Задачи:
Образовательные:
• Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить главный член и определять способы его выражения.
• Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.
Развивающие:
• Развитие речевой культуры.
• Определение роли назывных предложений в художественной литературе.
Воспитательные:
• Воспитание любви к предмету.
• Воспитание интереса, любви и бережного отношения к природе родного края.
Коммуникативные:
• Совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.
Тема урока: НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: дать понятие назывного предложения.
Задачи:
Образовательные:
Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения
находить главный член и определять способы его выражения.
Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.
Развивающие:
Развитие речевой культуры.
Определение роли назывных предложений в художественной литературе.
Воспитательные:
края.
Воспитание любви к предмету.
Воспитание интереса, любви и бережного отношения к природе родного
Коммуникативные:
Совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.
Цели урока (для учащихся):
Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные
предложения», признаки назывных предложений.
Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать
назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения,
комплексный анализ текста, контроль, самоконтроль, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, персональный компьютер,
репродукции картин, звукозапись стихотворения А.А.Фета, раздаточный материал с
текстом для анализа, презентация.
1. Организация начала урока.
ХОД УРОКА
Учитель: Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.
Тихо сели за парты. Я улыбнусь вам, ребята, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Подумайте, как хорошо, что мы снова вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего утра, и выдохните вчерашние обиды и беспокойства. Желаю вам хорошего
настроения и успехов на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
: Назови нераспространённые односоставные предложения. (Зима.
Учитель: Откройте тетради с домашним заданием. (упр. № 172).
Лёше
Стемнело. Ветер.) Распространи их второстепенными членами.
Насте: Назови распространённые односоставные предложения. Чем они
распространены? (Вечерний час. – определением; Осенний скучный день. –
однородными определениями)
Алёне: Назови подлежащие и сказуемые в двусоставных предложениях.
(Крестьянин обновляет. Тень сползла. Бреду я. Всё гудёт. Листья
кружатся. Камни и стены серы.)
3. Актуализация имеющихся знаний.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями.
Свете
: Дай определение односоставного предложения. (Это такое простое
предложение, в котором только один главный член, и его нельзя назвать ни
подлежащим, ни сказуемым.)
(слайд 1) Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите
тип предложений.
Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)
Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)
Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)
Учитель: В чем особенность последнего предложения?
(Это сложное бессоюзное предложение, обе части которого – односоставные
предложения с главным членом, выраженным существительным)
(слайд 2) Перед вами, ребята, карта односоставных предложений. Вам предстоит
познакомиться со всеми видами этих предложений. Прочтите последнее слово. Как вы
понимаете смысл этого названия? (Называет чтото, дает название).
(слайд 3) Тема нашего урока: НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(слайд 4) К концу урока вы должны знать назывные предложения и их отличительные
признаки, а также уметь характеризовать назывные предложения и употреблять их в
речи. 4. Изучение нового материала.
Учитель: Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли
передать красоту мира? (конечно)
Учитель: Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал
картину, не использовав ни одного глагола.
(слайд 5) (слушание стиха в грамзаписи)
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
А.А.Фет
О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического
героя).
Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое
влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно
приближается рассвет, поэтому меняются краски).
Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни
восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира.
Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение
– картина».
Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из
одного предложения, включающего назывные предложения.
(слайд 6) Итак, Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в
которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в
именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь.
Три часа ночи.) Эти предложения показывают, что события, явления, предметы,
названные главным членом, существуют.
Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
(Вечер. Тихий зимний вечер.) Второе предложение распространено согласованным
определением. Распространить назывные предложения могут только второстепенные
предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные). В таком предложении не может быть дополнения
и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому.
Обращаю ваше внимание на выразительную ёмкость этих предложений, что делает
их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать
картину, создать впечатление стремительного действия.
5. Закрепление нового материала.
Учитель: А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника слова и,
используя назывные предложения, написать сочинениеминиатюру.
(Свете, Насте и Алёне раздаются репродукции картин И Левитана «Золотая
осень», И. Остроухова «Первая зелень», К.Юона «Мартовское солнце»).
Лёша будет работать у доски. Упр. № 174. Задание: выписать односоставные
назывные предложения. Определить, какой частью речи являются главные члены
предложений. (Полночь. Снегопад. Луна. На тропке облюбованной теней волшебная
игра. Снег и берёзы. Зимний вечер. Звёзды в свежей вышине, изумрудных ёлок свечи
за ледком в любом окне. Сущ. в И.п.)
(слайды 7,8,9,10) Учитель: А сейчас мы ещё раз обратимся к мастерам слова и
найдём назывные предложения в стихах поэтов К.Бальмонта, Д.Кедрина,
К.Ваншенкина.
6. Итог урока.
Что такое назывные предложения?
Чем обычно выражается главный член в назывном предложении?
Что показывают назывные предложения?
Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
7. Рефлексия.
Учитель: Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить
синквейн и выразить свое отношение к теме.
Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.
8. Домашнее задание.
Параграф 31, знать правило, примеры. Упр. № 175. Индивидуально для сильных
учеников: найти в стихах или прозе известных поэтов или писателей назывные
предложения, определит их роль в тексте (остальные – по желанию).
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.