«Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления».

  • docx
  • 01.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления».
Иконка файла материала открытый урок.docx

Тема: «Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Оборудование: выставка книг Н.Н. Носова, учебник (Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л. Ф. Климанова и др.) или текст рассказа Н.Н. Носова «Затейники», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке (одеяло, стол).

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, который они представят, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
Задание выполняется 15 минут, после чего каждая группа выполняет презентацию у доски. Затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

ХОД УРОКА

Встаньте дети поскорей,

Улыбнитесь всем милее.

Поприветствуйте гостей,

Что ж, садитесь поскорей.

 

Ребята, давайте вспомним правило на ……..уроке:

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой ровно

И веди себя достойно!

А сейчас я предлагаю вам сделать солнечную зарядку.

Итак, передайте мимикой настроение солнышку:

Солнышко веселое……..

Солнышко рассерженное……

Солнышко улыбчивое…….

Ребята, скажите пожалуйста, а какое солнышко самое красивое?

- Улыбчивое! Замечательно!

 Я вам, желаю, чтобы у вас было веселое, радостное настроение всегда.

Давайте наше солнышко похвалим:

Солнышко светит,

Солнышко греет,

Солнышко мир обогреть весь сумеет.

Молодцы, садитесь!

 

 А сейчас  приготовились к зарядке для язычка.

На партах слоговички.

 

Итак, положили таблички, беговая дорожка, состоящая из слогов перед вами.

Начинаем читать сверху вниз до красной линии.

Не забывайте, мы читаем правильно, быстро, четко произносим каждый звук.

Приготовились, начали!

Дочитали, молодцы!

Язычок потренировали, а теперь перевернули таблички. Игра «Кенгуру».

Кенгуру скачет по скороговоркам. Будьте внимательны!

7, 11, 3, 10, 14 – девочки, 6- мальчики.

А теперь показываем настроение:

9 – весело, 15 – грустно, 5 – удивленно.

Молодцы, итак, зарядка закончилась, язычок довольный, все старались, убрали таблички на край парты.

 

На доске:

 

Анализ текста,                                                               Аг…ия  Барт…

формирование самостоятельного                               Чуков….кий  К…рней

мышления.                                                                     Михалко….Сергей

 

Итак, урок литературного чтения. Скажите мне пожалуйста, чем мы занимаемся на уроке литературного чтения?

Сегодня мы с вами будем заниматься на уроке очень интересной работой. Обратите внимание на доску, прочтите первое имя

Что читали у Агнии Барто?

Что ты можешь сказать об Агнии Барто?

А теперь посмотрите на те буковки, которые мы вставили, что увидели, какое слово получилось?

НОСОВ

Еще одна фамилия НОСОВ (записать на доске)

Кто может сказать что то о Носове?

Совершенно верно, Николай Николаевич Носов- детский писатель. А с какими произведениями Носова вы знакомы?

Посмотрите пожалуйста на портрет Николая Носова. Скажите каким, по вашему мнению человеком он был?

Замечательно, а теперь посмотрим годы жизни, сколько лет прожил, кто сосчитал?

 (68 лет)

Биография Н.Носова.(1 ученик)

– У Н.Н. Носова много произведений о детях и для детей Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Носова, взяв книги в библиотеке.
Ребята, вы сейчас внимательно слушали биографию Н.Носова?

Скажите пожалуйста, как называлось первый рассказ  Носова?

Совершенно верно, «Затейники» .

А теперь давайте сформулируем тему урока. Так чем же мы будем заниматься?

– Как вы думаете, а кто такие затейники? (Ответы детей) выдумщики
– Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Затея 1. Дело, замысел. 2.Занятие для развлечения, забава.
Затеять – предпринять, начать что-нибудь делать.

Давайте подберем синонимы к слову затейники?

– О чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)

Физкультурная разминка

II. Осмысление содержания

1.     Итак, открываем страницу      , смотрите в учебник, следите, внимательно слушайте.

Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении учителя.

Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?

Оказался ли рассказ такой, как мы предполагали?

Хорошо, скажите, какие были ребята?

Они маленькие, они остались дома одни, и чем же они себя заняли?

Что они стали делать?

- Отношение автора к ребятам?

 

2.      Работа сейчас мы с вами будем работать в группах.

 

Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах

Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание.

Первая группа – выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Опорные слова и словосочетания:

Затейники
Читали сказку
Три поросёнка
Прыгали
Кричали
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась
Выбежали
Открыли дверь
Подкрался
Дёрнул одеяло
Обрадовались

Карточки – «ловушки»:

Бегемоты
Читали стихотворение
Играли в магазин
Злая собака
Подрались
Помирились
Разломали домик

– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.

 

 

Вторая группа – придумывает вопросы к рассказу.

– Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Третья группа – последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)

План:

  1. Мы читали сказку «Три поросёнка».
  2. Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
  3. Может быть, серый волк?
  4. Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

– На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

Четвёртая группа – представляет театрализацию рассказа.

– Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа Н.Н.Носова «Затейники». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно – выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику – стр. 53 (учебник) и узнать, какие ещё вопросы можно было задать). Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей – первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

III. Рефлексия:

Анализ полученной информации

Все группы молодцы. Сейчас мы постараемся продолжить иои фразы:

– Сегодня я на уроке  узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.

А теперь мы попробуем оценить работу групп. Пожалуйста , оцениваем работу 1 группы, 2 группы, 3 группы, 4 группы.

– Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание:

– Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»