Урок № 9
Тема: Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Рассказать учащимся о происхождении и значении этнонима «кыргыз».
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Каком году в первые встречается этноним «кыргыз в китайских источниках?
2. Кто в первые написал информацию о кыргызах?
3. В каком труде написано первое упоминание о кыргызах?
III. Сообщение новых знаний:
1. Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз».
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Какие варианты гипотезы этнонима «кыргыз» вы знаете?
2. Где и когда проходила научная конференция посвященная этнониму «кыргыз» ?
3. Что означает слово «кыргыз»
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Долгий и сложный путь этнического развития прошел кыргызский народ. Проблема формирования (этногенеза) кыргызской народности сложна из-за крайней скудности письменных источников, слабой изученности археологических, антропологических и этнографических материалов.
Cреди ученых нет единства при ответе на вопрос: как и когда образовался кыргызский народ? Множество версий можно свести к 3-м основным гипотезам:
1) Кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения (миграции) кыргызов со своей прародины в верховьях Енисея (Минусийская котловина). Это положение впервые изложил в своем капитальном сочинении «История Сибири» русский академик Г.Ф. Миллер (1705-1783). Гипотезу развили В.В. Радлов, А.Н. Бернштам.
2) Кыргызская народность автохтонна, то есть с древних времен формировалась и обитала на современной территории. Гипотеза независимо друг от друга была сформулирована в середине XIX века казахским ученым Ч.Ч. Валихановым и русским синологом Н.Я. Бичуриным. Наиболее обоснованно ее изложил русский ориенталист Н.А. Аристов.
3) Кыргызская народность сложилась на Тянь-Шане в результате слияния автохтонных и пришлых из Центральной Азии этнических компонентов. Последняя гипотеза получила наибольшее распространение в современной науке. Она выработана на специальной научной сессии, посвященной этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 году в г. Фрунзе: «Кыргызский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского. Один из важнейших «узловых» моментов этногенеза кыргызского народа, ближайший по времени, связан с событиями первой половины II тысячелетия нашей эры». В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с Востока предки современных кыргызов, говоривших уже сложившемся кыргызском языке.
Этноним «кыргыз», возникший еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое распространение от Енисея до Байкала и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань, где дал название сформировавшейся здесь к XVI веку народности.
В настоящее время установлено, что известные по китайским источникам этнонимы, а именно: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – «кыргыз».
Самим народом этноним связывается по созвучию со словами «кыр» — «степь» и «кырк» — сорок и истолковывается в значении «степной народ», «степняки» или народ, произошедший от сорока дев – «кырк кыз».
Этноним «кыргыз» является самым древним из самоназваний современных тюркских народов. Этноним «кыргыз» как обозначение отдельного племени (или группы племен) возник в Центральной Азии далеко от современной территории, занимаемой кыргызским народом в наши дни.
Споры вокруг этнонима «кыргыз» не утихают. Существуют народные и научные варианты трактовки значения этого этнонима.
Народные варианты встречаются в легендах
• «Кырк>> (сорок) и <3>> <<девушка>> потомки сорока девушек. •
«кырк>> (сорок) и огуз> союз сорока огузов.
• «кыр>> (скала) и <<огуз>> - огузы из горных, скалистых местностей
Научные варианты
• кырк + йус кырк жуз (сорок сотен). В. Радлов
• Кырк + эр - кырк киши (сорок человек). Ахмед Тоган
• Кара + гыз -(черноволосый народ). Д. Айтмуратов.
• Кыргуу - (кырк + суффикс множественного числа ыз). К. Петров.
• Кырк + огуз-(сорок огузов, точнее, южные или западные огузы). Н. Баскаков
• Кыргын Кыргыт-Кыргыз- (светлолицый, голубоглазый народ). А. Кононов.
•Кыргыз- Кырылгыс – (непобедимый). (неистребимый, возрождающийся,
Постоянный. А. Омуркулов.
• Кырк ууз-(сорок ууз, точнее потомки сорока сыновей Ууз-хана) по варианту
эпоса «Манас».
• Кыргыч - кыргыз - (воин-истребитель) Акай Кине.
Некоторые ученые этноним «кыргыз» считают топонимом, т. е. названием определенной местности, где обитал данный этнос.
• Другие ученые считают политонимом, так как данное политическое образование
состояло, возможно, из сорока племен.
Третьи считают, что это могло быть антропонимом, т. е. связан с именем
основателя каганата или государства.
В исторических письменных
относительно прародины кыргызов.
источниках существуют
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.