Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Оценка 4.6

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Взрослым
16.01.2018
Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Неблагополучная семья как объект социально- педагогической деятельности.doc
Неблагополучная семья как объект социально­педагогической деятельности. Н.В. Плескачевская социальный педагог    и   экономическую   Семья   выступает   как   первый   воспитательный   институт,   связь   с которым   человек   ощущает   на   протяжении   всей   своей   жизни.   Именно   в семье   закладываются   основы   нравственности   человека,   формируются нормы   поведения,   раскрываются   внутренний   мир   и   индивидуальные качества   личности.   Семья   способствует   самоутверждению   человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как   социальный   институт   семья   призвана   выполнять   ряд   функций   хозяйственно­бытовую, (репродуктивную, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет   определенный   социальный   статус.   Социальный   статус   семьи   — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого­педагогической литературе описаны   четыре   статуса   семьи:   социально­экономический   (материальное положение   семьи,   жилищные   условия,   имущественная   обеспеченность), социально­психологический   (благоприятный   психологический   климат), социокультурный   (общая   культура   семьи,  уровень   образования   взрослых членов) и ситуационно­ролевой (отношение к ребенку и его проблемам).    воспитательные возможности и характер детско­родительских отношений. Семейное   воспитание   имеет   ряд   несомненных   достоинств.   К   ним   следует   отнести:   благоприятный   эмоциональный   и   морально­ психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского   воздействия,   духовную   связь   и   преемственность   между поколениями,   постоянный   пример   взрослых,   нравственное   воспитание личности   через   усвоение   системы   ценностей,   семейных   традиций, стереотипов   поведения   и   общения   и   т.   д.   Однако   встречаются   так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи   являются   источником   социального   сиротства.   Исследователи проблемы   социального   сиротства   (В.   В.   Чечет,   Л.   И.   Смагина,   А.   К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.  Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее Можно   назвать   целый   ряд   факторов,   определяющих   семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: 1.   Падение   жизненного   уровня,   безработица   и   низкие   доходы   семьи, ухудшение условий содержания детей.   2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а   также   детей,   рожденных   вне   брака   матерями­одиночками   или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.    3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами   семьи   и   в   детско­родительских   отношениях,   неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.   4.   Падение   нравственных   устоев   семьи,   алкоголизм   и   наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. В   современной   науке   существует   множество   типологий   семьи.   Особенности   той   или   иной   семьи   оказывают   влияние   на успешность/неуспешность   учебной   деятельности,   возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально­педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые   типологии   семей,   которые,   на   наш   взгляд,   наиболее   точно определяют особенности социально­педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.  Галагузова М. А. выделяет типологию семей  по уровню социальной адаптации:  1.  Благополучные   семьи  успешно   справляются   со   своими   функциями   и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко­ срочных моделей работы.   2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.   3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой­либо из   сфер   жизнедеятельности,   не   справляются   с   возложенными   на   них функциями.   В   зависимости   от   характера   проблем   социальный   педагог оказывает   таким   семьям   образовательную   психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.    4.  Асоциальные   семьи.   Семьи,   в   которых   родители   ведут   аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно­бытовые условия  не отвечают  элементарным санитарно­гигиеническим   требованиям.   Работа   социального   педагога   с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.   В   научной   литературе   понятие   «дети   группы   риска»   имеет   ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в   особо   трудных   жизненных   обстоятельствах»,   «дети,   оставшиеся   без попечения   родителей»,   «дети   в   социально   опасных   условиях»,   «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п. Закон РК «О правах ребенка в РК» от 13 августа 2002 года принимает за основу термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциацтт: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; и т.д.  Принадлежность   детей   к   группе   риска   обусловлена   различной неблагоприятной   этиологией,   т.е.   имеет   разные   социальные   корни.   В соответствии   со   спецификой   жизненных   условий   конкретного   ребенка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации.                  На   сегодняшний   день   существует   дефицит   знаний   в   области педагогического взаимодействия с детьми «группы риска», недостаточна научно – методическая база для выбора стратегии действий и поведения социального педагога, психолога, педагога.   социальная,   педагогическая, В   практике   социально­педагогической   работы   уже   сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи   семье:   психологическая, диагностическая   и   медицинская.   Использование   той   или   иной   модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско­родительских отношений   1. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.  Субъектом   жалобы   выступает   ребенок.   Используя   данную   модель,   социальный   педагог   ориентируется   не   столько   на   индивидуальные возможности   родителей,   сколько   на   универсальные   с   точки   зрения педагогики и психологии способы воспитания.   2.   Социальная   модель   используется   в   тех   случаях,   когда   семейные трудности   являются   результатом   неблагоприятных   жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).    3.   Психологическая   модель   используется,   когда   причины   трудностей ребенка   лежат   в   области   общения,   в   личностных   особенностях   членов семьи.   Данная   модель   предполагает   анализ   семейной   ситуации, психодиагностику   личности,   диагностику   семейных   взаимоотношений. Как   правило, Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.    4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей   специальных   знаний   о   ребенке   или   о   своей   семье.   Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.   5.Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).      школьный   социальный   педагог   использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано   выше,   данная   модель   исходит   из   предположения   о   дефиците   у родителей   знаний   и   умений   по   воспитанию   детей.   Эта   модель   носит профилактический   характер,   особенно   в   ней   нуждаются дисфункциональные   семьи,   так   как   она   направлена   на   повышение психолого­педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:    —   психолого­педагогические   консультации   на   темы:   «Роль   семьи   в развитии   ребенка»,   «Семейная   атмосфера»,   «Супружеский   конфликт   и эмоциональное   состояние   ребенка»,   «Детско­родительский   конфликт   и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;    —   педагогические   поручения,   например:   организация   труда   в   семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;   — педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как   помочь   ребенку   учиться»,   «Какой   у   вас   ребенок»,   «Претензии   к моему ребенку» и т. д.   Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах   ребенка,   социальный   педагог   призван   оказывать   необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление   проблем  и  трудностей   семьи, стимулирование  членов семьи   к   участию   в   совместной   деятельности,   оказание   посреднических услуг   в   установлении   связей   с   другими   специалистами   (психологами, медицинскими   работниками,   представителями   правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей   протекает   по   трем   направлениям:   образовательному, психологическому, посредническому.  В практике социально­педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы — краткосрочная и долгосрочная. Среди краткосрочных   форм   выделяют   кризисинтервентную   и   проблемно­ ориентированную модель взаимодействия. 1.   Кризисинтервентная   модель   работы   с   семьей   предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. 2.   Проблемно­ориентированная   модель   направлена   на   решение   конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой   модели   находится   требование   к   специалистам   оказывать   помощь   в концентрации   усилий   на   той   проблеме,   которую   осознала   семья   и   над которой   она   готова   работать.   Данная   модель   предписывает   решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулировании возможностей членов семьи в решении их собственных   трудностей.   Успешное   решение   проблемы   создает положительный   опыт   для   решения   последующих   проблемных   ситуаций самостоятельно.   К   долгосрочным   формам   работы   относится   социально­ педагогическое   патронирование   и   надзор.   Консультативная   работа   и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных формах работы.   Диагностика   семьи   является   постоянным   компонентом   в деятельности   социального   педагога,   на   котором   основывается   система помощи и поддержки семьи. (Приложение 1) Проведение диагностических процедур   требует   соблюдения   ряда   принципов:   комплексности, объективности,   достаточности,   последовательности   и   т.   д.   Не   следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование   может   быть   предпринято   только   на   основе   анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений. Работая   с   семьей,   социальный   педагог   нередко   прибегает   к   социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее   плотного   взаимодействия   с   семьей,   когда   социальный   педагог находится   в   ее   распоряжении   долгое   время,   входит   в   курс   всего происходящего,   оказывая   влияние   на   суть   событий.   Срок   патронажа ограничен   (4­9   месяцев).   Одновременно   социальный   педагог   может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.        Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Это неблагополучие проявляется в следующих сферах жизнедеятельности:  ­ учебная деятельность; ­ взаимоотношения с взрослыми; ­ взаимоотношения со сверстниками; ­ проведение свободного времени;  ­ отношение к труду и профессиональная ориентация. Чтобы получить такую информацию, т.е. выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения я применяю такие формы работы:  ­ беседы с классными руководителями, психологом  ­   анкетирование   (социометрические   исследования,   психодиагностика: самооценка, тревожность); ­ наблюдения;  ­ беседы с родителями;  ­ анализ классных журналов; ­ анализ посещаемости занятий; ­ дифференциация семей; ­ беседы со школьниками.        Списки трудновоспитуемых, неблагополучных семей утверждаются на педсовете, в течение учебного года в банк данных вносятся дополнения, изменения.  