бабушкам?

Результаты показали, что большинство учащихся находят время для общения со своими бабушками.

Радует и то, что ребята редко ссорятся с мамами своих мам и пап. Из 76 внуков ссорятся только трое.

 

 

 

  Интересными показались ответы ребят на вопрос «За что ты любишь свою бабушку?» Ответы были самыми разными, но большинство внуков ответили за то, что бабушка добрая и хорошая, что хорошо готовит. Насторожило в ответах респондентов фраза «не люблю бабушку» - 12%.

Так же настораживает ответ на вопрос №4: «Какая твоя бабушка?». 7% респондентов отвечают «Старая, злая». Остальные участники анкетирования отвечают, что их бабушка добрая, ласковая, любящая, заботливая и просто хорошая.

Вопрос «Какие «литературные» бабушки тебе известны?» был несколько затруднительным. 65% опрашиваемых вспомнили Акулину Ивановну, бабушку М. Горького, 12% - бабушку, графиню героя Л.Н. Толстого «Детство», некоторые  учащиеся  - 17% почему-то вспомнили Арину Родионовну, няню А.С. Пушкина, 6% (старшеклассники) указали бабушку из фильма П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Но, к сожалению, опрашиваемые среди названных героев не указали на кумира. Ответы на последний вопрос, показали, что большинство детей очень любят своих бабушек, стараются их слушаться, во всём помогать, заботятся о них.

 

Заключение

В литературе образ бабушки в  сущности не изменился. Бабушка выступает всегда любящим, справедливым, терпеливым человеком, на долю которого выпало немало невзгод, горестей, потерь. Но для внуков бабушка отдаёт себя всю и делится всем, что у неё есть. И только внуки - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда. Именно бабушка является одним из тех источников, которые именуются добротой, хорошим отношением к окружающим тебя людям.

 Бабушки отдают себя, свои душевные силы, сердце, тепло –  семье, детям и  внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем.  Поэтому отношение  к поколению бабушек и дедушек должно быть бережным и благодарным.

Наши бабушки… Добрые, трудолюбивые, всепрощающие, мудрые. Кем бы мы не стали, что бы мы не делали, они будут любить нас, независимо от того, какие мы. И все поймут, все простят, даже если мы будем их редко навещать, потому что в суете будней часто слишком поздно понимаем, что есть невосполнимые потери…

 

 Литература

1.     В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах): Издательство: С.-Петербург - Москва: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа - 1882. том 3.

2.     Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Б79 Российская энциклопедия,2008.

3.     Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, Ефремова Т.Ф. – 2006 год.

4.     С.И.Ожегов "Словарь русского языка" Изд.6-е, стереотипное, 900 страниц, 52 872 слова Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 год.

5.     Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.

6.     П.Санаев. Похороните меня за плинтусом. http://magazines.russ.ru/october/1996/7/sanaev.html

7.     В. Осеева. Бабка. http://www.r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-06-22-09-39-23/2010-06-25-09-11-06.html.

С.Л. Мочалина. Нравственные уроки повести В.П. Астафьева "Последний поклон"http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/blog/nravstvennye-uroki-povesti-vp-astafeva-poslednii-poklon


Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г

Содержание 1. Введение……………………

Содержание 1. Введение……………………

Введение Каждый из нас знает, что у человека есть свои корни, без которых он не мог бы родиться, расти, развиваться, существовать

Введение Каждый из нас знает, что у человека есть свои корни, без которых он не мог бы родиться, расти, развиваться, существовать

Немного о «бабушке» Само слово «бабушка» на слух — такое ласковое, мягкое и пушистое

Немного о «бабушке» Само слово «бабушка» на слух — такое ласковое, мягкое и пушистое

Последний поклон». И в современной литературе образ бабушки не угас

Последний поклон». И в современной литературе образ бабушки не угас

И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка

И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка

Я глядел на мою бабушку, - пишет

Я глядел на мою бабушку, - пишет

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура внука

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура внука

В повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» мы встречаемся с бабушкой, которая до безумия любит своего внука

В повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» мы встречаемся с бабушкой, которая до безумия любит своего внука

Какие «литературные» бабушки тебе известны? 6

Какие «литературные» бабушки тебе известны? 6

Бабушки отдают себя, свои душевные силы, сердце, тепло – семье, детям и внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем

Бабушки отдают себя, свои душевные силы, сердце, тепло – семье, детям и внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем
Скачать файл