Мультимедийная презентация, посвящённая главному произведению в жизни Н.В.Гоголя, позволяет отметить ключевые вопросы поэмы, рассматривает важные вопросы теории литературы, даёт учащимся представление о героях поэмы через иллюстрации к произведению, помогает развивать читательский интерес, позволяет поработать с текстовым оригиналом и проверить знания учащихся. Материал подобран таким образом, чтобы можно было использовать его при повторении при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе. С уважением, Л.Н.Шейкина.мультимедийная презентация, посвящённая главному произведению в жизни Н.В.Гоголя - 32 слайда
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ Мёртвые души.ppt
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Все мои последние
сочинения – история
моей собственной
души.
Н.В.Гоголь
«Посланец божий» – вот
ему и всем таким имя.
В.Розанов
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
ПОЭМА – один из видов лиро-эпического жанра.
Основными чертами её являются наличие
развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое
развитие сюжета образа лирического героя,
активно включающегося, помимо сюжета, в
характеристики персонажей, оценивающего их,
как бы принимающего участие в их судьбе.
«Мёртвые души» – прозаическое
произведение.
Как можно объяснить, почему автор выбрал
такой сложный жанр?
Какую задачу поставил перед собою
Н.В.Гоголь?
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Поначалу автор называл свою книгу
РОМАНОМ, но затем остановился на ПОЭМЕ
– «меньшем роде эпопеи», в котором через
малое, локальное, явлено большое,
значительное.
прозы (вспомним эпиграф!)
жанра путешествия.
В произведении есть признаки
плутовского романа (похождения
авантюриста Чичикова),
сатирической и лирико-исповедальной
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Русь! Чего же ты хочешь
от меня? Какая непостижимая
связь таится между нами?
Что глядишь ты так, и зачем
всё,
что ни есть в тебе, обратило на
меня полные ожидания очи?..
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Используя элементы жанра путешествия,
Н.Гоголь как бы «ведёт» читателя по
дорогам Руси, но делает это с помощью
«невидного» лица, «частного» человека.
Именно с помощью такого героя мы можем
заглянуть в самые укромные уголки России,
увидеть русскую жизнь как бы с изнанки и
познакомиться с представителями различных
слоёв русского общества.
Для более глубокого и детального
знакомства автор разделяет своё
повествование на т.н. «городские» и
«помещичьи» главы.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
И долго ещё предопределено
мне чудной властью идти об
руку с моими странными
героями, озирать всю
громадно несущуюся жизнь…
Н.В.Гоголь
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Город, в который въезжает главный
герой, ничем не примечателен.
Дороги поражают
«несовершенством».
Гостиница была … именно такая, как
бывают гостиницы в губернских
городах.
Мужики, как им положено по большей
части, находятся вблизи кабаков и
ведут разговоры о том, доедет ли
«колесо в Москву или не доедет».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Город NN – это единое
«царство» чиновников,
исповедующих одну
«религию» – не упустить того,
что само плывёт в руки.
Каждый представитель
губернского бомонда –
колоритная и показательная
личность, охарактеризованная
автором точно, смело, выпукло.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Полицеймейстер один из тех, кто
старательно опекает всех мошенников.
Он тоже из «толстых», которые «умеют
лучше на этом свете обделывать дела
свои, нежели тоненькие».
Губернатор – «добрый малый»,
вышивающий по тюлю. Он из
«толстых», которые «уж если
сядут где, то сядут надёжно и
крепко»
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Лысый Пимен
Пётр Петрович Петух
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Наконец, дамы. (Куда же без них!)
Блеск от их платьев «был страшный».
«Многие дамы были одеты хорошо и по
моде, другие оделись во что Бог послал
в губернский город».
Иван Антонович по прозвищу
«кувшинное рыло». Он довёл до
совершенства методику
вымогательства «поощрений» за
свои «скромные» услуги. Тоже из
«толстых».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Вся вертикаль чиновничьего
бытия живёт однообразными,
заведёнными ритмами
паразитического
существования.
