Некоторые примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 7 классе

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В методической разработке приведены и описаны некоторые примеры укрупнения учебной информации при изучении физики в 7 классе средней школы. Изложение учебного материала предлагается методом укрупнения дидактических единиц академика РАН Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. Учебный материал даётся крупными блоками, что даёт эффективное обучение.Файл представлен в формате .pdf.
Иконка файла материала НЕК. ПРИМ.УУИ ПРИ ИЗУЧ. ФИЗ. в 7 КЛ..pdf

В копилку методических находок _______________________________

 

НЕКОТОРЫЕ  ПРИМЕРЫ  УКРУПНЕНИЯ  УЧЕБНОЙ                       

ИНФОРМАЦИИ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  ФИЗИКИ  В  7  КЛАССЕ

 

Идея укрупнения дидактических единиц профессора Эрдниева П.М. претворялась успешным изучением Б.А. Шевеновым проблемы укрупнения программных знаний по физике в средней школе (см. Шевенов Б.А.  Укрупнение учебной информации при изучении физики, - Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1987). 

Приведём примеры укрупнения дидактических единиц при изучении физики в 7 классе.

Определения понятий физического тела и вещества и их примеров целесообразно давать в виде «двухэтажных» записей:

Физическое тело или просто тело                каждое из окружающих нас тел

---------------------------------------------- - -----------------------------------------------------.

                 Вещество                          всё то, из чего  состоят физические тела

                        вещества               вода,                   алюминий Примеры -------------------------: --------------------------------------------.

                  физического тела   капля воды,  алюминиевая ложка

 

Для закрепления данных понятий даём задание: Записать пропущенные слова в записи:

               физического тела   железная деталь,  ___________________

Примеры ----------------------: ------------------------------------------------------. 

                     вещества          _____________,               озеро                                                 

При изучении темы «Наблюдения и опыты» для лучшего понимания учащимися необходимо, чтобы они  сами сформулировали чёткие определения этим понятиям:

 

Наблюдение    организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие  яв-

------------------ - ---------------------------------------------------------------------------------------

    Опыт            метод познания, окружающего мира через непосредственное прак-

 

лений с целью из изучения в определённых условиях

----------------------------------------------------------------------.

тическое изучение вопроса

Объясняя явления взаимного притяжения и отталкивания молекул важно, чтобы учащиеся осознали, что эти явления существуют одновременно: 

 

                             

                          сравнимых с размерами 

На расстояниях, --------------------------------  самих  молекул (атомов)  заметнее  про-                                    меньших

                              

               притяжение является ------------------.

              отталкивание

 

Объяснение смачиваемости и несмачиваемости даём в виде:

 

Смачиваемость                                                                                                

------------------------- объясняется тем, что молекулы жидкости притягиваются моле-

Несмачиваемость     

                                                   молекулам твёрдого тела                          друг к 

кулы жидкости притягиваются к --------------------------------- сильнее, чем к -----------                                                                  друг к другу                                     молеку-          другу

------------------------. лам твёрдого тела

 

Определения видов механического движения можно дать в таком виде:

 

Равномерное

------------------------ движение -  движение,  при котором тело за любые равные про- 

Неравномерное

                                         равные межутки времен проходит ----------- пути.

                                           разные 

 

Зависимость изменения скорости тела при взаимодействии от её массы формулируем таким образом:        меньше                                                                            большую

Чем ------------ меняется скорость тела при взаимодействии, тем -------------- массу 

        больше                                                                                 меньшую

 

оно имеет.

 

Для акцентирования внимания учащихся на отличие силы тяжести и веса тела, обсуждая материал вмести с ними приходим к следующему выводу:

Сила тяжести                                     телу

------------------- приложена(а) к -------------------------.

  Вес тела                                 опоре или подвесу

 

   Условия плавания тел можно «укрупнить» следующим образом:

                                     меньше                       (FA >FT),                         тонуть;

Если архимедова сила  больше силы тяжести (FA >FT), то тело будет всплывать;                                       равна                          (FA =FT),                      покоиться.

 

Учебная информация о направлении силы «укрупняется» следующем виде:

                                         совпадает с направлением

Если направление силы противоположно направлению движения тела, то дан-  

                                       перпендикулярно направлению                                положительную ная сила совершает отрицательную работу(ы). 

                                  не совершает   

 

Определения блоков по данному методу:

Неподвижный                                           закреплена

-------------------- блок – блок, ось которого -------------------  и  при  подъёме грузов  Подвижный                                               не закреплена

 

не поднимается     не опускается

--------------------- и ------------------ вместе с грузом.

поднимается           опускается

 

При подготовке уроков по методу укрупнения дидактических единиц от учителя требуется большего труда, но он окупается прочными знаниями учащихся, их интересом к физике и экономией времени.

 

БОГАЕВ Д.П.,

МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы

Республики Калмыкия

 

Литература

1. А.В. Пёрышкин Физика 7, М., Дрофа, 2012