«Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» (дискуссия за круглым столом с педагогами)
Оценка 4.8

«Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» (дискуссия за круглым столом с педагогами)

Оценка 4.8
docx
02.11.2021
«Нетрадиционные методы  оздоровления  дошкольников» (дискуссия  за круглым  столом  с педагогами)
diskussiya_s_pedagogami_netraditsionnye_metody_ozdorovleniya.docx

«Нетрадиционные методы  оздоровления  дошкольников»

(дискуссия  за круглым  столом  с педагогами)

 

 Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей и детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с использованием современных технологий и привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни в семье.

Так как же сделать деятельность по физическому воспитанию радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

И мы нашли выход, соединив положительные качества общеобразовательной программы дошкольного учреждения, общеобразовательной программы «От рождения до школы» и внедрение современных технологий. Это нам позволило повысить интерес детей к физической культуре и спорту  за счет введения увлекательных форм, таких как: танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят игрогимнастика, игроритмика, игротанец .И нетрадиционные виды упражнений: игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, игровой стретчинг: «Делай как я! » и игры-путешествия.

Танцевально-ритмическая гимнастика. В ней представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Игроритмика.

Её основой является развитие чувства ритма и двигательных способностей детей, выполнять движения под музыку.

Игрогимнастика.

Её основа - усвоение детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Сюда входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные  на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Игротанец.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Пальчиковая гимнастика.

Служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Музыкально-подвижные игры.

Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации и соревнования. 

Игровой стретчинг «Делай как я! »

Упражнения носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры и содействуют решению оздоровительных. Развивают творческую, двигательную деятельность, мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Игры-путешествия. 

Включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Вышеперечисленные формы проводятся:

·         на танцевальном и литературном материале,

·         круговой тренировке,

·         в форме подвижных игр и оздоровительного бега

·         с использованием веселых сказочных персонажей, красочных атрибутов

Эти формы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

В каждом возрастном периоде я учитываю разную направленность:

·         маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

·         в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

·         в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду проводится в разнообразных формах организации физической активности.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний

Слушание музыки и движения под музыку способствуют организации здорового образа жизни  воспитанников.

Специфическая музыка- может  звучать на утренней гимнастике , перед каждым обедом, во время подготовки ко сну .

Музыка оказывает расслабляющее действие, формируюет определенную атмосферу, налаживает контакты между воспитателем и детьми, проявляет общее настроение детей в группе, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку, способствует снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.  дает заряд бодрости, энергии и оптимизма, снимает напряжение, создает атмосферу покоя.

- утренняя зарядка средствами ритмической гимнастики;

- после дневного сна можно использовать музыкально-рефлекторное пробуждение малышей, чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций,  рекомендуется использовать тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут.

- оздоровительные

- активный отдых - развлечения и праздники; контакт с семьей.

- во время НОД  можно использовать частичное музыкальное сопровождение: для создания в начале соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце НОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

- спортивные праздники, например: «Папа, мама я – спортивная семья», «Мы танцуем, играем, поем!», спортивные развлечения с обручами и много других.

Я считаю что, необходимым условием использования движений под музыку в организации здорового образа жизни детей является учет психофизиологических особенностей дошкольников.

Чтобы движения под музыку способствовали организации здорового образа жизни дошкольников, нужно учитываем следующие условия:

1. опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;

2. педагогические основы организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;

3. место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

Музыкальные игры и ритмическая гимнастика, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений, способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки.

Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.

Широко используется прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Играя в музыкальных уголках, под руководством воспитателя, дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам.

Наши педагоги часто объединяют музыкотерапию и  изотерапию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, оно связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Педагог предлагает детям порисовать ладошками, выдуть краску через соломинки, т.е. используем нетрадиционную технику рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно.

Сказкотерапия.

В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем с детьми новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

   Метод игротерапии проявляется в использовании собранного материала по играм, которые детей раскрепощают, дают возможность повысить настроение.

На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем игры такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки). (см.приложение)

  Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

В течении года дети пользовалуются центрами песка и воды, но именно летом в песочнице песочная терапия достигает своего апогея. Мы используем песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия, рисование на песке палочками, печатками, а так же конкурсы «Песочный замок», «Лучшая постройка из песка» и др. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется возможность создать в песочнице все, что задумал. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем.

Поэтому песочную терапию мы применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия.

