Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра методики математики
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Выпускная квалификационная работа
Руководитель работы: кандидат педагогических наук, доцент И.В. Столярова
Ульяновск, 2021
Мухомедеева Алина Ринатовна
Актуальность
В настоящее время прослеживается тенденция падения интереса к обучению среди школьников. В определенной степени, этому способствовали устаревшие формы урока. В связи с этим, в настоящее время осуществляется модернизация российской общеобразовательной школы, заключающаяся во внедрение новых педагогических технологий в практику обучения. Поиск инноваций в формах обучения привел к появлению так называемых нетрадиционных уроков. Следствием этого является необходимость разработки методических рекомендаций учителю по проектированию нестандартных уроков математики.
Цели и задачи
Цель: определить значение нетрадиционных уроков в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.
Задачи:
Определить понятие и назначение нетрадиционных уроков математики.
Рассмотреть классификацию нестандартных уроков математики.
Установить принципы конструирования нестандартных уроков математики в общеобразовательной школе.
Разработать методические рекомендации учителю по проектированию нестандартных уроков математики.
Осуществить анализ опытно-экспериментальной работы по использованию нестандартных уроков в процессе обучения математике школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт
1 поколение
Представлен своеобразной универсальной программой сразу по всем учебным предметам, целью которой является сохранению единого образовательного пространства России. Главный ответчик за результат образования – ребенок.
2 поколение
Акцентирует внимание на повышении качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, тем самым способствуя развитию новой образовательной системы. Заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня.
С.Е. Шишова и В.А. Кальней рассматривают качество образования как единение главенствующих принципов образовательных учреждений направленных на развитие индивидов, компонентами которых в частности являются содержание, методы, формы и др.
Л.Н. Давыдова считает качество образования единением свойств образовательного процесса, в которые входит выполнимость поставленных целей, передовые технологии, условия, способствующие выполнению поставленных задач.
Качество школьного образования
Формирование функциональной грамотности (Л.М. Перминова)
содержательно-деятельностная часть, характеризующая «технологическую» базу жизни человека и общества и включающую:
общие учебные умения, формируемые в 5–9 классах;
«функциональные» межпредметные умения, дающие возможность практического применения системы знаний для решения типовых жизненных и образовательных задач;
практические умения взаимодействия человека с социальными институтами города (умения социальной технологии, социальной коммуникации и социальной адаптации);
предметные базовые и дополнительные знания и умения, необходимые для продолжения общего и/или профессионального образования;
потребностно-мотивационная часть, характеризующаяся готовностью и способностью:
к повышению уровня образованности;
к выбору профессии, на основе самоидентификации с требованиями, предъявляемыми профессией, специальностью;
коммуникативной деятельности в новой социокультурной среде, определяющую внутреннее, личностно-психологическое отношение к социуму.
Нетрадиционные формы урока
Нетрадиционные формы урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, в основе которых заложены активные методы обучения. (О.В. Трофимова)
Уроки в форме соревнования и игр
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
Уроки, напоминающие публичные формы общения
Уроки, опирающиеся на фантазию
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы
Интегрированные уроки.
Трансформация традиционных способов организации урока
Принципы нетрадиционного урока (Е.М. Минскин)
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего инструмента
Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока
Подготовительный.
Урок:
Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся:
второй этап. Сообщение нового материала, формирование знания учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Он посвящён формированию умений и навыков.
Анализ.
Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков
Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов одного цикла, но и выходя на предметы другого цикла;
При проведении нетрадиционных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Анкета
Нравятся ли вам уроки математики? Почему?
Что вам больше нравится на уроке: решать задачи, играть?
Нравится ли вам присутствие игр, эстафет, конкурсов?
Всегда ли вы запоминаете изученный материал?
Всегда ли вы выполняете домашнюю работу по математике?
Возникают ли у вас трудности на уроке математики?
Помогают ли вам родители при выполнении домашнего задания?
На основе результатов данной анкеты, составлена диаграмма «Интерес учащихся к уроку математики».
Вывод
Определили понятие и назначение нетрадиционных уроков математики.
Рассмотрели классификацию нестандартных уроков математики.
Установили принципы конструирования нестандартных уроков математики в общеобразовательной школе.
Разработали методические рекомендации учителю по проектированию нестандартных уроков математики.
Осуществили анализ опытно-экспериментальной работы по использованию нестандартных уроков в процессе обучения математике школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.