Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные» (2 ч.)
Цель:
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, особенностью их склонения; дать понятие о несклоняемых существительных.
Задачи:
Сформировать умения: находить разносклоняемые существительные в тексте, изменять их по падежам (склонять); аргументировать выбор окончаний (суффиксов); выделять несклоняемые существительные в тексте. Совершенствовать навыки безошибочного написания падежных окончаний разносклоняемых существительных. Воспитывать интерес к русскому языку, доброжелательное отношение к сверстникам.
Тип урока: урок - исследование
Методы: репродуктивный, частично - поисковый, наглядный, практический.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы почувствуете себя настоящими исследователями русского языка!
II. Актуализация опорных знаний
1. На прошлом уроке мы повторили то, что изучили об имени существительном в 5 - м классе. Но… эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям! Для начала ответьте на вопросы:
- К знаменательной или служебной части речи отнесем имя существительное?
- Какие постоянные признаки существительных вы знаете?
– Что такое склонение? Сколько типов склонения у существительного?
2. А теперь закрепим ваши знания на практике.
Перед вами существительные. Как вы думаете, что нужно с ними сделать? (Распределить по склонениям в 3 столбика) Правильно!
Бокал, ручка, молодежь, интернет, луч, доверие, ягода, путь, власть, белизна, знамя, радость, улыбка.
III. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
- Молодцы! Теперь, пожалуйста, скажите, какие слова вызвали у вас сомнения? Почему?
- Чтобы узнать, просклоняем Путь и Знамя (работа у доски и в тетрадях).
- Можем ли мы их отнести к какому - либо склонению? Почему? Раз, эти существительные имеют падежные окончания разных склонений, как можно их назвать?
- Скажите, пожалуйста, в чем сходство и различие данных окончаний?
- Итак, мы открыли разносклоняемые существительные!
IV. Существительные Путь и Знамя не одиноки в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. С двумя вы уже познакомились, и еще имеется 9, которые заканчиваются на МЯ. Но я не стану их перечислять, ведь у нас урок - исследование, вы найдёте и выпишите их из стихотворения, которое лежит на парте перед каждым из вас, в тетрадь.
Есть история про племя, Прилепив перо на темя,
Лишь весной наступит время, Над собою поднял знамя,
Племя мирно сеет семя, Раздувает распри пламя:
Хоть пахать и сеять - бремя. Призывает все опять
У коровы полно вымя. Не работать - воевать.
Папуаске нужно имя, Но не хочет племя вновь.
для сынишки сочинить, проливать напрасно кровь.
И корову подоить. Всем милее мирный путь.
Но вожак их - ногу в стремя. Сказку нашу не забудь!
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, все ли слова вы выписали?
V. Физкультминутка
– Сколько открытий мы совершили, естественно, что устали, поэтому немного отдохнём, а помогут в этом разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь, поцеловать в темечко).
А сейчас давайте послушаем еще одно стихотворение. Тут нам встретится новый, особенный вид существительных – несклоняемые. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.
Постарайтесь их запомнить.
Чтение стихотворения учителем. Дети стараются запомнить как можно больше слов.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Игра «Кто больше» (всего 31 слово)
– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?
Кашне – шейный платок или шарф.
Манто – широкое дамское платье.
Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
VI. Закрепление изученного.
Работа с учебником пар 31.
VII. Редактирование текста.
В следующих предложениях допущена ошибка при образовании форм Родительного падежа существительного время. Запишите предложения в исправленном виде.
Время было в обрез. У тебя нет время потолковать со мной. Сколько время прошло?
VIII. Работа на доске. Выделить суффиксы в разносклоняемых существительных. (взаимопроверка)
Ж. . . леть о потраченном врем. . ни, язык плам. . ни к. . стра, к. . саться знам. . ни, прик. . саться к стрем. . ни, вождь плем. . ни, сколько врем. . ни, свежие сем. . н_.
IX. Исследования продолжаются!!!
Работа в парах.
Гореть синим пламе__, со врем__н царя Гороха, под брем_нем забот.
– Как называются эти выражения? (фразеологизмы)
– Чем интересны для нас эти фразеологизмы? (В них есть разносклоняемые существительные)
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)
_ Составьте с каждым фразеологизмом одно предложение.
X. Рефлексия
Мы сегодня славно потрудились и можем подвести итог исследованиям!
Понравилось вам быть исследователями? Что помогало быть ими?
Какие существительные называются разносклоняемыми? А какие – несклоняемыми?
Какие задания вызвали затруднения?
Как вы думаете, наши открытия закончились?
XI. Домашнее задание (на выбор)
Найти пословицы, в которых имеются разносклоняемые или несклоняемые существительные ( 5 пословиц).
Составить кроссворд, используя разносклоняемые существительные.
Упражнение
Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От доброго семени – добрый восход. От того как вы работали на уроке будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.