Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
биология
5 кл
24.02.2018
Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"
Работа посвящена выявлению влияния домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся 5-х классов. В процессе исследования были изучены различные источники информации о влиянии животных на физическое и психическое развитие детей; о терапевтическом эффекте общения с животными; определены уровни эмпатии (эмоциональной отзывчивости) и тревожности подростков имеющих домашних питомцев и не имеющих; проведен сравнительный анализ результатов.
влияние животных на эмоционаальную отзывчивость и тревожность учеников.docx
Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся Гнитецкая  Лада Владиславовна  Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 – многопрофильная», 5 Д класс 2 План исследования I. Подготовительный  этап.  Определение   темы   и   ее   актуальности,   проблемы   исследования, постановка гипотезы. Разные домашние питомцы влияют на судьбу человека по­разному, но животные, которых мы взяли в свой дом, обязательно повлияют на нашу жизнь. Как они это делают, и что произойдет, если в доме у вас появился некто из другого, животного мира…  Многие родители стоят перед выбором, брать ли животное для своих детей, как животное будет воздействовать на их ребенка, плохо или хорошо. На эти и другие вопросы мы попытались найти ответ в нашей работе «Влияние домашних  животных на человека». Гипотеза исследования: учащиеся, имеющие  домашних животных, менее тревожны  и более эмоционально отзывчивы. II.   Планирование. Знакомство   с   системой   библиографического   поиска   тематической литературы. Составление библиографического списка используемой литературы.  Вопрос   о   роли   и   влиянии   животных   на   развитие   человека   на   сегодняшний   день   изучен   не достаточно подробно. Есть исследования (Савельев С.А. «Введение в зоопсихологию»), которые показывают,   например,   зависимость   эмоционального   состояния   человека   от   общения   с животными.  Мы  ознакомились  с современными  источниками  информации:  Интернет­ресурсы (www.zooplandia.ru), где выяснили, что сегодня многие  биоэнергетики утверждают «животное переходит на один   энергетический уровень с человеком и оказывает воздействие и помощь человеку   на   биоэнергетическом   уровне».     Однако   изучение   проблемы   совместного существования человека и животного в современных условиях ­ все еще вызывает интерес и множество дискуссий. III. Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Проведение экспериментальной части исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования. 3 Методы исследования: 1.Универсальные методы: ­ анализ, синтез, обобщение, классификация. 2.Эмперические методы: ­ наблюдение ­описание ­эксперимент (наблюдение в специально созданных условиях). Экспериментальное исследование проводилось в ноябре – декабре 2012 г.   В исследовании приняли участие  учащиеся 5­х классов ­ 38 человек.  Цель   данного   этапа   исследования:   проведение   сравнительного   анализа   тревожности   и эмоциональной отзывчивости учащихся, имеющих домашних животных и не имеющих. В исследовании в качестве диагностического материала были использованы психологические методики: 1.   Тест­опросник   эмоциональной   отзывчивости,   разработанный   И.М.   Юсуповым,   который позволяет определить уровень эмпатических тенденций (Прил. 1). 2.   Шкала   самооценки   тревожности   Ч.Д.   Спилбергера   (адаптированная   Ю.Л.   Ханиным). Методика   позволяет   дифференцированно   измерять   тревожность   и   как   личностное   свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности)  (Прил. 2). На следующем этапе провели опрос среди испытуемых:  ­ Какое  животное живет у вас дома? ­ Кто ухаживает за питомцем? Провели   сравнительный   анализ     тревожности   учащихся   имеющих   и   не     имеющих   домашних питомцев;   сравнили   уровень   эмпатии   (эмоциональной   отзывчивости)   у   учеников,   имеющих животных и  у детей не имеющих животных. 4 Содержание Введение………………………………………………………………………………………………..2 1. Влияние животных на физическое и психическое развитие детей………………………………4 2. Терапевтический эффект общения с животными…………………………………………………4 3. Общие представления об эмпатии и тревожности………………………………………………..6 4. Результаты исследований и их обсуждения……………………………………………………….7 4.1. Сравнительный анализ  эмоциональной отзывчивости учащихся имеющих и не  имеющих  домашних питомцев……………………………………………………………………………………7 4.2. Сравнительный анализ  тревожности учащихся имеющих и не  имеющих домашних  питомцев………………………………………………………………………………………………..8 4.3.