«Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы).
Оценка 4.7

«Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы).

Оценка 4.7
Документация +1
docx
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
31.05.2023
«Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы).
Данный материал содержит практические рекомендации по Проведению Недели психологии в школе.
Опыт работы НеделяПсих.docx

«Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы).  

Овчинникова Е.В., педагог-психолог

МБОУ СОШ №3 г. Амурска

 

Неделя психологии является эффективной формой, позволяющей  реализовать работу по профилактике суицидального поведения учащихся в образовательном учреждении.

Данная форма работы является ежегодным традиционным мероприятием в нашей школе, в которое включены все обучающиеся.

Неделя Психологии проходит в нашей школе ежегодно с 2014 года. Обычно приурочиваем ее  ко Дню психолога 22 ноября или Дню толерантности 16 ноября. Последнее время бывают сдвиги к началу декабря из-за предметных недель, даты которых назначает УО.

Итак, цели и задачи Недели психологии.

Цель: способствовать формированию позитивного отношения к жизни у всех участников образовательного процесса.

Задачи:

- создавать условия для развития коммуникативных навыков учащихся;

- содействовать созданию благоприятного социально-психологического климата в образовательной среде;

- формировать условия для оказания психологической поддержки обучающимся и помощи им в самораскрытии;

- развивать творчество у подростков как основу самовыражения и самореализации;

- стимулировать интерес к психологическим знаниям.

Каждый день Недели имеет свою тематику и лозунг (Приложение 1). В соответствии  с тематической направленностью,  подбираются мероприятия и составляется план (Приложение 2). При этом стараюсь учитывать  актуальные потребности детей и подростков, использовать какие-то современные методы.

Используя различные формы проведения Недели психологии, я остановилась на коллективно-творческих делах и акциях.

Рассмотрим некоторые мероприятия.

Для начального звена проводим акции «Букварь класса» и «Наше настроение».

Цель - формирование эмоциональной сферы учащихся, развитие познавательного интереса к своему имени и личности одноклассников.

На листе дети должны красиво украсить первую букву своего имени, можно приклеить свое фото, написать значение имени. Работы детей  оформляются на доске или ватмане. Обычно эту работу дети выполняют дома вместе с родителями. И получаются очень  необычные креативные буквы.  Одна такая работа даже стала проектом развивающей среды.

Утром, придя в школу, дети выбирают смайлик, соответствующий  своему настроению. Смайлики приклеиваются на общий лист формата А3 и оформляются в виде коллажа. Или на уроке вместе с учителем рисуют смайлики, отображающие настроение и оформляют на большом листе.

Задание  в виде коллажей использовали и для учащихся среднего и старшего звена. Эта форма работы способствует  развитию творчества,  учащихся,  самоосознанию своего «Я», своего будущего.

Заранее предлагались темы для коллажей, которые нужно было выполнить: «Мое будущее», «Я в мире взрослых», «Мои мечты», «Кем я хочу быть».

Вариант коллажирования -    конкурс «Веселый винегрет».

Необходимо было из заголовков газетных статей создать на листе   бумаги веселые рассказы, стихи о психологии.

Но, к сожалению, я  отказалась от этой формы работы. Так как в последнее время у детей очень большая школьная загруженность. А работа требовала подготовки и выполнения. В итоге работу делали 2-3 человека от класса. И свою задачу – коллективное творческое дело, она не решала.

Так же для учащихся начального звена работает на переменах  арт-площадка.  Она направлена на  формирование эмоционального благополучия,  поднятия настроения детей.

Для участия привлекаем старшеклассников, проявляющих интерес к рисованию  или просто желающих. Они красками рисуют на лицах всех желающих смайлик или солнышко. «Каждый человек может сиять, как солнце, и дарить тепло и радость окружающим» - лозунг арт-площадки

Эта форма работы пользуется большой популярностью. На переменах выстраивается огромная очередь, все хотят получить рисунок.

В рамках адаптации пяти- и десятиклассников я использую веревочный квест (приложение 3).

Эта игра проходит по станциям, поэтому нужны помощники. Квест содействует созданию благоприятного социально-психологического климата среди обучающихся, повышению командного взаимодействия.

Одна из последних современных  форм  - «командное селфи». Цель - снятие психоэмоционального напряжения,    установление доверительных  межличностных отношений.