Обитатели города NN далеки от
какого-либо душевного
страдания и мучительных
сомнений.
Ничтожны и пошлы их «идеалы»
-чины, деньги, удовлетворённое
самолюбие, балы, карты,
наряды, сплетни…
• Город NN – это собирательный
образ русских губернских
центров. Он суетен и ничтожен,
он мёртв.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Портретная галерея помещиков,
«безответных, мёртвых обитателей,
страшных недвижимым холодом
души своей и бесплодной пустыней
сердца», это авторский взгляд
человека, бесконечно страдающего
при виде подобных типов в России .
Н.В.Гоголь не жалеет сатирических красок, создавая портреты своих
персонажей. Над этими героями много смеялись, называли их уродами и
живыми карикатурами. Но сам писатель видел в них прежде всего
живых людей и жалел их.
«И в паденье своём гибнущий грязный человек требует любви к
себе… Животный ли инстинкт это? Или слабый крик души,
заглушённой тяжёлым гневом подлых страстей, ещё
пробивающийся сквозь деревенеющую кору мерзости, ещё
вопиющий: «Брат, спаси!» писал Гоголь в черновиках.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Манилов, по природе добрый,
даже благородный,
бесплодно прожил в деревне,
ни на грош никому не
доставил пользы, опошлел,
сделался приторным своею
добротою…
Живёт в деревне Маниловке.
Дом господский построен «на юру».
«Один Бог мог сказать, какой был
характер Манилова. Есть род
людей, известных под именем:
люди так себе, ни то ни сё, ни в
городе Богдан, ни в селе
Селифан».
«Черты лица его были не лишены
приятности, но в ту приятность ,
казалось , чересчур было передано
сахару…»
«В его кабинете лежала какая-то книжка,.. которую он читал уже
«У всякого есть свой задор» … – «
два года».
у Манилова ничего не было».
У Манилова двое сыновей: Алкид и Фемистоклюс, старшего из
сыновей он прочит в послы.
«Жена его… впрочем, они были совершенно довольны
друг другом».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Бесхарактерно
добродушного Манилова
обманывают все: и хитрый
приказчик, и ленивые
крестьяне.
Непрактичность Манилова
видна из сцены торга.
Он смущается от
предложения Чичикова,
боится, что «эта негоция»
может не соответствовать
закону, но… соглашается!
Манилова легко ввести в
заблуждение высокими
словами: «Обязанность для
меня – дело священное,
закон – я немею перед
законом».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Иной и почтенный и
государственный даже человек, а
на деле выходит совершенная
Коробочка. Как зарубил что себе
в голову, то уж ничем его не
пересилишь; сколько ни
представляй ему доводов, ясных,
как день, всё отскакивает от него,
как резинный мяч отскакивает от
Крепкая хозяйка, из тех, кто «плачутся
стены.
на неурожаи, убытки и держат
голову несколько набок, а между
тем набирают понемногу деньжонок
в пестрядевые мешочки…»
Гостеприимна, весьма заботлива, но… Церковь местную
содержит в порядке, живёт с хозяйства, ест сытно, вкусно.
Хозяйством и только хозяйством исчерпывается вся её жизнь.
Настасья Петровна непроходимо тупа. «Эк её, дубинноголовая
какая!»– сказал про себя Чичиков.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Настасья Петровна всё время
боится продешевить. Её
бездушие проявляется в
мелочном скопидомстве:
единственное, что её волнует, -
это цены на пеньку, на мёд.
Одна мысль живёт в её тупой
голове: «Не продешевить бы».
Ограниченность Коробочки
доводит такие её качества, как
скупость и страсть к наживе, до
комического предела.
Торг с Чичиковым оказался для
Настасьи Петровны непостижимо
сложным делом.
Разговор с Коробочкой, в сою
очередь, довёл Чичикова до
ярости. Ко всему прочему, пот «в
три ручья катился по лицу его».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Насколько непрактичен Манилов,
настолько основательна, крепка бытовым
умом и опытом поколений Коробочка.