Данные анкетирования…………………………………………………………………………….9 Заключение…………………………………………………………………………………………....10 Литература…………………………………………………………………………………………….11 Приложение 1 «Исследование уровня эмпатийных тенденций (И.М.Юсупов)»…………………I Приложение 2 «Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)»…..IV Приложение 3 «Показатели эмоциональной отзывчивости»……………………………………..VII Приложение 4 «Показатели личностной и реактивной тревожности»…………………………VIII 5 Введение Общение с братьями нашими меньшими приносит нам море положительных эмоций. Сегодня огромное   количество   жителей   больших   городов,   живущих   в   напряженном   ритме   и испытывающих   постоянный   стресс,   все   чаще   заводят   домашних   животных.   Оказывается, четвероногие друзья не только приносят радость, но и полезны для нашего здоровья!  Разные домашние питомцы влияют на судьбу человека по­разному, но животные, которых мы взяли в свой дом, обязательно повлияют на нашу жизнь. Как они это делают, и что произойдет, если в доме у вас появился некто из другого, животного мира…  Многие родители стоят перед выбором, брать ли животное для своих детей, как животное будет воздействовать на их ребенка, плохо или хорошо. На эти и другие вопросы мы попытались найти ответ в нашей работе «Влияние домашних животных на психологическое состояние человека». Цель исследования:  изучить влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся. Объект   исследования:  эмоциональная   отзывчивость   и   тревожность   учащихся   имеющих домашних животных. Предмет:  влияние   домашних   животных   на   эмоциональную   отзывчивость   и   тревожность учащихся. Задачи: 1. Изучить различные источники информации о влияние животных на физическое и психическое развитие детей; о терапевтическом эффекте общения с животными. 2.Определить уровень эмпатии (эмоциональной отзывчивости) подростков имеющих домашних питомцев и не имеющих. 3.Установить уровень тревожности подростков, имеющих домашних животных и не имеющих. 4.Провести сравнительный анализ результатов подростков, имеющих животных с результатами подростков, не имеющих их. Практическая значимость работы  заключается в возможности её использования на уроках биологии, классных часах, родительских собраниях. В этой работе были получены довольно подробные сведения о   влиянии животных на психологическое состояние ребенка;  о влиянии животных на здоровье, комфорт и гармонию жизнедеятельности человека. Планируется разместить материалы на школьном сайте. Надеемся, что это позволит повысить  у школьников  чувство  ответственности и любви к ближнему.  Родителям, дети которых имеют высокий уровень  тревожности, стоит задуматься над тем, не завести ли домашнего питомца. 6 1. Влияние животных на физическое и психическое развитие детей. Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в  становлении  личности  ребенка,  его психическом  и  даже  физическом  развитии.  Уже  давно замечено,   что   люди,   содержащие   животных,   меньше   болеют   и   более   устойчивы   к   стрессам (Вебстер Р., 2008). Объяснить некоторые явления с научной точки зрения ученые пока не могут, но очевидный факт, что большинство кошек лечат своих хозяев, а собаки нередко забирают болезнь хозяина на себя. Домашние питомцы способствуют интеллектуальному  и духовному развитию   детей.   Животные   являются   источником   первых   знаний   о   природе   (Человек   и животные, 1975). Видя животных, ребенок тянется к ним, узнает их названия, отмечает различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна   обучающая   игрушка   не   может   сравниться   с   ними.   Ребенок   через   свои   органы   чувств воспринимает   объект:   его   форму,   размер,   цвет,   запах,   пространственное   расположение, движение, мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления (Зорина З.А., 2001). На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и  взаимозависимости:  киска  мяукает у миски – значит  голодная; хорек  высоко подпрыгивает   –   хочет   поиграть,   затаился   –   охотится.   С   животными   можно   заниматься различными   видами   деятельности:   наблюдение,   игра,   труд,   творчество   и   т.   