Сухоплюева И.Н.,
учитель английского языка МБОУ «Черлакская гимназия»
Некоторые приёмы эффективной работы на уроках английского языка
В современных условиях роль иностранного языка так велика, что призывать к его изучению нет необходимости, тем более, что знание языка дает массу практических возможностей (общение с представителями из зарубежных стран, служебные командировки, чтение газет, журналов). Кроме того, знание языка способствует формированию культуры, т. к. язык несет в себе традиции, обычаи, искусство, историю, одним словом, культуру говорящего на нем народа.
Благодаря огромной практической значимости иностранного языка возрос интерес к его изучению. Особой популярностью у учащихся пользуется английский язык, являющийся международным языком общения.
Именно поэтому все большее количество школьников в качестве иностранного языка выбирают английский.
Цель данной работы – познакомить начинающих учителей с разнообразными приёмами работы на разных этапах урока английского языка.
В настоящее время устная речь на иностранном языке в школе является как целью, так и средством обучения. Особенно велика ее роль на начальном этапе, когда в силу своей специфики именно устная речь может обеспечить интерес и мотивацию учения, без которых занятия иностранными языками в школьных условиях становятся малоэффективными.
Проблему сохранения интереса к предмету решаю использованием разнообразных методик. Вот некоторые их тех, которые использую на своих уроках.
Всегда урок начинаю с фонетической зарядки. На начальном этапе вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, разучиваем специально подобранные стихотворения и рифмовки, в которых нужные звуки повторяются достаточно часто. За годы работы накопила довольно много рифмовок и стихотворений, которые вошли в пять, красочно оформленных моими учениками,альбомов.
Стихотворения, отобранные по фонетическому принципу, служат эффективным средством расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур. Слова и целые строки используются учащимися при описании картин, при составлении самостоятельных высказываний.
Стихи помогают воспитывать у ребят нравственные качества. Например, стихотворение “Be Polite!” напоминает им о правилах хорошего поведения.
Let us try to be polite
In everything we do.
Remember always to say “Please”
And don’t forget “Thank you!”
Учащиеся слушают стихотворение, затем в паузах повторяют за мной. В ходе работы неоднократно даю учащимся образец правильного фонетического оформления фразы, выделяя при этом отдельные звуки, логическое ударение, интонацию. Фонетическая зарядка, проводимая в такой форме, используется как прием эмоционального воздействия. Она нравится детям, повышает их интерес к иностранному языку, способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – лексики, речевых образцов, грамматических структур.
На среднем и старшем этапах обучающимся становится труднее находить время для стихов на уроке, поэтому я часто использую английские пословицы и поговорки, попутно знакомя учащихся с устным народным творчеством. Кроме того, знакомство с пословицами преследует и воспитательную цель.
Неоценимую помощь в изучении английского оказывают музыка и песни на английском языке. Песни способствуют более прочному усвоению и расширению словарного запаса, т.к. включают новые слова и выражения.
В песнях усваивается и активизируется грамматический материал. Песни способствуют совершенствованию речепроизносительных навыков. Музыка и песни создают благоприятный психологический климат, снимают психологическую нагрузку. Так, при отработке структуры “What is your name?” дети с удовольствием поют песню «Как тебя зовут?». При изучении темы «Части тела» поем песню “Aluette”.
Дети младшего возраста очень импульсивны, быстро утомляются, поэтому на каждом уроке обязательно проводится зарядка с командами на английском языке:
Hands up,
Hands down,
Hands on hips,
Sit down.
Hands to the sides,
Bend left,
Bend right.
Hands on hips.
One, two, three – hop,
One, two, three – stop!
Sit down.
При организации занятий с детьми младшего возраста, учитывая их особенности и особенно их любовь к сказкам, применяю в общении ролевые игры. Это постоянные встречи с героями любимых сказок, мультфильмов. Вместе с ними отправляемся в интересные путешествия. Дети помогают им преодолевать препятствия. Например, злой волшебник заколдовал зверей и надо их расколдовать, рассказав о них. Дети с радостью и осознанно говорят на английском языке, желая помочь зверятам. При изучении предлогов дети с удовольствием учат Карлсона правильному поведению.
