Урок русского языка в 6-В классе
Тема: Повторение изученного в 5 классе. Правописание НЕ с различными частями речи
Цели урока: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи.
Задачи: совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
I. Чтение стихотворения А.А. Фета:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
Слова какой части
речи преобладают в этом стихотворении А.А. Фета?
(Имена существительные встречаются 36 раз.)
Назовите имена существительные, которые встретились в этом стихотворении.
На какие группы делятся части речи? Раскройте смысл их названий.
(В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и
междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия,
количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют
предметного лексического значения и не являются членами предложения; они служат
для связи слов в словосочетаниях и предложениях и связи предложений, образуют
формы слова или вносят в предложение различные оттенки значений.)
Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры).
Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.
· Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый. Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый.
· Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный.
· Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.
Числительное – часть речи, обозначающая:
· количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные): два, четырнадцать, сто двадцать пять;
· порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый;
· среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:
· Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
· Возвратное: себя.
· Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой.
· Вопросительно-относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
· Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
· Определительные: сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
· Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
· Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.
Глагол –
часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что
делать? что делает? что делал? что будет делать?Имеет признаки вида,
залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в
сослагательном наклонении).
Формы глагола:
· Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать.
· Причастие – неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени. Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного.
· Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
· Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень,гонимые ветром листья.
· Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие как признак другого действия, например: говорил, глядя в глаза;обессилев, присел на скамью. Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.
Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.
Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов, которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.
Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).
· Сочинительные союзы: и, да, а, но, или, либо, тоже, также.
· Подчинительные союзы: когда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только... но и..., не столько... сколько... и т. д.
Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-,-либо, -нибудь, -то, -те, -ся (сь), -ка, -де, же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.
Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола служебное слово. В его функции входит указание на синтаксические отношения между компонентами предложения. К связкам относятся слова это, словосочетание это есть, есть (и другие формы глагола быть), спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться. Связки часто опускаются, и на их месте в предложении ставится тире: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.
Назовите склоняемые части речи (изменяются по числам и падежам).
Назовите спрягаемую часть речи.
Какие части речи изменяются по родам?
Чем местоимение отличается по своему значению от других частей речи?
(Местоимение лишь указывает на предметы, признаки, количество, но не
называет их.)
На какие признаки следует обращать внимание, если в тексте нужно найти,
например, глаголы?
Выполните задание «Найди третье лишнее»:
1) Пять,
пятерка, пятерня.
2) Два, две третьих, тридцать пять.
II. Сегодня на уроке мы будем
совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический
разбор, совершенствовать орфографические умения и навыки в правописании не с
разными частями речи.
Запишите в тетради число, тему урока. Старайтесь писать ровным, красивым
почерком.
Выполните задания:
«Соберите» слово из морфем: Корень такой же, как в слове посветлело; суффикс, как в словеосенний; приставки позаимствуйте у слов расписание и предвечерний; окончание возьмите у слова красивый.
Какое слово у вас получилось?
4. Послушайте текст:
«В предрассветный час зарождается жизнь нового3 дня, а потому, если хочешь понять, как сложится день, непременно надо выйти из дома и наблюдать этот3 предрассветный час... Трудно передать словами3 все, что видишь и чувствуешь, когда наблюдаешь3 рассвет».
«Нарисуйте
портрет» слов, указанных в тексте (т.е. сделайте их морфологический разбор).
А сейчас очень ответственное задание: запишите предложение
для синтаксического разбора:
Наверное, каждый замечал, как успокаивается душа, когда гуляешь в лесу или сидишь у речки.
Раскройте скобки и определите, какое слово в каждом ряду лишнее. Замените его таким, которое подходит к данному ряду.
а) (Не)удача,
(не)поседа, (не)здоровье.
б) (Не)высокий, (не)большой, (не)взрачный.
в) (Не)годовать, (не)истовствовать, (не)написать.
В чем сходство правописания имен существительных, прилагательных с не и правописания не в глаголах? В чем различие?
Диктант «Проверь себя»
Вскрикнуть от неожиданности; необыкновенное утро; необъяснимые чувства; не громкие, а тихие голоса; нерешительные лучи солнца; неприветливый ветер; непробудная тишь; не испытывал ничего подобного; не доносились ничьи голоса; не рассчитывай ни на кого; исчезли через несколько минут; замечаешь не каждый раз.
Права ли я?
а) прилагательное необыкновенное надо
писать раздельно с не, так как слово без не употребляется
–обыкновенное;
б) не доносились надо писать слитно, так как нет зависимых
слов и противопоставления с союзом а;
в) ничего надо писать раздельно, так как не и ни с
местоимениями пишутся раздельно;
г) не каждый надо писать слитно, так как не с
местоимениями пишется слитно;
д) ни на кого надо писать слитно, так как не и ни пишутся
с местоимениями слитно;
е) ненавидеть надо писать слитно, так как не с
глаголами пишется слитно.
Докажите, что умение различать части речи, знание их морфологических признаков помогает выбрать правильное написание орфограммы в слове.
Как пишется не с числительными?
(Не с числительными употребляется крайне редко, новых слов не образует и пишется всегда раздельно, например: не пять, не первый, не пятеро, не два с половиной.)
Итоги урока. Сегодня мы с вами вспомнили правила морфологического разбора различных частей речи, а также повторили правописание не с разными частями речи. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Что такое глагол-связка).
Домашнее задание: - Запишите в тетрадь слова: яблоня, невысокий, неуч, читает, сестра. Сделайте их морфологический разбор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.