Автор использует приём КОНТРАСТА
(противопоставления).
Зачем он это делает? Какие мысли внушает Н.Гоголь
читателю?
Какие обобщения можно и нужно сделать,
характеризуя Манилова и Настасью Петровну?
Почему слово «маниловщина» стало в русском языке
нарицательным? Как вы понимаете его смысл?
Что такое «именины сердца»?
Житейский парадокс удивляет автора: «Весёлое
мигом обратится в печальное».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
ЧЕЛОВЕК-ДРЯНЬ
«Ноздрёв был в некотором
роде исторический человек.
Ни на одном собрании, где он
был, не обходилось без
истории. Какая-нибудь
история непременно
происходила: или выведут его
под руки из зала жандармы,
или принуждены бывают
вытолкать свои же приятели».
«Черномазый», свежий, «лет
тридцати разбитной малый», с
чёрными бакенбардами,
которые выглядят по-
разному: «один бакенбард
был… меньше и нее так густ,
как другой…»
Фамилия героя указывает на
его потрясающее чутьё к
картам, выпивке, скандалам.
Бесцеремонный хам, дебошир, способный на ежеминутную
ложь и готовность к предательству.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Бесконечно хвастая перед
Чичиковым, Ноздрёв
рассказывает об изобилии
поместья, подкрепляя свои
излияния самодовольной
демонстрацией различных
предметов. Однако угощает он
своего гостя плохим обедом и
дешёвыми поддельными винами.
Главная достопримечательность
дома Ноздрёва – псарня.
Торг с Чичиковым
заканчивается дракой.
«Может быть, назовут его
характером избитым, станут
говорить, что теперь уже нет
Ноздрёва. Увы!
Несправедливы будут те,
которые станут говорить так.
Ноздрёв долго ещё не
выведется из мира. Он везде
между нами и, может быть,
только ходит в другом
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Экой кулак! Кто уж кулак,
тому не разомкнуться в
ладонь».
«Известно, что есть много на свете
таких лиц, над отделкою которых
натура недолго мудрила, не
употребляла никаких мелких
инструментов..., но просто рубила со
всего плеча: хватила топором раз –
вышел нос, хватила в другой – вышли
губы, большим сверлом ковырнула
глаза и, не оскобливши, пустила в
свет, сказавши: «Живёт!»
«Медведь! Совершенный медведь!»
Крепок, силён, здоров, и в доме всё
ему по стать: и мебель, и посуда, и
даже лица на портретах.
В еде разборчив, считает, что всё,
имеющееся в печке, должно быть на
столе: хоть гусь, хоть поросёнок,
хоть телёнок.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
В мире Собакевича всё грубо,
неуклюже и тяжеловесно, но
крепко сколочено и надёжно.
Сам Михаил Семёныч (имя-то
какое-то медвежье!) – хитрец,
«себе на уме», он опытный
хозяин и всему знает толк, у
него всё учтено, просчитано,
ему всё известно.
Он нежно (!) любит свою жену
Феодулию Ивановну -
»душеньку».
Во время торга с Чичиковым в
Собакевиче неожиданно
проступает своеобразная
поэзия, когда он начинает
расхваливать своих умерших
крестьян.
Как крепкий хозяин, он знает и ценит своих крестьян- тружеников.
В этом отношении в Собакевиче проглядывает что-то
человеческое, к сожалению, оттеняющее его основную сущность
ещё сильнее. (Ведь мёртвые крестьяне – всё товар!) Перед нами
не карикатура, а реальный человеческий характер.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Прореха на человечестве»
«Долго он [Чичиков] не мог распознать,
какого пола была фигура: баба или
мужик. Платье на ней было совершенно
неопределённое..., только один голос
показался ему несколько сиплым для
женщины»
«Чичиков заключил, что это, верно,
ключница».
В доме беспорядок и запустение, « в
углу комнаты была навалена на полу
куча того,.. Что недостойно лежать на
столах…»
«Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое
существо».
