"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Оценка 4.7

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
физическая культура
Детсад
16.11.2017
"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
1.Дать определение понятию здоровья. 2.Познакомить участников мастер-класса здоровьесберегающими технологиями в ДОУ, а так же с нетрадиционными формами оздоровления детей. 3.Построение модели полосы препятствия с использованием развивающей среды по физическому воспитанию. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Документ Microsoft Word.docx
МАСТЕР – КЛАСС «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие Цели  занятия: 1.Дать определение понятию здоровья. 2.Познакомить участников мастер­класса здоровьесберегающими технологиями в  ДОУ, а так же с нетрадиционными формами оздоровления детей. 3.Построение модели полосы препятствия с использованием развивающей среды по  физическому воспитанию. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение  состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из  первоочередных задач, стоящих перед обществом. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется  высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием  повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и  хронической патологии. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети  составляют 3­4%, с нарушением осанки 50­60%, с плоскостопием ­ 30%. За  последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение  здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число  врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей  старшего дошкольного возраста имеют 3­ю группу здоровья. Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное  питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические  перегрузки. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных  учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше  ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не  менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём  здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у  ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению  основными культурно ­ гигиеническими навыками, знакомить с элементами  самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить  понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его  самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно  предопределить только движением. «Движение – это жизнь, ­ как говорил великий  философ Аристотель, ­ Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как  продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это  может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности  детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только  оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.  Ведь совсем не зря А.Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской  физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков.  Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный,  выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального  развития. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и  укреплению здоровья должны находиться, во­первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во­вторых, дошкольное образовательное учреждение, где  ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные  структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Представление технологии. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не  отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени  для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на  состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей  дошкольников.  Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста,  когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется  соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются  одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.  К нетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся: Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс  задач и проблем, стоящих перед педагогами. Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников:  «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически  активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее  современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при  посещении дошкольного учреждения. Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» ­ хороший  метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается  интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия,  стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная  деятельность. Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку  быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции,  укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение. Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в  кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание,  постукивание, пощипывание и точечный массаж). Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само­ массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не  просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия  психологического напряжения в течение дня.  Также к нетрадиционным методам оздоровления относится: Гимнастика для глаз, музотерапия (сон под музыку, пение), аутотренинг и  психогимнастика, арттерапия ­ это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, марание, рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого ребенка, самые  разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия ­это  воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально  разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.;  игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного  носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно  применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на  вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки),  песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластика включает в себя  пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д. Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений,  способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения  не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире. Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение здоровью. (участники  высказывают свое мнение.) Таким образом, можно сделать вывод: здоровье ­ это не только отсутствие каких­ либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека. Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья  детей, а так же повышение его потенциала. Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и выполнить со мной ряд  упражнений. 1). Дыхательная гимнастика. Дыхание Тихо­тихо мы подышим,  Сердце мы свое услышим. И.п. – о.с.  1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся –  прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек; 2 – плавный выдох через нос.  2). Точечный массаж с дыхательной гимнастикой. «Греем наши ручки»  Соединить ладони и потереть ими до нагрева.  «Проверяем носик»  Нажимать указательным пальцем точку под носом.  «Лепим ушки»  Указательным и большим пальцем "лепим" ушки.  «Правая ноздря, левая ноздря»  Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем . «Сдуваем листик»  Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот. 3). Бодрящая гимнастика «Малыши ­ крепыши» (выполняется стоя около кроваток) \l "\l " Малыши – крепыши  вышли по – порядку. Шагаем на месте Малыши – крепыши Делают зарядку. Руки вверх, руки вниз, Дружно наклонились. Еще раз, еще раз,  Ровно распрямились. Влево, вправо поворот – В стороны посмотрим. Повороты в стороны. Еще раз, еще раз, В стороны посмотрим. Повороты в стороны. Вот так, вот так Дружно мы шагаем! Вот так, вот так Дружно подрастаем! 4). Ходьба по «дорожкам здоровья». (1 дорожка ­ обычная, 2 дорожка ­ ребристая,  3дорожка ­ с плоскими пуговицами) Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну­ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы гуляем, топ, топ, топ! Топают ножки, топ, топ, топ! Руки ­ в стороны, сгибаем руки в локтях. Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться  коленок. Повторить, выпрямиться Ходьба на месте. Встать на носки, руки вверх, потянуться. Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ! 5). Коррекционная гимнастика после сна (сидя) Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),  То животик опускается (выдох). 6). Комплексы упражнений гимнастики для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.  Повторить 4­5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4­5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за  медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо,  вверх и вниз. Повторить 4­5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движений глазами в правую сторону,  столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1­ 6. Повторить 1­2 раза. 7).Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки по Л.Г. Боровковой. На коленях. Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Отклоняемся назад "как дощечка" ­ 10­12  раз. И. п. то же, руки на поясе. Выпрямляем по очереди ногу назад 10­12 раз. И. п. то же, колени вместе ступни широко разведены в стороны. Садимся между  ступней и встаём. Спина прямая.10­12 раз 8). Релаксация «Облака» Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на  проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом  небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым  облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится  лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к  самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом  облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь  своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули  на облачке. 9). Игротерапия (песочная) «Отпечатки наших рук».  На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают  отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного  задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.  Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням  скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? » Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он  попробует сам рассказать о том, что чувствует. Можно использовать еще одну игру пляжная игра «Мина». Рука одного играющего  превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача  другого играющего, «сапера», — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер»  может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. В  нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок  ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно  закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и на ощупь  узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек»). Уважаемые коллеги, перед вами лежат листы бумаги и карандаши, нарисуйте  символ который, по вашему мнению олицетворял бы здоровье. ( участники рисуют, а потом озвучивают свои символы). Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые технологии  физкультурно­оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Теперь  предлагаю вам ряд физкультурного оборудования, а вы на основе него в течении  двух минут разработайте полосу препятствия с использованием различных видов  упражнений (кегли, мешочки с песком, мячи, скакалки, обруч, мешочки с разными  наполнителями). Слушатели зарисовывают полосу препятствия на листах бумаги и  демонстрируют их. В заключении хотелось бы сказать, что применение в работе ДОУ  здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно­ образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные  ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,  формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: 1.Медико­профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,  обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством  медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и  нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие  технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания  детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,  закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;  организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация  здоровьесберегающей среды в ДОУ. 2.Физкультурно­оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:  развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической  культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и  самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,  оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание  привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.  реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по  физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально  организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах  организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные  моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. 3.Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде  всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья  дошкольников. Цель этих технологий ­ становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения  оберегать, поддерживать и сохранять его.4.Технологии обеспечения социально­ психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие  психическое и социальное здоровье ребёнка­дошкольника. Основная задача этих  технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного  психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и  взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально­эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог  посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и  специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого­ педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. 5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного  образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов  детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие  потребности к здоровому образу жизни. Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017