В копилку методических находок _______________________________
ИНФОРМАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Идея укрупнения дидактических единиц профессора Эрдниева П.М. претворялась успешным изучением Б.А. Шевеновым проблемы укрупнения программных знаний по физике в средней школе (см. Шевенов Б.А. Укрупнение учебной информации при изучении физики, - Эл., Калмыцкое книжное издательство, 1987).
Приведём примеры укрупнения дидактических единиц при изучении физики в 7 классе.
Определения понятий физического тела и вещества и их примеров целесообразно давать в виде «двухэтажных» записей:
Физическое тело или просто тело каждое из окружающих нас тел
---------------------------------------------- - -----------------------------------------------------.
Вещество всё то, из чего состоят физические тела
вещества вода, алюминий Примеры -------------------------: --------------------------------------------.
физического тела капля воды, алюминиевая ложка
Для закрепления данных понятий даём задание: Записать пропущенные слова в записи:
физического тела железная деталь, ___________________
Примеры ----------------------: ------------------------------------------------------.
вещества _____________, озеро
При изучении темы «Наблюдения и опыты» для лучшего понимания учащимися необходимо, чтобы они сами сформулировали чёткие определения этим понятиям:
Наблюдение организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие яв-
------------------ - ---------------------------------------------------------------------------------------
Опыт метод познания, окружающего мира через непосредственное прак-
лений с целью из изучения в определённых условиях
----------------------------------------------------------------------.
тическое изучение вопроса
Объясняя явления взаимного притяжения и отталкивания молекул важно, чтобы учащиеся осознали, что эти явления существуют одновременно:
сравнимых с размерами
На расстояниях, -------------------------------- самих молекул (атомов) заметнее про- меньших
притяжение является ------------------.
отталкивание
Объяснение смачиваемости и несмачиваемости даём в виде:
Смачиваемость
------------------------- объясняется тем, что молекулы жидкости притягиваются моле-
Несмачиваемость
молекулам твёрдого тела друг к
кулы жидкости притягиваются к --------------------------------- сильнее, чем к ----------- друг к другу молеку- другу
------------------------. лам твёрдого тела
Определения видов механического движения можно дать в таком виде:
Равномерное
------------------------ движение - движение, при котором тело за любые равные про-
Неравномерное
равные межутки времен проходит ----------- пути.
разные
Зависимость изменения скорости тела при взаимодействии от её массы формулируем таким образом: меньше большую
Чем ------------ меняется скорость тела при взаимодействии, тем -------------- массу
больше меньшую
оно имеет.
Для акцентирования внимания учащихся на отличие силы тяжести и веса тела, обсуждая материал вмести с ними приходим к следующему выводу:
Сила тяжести телу
------------------- приложена(а) к -------------------------.
Вес тела опоре или подвесу
Условия плавания тел можно «укрупнить» следующим образом:
меньше (FA >FT), тонуть;
Если архимедова сила больше силы тяжести (FA >FT), то тело будет всплывать; равна (FA =FT), покоиться.
Учебная информация о направлении силы «укрупняется» следующем виде:
совпадает с направлением
Если направление силы противоположно направлению движения тела, то дан-
перпендикулярно направлению положительную ная сила совершает отрицательную работу(ы).
не совершает
Определения блоков по данному методу:
Неподвижный закреплена
-------------------- блок – блок, ось которого ------------------- и при подъёме грузов Подвижный не закреплена
не поднимается не опускается
--------------------- и ------------------ вместе с грузом.
поднимается опускается
При подготовке уроков по методу укрупнения дидактических единиц от учителя требуется большего труда, но он окупается прочными знаниями учащихся, их интересом к физике и экономией времени.
БОГАЕВ Д.П.,
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы
Республики Калмыкия
Литература
1. А.В. Пёрышкин Физика 7, М., Дрофа, 2012
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.