Непроизносимая согласная в корне слова
Оценка 5

Непроизносимая согласная в корне слова

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русский язык
2 кл—4 кл
03.05.2022
Непроизносимая согласная  в корне слова
Конспект урока по русскому языку 3 кл
технологическая карта Непроизносимые согласные.docx

Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе по УМК

«Школа России»

Тема

 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (первый урок).     

Класс

3 класс.

Цель

Познакомить с правописанием слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Задачи

  • Организовать работу по знакомству с новой орфограммой: непроизносимая согласная в корне слова;
  • Научить на практике подбирать проверочные однокоренные слова, пользуясь новыми знаниями;
  • развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • познакомятся с новой орфограммой;
  • научатся подбирать проверочные слова, пользуясь новыми знаниями;
  • научатся определять опасные места в написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Метапредметные результаты:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • Анализировать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, сравнивать написание корня в однокоренных словах; развитие умения искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; анализировать изучаемые факты.
  • работать в паре, группе и оценивать себя и товарища под руководством учителя;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу, активность, стремление высказываться;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Личностные результаты:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к русскому языку;
  • понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование

компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для групповой и парной работы; разноуровневые карточки; сигнальные карточки.

 

           

 

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия 

1.      Организационный момент

Эмоционально настраивает учеников на учебную деятельность.

– На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка.

Сегодня снова на пути, 

Открытия вас ждут. 

А знанья,  дружба, память, ум 

К победе приведут.

– Итак,  вперёд к новым знаниям.

Дети рассаживаются по местам.

Слушают стихотворение

Личностные: формируют навыки самоорганизации

2.Актуализация знаний. 

Выявляет уровень знаний. 

– Предлагаю отправиться в научную лабораторию и стать исследователями. – А кто такой исследователь? 

– Начинаем наше исследование. 

– Но сначала, я предлагаю выполнить минутку чистописания.

– На минутке чистописания запишите соединение строчных согласных букв в данной последовательности. -сн-, -ст-

– Для чего мы проводим минутку чистописания? 

Напоминает правила посадки при письме. 

– А вы знаете, что «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».

– Как вы думаете, почему?  

-Хороший почерк – это уважение к человеку, п.ч. можно быстро и легко прочитать его рукописи.

 

–  Сегодня во время проведения исследования нам не обойтись без умения определять корень в словах.

- определите корень в словарных словах и подберите к ним однокоренные. Выпиши 5 слов в тетерадь.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/03/s_5ccc1cc7236e7/img8.jpg

Объясняют значение слова. 

(Человек, который занимается научной работой) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос и делают вывод о том, для чего нужна минутка чистописания. 

(Научиться писать разборчиво каллиграфически – правильным почерком)

Работают в тетради, выполняют самопроверку по образцу и оценивают свою

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики определяют корень в однокоренных словах и вспоминают правило, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Предметные: 

применять ранее изученные знания

Познавательные УУД: 

 анализировать

с выделением

существенных

признаков. 

 Коммуникативные УУД:

 строить рассуждение,

участвовать в дискуссии.

Гимнастика для глаз

Выполняют упражнения для глаз

3.Самоопределение к деятельности

(создание проблемной ситуации). 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация познавательной деятельности

Организует проблемную ситуацию

– В лабораторию поступили слова для исследования.

Ленивый, робкий,   домашний, устный,    близкий.   

– Найдите слова с парным согласным в корне слова. Определите корень.

– Найдите слова с безударным гласным в корне слова. Определите корень.

 – Определите корень в оставшемся слове. Как вы думаете можно ли в написании этого корня допустить ошибку? Какую? А как называется эта орфограмма?

- Определите цель урока.

 

 

– Проведём более подробное исследование, с этим словом. Запишем это слово на доске по разному: устный,  усный.  

–  Ребята, что вы заметили?

 – Как записаны слова: одинаково или по – разному?

 – В чем отличие написания этих слов?

 – Появилось противоречие. Давайте выясним, кто из ребят написал это слово правильно?  

– Внимательно послушайте, как я произнесу это слово (усный).

– Что заметили?  (Звук [т] в слове не произносится) 

– Подберите проверочное слово. Назовите его (уста). 

– В проверочном слове появился звук –[т] .

–  В какой части слова появился этот звук (в корне)? 

– Назовите корень в этих словах – уст 

–  Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково). Значит, в слове   устный нужно писать букву т.

 – Как можно назвать согласные звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся?

- Давайте теперь назовём тему урока и что будем делать.

Чтобы определить задачи урока, расшифруем надпись 

У – учиться … (правописанию слов с непроизносимыми согласными);

Р- развивать … (навык грамотного письма); 

О – объяснять … (правописание слов);

К – контролировать … (свою работу). 

– Какое слово мы расшифровали?  (урок) 

-Итак, продолжим наше наблюдение.

– Произнесём каждое слово вслух и определим, какой согласный звук не произносится. Первое слово произнесу сама. Послушайте. 