д.   В   результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия (Ермаков П.Н., 2007). В процессе общения со своими питомцами у ребенка развивается чувство прекрасного; он учится видеть естественную красоту. Кроме этого ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое   (активное)   отношение   к   животному   миру   в   целом.   У   него   формируются   основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры. Естественная красота побуждает детей к творчеству. Они стремятся отражать свои чувства к животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в рисунках. Таким образом, любое домашнее животное оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие школьников и детей дошкольного возраста. 7 2. Терапевтический эффект общения с животными. Животные могут оказывать терапевтическое воздействие. Современная медицина отмечает, что   домашние   животные   в   качестве   положительного   эмоционального   фактора   способствуют исцелению   некоторых   сердечно­сосудистых   заболеваний   и   нервных   расстройств. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владельцы кошек, собак, попугаев живут на   4–5   лет   дольше,   чем   другие   люди.   Домашние   животные   могут   облегчать   течение   любых болезней, а некоторые – излечивать полностью (Вебстер Р.,2008).   Домашние животные укрепляют иммунитет. Раньше считалось, что если в доме есть кошка или   собака,   то   у   ребенка   обязательно   разовьется   аллергия   или   астма.   Однако   большим количеством проведенных исследований доказано обратное: у детей, воспитывающихся в доме с кошками   или   собаками,   риск   развития   аллергии   или   астмы   гораздо   меньше.   Как   сообщила британская "Daily Telegraph", дети, у которых есть домашние животные, меньше пропускают школу.   Чтобы   понять   эту   взаимосвязь,   ученые   сделали   анализ   образцов   слюны   138   детей   и определили   уровень   содержания   в   ней   иммуноглобулина,   отвечающего   за   работу   иммунной системы.   Присутствие   в   доме   кошки   или   собаки   заставляет   организм   детей   активнее сопротивляться инфекциям, укрепляет иммунную систему, повышает уровень сопротивляемости различным заболеваниям. По данным биолога Аризонского университета (США) Эсмеральды Моралес, ранний контакт с кошками и собаками, вопреки общепринятому мнению, снижает риск аллергии.   "Домашние   животные   позволяют   ребенку   в   раннем   возрасте   столкнуться   с эндотоксином.   Этот   контакт   помогает   организму   избежать   аллергических   заболеваний   в будущем",   –   пишет   автор   научного   исследования.   Таким   образом,   ребенок,   страдающий   в годовалом   возрасте   дерматитом,   возможно,   не   заболеет   бронхиальной   астмой   или   другим аллергическим заболеванием в более взрослом возрасте.  Домашние животные являются хорошим стимулом для прогулок и физических упражнений. Игры   с   ними   очень   популярны   во   многих   семьях;   собака   может   вдохновить   ребенка   на ежедневные   пробежки   и,   например,   тем   самым   помочь   избавиться   от   полноты.   Животные нормализуют давление. Лекарственные препараты способны снизить давление, но из­за внешних факторов (стресс, напряжение) они не могут оградить вас от резких его скачков. Однако, по результатам  наблюдения  за  группой  американских  брокеров,  страдающих  гипертонией,  было установлено, что более низкое давление и спокойный сердечный ритм у тех, кто имеет домашних питомцев.  Недавние   исследования   показали,   что,   выполняя   очень   сложное   задание,   требующее большого напряжения, люди, с которыми в тот момент находились их любимые животные, были подвержены стрессу в гораздо меньшей степени, чем те, кого поддерживал лучший друг. Одним 8 из   основных   ценных   качеств,   которыми   обладают   домашние   животные,   является гармонизирующее действие, то есть способность нормализовать психоэмоциональное состояние хозяина.   Основано   это   качество   на   том,   что   любой   домашний   питомец,   независимо   от   того собака   это,   кошка   или   рыбка,   появляясь   в   доме,   становится   частью   энергетического   поля хозяина, а также его семьи. «Включившись» в энергетику людей, животные выполняют сразу несколько функций: энергетического щита, «предохранителя» и «аккумуляторной батареи». В результате этого идет постоянный и очень мощный обмен энергией между живыми существами. И, несмотря на то, что каждый вид животных имеет свои особенности, которые проявляются в процессе   такого   обмена,   для   человека   оно   всегда   результативно,   положительно   и   выгодно (Вебстер Р., 2008). 