Непрерывное развитие профессиональной компетенции педагога как фактор развития безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства
Оценка 4.7

Непрерывное развитие профессиональной компетенции педагога как фактор развития безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
08.10.2023
Непрерывное развитие профессиональной компетенции педагога как фактор развития безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства
Основной целью перед педагогическим составом является формирование сознательного отношения молодежи к занятиям спортом и физической культурой. В свою очередь занятия физическое воспитание, благоприятно влияет на поведенческое мировоззрение обучающихся, делает их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому, важнейшим средством направленным на сохранение здоровья являются занятия физической культурой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями и мотивация способствует их жизненной позиции на сохранение и укрепление здоровья студентов. Значение физической культуры в учебном процессе заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.
статья.docx

УДК 377

           Поляк Жанна Ивановна,

 

преподаватель физического воспитания,

 Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Донецкий политехнический колледж»,

специалист высшей категории,

ДНР, г. Донецк

 

Непрерывное развитие профессиональной компетенции педагога как фактор развития безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства

 

  Аннотация.  Основной целью перед педагогическим составом является формирование сознательного отношения молодежи к занятиям спортом и физической культурой. В свою очередь занятия физическое воспитание, благоприятно влияет на поведенческое мировоззрение обучающихся, делает их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому, важнейшим средством направленным на сохранение здоровья являются занятия физической культурой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями и мотивация способствует их жизненной позиции на сохранение и укрепление здоровья студентов. Значение физической культуры в учебном процессе заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

Ключевые слова: образовательные стандарты; здоровый образ жизни; здоровьесбережение; функциональное состояние; диагностика; коррекция.

 

Образовательный аспект роли педагога и его составляющая в учебном процессе подразумевает совершенствование профессионального мастерства преподавателя с применением различных технологий на занятиях. В свое время Н.К. Смирнов [7, с.103], известный специалист в области охраны здоровья в образовательной среде, настаивал, что «в каждой школе должен быть хотя бы один специалист, прошедший профессиональную переподготовку по вопросам здоровьсбережения и не формально, а по существу отвечающий за постановку работы в этом направлении». Так основной из технологий в области физического воспитания является здоровьесберегающая, которая в свою очередь определяет в себе физкультурно-оздоровительную и игровую технологии, применяемые в основном на занятиях по физической культуре. В современных условиях очень остро стоит вопрос о сохранении здоровья и воспитании здоровой нации т.к. на данном этапе рост функциональных отклонений у студентов в СПО с каждым годом увеличивается. Единственный предмет, который может немного компенсировать отрицательное влияние гиподинамии и отсутствия знаний в области физической культуры это физическая культура. А значит перед преподавателями встает вопрос как создать предметно-развивающую среду в учебной организации, организовать деятельность студентов и дать каждому из них оптимальную нагрузку с учетом подготовленности. При решении данных вопросов преподавателю необходимо учитывать противоречия, которые возникают в учебном процессе. Такие как:

1.      Многофункциональность урока физической культуры;

2.      Высокий уровень требований к физической подготовке студентов;

3.      Отсутствие интересов к здоровому образу жизни.

Ответить на эти вопросы можно при реализации эффективных форм обучения, гарантирующих достижения цели и   решении поставленных задач.

Одной из достижений цели здоровьесбережения является применение общих и профессиональных компетенций, которые позволяют оценить успешность реализации учебного процесса между преподавателем и студентом. Компетенции являются важным условием для решения здоровьесберегающих технологий в системе образования, задавая ценностно-смысловые ориентиры его содержания, направленные на развитие каждого обучающегося. Одной из основных характеристик формирующих личность обучающегося является то, что студент осознанно выполняет правила здорового образа жизни, направленные на безопасность человека и окружающей его среды. Однако все это требует не только некоторых ресурсных затрат, но и затрат со стороны человеческого организма, что в свою очередь обуславливает со временем тенденцию снижения его работоспособности.