Здравствуй –   [ в ] … (здравие, или здоровье)                              

Звёздный – [  д ] – …. (звезды)

Солнце – [   л ] – …. (солнышко)

Радостный – [ т ]- …. (радость) 

– Давайте выясним, почему звуки [в, д, л, т] в слове не произносятся? 

– Сколько согласных подряд стоит в этих словах? Сосчитайте в 1-м слове: – (4), в других? (3). 

– У вас на парте есть карточка №1. Поработайте в паре и заполните пропуски, используя свои наблюдения. 

-Прочитайте свой вывод. 

–  Сравните, свой вывод. У кого получился такой же?  

– А как можно проверить эти слова? (подобрать однокоренное слово). 

– На парте у вас есть карточка №2

– Запишите однокоренные слова.  Выделите корень. Выполните задание самостоятельно.

– Итак, проверим это задание, и выполним самопроверку по образцу  

– Оцените свою работу в листе оценивания. 

– Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне и сформулируйте правило? (надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался четко). 

2) Работа по учебнику 

– Проверим свои выводы по учебнику.  Прочитаем правило мудрой Совы на стр. 118. 

– Совпали ли наши выводы с учебником? (да)

– Расскажите, как можно проверить непроизносимый согласный в корне

 (надо подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится отчётливо). 

– Есть и другой способ проверки

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять

И за звуком непонятным

Быстро гласную писать.

Находят слова с одинаковыми орфограммами, подбирают проверочные слова.

Делают вывод, что в слове «устный» можно допустить ошибку, но как проверить и как называется эта орфограмма они не знают.

С помощью учителя называют цель урока.

 

 

 

 

 

Анализируют написанные слова на доске, слушают высказывания одноклассников, выдвигают предположения. 

(Слова написаны по- разному, в одном слове есть буква т, а в другом нет? )

 Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают правила о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Подбирают проверочное слово и выясняют, что в проверочном слове появился звук [т] в корне. 

 

 

 

 

Делают вывод. 

–  Звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся называются непроизносимые согласные. 

Формулируют тему урока.

Расшифровывают запись «урок» и определяют задачи урока.

 

 

 

Слушают, произносят, определяют и называют в каждом слове звук, который не произносится. 

Анализируют примеры, слушают высказывания одноклассников, выдвигают предположения

Отвечают на вопрос и выясняют, почему так происходит.

Вставляют в текст, пропущенные слова.

Работают в паре, заполняют пропуски в карточке и выводят правило. 

Формулируют правило.

 

 

 

 

Подбирают проверочные однокоренные слова и их записывают, выделяют корень.

Выполняют самопроверку по образцу.

Оценивают свою работу в листе оценивания.

Делают выводы.

Формулируют правило. 

Читают правило в учебнике. 

Сравнивают свои выводы с учебником. 

Рассказывают правило.  

Знакомятся с ещё одним способом проверки непроизносимых согласных.

Предметные: определение значения корня

Регулятивные:

 постановка и формулирование проблемы. 

Познавательные: используют ранее полученные знания для решения задачи

Личностные: 

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

 

 

 

 

Предметные: 

применять новые знания

Познавательные: осуществляют в познавательной деятельности операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и аргументируют

Регулятивные: 

ставят задачи, определяют тему урока, контролировать свою

деятельность

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Отдыхают, выполняя упражнения.

5. Закрепление материала. Повышение уровня формируемых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Практическая работа

Использует платформу РЭШ . Основная часть.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/main/185995/

 

 

 

 

 

Использует платформу РЭШ . Тренировочные задания.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/train/186004/

 

 

 

 1) –Потренируемся в проверке слов с непроизносимым согласным в корне.

– Работаем с сигнальными карточками: солнце, известный, поздно, яростный, сердце, капустный. 

– Какую букву показываешь. Почему?

– Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? (подобрать однокоренное слово так, в котором согласный слышится отчётливо)

– Оцените свою работу в листе оценивания.

2) – В научной лаборатории всегда работает несколько групп по данному исследованию. Они выполняют разноуровневые задания.  И в нашу лабораторию поступили такие задания. 

– Возьмите и положите перед собой карточки жёлтого и зелёного цвета. На них разноуровневые задания. 

– Прочитайте задание на карточке желтого цвета (базовый уровень)

зелёного цвета (задания повышенного уровня)

– Каждый из вас должен выбрать задания той карточки, которое вы будете выполнять. 

– Проведём самопроверку.  Проверьте самостоятельно по образцу, оцените себя, поставьте отметку в лист оценивания. 

– Как вы проверяли непроизносимый согласный в корне слова?

 

– Обратите внимание на слово ЛЕСТНИЦА. Что о нём можно сказать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь слова с непроизносимым согласным и проверочные слова. Проговаривают алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. 

 

 

 

 

 

 

Работают с сигнальными карточками. 

Доказывают свой выбор буквы. 

Проговаривают правило проверки непроизносимых согласных. 

 

 

Оценивают свою работу в листе оценивания. 

Выбирают карточку определённого цвета с базовым или повышенным уровнем. 

