Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе по УМК
«Школа России»
Тема |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (первый урок). |
Класс |
3 класс. |
Цель |
Познакомить с правописанием слов с непроизносимой согласной в корне слова. |
Задачи |
|
Планируемые результаты |
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
|
Оборудование |
компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для групповой и парной работы; разноуровневые карточки; сигнальные карточки.
|
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
||||
1. Организационный момент |
Эмоционально настраивает учеников на учебную деятельность. – На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Сегодня снова на пути, Открытия вас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут. – Итак, вперёд к новым знаниям. |
Дети рассаживаются по местам. Слушают стихотворение |
Личностные: формируют навыки самоорганизации |
||||
2.Актуализация знаний. |
Выявляет уровень знаний. – Предлагаю отправиться в научную лабораторию и стать исследователями. – А кто такой исследователь?
– Начинаем наше исследование. – Но сначала, я предлагаю выполнить минутку чистописания. – На минутке чистописания запишите соединение строчных согласных букв в данной последовательности. -сн-, -ст- –– Для чего мы проводим минутку чистописания? Напоминает правила посадки при письме. – А вы знаете, что «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости». – Как вы думаете, почему? -Хороший почерк – это уважение к человеку, п.ч. можно быстро и легко прочитать его рукописи.
– Сегодня во время проведения исследования нам не обойтись без умения определять корень в словах. - определите корень в словарных словах и подберите к ним однокоренные. Выпиши 5 слов в тетерадь. |
Объясняют значение слова. (Человек, который занимается научной работой)
Отвечают на вопрос и делают вывод о том, для чего нужна минутка чистописания. (Научиться писать разборчиво каллиграфически – правильным почерком) Работают в тетради, выполняют самопроверку по образцу и оценивают свою
Ученики определяют корень в однокоренных словах и вспоминают правило, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. |
Предметные: применять ранее изученные знания Познавательные УУД: анализировать с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: строить рассуждение, участвовать в дискуссии. |
||||
Гимнастика для глаз |
Выполняют упражнения для глаз |
||||||
3.Самоопределение к деятельности (создание проблемной ситуации).
4. Организация познавательной деятельности |
Организует проблемную ситуацию – В лабораторию поступили слова для исследования. Ленивый, робкий, домашний, устный, близкий. – Найдите слова с парным согласным в корне слова. Определите корень. – Найдите слова с безударным гласным в корне слова. Определите корень. – Определите корень в оставшемся слове. Как вы думаете можно ли в написании этого корня допустить ошибку? Какую? А как называется эта орфограмма? - Определите цель урока.
– Проведём более подробное исследование, с этим словом. Запишем это слово на доске по разному: устный, усный. – Ребята, что вы заметили? – Как записаны слова: одинаково или по – разному? – В чем отличие написания этих слов? – Появилось противоречие. Давайте выясним, кто из ребят написал это слово правильно? – Внимательно послушайте, как я произнесу это слово (усный). – Что заметили? (Звук [т] в слове не произносится) – Подберите проверочное слово. Назовите его (уста). – В проверочном слове появился звук –[т] . – В какой части слова появился этот звук (в корне)? – Назовите корень в этих словах – уст – Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково). Значит, в слове устный нужно писать букву т. – Как можно назвать согласные звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся? - Давайте теперь назовём тему урока и что будем делать. Чтобы определить задачи урока, расшифруем надпись У – учиться … (правописанию слов с непроизносимыми согласными); Р- развивать … (навык грамотного письма); О – объяснять … (правописание слов); К – контролировать … (свою работу). – Какое слово мы расшифровали? (урок) -Итак, продолжим наше наблюдение. – Произнесём каждое слово вслух и определим, какой согласный звук не произносится. Первое слово произнесу сама. Послушайте. Здравствуй – [ в ] … (здравие, или здоровье) Звёздный – [ д ] – …. (звезды) Солнце – [ л ] – …. (солнышко) Радостный – [ т ]- …. (радость) – Давайте выясним, почему звуки [в, д, л, т] в слове не произносятся? – Сколько согласных подряд стоит в этих словах? Сосчитайте в 1-м слове: – (4), в других? (3). – У вас на парте есть карточка №1. Поработайте в паре и заполните пропуски, используя свои наблюдения. -Прочитайте свой вывод. – Сравните, свой вывод. У кого получился такой же? – А как можно проверить эти слова? (подобрать однокоренное слово). – На парте у вас есть карточка №2. – Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Выполните задание самостоятельно. – Итак, проверим это задание, и выполним самопроверку по образцу – Оцените свою работу в листе оценивания. – Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне и сформулируйте правило? (надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался четко). 2) Работа по учебнику – Проверим свои выводы по учебнику. Прочитаем правило мудрой Совы на стр. 118. – Совпали ли наши выводы с учебником? (да) – Расскажите, как можно проверить непроизносимый согласный в корне (надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится отчётливо). – Есть и другой способ проверки. Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять И за звуком непонятным Быстро гласную писать. |
Находят слова с одинаковыми орфограммами, подбирают проверочные слова. Делают вывод, что в слове «устный» можно допустить ошибку, но как проверить и как называется эта орфограмма они не знают. С помощью учителя называют цель урока.