 Данный факт на практике показывает, что при выполнении любого вида деятельности и не соблюдение гигиенических норм организации своего быта со временем исчерпываются функциональные ресурсы организма, в результате чего происходят изменения функциональных механизмов организма человека и в итоге болезнь. Таким образом, чтобы образование стало здоровьсберегающим оно должно быть направлено на формирование у обучающихся следующих предпосылок: культуры здоровья, личностных качеств способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру. На основании вышеизложенного следует, что образовательная   политика должна быть неразрывно связана с государственной, которая направлена на возрождение отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья нации. Столь масштабное поле здоровьсберегающей деятельности должно быть поэтапным с наибольшей концентрацией своего потенциала на обучающихся СПО, ведь именно они, поучив все блага в будущем будут представлять результат деятельности образовательного процесса, реализуемый сегодня. В этом контексте обращаю ваше внимание к основным направлениям, подлежащим осуществлению в рамках здоровьсберегающего образования:

1.                  «Здоровьсбережение это неотъемлемая часть образовательного прцесса, следовательно, оно должно реализовываться комплексно;

2.                   Использование методик и здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику того или иного компонента индивидуального здоровья;

3.                   Должна осуществляться диагностика функционального состояния организма как при ежегодном медицинском осмотре, так и на уроках физической культуры. Так как диагностика и профилактика функционального состояния обучающихся учебного процесса на сегодняшний день остается одним из самых доступных направлений.

Анализируя практическую работу преподавателей физической культуры можно констатировать, что проведение диагностики и профилактика функционального состояния и физического развития обучающихся на основе комплексного использования тестов и функциональных проб на мой взгляд в условиях современного образования СПО является актуальным.

Функциональное состояние, можно   использовать с учетом   основных показателей диагностики: антропометрии, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и оценкой режима дня.

 Физическое развитие можно исследовать с помощью индексов физического развития. Это показатели соотношений антропометрических данных выраженные в математических формулах.

Диагностика проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими обучающимися под контролем преподавателя, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет формировать мотивацию к ценностному отношению к своему здоровью по средствам восприятия студентом процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют студенту установить свой функциональный потенциал организма с использованием оценочно-рейтинговой системы: низкий, достаточный, достаточно-гармоничный, высокий. При самостоятельной диагностики у студента формируется устойчивое понимание на ведение здорового образа жизни, а также целевые установки сохранения существующей на момент исследования гармонии.

Профилактику функционального состояния лучше проводить в дополнении с использованием трех групп методов: психоэмоциональных, дидактических и психофизиологических.

Первая группа: психоэмоциональные методы изменения функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой студента на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния обучающегося. К ним относится: музыка-терапия; аутогенная тренировка; ролевая игра.

 Вторая группа: дидактические методы профилактики функционального состояния — это педагогическое воздействие на студента средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения обучающего к энергичному, целенаправленному учению. К ним относится: рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов; постановка вопросов, сравнительный анализ, проблемное изложение; наблюдение, исследование.

 Третья группа: психофизиологические методы профилактики функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является изменение функционального состояния организма студента. К ним относится: воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения.

 Диагностика и профилактика функционального состояния студентов является основой здоровьсберегающего образования, так как этот аспект позволяет создать оптимально-благоприятные условия в учебном процессе для реализации знаний, практических умений и навыков, позволяющие как можно лучше подготовить будущих выпускников к реализации программного материала в дальнейшей жизни. Подход к здоровьесбережению, как к эффективному средству реализации учебного процесса, основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатов обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности используемые методики способствуют формированию  здоровьсбережения, дают  установку на сохранения и приумножения  здоровья, ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья, т.е. способствовать эффективному и безопасному процессу реализации учебного процесса на благо обучающегося и  общества.

 

Список использованных источников:

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

 

 


 

УДК 377 Поляк Жанна

УДК 377 Поляк Жанна

Ответить на эти вопросы можно при реализации эффективных форм обучения, гарантирующих достижения цели и решении поставленных задач

Ответить на эти вопросы можно при реализации эффективных форм обучения, гарантирующих достижения цели и решении поставленных задач

Диагностика проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими обучающимися под контролем преподавателя, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет формировать мотивацию к ценностному отношению к…

Диагностика проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими обучающимися под контролем преподавателя, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет формировать мотивацию к ценностному отношению к…

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023