Речевая игра является особенно ценной для развития навыков общения на уроках. Она помогает развивать умение аргументировать высказывания, соглашаться с мнением собеседника или опровергать его, задавать уточняющие вопросы и т.д. С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление.
В учебном процессе часто использую элемент драматизации. Материалом для этого служат стихи, сказки, диалоги на заданную тему.
При обучении школьников младшего возраста широко использую различные средства наглядности: игрушки и картинки. Это помогает создать эффект “присутствия” в какой-то ситуации и помогает сохранить в памяти тот смысл, который нужно им передать.
Часто пятиклассники просят поиграть в “Поле чудес”. Загадываю слова по текущей теме, “тройки” учащихся отгадывают, таким образом закрепляем лексику и работаем над правописанием.
Большое значение при обучении говорению имеет использование опорных схем при изучении отдельных тем. Работа по схемам позволяет существенно улучшить качество речи учеников, логичности их мышления, сделать знания и умения школьников более прочными, т.е. создать базу для дальнейшего изучения языка.
Особый интерес у меня вызывает методика интенсивного обучения иностранному языку, в основе которой лежит полилог, построенный по принципу ситуативности, т.е. в него включены ситуации, близкие к естественным. А это одно из условий, необходимых для работы над устной речью.
Одним из способов повышения интереса к предмету является нетрадиционные формы урока. К таким формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме.
Провожу уроки-встречи английских и российских школьников. Например, на таком уроке в 5 классе школьники рассказывают друг другу о своих школах, о любимых учебных предметах, о своих оценках, о своей форме, читают стихи, поют песни на английском языке, участвуют в различных соревнованиях и конкурсах. Это урок по теме “Школа”. А в 6 классе на уроке по теме “Британские острова” российские школьники отправляются в туристическую поездку в Великобританию, где они рассказывают всё, что знают о Британских островах, а английские школьники проводят экскурсию по Лондону и рассказывают о достопримечательностях своей столицы. По окончанию все вместе исполняют английскую песню “My Bonnie”. Главная особенность этого урока - воздействие на эмоциональную сферу личности. На таком уроке с наибольшей полнотой реализуется принцип наглядности обучения.
Большие воспитательные возможности заложены и в использовании различных организационных форм работы. На начальном этапе доминируют хоровая и фронтальная формы.
Хоровая работа обеспечивает многократное проговаривание языкового материала всеми учащимися, но не создает условий для развития речевой инициативы каждого школьника.
Считаю, что в парной форме работы заложены большие учебные и воспитательные возможности. Наблюдение за ходом учебного процесса убеждает в том, что учащиеся проявляют интерес к содержательному сотрудничеству между собой на уроке. В данном случае наличие партнера по общению является важным положительным фактором.
Работа в парах способствует формированию автоматизированных навыков владения языковым материалом. Однако следует отметить, что вначале совместная деятельность школьников неизбежно сопровождается излишним оживлением, шумом, но это явление временное, дети быстро привыкают к такой организации их деятельности, работают увлеченно и успешно. Во время работы в парах хожу по рядам, проверяю, помогаю, стимулирую работу школьников положительными оценочными репликами.
Благодаря парной форме работы учащиеся учатся оценивать свою работу, сопоставляя ее с работой товарищей, осуществлять самоконтроль.
Рассаживаю ребят парами так, чтобы в каждой паре был сильный ученик, который мог бы стать моим помощником: показать образец правильного высказывания своему партнеру, затем выслушать его и оценить.
Для работы в парах беру тот материал, который сначала обговаривается последовательно в следующих режимах: T->Сl; T->P1P2P3; P->Сl;P->P1P2P3;Сl->P. Парной работе обычно предшествует показ образца: провожу беседу с одним из хорошо успевающих учеников, затем предлагаю детям приступить к выполнению задания.
Работа проводится под контролем учителя и консультанта (ученика), учащиеся всегда могут получить нужную помощь. Каждый школьник имеет возможность проговорить все структуры в коммуникативной беседе.