Анализируют написанные слова на доске, слушают высказывания одноклассников, выдвигают предположения. (Слова написаны по- разному, в одном слове есть буква т, а в другом нет? ) Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правила о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Подбирают проверочное слово и выясняют, что в проверочном слове появился звук [т] в корне.
Делают вывод. – Звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся называются непроизносимые согласные. Формулируют тему урока. Расшифровывают запись «урок» и определяют задачи урока. .
Слушают, произносят, определяют и называют в каждом слове звук, который не произносится. Анализируют примеры, слушают высказывания одноклассников, выдвигают предположения Отвечают на вопрос и выясняют, почему так происходит. Вставляют в текст, пропущенные слова. Работают в паре, заполняют пропуски в карточке и выводят правило. Формулируют правило.
Подбирают проверочные однокоренные слова и их записывают, выделяют корень. Выполняют самопроверку по образцу. Оценивают свою работу в листе оценивания. Делают выводы. Формулируют правило. Читают правило в учебнике. Сравнивают свои выводы с учебником. Рассказывают правило. Знакомятся с ещё одним способом проверки непроизносимых согласных. |
Предметные: определение значения корня Регулятивные: постановка и формулирование проблемы. Познавательные: используют ранее полученные знания для решения задачи Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: применять новые знания Познавательные: осуществляют в познавательной деятельности операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и аргументируют Регулятивные: ставят задачи, определяют тему урока, контролировать свою деятельность Личностные: положительное отношение к учебной деятельности
|
||||
Физминутка. |
Отдыхают, выполняя упражнения. |
||||||
5. Закрепление материала. Повышение уровня формируемых знаний.
6. Практическая работа |
Использует платформу РЭШ . Основная часть. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/main/185995/
Использует платформу РЭШ . Тренировочные задания. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/train/186004/
1) –Потренируемся в проверке слов с непроизносимым согласным в корне. – Работаем с сигнальными карточками: солнце, известный, поздно, яростный, сердце, капустный. – Какую букву показываешь. Почему? – Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? (подобрать однокоренное слово так, в котором согласный слышится отчётливо) – Оцените свою работу в листе оценивания. 2) – В научной лаборатории всегда работает несколько групп по данному исследованию. Они выполняют разноуровневые задания. И в нашу лабораторию поступили такие задания. – Возьмите и положите перед собой карточки жёлтого и зелёного цвета. На них разноуровневые задания. – Прочитайте задание на карточке желтого цвета (базовый уровень) зелёного цвета (задания повышенного уровня) – Каждый из вас должен выбрать задания той карточки, которое вы будете выполнять. – Проведём самопроверку. Проверьте самостоятельно по образцу, оцените себя, поставьте отметку в лист оценивания. – Как вы проверяли непроизносимый согласный в корне слова?
– Обратите внимание на слово ЛЕСТНИЦА. Что о нём можно сказать? |
Записывают в тетрадь слова с непроизносимым согласным и проверочные слова. Проговаривают алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.
Работают с сигнальными карточками. Доказывают свой выбор буквы. Проговаривают правило проверки непроизносимых согласных.
Оценивают свою работу в листе оценивания. Выбирают карточку определённого цвета с базовым или повышенным уровнем. Самопроверка по образцу.
Определяют, что есть непроизносимый согласный, но его проверить нельзя. Значит это словарное слово, его надо запомнить. |
Предметные: Закреплять полученные знания; находить непроизносимые согласные в корне; подбирать проверочные слова, выделять корень в однокоренных словах; Познавательные УУД: моделировать выделенные свойства понятия; делать умозаключение; Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные: Применять полученные знания; находить непроизносимые согласные в корне; подбирать проверочные слова, выделять корень в однокоренных словах; Познавательные УУД: моделировать выделенные свойства понятия; делать умозаключение; Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями; адекватно оценивать правильность выполнения действия, контролировать и оценивать свои действия. |
||||
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
1) Подведём итог исследований. –Что нового узнали на уроке? – Какие задачи ставили? -Удалось ли решить? – Как проверить непроизносимый согласный в корне? –Подведём итог в листе оценивания. Сосчитайте общее количество баллов. На доске есть памятка. Поставьте себе отметку за урок.
2)Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение: – Я узнал … -Я научился … – Мне было интересно … – На уроке я похвалил бы себя ….. 3) Задания для домашней работы предлагаю на выбор, задание на карточках. Карточки у меня на столе, после урока вы можете их взять. Урок окончен. |
Отвечают на вопросы рефлексивного характера. Оценивают степень достижения цели. Определяют границы применения нового знания. Подводят итог в листе оценивания.
Выставляют себе отметку за урок в листе оценивания. Оценивают свою работу по предложенным высказываниям, комментируют свой выбор. Слушают и записывают домашнее задание |
Предметные УУД: моделировать выделенные свойства понятия; Коммуникативные УУД: Строить собственные высказывания Регулятивные УУД: Делать выводы. Личностные УУД: Оценивать свои достижения |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.