Плюшкин – вдовец, отказавшийся от детей изза своей патологической
жадности.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Никакими средствами нельзя было
докопаться, из чего состряпан был его
халат… На шее у него тоже было
подвязано чтото такое, которого нельзя
было разобрать… Но перед ним
[Чичиковым ] стоял не нищий, перед ним
стоял помещик. У этого помещика была
тысяча с лишком душ» и столько добра,
что хватило бы на «потребу богатой и
бедной Руси»!
Крепостные крестьяне презрительно
называли своего хозяина «рыболовом».
«Слишком сильные чувства не
отражались в чертах лица его, но в
глазах виден был ум».
«Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно,
имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее;
человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки,
мелели ежеминутно, и каждый день чтонибудь утрачивалось в этой
изношенной развалине».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
И до какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек! И похоже
это на правду? Всё похоже на правду, всё
может статься с человеком. Нынешний же
пламенный юноша отскочил бы с ужасом,
если бы показали ему его же портрет в
старости. Забирайте же с собою в путь,
выходя из мягких юношеских лет в суровое
жесточайшее мужество, забирайте с собою
все человеческие движения, не оставляйте
их на дороге, не подымете потом!
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Тёмно и скромно происхождение
нашего героя».
«Жизнь при начале взглянула на него
както кислонеприютно, … ни друга, ни
товарища в детстве».
«Умное» наставление отца: «Смотри же,
Павлуша, учись, не дури и не повесничай,
а больше всего угождай учителям и
начальникам. Коли будешь угождать
начальнику, то, хоть и в науке не
успеешь и таланту бог не дал, всё
пойдёшь в ход и всех опередишь. С
товарищами не водись, они тебя добру не
научат; а если уж пошло на то, так
водись с теми, которые побогаче, чтобы
при случае могли быть тебе полезными.
Не угощай и не потчевай никого, а веди
себя … так, чтобы тебя угощали, а
больше всего берег и копи копейку: эта
вещь надёжнее всего на свете. Товарищ
или приятель тебя надует и в беде
первый тебя выдаст, а копейка не
выдаст… Всё сделаешь и прошибёшь на
свете копейкой».
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Особенных способностей к какойнибудь
науке в нём не оказалось; отличился он
больше прилежанием и опрятностью».
Отцовский «капитал» в полтину не истратил,
а приумножил.
В службе «самоотвержение, терпенье и
ограничение нужд показал неслыханное».
Был замечен и отличён начальством.
«Хоть бы раз показал он в чёмнибудь
участье, хоть бы напился пьян… Ничего в
нём не было ни злодейского, ни доброго,
и чтото страшное являлось в сём
отсутствии всего».
В достижении своих целей не гнушается
ничем.
Жизненный принцип П.И.Чичикова: «Поволок, сорвалось – не
спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать».
Карьера Чичикова несколько раз терпела фиаско, но он, как птица Феникс,
возрождался из пепла и занимал всё более выгодные и прибыльные места в
службе.
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Учитель
Чичикова
Начальник
Чичикова
«Надул, сильно надул!» «Надул, надул, чёртов сын!»
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«Итак, припряжём
подлеца!»
Внешне безликий,
«неприметный», Павел
Иванович Чичиков умеет
обходиться с людьми; он
потрясающий «хамелеон»,
способный превращаться с
удивительной скоростью.
Чичиков бездуховен, одержим
одной идеей – сталь
«миллионщиком», обрести
покой и достаток.
Чичиков – человек одной
страсти, одного порыва,
обращающего человека с
сердцем и душой в
«рыцаря копейки».
Его «негоция» – это циничное манипулирование понятиями мёртвого и
«Умный, любезный и
живого, вечного и сиюминутного.
дельный», он является
типичным представителем
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
Николай Васильевич Гоголь. Поэма "Мёртвые души"
«И какой же русский не любит быстрой езды!»
«Русь! Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.