Применяю парную форму работы при обучении основным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению.
Кроме парной работы часто использую и групповую форму организации учебной деятельности учащихся для развития умений устной речи. Класс временно делится на группы для совместного решения определенных задач. По команде “Make groups in four” впереди сидящие ученики поворачиваются назад к своим товарищам, у которых на парте лежит картинка. Дано задание: “Each pupil must say two or three sentences on the picture “ («Каждый ученик должен сказать два-три предложения по картинке»). На работу отводится одна минута. Представители группы, суммируя всё сказанное членами группы, показывают картинку классу и описывают её. Остальные учащиеся внимательно слушают товарища и добавляют то, что он не сказал. Ученики выполняют эту работу с большим удовольствием. Их высказывания состоят порой из 15-20 фраз. В каждой группе работой руководит консультант, он помогает своим товарищам, осуществляет контроль. В группу можно включить учеников по принципу общности интересов, личностных отношений.
Организованная таким образом совместная деятельность повышает воспитательный характер общения. На практике формируется чувство ответственности не только за свои собственные знания, но и за успехи товарища.
Парная и групповая формы работы позволяют практиковаться в речи одновременно всему классу, повышая эффективность каждой минуты урока.
Парную форму работы применяю на всех ступенях обучения, но приучаю детей к ней на начальной стадии, так как именно в этот период закладываются основы овладения речевой деятельностью.
Обучение говорению осуществляется в пределах определенных жизненных тем. Работу по каждой теме осуществляю в определенной системе.
Сначала ввожу тематическую лексику последовательно группами в 6-10 лексических единиц с помощью наглядности, языковых средств, догадки, перевода в течение нескольких уроков. Но всю устную тему ввожу сразу же на первом уроке с использованием тематических картин. Рассказ по теме составляю так, чтобы все новые слова были включены. Фразы с незнакомыми словами перевожу на русский язык. Затем начинается отработка темы по фрагментам. На каждом уроке я задаю учащимся вопросы по теме, они отвечают, затем весь класс хором проговаривает фразы за мной. На последующих уроках после фонетической зарядки, содержащей слова по теме, после речевой зарядки, представляющей собой беседу учащихся с классом, прошу ребят поработать в парах: рассказать друг другу фрагмент темы или на последней стадии - всю тему.
Руководствуясь принципом «Повторение - мать учения», на каждом уроке многократно проговариваем всю лексику, отвечаем на вопросы и ведем рассказ по теме с включением всей лексики.
После устного введения темы учащиеся работают над опорными тематическими текстами учебника. Тематические тексты являются образцом монологических и диалогических высказываний, по аналогии с которыми учащиеся могут строить свою речь по теме.
Ученики разучивают диалоги, представленные в учебниках, а затем составляют свои собственные.
Опираясь на тематические тексты, диалоги, рассказ учителя, используя освоенный языковой материал, учащиеся отрабатывают умение высказываться по темам.
Мой заключительный урок по теме состоит из нескольких этапов:
1) контроль усвоения лексики;
2) контроль монологического высказывания по теме;
3) контроль диалогов по теме;
4) контроль письма;
5) контроль аудирования;
6) контроль усвоения грамматического материала.
Два последних этапа осуществляю методом тестирования.
Парная и групповая формы работы позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учащихся, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса.
Литература
1. Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. О подготовке к межкультурному языковому общению. Журнал « Педагогика», № 1, 1998.
2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.,1989.
3. Соловова Е.Н.: «Методика обучения иностранным языкам», М., Просвещение, 2003г.
Интернет-ресурсы
1. www.englishlearner.com
2. http://englishgrammer101.com
3. http://www.schoolenglish.ru
4. http://video.1september.ru/marafon/?video=21
5. http://www.cmena.ru/05metod/0506eng.html
6. www.dltk-kids.com
7. www.bbc.co.uk/learnenglish
8. www.openclass.ru
9. www.mingoville.com
10. www.englishteachers.ru
11. http://www.voanews.com/specialenglish
12. http://www.mes-english.com
13. http://www.voanews.com/specialenglish
14. http://www.mes-english.coм
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.