Необходимо выполнить селфи командой и отправить на ватцап до определенного времени. Например, до 15.00

Предлагаются примерные критерии выполнения селфи:

              селфи с учителем, сделать смешные рожицы,

              в  селфи должен присутствовать классный руководитель и все показывают знак «класс»;

              в  селфи должен присутствовать учитель  начального звена,

              селфи с учителем, который у вас не ведет уроки,

              селфи в спорт.зале с учителем физ-ры.

Каждому классу выдается определенное задание.

Это мероприятие походит весело и шумно. Дети получают много положительных эмоций, так же  учатся взаимодействовать.

Все фотографии были оформлены в виде выставки.

В этом году «командное селфи» модернизировалось в «Символ класса». В определенный день каждый  класс должен иметь какой-то единый  символ. Это может быть предмет одежды (галстук, бандана, платок), эмблема, цветовое решение  или др. на свое усмотрение. Нужно было сделать фото и выставить на сайт. Каждый класс проявил креативность, очень творчески подошли к выполнению задания. Не только присылали фотографии, но и описывали что означает символ класса, почему выбран определенный цвет. Каждый учащийся видит свою принадлежность и уникальность.

Особым успехом пользуются такие дни: Свободный день, когда можно прийти в школу в свободной одежде.

Черная пятница, можно заработать оценку на балл выше. В Зеленую среду ребята приходят в школу с элементами зеленого цвета в одежде. Я заранее обговариваю с учителями, согласны ли они, что дети придут без школьной формы  и поставить оценку на балл выше. Но спасибо педагогам, большинство идет навстречу.  И не отказываются в этот день поставить лишнюю пятерку.

Традиционная акция «Музыкальные караоке» проходят в два дня: начальная и средняя школа. Дети спускаются на цокольный этаж и поют песню о дружбе. Перечень песен предлагается. Эта акция проходит как конкурс. Оценивается креативность исполнения, используемые атрибуты.

Так же с привлечением учителя ИЗО проводим выставки рисунков по тематике «Телефон доверия», «Мы против буллинга», «Мои друзья».

В последнии дни  Недели проходит акция   «Комплимент другу».

На 1 этаже работает почта. Каждый желающий может  опустить в почтовый ящик открытку с пожеланиями своему другу или учителю. Для проведения акции необходимо много помощников разносить почту.

Таким образом, всю Неделю в школе проходят разнообразные мероприятия, и они отличимые от предметных недель. Самое главное – просто быть и участвовать.

Неделя психологии в образовательной организации,  как форма целенаправленной психологической работы с обучающимися, способна создавать условия для профилактики деструктивного поведения благодаря тематической направленности мероприятия, основанного на актуальных потребностях детей и подростков.

И когда мне в этом году одна новенькая  ученица после окончания Недели сказала: «А будут еще какие-нибудь мероприятия? У нас в школе такого не было», то я поняла: Недели быть!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

      Понедельник -  «День хорошего настроения».

      Девиз: Если ваша жизнь потускнела, просто сотрите с нее пыль!

      Вторник -  «День общения».

      Девиз: Единственный способ найти друга – стать кому-нибудь другом.

      Среда - «Психология – это серьезно!»

      Девиз:  Психолог – это не тот, кто знает ответы на вопросы, а тот, кто знает, как их искать.

      Четверг - «Радуга дня»

      Девиз: Все хорошо, что хорошо кончается!

      Пятница-  День толерантности.

      Девиз: Пусть мы разные, ну что ж, только ты меня поймешь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерный план Недели психологии

День недели

Тема  дня

Планируемые мероприятия

Контингент участников

Ответственный

Понед-к 22.11.2021

День хорошего настроения.

 

1. Создание коллажа «Букварь класса». 

1 - 2  классы

 

2. Создание коллажа «Мое настроение».

3  классы

 

3. Игра «Следопыты»

4 классы

 

Вторник

23.11.2021

День общения.

 

1. Акция «Комплимент другу»

1-11

 

2. Флешмоб «Создай сеть»

5-11

 

3. Настольные игры на переменах

1-4

 

Среда

24.11.2021

Fry-Day

 

1. Акция  «Свободная форма».

1-11 классы

 

2. Музыкальные   караоке  на перемене «Вместе весело споем».

5-11  класс

 

Четверг

25.11.2021

День креатива.

1. Арт-площадка "Рисунки на лицах"

1-4  классы

 

2. Квест «Веревочный курс».

5абв  классы

 

3. Командное селфи.