3. Общие представления об эмпатии и тревожности. Эмпатия – это способность человека к сопереживанию   и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний (Петровский А.В., 1990). Главной чертой эмпатии является проявление эмоций. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состояниях  друг друга  и лучше настраиваться  на совместную деятельность и общение.   Жизнь   без   эмоций   так   же   невозможна,   как   и   без   ощущений.   Эмоции,   утверждал знаменитый   естествоиспытатель  Ч.Дарвин,  возникли   в  процессе   эволюции  как   средство,  при помощи   которого   живые   существа   устанавливают   значимость   тех   или   иных   условий   для удовлетворения актуальных для них потребностей (Ермаков П.Н., 2007).  Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов,  посредством которой субъект  узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Эмоции, какими бы   разными   они   ни   казались,   неотделимы   от   личности.   То,   что   радует   человека,   что   его интересует,   повергает   в   уныние,   волнует,   что   представляется   ему   смешным,   более   всего характеризует  его сущность, его характер, индивидуальность.  Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Петровский А.В., 1990). У каждого человека действует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так   называемая   полезная   тревожность.   Личностная   тревожность   –   это   устойчивая индивидуальная   характеристика,   отражающая   предрасположенность   субъекта   к   тревоге   и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как   угрожающие,   отвечая   на   каждую   из   них     определенной   реакцией.   Ситуативная   или реактивная,   тревожность   как   состояние   характеризуется   субъективно   переживаемыми эмоциями:   напряжением,   беспокойством,   озабоченностью,   неосознанностью.   Это   состояние возникает   как   эмоциональная   реакция   на   стрессовую   ситуацию   и   может   быть   разным   по интенсивности и динамичным во времени (Петровский А.В., 1990).  9 4. Результаты исследований и их обсуждения. 4.1. Сравнительный анализ  эмоциональной отзывчивости учащихся имеющих и не имеющих домашних питомцев. На данном этапе исследования изучалась эмоциональная отзывчивость учащихся 5  классов. Для исследования был взят  тест­опросник эмоциональной отзывчивости, разработанный И.М. Юсупвым. В ходе исследования эмпатии были получены следующие результаты (Таблица 1). Результаты исследования эмпатии учащихся Таблица 1. Имена учеников, не имеющих животных Баллы Эльвин Егор Артур Анжела Полина Юлия Катя Яна Павел Регина Сабина Наташа  47 49 42 54 57 50 46 38 31 48 44 37 Имена учеников, имеющих Баллы животных Регина Дарья Мила Вероника Анна Лада Юлия Алеся Вадим Егор Дмитрий Евгений Денис Даша Катя Катя Полина Анна Настя Ангелина Кристина Алла Анна 54 52 66 47 51 55 57 62 57 52 50 44 49 68 55 62 48 70 64 66 70 47 51 Роман Дмитрий Александр Средний балл 61 78 56 57 10 45 Из таблицы видно, что уровень эмпатии у учеников, имеющих животных выше, чем уровень эмпатии   у   не   имеющих   животных   (Прил.3).   Ученики,   имеющие   животных,   способны сопереживать и сочувствовать, прийти на помощь другим людям.  4.2. Сравнительный анализ  тревожности учащихся имеющих и не  имеющих домашних питомцев. На следующем этапе нашего исследования изучалась личностная и ситуативная тревожность учащихся. Нами была использована шкала самооценки уровня тревжнсти Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.  Полученные результаты представлены в таблице 2.  Результаты исследования тревожности учащихся по методике Ч.