На   каждого   трудного   подростка   создаю   банк   данных,   в   котором отражены  те  личностные  особенности,  которые  требуют   индивидуальной работы   с   целью   профилактики   отклоняющегося   поведения.   В   этом портфолио: характеристика классного руководителя, социальный паспорт семьи,   акт   обследования   материально   –   бытовых   условий   семьи, информационная   карточка   несовершеннолетнего,   находящегося   в социально опасном положении, социально­педагогическая характеристика учащегося, индивидуальная программа социально­педагогической помощи обучающимся, учетная карта несовершеннолетнего, журнал посещаемости, диагностический   материал:   «Уровень   социальной   адаптации   подростка», «Программа   социально   –  педагогической   реабилитации».  Средством   для более   эффективной   и   целенаправленной   воспитательной   работы   по формированию личности подростка является диагностика.   Для изучения личности   подростка   я   применяю:   «Социометрию»,   для   определения положения   ребёнка   в   коллективе,   «Карту   интересов»   в   целях профориентации,   «Тест   на   определение   тревожности   Филлипса», «Вопросник   Басса   –   Дарки»,   для   определения   агрессивности   и враждебности, «Опросник для определения типа мышления». Эти данные нужны для заполнения «Карты – характеристики личности подростка»,                    Используя данные диагностики, составляю совместно с классным руководителем   «Программу   социально   –   педагогической   реабилитации», которая отвечает на вопросы:  ­   что   нужно   устранить   (отрицательные   факторы   семейного,   школьного воспитания, негативные особенности личности); ­ как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь в   ликвидации   пробелов,   вовлечь   во   внеурочную   деятельность,   помочь изменить характер отношений с взрослыми, сверстниками); ­  кому   и   что   нужно   сделать  (распределение   обязанностей,  установление сроков, меры контроля).               В   реализации   программы   самая   тесная   связь   осуществляется   с классным   руководителем.   Это   ­   обмен   информацией   о   подростке,   его проблемах,   здоровье,   интересах,   условиях   семейного   воспитания, совместная   работа   по   планированию   воспитательной   работы   с   детьми   и родителями,   оказание   помощи   семье,   использование   её   воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, привлечение подростка в дела класса, школы. Ведущий метод социально – педагогической реабилитации – создание успеха. Так как трудные подростки в основном из неблагополучных семей, то в   школу   родители   не   идут.   В   работе   с   неблагополучными   семьями     я использую   педагогические   консультации   при   посещении   на   дому.   Темы консультаций: семейные устои и традиции, поощрения и наказания в семье, родительский авторитет, роль семьи в предупреждении неуспеваемости, При посещении семьи выявляю проблемы семьи, нужды, приглашаю в школу для профилактической беседы. В работе с неблагополучной семьёй стараюсь   уяснить   следующее:   структуру   семьи,   стиль   и   тон   семейных отношений,   образ   жизни   ребёнка   в   семье,   осознанность   воспитательного воздействия   родителями   на   ребёнка   (73   %   трудных   не   реагируют   на воздействия родителей), ошибки в воспитании детей. Посещения привели к неутешительному   выводу:   низкая   успеваемость,   проблемы   в   общении   с одноклассниками   и   учителями   зависят   от   неблагополучия   в   семье.   С родителями   провожу   профилактические   беседы   о   бесконтрольности свободного   времени   ребёнка,   о   влиянии   взаимоотношений   в   семье   на ребёнка,   о   принципах   отношений   взрослых   и   детей.   Обращаю   внимание родителей на положительные качества ребёнка, нацеливаю  их на единые требования   к   ребёнку,   убеждаю   родителей   в   необходимости   изменить сложившиеся воспитательные условия.                                                                                                      Список использованной литературы: 1. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога – М. 2001. 2. Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» ­ М. 2005. 3. Н.И.   Никитина,   М.Ф.   Глухова   «Методика   и   технология   работы социального педагога» ­ М. 2007. 4. С.В. Иванова «Социально­педагогическая работы школы» ­ М.  2005. 5. Л.С. Нагшавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая «Социальный педагог: введение в должность» ­ СПб 2004.    Социальная диагностика семьи. Приложение 4 Цель: определить тип семьи.       1. По структуре: а) полные, б) неполные (одинокая мама, родители разведены, один отец, опекун)       2 По материальной обеспеченности: ­ с очень высоким материальным достатком; ­ с высоким материальным достатком; ­со средним материальным достатком; ­ с низким материальным достатком; ­ нуждающиеся (за чертой бедности).     3.   По   социально­   правовой   устойчивости   и   воспитательному потенциалу семьи: ­   социально   –   устойчивая,   благополучная   в   воспитательном   отношении (воспитательно сильная); ­ социально – устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении (воспитательно неустойчивая, воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними); ­ социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении (воспитательно   слабая   с   постоянно   конфликтной   атмосферой, воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой); ­   социально   –   неустойчивая,   негативная   в   воспитательном   отношении (вступающая в конфликт с законом, преступная, психически отягощённая, маргинальная – с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью).         4. По взаимоотношениям: ­ гармоничная, ­ компромиссная, ­ неустойчивая, конфликтная, ­ резко конфликтная, ­ потребительская.   5. По семейной ориентации: ­ на деятельность, ­ общение, ­ самоудовлетворение (эгоистические).

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018