Самопроверка по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что есть непроизносимый согласный, но его проверить нельзя. Значит это словарное слово, его надо запомнить. 

Предметные:

 Закреплять полученные знания; 

находить непроизносимые согласные в корне; 

подбирать проверочные слова, выделять корень в однокоренных словах; 

Познавательные УУД: 

моделировать

выделенные свойства

понятия;

делать умозаключение;  

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

 Применять полученные знания; 

находить непроизносимые согласные в корне; 

подбирать проверочные слова, выделять корень в однокоренных словах; 

Познавательные УУД: 

моделировать

выделенные свойства

понятия;

делать умозаключение;  

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: определять правильность выполненного   задания на основе сравнения с предыдущими заданиями;           адекватно оценивать правильность выполнения действия, контролировать и оценивать свои действия.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

1) Подведём итог исследований. 

Что нового узнали на уроке? 

– Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить?

– Как проверить непроизносимый согласный в корне? 

 –Подведём итог в листе оценивания. Сосчитайте общее количество баллов. На доске есть памятка. Поставьте себе отметку за урок. 

 

2)Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение: 

– Я узнал  … 

-Я научился …

–  Мне было интересно …

– На уроке я похвалил бы себя …..

3) Задания для домашней работы предлагаю на выбор, задание на карточках. Карточки у меня на столе, после урока вы можете их взять.         

Урок окончен.

Отвечают на вопросы рефлексивного характера.  

Оценивают степень достижения цели. 

Определяют границы применения нового знания. 

Подводят итог в листе оценивания. 

Ключик оценивания

15-14 баллов – «5»

13-9 баллов – «4»

8 и менее баллов – «3»  

Выставляют себе отметку за урок в листе оценивания. 

Оценивают свою работу по предложенным высказываниям, комментируют свой выбор.

Слушают и записывают домашнее задание

Предметные УУД: 

моделировать

выделенные свойства

понятия;

Коммуникативные УУД: 

Строить собственные высказывания

Регулятивные УУД:

Делать выводы.

Личностные УУД: 

Оценивать свои достижения


 - Описание: https://docviewer.yandex.ru/view/245250763/htmlimage?id=26yhy-2tqfrzifp9u2aqoj5gm79ycvblckhm962lkjahsfwirw8dv3m89isdeba9ygjhj1huza18ztjntkdevu141qygyapyl4hoasjqf&width=842&height=595&name=bg-1.png&dsid=1c097307d900e5e667390b08c191d84f

https://docviewer.yandex.ru/view/245250763/htmlimage?id=26yhy-2tqfrzifp9u2aqoj5gm79ycvblckhm962lkjahsfwirw8dv3m89isdeba9ygjhj1huza18ztjntkdevu141qygyapyl4hoasjqf&width=842&height=595&name=bg-2.png&dsid=1c097307d900e5e667390b08c191d84f

https://docviewer.yandex.ru/view/245250763/htmlimage?id=26yhy-2tqfrzifp9u2aqoj5gm79ycvblckhm962lkjahsfwirw8dv3m89isdeba9ygjhj1huza18ztjntkdevu141qygyapyl4hoasjqf&width=842&height=595&name=bg-3.png&dsid=1c097307d900e5e667390b08c191d84f

https://docviewer.yandex.ru/view/245250763/htmlimage?id=26yhy-2tqfrzifp9u2aqoj5gm79ycvblckhm962lkjahsfwirw8dv3m89isdeba9ygjhj1huza18ztjntkdevu141qygyapyl4hoasjqf&width=842&height=595&name=bg-4.png&dsid=1c097307d900e5e667390b08c191d84f

https://docviewer.yandex.ru/view/245250763/htmlimage?id=26yhy-2tqfrzifp9u2aqoj5gm79ycvblckhm962lkjahsfwirw8dv3m89isdeba9ygjhj1huza18ztjntkdevu141qygyapyl4hoasjqf&width=842&height=595&name=bg-5.png&dsid=1c097307d900e5e667390b08c191d84f


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе по

Технологическая карта урока русского языка в 3 «В» классе по

Этапы урока Деятельность педагога

Этапы урока Деятельность педагога

Для чего мы проводим минутку чистописания?

Для чего мы проводим минутку чистописания?

Организация познавательной деятельности

Организация познавательной деятельности

Как можно назвать согласные звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся? -

Как можно назвать согласные звуки, которые в слове не произносятся, но пишутся? -

А как можно проверить эти слова? (подобрать однокоренное слово)

А как можно проверить эти слова? (подобрать однокоренное слово)

Практическая работа Использует платформу

Практическая работа Использует платформу

Практическая работа Использует платформу

Практическая работа Использует платформу

Каждый из вас должен выбрать задания той карточки, которое вы будете выполнять

Каждый из вас должен выбрать задания той карточки, которое вы будете выполнять

Урок окончен. Отвечают на вопросы рефлексивного характера

Урок окончен. Отвечают на вопросы рефлексивного характера

Непроизносимая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная  в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная  в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная  в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная  в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная  в корне слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022