Несколько слов о лабораторных работах.
Неотъемлемой частью урока физики является физический эксперимент. Он одновременно выполняет несколько функций - это и источник знаний, и метод обучения, и вид наглядности. Эксперимент является основой для открытия законов, явлений, которые имеют субъективную новизну. Не может быть физики без физических опытов.
Учитель должен с самых первых уроков физики как можно больше проводить демонстрационных опытов, чтобы привить ученикам любовь к предмету и заинтересовать в его изучении. Также нужно обращать внимание детей на то, что эксперимент нужно не только увидеть, а сделать вывод, который поможет глубже усвоить теоретический материал.
В
основном такая учебная деятельность в большей мере заинтересовывает учащихся,
нежели обычная теория. Как таковая теория запоминается на практике. Именно это
и подразумевает под собой лабораторная работа – возможность провести такой
собственный эксперимент, применив полученные знания, который поможет понять,
почему именно так происходит и что из этого следует. Лабораторная работа проводится
на основании исследовательского эксперимента, который учащийся должен описать,
сделать выводы о проделанной работе, рассказать о способах организации работы,
вычислениях и так далее.
Каковы же особенности у лабораторной
работы? Как говорит название, лабораторная работа проводится в специальных
условиях, подразумевает работу со специальным оборудованием, инструментами и
другими составляющими. В чём польза лабораторной работы? Основная польза
лабораторной работы заключается в том, что она позволяет, можно сказать, своими
руками (правда, иногда в переносном смысле) потрогать, своими глазами увидеть,
как происходят те или иные физические процессы.
Лабораторные работы, которые обучающиеся выполняют
согласно программе, являются важным звеном в изучении физики. Лабораторная работа подразумевает: наблюдение на
практике изучаемого физического процесса, который был перед этим изучен на
уроке, определение полученного фактически результата и сравнение его с тем,
что написано в учебнике.
В 7 классе необходимо ознакомить обучающихся с правилами оформления лабораторной работы и на протяжении изучения всего курса физики требовать придерживаться этих правил. Учитель должен знать, что на оформление работы у обучающихся должно быть использовано как можно меньше времени. Во время выполнения лабораторной работы обучающиеся должны в строгом порядке соблюдать алгоритм проведения данной работы, который описывается в инструкции. Также стоит обращать внимание и на выводы, которые сделал ученик.
Лабораторные работы дают возможность научиться пользоваться приборами, выполнять измерения, хорошо развивают способность думать и анализировать, делать выводы своими словами. Лабораторные работы – это одна из самых важных составляющих всего учебного процесса, без которой обучение предмету будет неполноценным и недостаточным. Поэтому, выполнение лабораторных работ - это неотъемлемая часть процесса получения любых научных знаний, это весьма эффективный способ переведения теории на практику. Когда учащиеся выполняют лабораторные работы, полученный учебный материал по любой теме они воспринимают лучше, так как большинство формул и определений, казавшихся на первый взгляд непонятными, приобретают конкретный смысл, проявляется связь теории и практики. Почувствовать научный поиск, обобщить свои знания обучающиеся могут при выполнении работ физического практикума, программой на это отводятся часы в конце года. Работы практикума довольно сложные, поэтому их выполняют в течение двух уроков. Желательно чтобы один практикум выполняли по два человека, но можно класс поделить на группы. До выполнения работы ученики готовят теорию и описание работы, на уроке выполняют эксперимент, делают вычисления, находят погрешности и объясняют их, а также решают одну или две задачи по теме практикума.
Важным в любом эксперименте является соблюдение правил техники безопасности. Поэтому перед каждой лабораторной работой и перед каждым физическим практикумом необходимо напоминать обучающимся эти правила. Хорошо если есть для каждого класса и для каждой работы инструкции по технике безопасности. Лабораторная работа выполняется в соответствии с инструкцией, которая лежит на каждой парте ( одна на парту). В процессе выполнения работы учащимся сообщается, какое нужно провести лабораторное исследование, затем подробно описать его и решить проблему, которая была поставлена в цели, сделать выводы, к которым пришли во время выполнения лабораторной работы. Первое, что нужно сделать, – внимательно ознакомится с оборудованием, с которым предстоит поработать. Далее, после ознакомления с приборами, нужно собрать схему так, как указано в инструкции. Приступать к дальнейшим действиям нельзя, пока схему или подготовленные приборы не проверит преподаватель и не убедится в ее правильности. Перед началом работы с прибором, нужно установить цену деления шкалы, а также могут ли быть погрешности в измерении. Теперь можно приступить к выполнению испытаний и экспериментов, После завершения основной работы нужно грамотно оформить отчет о проделанной работе, сформулировать выводы в соответствии с требованиями инструкции. Лабораторная работа – это очень увлекательный процесс усвоения теоретических знаний на практике, она требует к себе внимательности, усидчивости, старания и, самое главное, ответственности.
Польза лабораторных работ заключается в том, что школьники сами видят, как теория подтверждается на практике. Это может их заинтересовать и поддерживать желание учится, что очень важно в процессе образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.