     Методы и формы физкультурно- оздоровительных, коррекционных, закаливающих и профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении подбираются в соответствии с группой и состоянием здоровья каждого ребенка, рекомендаций педагогического и медицинского персонала.

        Это:

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- подвижные игры на свежем воздухе

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток на свежем воздухе

- воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе ,

- обширное умывание

- мытье ног

- полоскание рта

- постоянный контроль за осанкой

 Так же используются методы нетрадиционной медицины:

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- зарядка для глаз

- Су-Джу терапия

- точечный массаж

- релаксация

К нетрадиционным методам оздоровления можно причислить и:

-  изотерапию,

- музыкотерапию,

- сказкотерапию,

- игротерапию,

- песочную терапию,

- игровой массаж

       Формы:

утренняя гимнастика;

гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

прогулки,

совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

спортивные праздники и развлечения;

-· НОД и беседы по ЗОЖ, ОБЖ, валеологии.

       Оздоровление движением

       1. Физкультурная НОД

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурной НОД.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурной НОД:

·         Занятия по традиционной схеме

·         Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности

·         Занятия-тренировки в основных видах движений

·         Ритмическая гимнастика

·         Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей

·         Сюжетно-игровые занятия

       Педагогический коллектив старается обеспечить процесс закаливания  детей с помощью выполнения определенных физических упражнений, двигательных заданий.

Организуем необходимый режим самостоятельной двигательной деятельности и отдыха с учетом характера заболевания ребенка.

Обучаем  умению управлять собой при разучивании новых упражнений, выполнении сложных двигательных действий; выполнению самомассажа, дыхательной гимнастики, упражнений на растяжение для снятия мышечного напряжения, улучшения работы дыхательной, сердечно-сосудистой систем.

Развиваем у них уверенность в своих силах при освоении и выполнении различных двигательных действий, физических упражнений.

       2.Утренняя гимнастика

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

      Варианты проведения утренней гимнастики:

-Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

-Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

-Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

-Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

      Введение двигательной разминки во время перерыва между занятиями позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.

3.Подвижные игры

Разнообразные подвижные игры в любое время года – прекрасное средство закаливания. Увеличение пространства для движений, подходящая одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю – удлинить пребывание детей на воздухе. На участок выносят обручи, качели, палатки, мячи, инвентарь для игры в песок и т.д. Учитывая состояние погоды, воспитатель выбирает игры, которые могу быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу «Пузырь», «Карусели», «Кошки – мышки», «Каравай», с ходьбой по асфальту по начерченным линиям  «Пройди по тропинке», «Поезд», «Метро», проводятся игры с прыжками в длину с места «Через ручеёк», «Не замочи ног».

Игры – забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки и т.д.). Дети успешно овладевают ими.

Перечень некоторых игр – забав:

1.       Соревнования – поединки;

2.       Игры с вертушкой;

3.       Игры на асфальте;

4.       Игры с песком и водой (колокольчиками, с мыльными пузырями и т.д.);

5.       Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы);

6.       Русские народные игры (палочка – выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.);

7.       Меткие стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки  и т.д.);

8.       «Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.);

9.       Занятная веревочка (прыгалки - резинки, неуловимый шнур);

10.    Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге);

11.    Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате).

При планировании самостоятельной деятельности педагоги заботятся о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяют в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагоги в течение дня вносят различные физкультурные пособия и по-разному группируют их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей

Гимнастические упражнения. Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Физическая культура способствует совершенствованию работы центральной нервной системы, органов дыхания, кровообращения, оказывает закаливающее воздействие на организм - тренирует терморегуляционные механизмы, повышает сопротивляемость организма недоношенных детей. Так, дети, занимавшиеся лечебной физкультурой, в 2--3 раза реже болеют острой респираторной инфекцией, чем дети, которые не занимались ею.


 

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» (дискуссия за круглым столом с педагогами)

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» (дискуссия за круглым столом с педагогами)

Специфическая музыка- может звучать на утренней гимнастике , перед каждым обедом, во время подготовки ко сну

Специфическая музыка- может звучать на утренней гимнастике , перед каждым обедом, во время подготовки ко сну

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии

Организуем необходимый режим самостоятельной двигательной деятельности и отдыха с учетом характера заболевания ребенка

Организуем необходимый режим самостоятельной двигательной деятельности и отдыха с учетом характера заболевания ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021