Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Взрослым
16.01.2018
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Неблагополучная семья как объект социально- педагогической деятельности.doc
Неблагополучная семья как объект
социальнопедагогической деятельности.
Н.В. Плескачевская
социальный педагог
и
экономическую
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с
которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в
семье закладываются основы нравственности человека, формируются
нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные
качества личности. Семья способствует самоутверждению человека,
стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в
семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций
хозяйственнобытовую,
(репродуктивную,
воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и
имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи —
сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными
и функциональными параметрами. В психологопедагогической литературе
описаны четыре статуса семьи: социальноэкономический (материальное
положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность),
социальнопсихологический (благоприятный психологический климат),
социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых
членов) и ситуационноролевой (отношение к ребенку и его проблемам).
воспитательные возможности и характер детскородительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним
следует отнести:
благоприятный эмоциональный и морально
психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость
родительского воздействия, духовную связь и преемственность между
поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание
личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций,
стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так
называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило,
деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные
семьи являются источником социального сиротства. Исследователи
проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К.
Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления
указывают на кризис института современной семьи.
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее
Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное
неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской
опеки: 1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи,
ухудшение условий содержания детей.
2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей,
а также детей, рожденных вне брака матерямиодиночками или
несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного
общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми
членами семьи и в детскородительских отношениях, неблагоприятный
эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей
и т. д.
4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания
родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их
интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи.
Особенности той или иной семьи оказывают влияние на
успешность/неуспешность учебной деятельности,
возникновение
трудностей в поведении школьников. Объектом социальнопедагогической
поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в
ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим
некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно
определяют особенности социальнопедагогической помощи, оказываемой
конкретной семье.
Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной
адаптации:
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и
практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае
возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко
срочных моделей работы.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения
от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они
справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих
сил.
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какойлибо
из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них
функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог
оказывает таким семьям образовательную психологическую,
посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не
занимается, и где жилищнобытовые условия не отвечают элементарным
санитарногигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными
органами и органами опеки и попечительства.
В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд
синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети
в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без
попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети,
нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи
государства» и т.п.
Закон РК «О правах ребенка в РК» от 13 августа 2002 года принимает
за основу термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и
предлагает следующие критерии их дифференциацтт: дети, оставшиеся без
попечения родителей; детиинвалиды имеющие недостатки в психическом и
физическом развитии; и т.д.
Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной
неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. В
соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка,
негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную
методику педагогической реабилитации.
На сегодняшний день существует дефицит знаний в области
педагогического взаимодействия с детьми «группы риска», недостаточна
научно – методическая база для выбора стратегии действий и поведения
социального педагога, психолога, педагога.
социальная,
педагогическая,
В практике социальнопедагогической работы уже сложилась
определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее
время социальными педагогами активно используются следующие модели
помощи семье:
психологическая,
диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели
зависит от характера причин, вызывающих проблему детскородительских
отношений
1. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной
педагогической компетентности родителей.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель,
социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные
возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения
педагогики и психологии способы воспитания.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные
трудности являются результатом неблагоприятных жизненных
обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима
помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).
3. Психологическая модель используется, когда причины трудностей
ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов
семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации,
психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Как правило,
Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и
причин его нарушений.
4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у
родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект
диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.
5.Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей
лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение
больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).
школьный социальный педагог использует
педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было
сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у
родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит
профилактический характер,
особенно в ней нуждаются
дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение
психологопедагогической культуры родителей, расширение и укрепление
воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие
формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
— психологопедагогические консультации на темы: «Роль семьи в
развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и
эмоциональное состояние ребенка», «Детскородительский конфликт и
способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;
— педагогические поручения, например: организация труда в семье,
семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание
письма своему ребенку и т. д.;
— педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель»,
«Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к
моему ребенку» и т. д.
Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые
члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в
интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую
помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с
семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов
семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических
услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами,
медицинскими работниками,
представителями правоохранительных
органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области
социальной педагогики (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко,
В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с
семьей протекает по трем направлениям:
образовательному,
психологическому, посредническому.
В практике социальнопедагогической работы с семьей используются
в основном две формы работы — краткосрочная и долгосрочная. Среди
краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно
ориентированную модель взаимодействия. 1. Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает
оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут
быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или
случайными травмирующими обстоятельствами.
2. Проблемноориентированная модель направлена на решение
конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре
этой модели находится требование к специалистам оказывать помощь в
концентрации усилий на той проблеме, которую осознала семья и над
которой она готова работать. Данная модель предписывает решать
проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества
с акцентом на стимулировании возможностей членов семьи в решении их
собственных трудностей.
Успешное решение проблемы создает
положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций
самостоятельно.
К долгосрочным формам работы относится социально
педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и
образовательный тренинг являются универсальными, так как используются
как в краткосрочных, так и в долгосрочных формах работы.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в
деятельности социального педагога, на котором основывается система
помощи и поддержки семьи. (Приложение 1) Проведение диагностических
процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности,
объективности, достаточности, последовательности и т. д. Не следует
расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое
исследование может быть предпринято только на основе анализа
предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной
диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб,
выявить причины указанных нарушений.
Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к
социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма
наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог
находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего
происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа
ограничен (49 месяцев). Одновременно социальный педагог может
патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением
могут быть семьи, патронируемые им ранее.
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Это
неблагополучие проявляется в следующих сферах жизнедеятельности:
учебная деятельность;
взаимоотношения с взрослыми;
взаимоотношения со сверстниками;
проведение свободного времени;
отношение к труду и профессиональная ориентация. Чтобы получить такую информацию, т.е. выявить учащихся «группы
риска», определить причины отклоняющегося поведения я применяю такие
формы работы:
беседы с классными руководителями, психологом
анкетирование (социометрические исследования, психодиагностика:
самооценка, тревожность);
наблюдения;
беседы с родителями;
анализ классных журналов;
анализ посещаемости занятий;
дифференциация семей;
беседы со школьниками.
Списки трудновоспитуемых, неблагополучных семей утверждаются на
педсовете, в течение учебного года в банк данных вносятся дополнения,
изменения.
На каждого трудного подростка создаю банк данных, в котором
отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной
работы с целью профилактики отклоняющегося поведения. В этом
портфолио: характеристика классного руководителя, социальный паспорт
семьи, акт обследования материально – бытовых условий семьи,
информационная карточка несовершеннолетнего,
находящегося в
социально опасном положении, социальнопедагогическая характеристика
учащегося, индивидуальная программа социальнопедагогической помощи
обучающимся, учетная карта несовершеннолетнего, журнал посещаемости,
диагностический материал: «Уровень социальной адаптации подростка»,
«Программа социально – педагогической реабилитации». Средством для
более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по
формированию личности подростка является диагностика. Для изучения
личности подростка я применяю: «Социометрию», для определения
положения ребёнка в коллективе, «Карту интересов» в целях
профориентации, «Тест на определение тревожности Филлипса»,
«Вопросник Басса – Дарки», для определения агрессивности и
враждебности, «Опросник для определения типа мышления». Эти данные
нужны для заполнения «Карты – характеристики личности подростка»,
Используя данные диагностики, составляю совместно с классным
руководителем «Программу социально – педагогической реабилитации»,
которая отвечает на вопросы:
что нужно устранить (отрицательные факторы семейного, школьного
воспитания, негативные особенности личности);
как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь
в ликвидации пробелов, вовлечь во внеурочную деятельность, помочь
изменить характер отношений с взрослыми, сверстниками); кому и что нужно сделать (распределение обязанностей, установление
сроков, меры контроля).
В реализации программы самая тесная связь осуществляется с
классным руководителем. Это обмен информацией о подростке, его
проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания,
совместная работа по планированию воспитательной работы с детьми и
родителями, оказание помощи семье, использование её воспитательного
потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций,
привлечение подростка в дела класса, школы. Ведущий метод социально –
педагогической реабилитации – создание успеха.
Так как трудные подростки в основном из неблагополучных семей, то
в школу родители не идут. В работе с неблагополучными семьями я
использую педагогические консультации при посещении на дому. Темы
консультаций: семейные устои и традиции, поощрения и наказания в семье,
родительский авторитет, роль семьи в предупреждении неуспеваемости,
При посещении семьи выявляю проблемы семьи, нужды, приглашаю в
школу для профилактической беседы. В работе с неблагополучной семьёй
стараюсь уяснить следующее: структуру семьи, стиль и тон семейных
отношений, образ жизни ребёнка в семье, осознанность воспитательного
воздействия родителями на ребёнка (73 % трудных не реагируют на
воздействия родителей), ошибки в воспитании детей. Посещения привели к
неутешительному выводу: низкая успеваемость, проблемы в общении с
одноклассниками и учителями зависят от неблагополучия в семье. С
родителями провожу профилактические беседы о бесконтрольности
свободного времени ребёнка, о влиянии взаимоотношений в семье на
ребёнка, о принципах отношений взрослых и детей. Обращаю внимание
родителей на положительные качества ребёнка, нацеливаю их на единые
требования к ребёнку, убеждаю родителей в необходимости изменить
сложившиеся воспитательные условия.
Список использованной литературы:
1. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога – М. 2001.
2. Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» М. 2005. 3. Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы
социального педагога» М. 2007.
4. С.В. Иванова «Социальнопедагогическая работы школы» М. 2005.
5. Л.С. Нагшавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая «Социальный
педагог: введение в должность» СПб 2004.
Социальная диагностика семьи.
Приложение 4
Цель: определить тип семьи.
1. По структуре:
а) полные,
б) неполные (одинокая мама, родители разведены, один отец, опекун)
2 По материальной обеспеченности:
с очень высоким материальным достатком;
с высоким материальным достатком;
со средним материальным достатком;
с низким материальным достатком;
нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социально правовой устойчивости и воспитательному
потенциалу семьи:
социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении
(воспитательно сильная);
социально – устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении
(воспитательно неустойчивая, воспитательно слабая с утратой контакта с
детьми и контроля над ними);
социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении
(воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой,
воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой); социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении
(вступающая в конфликт с законом, преступная, психически отягощённая,
маргинальная – с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической
зависимостью).
4. По взаимоотношениям:
гармоничная,
компромиссная,
неустойчивая,
конфликтная,
резко конфликтная,
потребительская.
5. По семейной ориентации:
на деятельность,
общение,
самоудовлетворение (эгоистические).
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.