Д. Спилберга Таблица 2. Имена учеников, не имеющих животных Эльвин Егор Артур Анжела Полина Юлия Катя Яна Павел Регина Сабина Наташа  Личностная тревожность Реактивная тревожность 41 18 36 41 30 43 45 28 44 47 52 52 32 50 15 22 12 27 26 19 17 33 31 25 Имена учеников, имеющих животных Личностная тревожность Реактивная тревожность Регина Дарья Мила Вероника Анна Лада Юлия Алеся Вадим Егор Дмитрий Евгений Денис Даша Катя Катя Полина Анна Настя Ангелина Кристина Алла Анна Роман Дмитрий 24 29 23 37 43 46 21 36 26 27 26 34 29 37 33 68 31 43 46 25 33 43 49 26 32 13 5 12 18 24 33 15 35 20 22 15 25 21 26 20 36 16 21 34 24 20 39 12 11 40 Александр Средний балл 26 33 11 21 40 26 11 Результаты следующие: у учащихся, имеющих животных, уровень личностной и реактивной тревожности  ниже,  чем  не имеющих  животных  (Прил.  4). Такие  ученики  менее  подвержены действию   различных   стрессоров,   у   них   отмечается   относительно   устойчивая   склонность воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Причинами   этого   могут   быть   следующее:   заботясь   о   своих   питомцах,   человек   может отвлечься от тревожных мыслей, «поделиться» с ними своими проблемами, зная, что они всегда выслушают   и   помогут   уравновесить   внутреннее   состояние   человека.   Поэтому   уровень тревожности, низкий или умеренный, у детей, имеющих животных. У учащихся, не имеющих животных, уровень  тревожности выше, они не могут справляться со стрессовыми ситуациями. По результатам исследования у 4 человек (36%) не имеющих животных наблюдается высокая тревожность. 4.3.Данные анкетирования. По   результатам   анкетирования   выявлены   основные   животные,   живущие   в   домах   наших школьников: ­ кошки – 20 человек ­ собаки – 7 человек ­ попугаи – 6 человек ­ хомяки – 4 человека ­ рыбки – 4 человека ­ черепаха – 2 человека ­ кролик – 1 человек На вопрос: «Кто ухаживает за питомцем?» мы выяснили, что все ученики (100%) ухаживают за животными совместно с родителями. Наверное, это связано с тем, что в младшем возрасте дети более ответственно подходят к заботе о своих домашних питомцах. 12 Заключение 13 Изучив   различные   источники   информации   по   данной   теме,  проведя   исследования,   мы пришли к следующим выводам: 1. Любое домашнее животное оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие школьников.   2.   Научно   доказан   терапевтический   эффект   от   общения   с   животными,   так   как   животные положительно влияют на развитие и функционирование всех систем и органов человека. 3.   По   результатам   анкетирования   выявлены   основные   животные,   живущие   в   домах   наших школьников – это собаки и кошки, на втором месте – хомяки и попугаи. 4. Учащиеся, имеющие домашних животных более эмоционально отзывчивы, могут сопереживать и сочувствовать другим людям. 5. Дети, имеющие домашних животных, менее тревожны и лучше справляются со стрессовыми ситуациями. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Домашние животные, безусловно, оказывают положительное влияние на человека. Животные требуют  от хозяина  очень много внимания, что занимает  большое  количество времени. Они «биологические часы человека»: утром встал – надо идти гулять с собакой или надо покормить кошку; вечером опять гулять, кормить. Это помогает правильно спланировать время и быстрее выполнять   поручения.   Животные   успокаивают,   «разряжают»   хозяина,   а   также   веселят   и повышают его настроение. О переживаниях можно поведать домашнему питомцу.  Может быть, он вас не поймет, но выслушает и не проговориться никому. Литература 14 1. Вебстер Р. «Ваш питомец ­ экстрасенс». – Изд.: Эксмо, 2008. – 254 с. 2. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. 3. Зорина З.А., Полетаева И.И., 2001. Зоопсихология: элементарное мышление животных // М.: Аспект Пресс. 320 с. 4. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию: Кн. напис. по материалам лекций, чит. в 1995­ 1998 гг. на психол. фак. МГИ им. Е. Р. Дашковой / Савельев С. В. ; Моск. гуманитар. ин­т им. Е. Р. Дашковой, X,292 с. ил. 20 см, М. Ареа 17 : Самсусам 1998 5. Психологический словарь. / Общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. М., 1990. 6. Психология  личности. Учебное  пособие  / под ред.  Проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксимо, 2007. – 653 с. 7. Человек   и   животные.   Книга   II.   Научно­художественная   литература.   Оформл. Б.Кыштымова. М., «Дет. Лит.», 1975. 335 с. с ил. и  фотоил.       Использованы материалы с сайтов:  www/medkurs.ru, 1. 2. www.petsik.ru 3. http://www.zooplandia.ru/ 4. http://psyfactor.org/personal25.htm

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"

Научно-исследовательская работа "Влияние домашних животных на эмоциональную отзывчивость и тревожность учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018