1-11 классы

 

 

 

4. Музыкальные   караоке  на перемене «Вместе весело споем».

1-4  классы

 

Пятница

26.11.2021

Blak    friday

 

1. Акция «Получи пятерку!».

1-11 классы

 

2.  Выставка рисунков «Мой лучший друг».

1-6 классы

 

3. Рисунки на тему «Травля – это плохо».

7-11 классы

 

4. Арт-терапия для педагогов "Мандалы из сыпучих материалов".

 

 

Суббота

27.11.2021

Подведение итогов

 

 

Приложение 3

Квест «Веревочный курс»

Цель: формировать умение принимать решение, от которого зависит работа всей команды, повышение командного взаимодействия.

Игра проходит по станциям:

1. Сидячий круг.

2. Узел.

3. Черный ящик.

4. Лабиринт.

5. Крокодил.

 

Сидячий круг

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите участников повернуться на 90 градусов направо.

Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и коснуться руками плеча находящегося спереди  человека и так немного пройти, не развалив круг.

Критерии выполнения:

1. Получилось ли выполнить инструкцию самостоятельно или с помощью инструктора.

2.  Получилось ли прохождение круга.

3. Штрафные баллы за отказ от выполнения (указывается кол-во людей).

4. Количество участников.

Узел

Команда выстраивается в линию, все берутся обеими руками за веревку. Задача команды завязать узел на веревке, не отпуская руки.

Правила:

1. Руки от веревочки не отпускать.

2. Выполнять упражнение аккуратно, не причиняя боли.

Критерии выполнения:

1. нарушение правила -  1 штрафной балл

2. ограничение по количеству попыток – 3

3. штрафные баллы за отказ от выполнения (указывается кол-во людей).

Упражнение «Черный ящик»

Группе предлагается за ограниченное количество времени угадать, что лежит в чёрном ящике.

Правила:

1.Команда имеет право задать 10 вопросов, на которые ведущий отвечает лишь «ДА» или «НЕТ».

2. Не выкрикивать.

Критерии выполнения:

1. ограничение по времени выполнения - 10 мин.

2. количество вопросов.

3. нарушение правила -  1 штрафной балл

Упражнение "Крокодил"

Выбирается один водящий. Встает к группе лицом. Инструктор показывает группе  карточку с написанным  словом (водящий его не видит). Водящий должен догадаться, какое слово написано. Нужно отгадать 6 слов, выбираются 6 водящих.

 Критерии выполнения:

1. выполнение задания всей группой.

2. штрафные баллы за отказ от выполнения (указывается кол-во людей).

3. ограничение по количеству попыток - 2.

4. количество слов - 6.

Лабиринт

Инструкция: Один из членов команды попал в лабиринт Минотавра, вы можете только наблюдать за ним и руководить его действиями для его спасения.

В лабиринте есть вход и выход — пункты А и Б.

Правила:

1.     Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании.

2.     Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них.

3.     Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом: каждый участник произносит только одну инструкцию  в порядке очередности, очередность остается постоянной.

4.     Они не могут касаться участника, проходящего лабиринт.

Критерии выполнения:

1. нарушение правил - участник выбывает из лабиринта, игра начинается заново

3. нарушение правила -  1 штрафной балл

4. ограничение по количеству попыток – 3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы)

Неделя психологии» в школе как одна из эффективных форм профилактики суицидального поведения детей и подростков (из опыта работы)

Используя различные формы проведения

Используя различные формы проведения

В итоге работу делали 2-3 человека от класса

В итоге работу делали 2-3 человека от класса

Это мероприятие походит весело и шумно

Это мероприятие походит весело и шумно

Таким образом, всю Неделю в школе проходят разнообразные мероприятия, и они отличимые от предметных недель

Таким образом, всю Неделю в школе проходят разнообразные мероприятия, и они отличимые от предметных недель

Приложение 1 • Понедельник - «День хорошего настроения»

Приложение 1 • Понедельник - «День хорошего настроения»

Приложение 2 Примерный план Недели психологии

Приложение 2 Примерный план Недели психологии

Приложение 3 Квест «Веревочный курс»

Приложение 3 Квест «Веревочный курс»

Критерии выполнения: 1. нарушение правила - 1 штрафной балл 2

Критерии выполнения: 1. нарушение правила - 1 штрафной балл 2

Инструкция: Один из членов команды попал в лабиринт

Инструкция: Один из членов команды попал в лабиринт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023