НОД «Здравствуй, гостья-зима!»
Цель: закрепить, углубить, упорядочить
представления детей старшего дошкольного возраста о зиме, как времени года.
Задачи:
1)
Образовательные:
2) Развивающие:
3) Воспитательные:
Оборудование: коробка с заданиями, конверт с заданием, «снежок», магнитная доска, «свиток», сюжетные картинки о зиме, предметные картинки (снег, снежки, снежинки, снеговик, снегири, снегурочка).
Методические приёмы: отгадывание загадки, словесные игры: «Закончи фразу», «Скажи правильно», «Доскажи словечко», знакомство со стихотворениями о зиме А. Пушкина и И. Сурикова, рассматривание предметных картинок о зиме, чтение детьми знакомых стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, пальчиковая игра, сюрпризный момент (коробка с заданиями и призами).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Зима», беседа «Признаки Зимушки-зимы», разгадывание загадок.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:
Льдом
сковало речку,
Елочки, как свечки,
В шапочках пушистых,
На солнце серебристых,
Всюду смех и кутерьма,
Снежный бой, пришла...
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня я предлагаю поговорить о зиме.
Воспитатель: Пришла к нам белоснежная Зима, она отправила нам свой подарок – зимнюю коробочку.
– Тук, тук, тук – открывайся коробочка!
(Воспитатель смотрит в коробочку).
– Ребята сколько вопросов и загадок в этой коробочке, давайте попробуем на них найти ответы.
– Но сначала предлагаю назвать зимние месяцы. (Ответы)
(Воспитатель уточняет у детей, какое время года сейчас и какой месяц именуют серединой зимы)
– Зима шагает по земле и хочет узнать, помните ли вы её приметы. Давайте поиграем? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его кидать, а вы ловите и отвечайте.
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель: Какая бывает зима? (зима белая, снежная, лютая, холодная, морозная)
– Что бывает зимой? (завывает ветер, падает снег, воет вьюга, замерзает река и т.д.)
– Молодцы, хорошо описали зиму, назвали все её признаки.
– Какая зимой погода? (погода ветряная, морозная, снежная).
– Что мы можем сказать о снеге? Какой он? (снег легкий, пушистый, мягкий, воздушный, снег накрыл всю землю).
– Молодцы, много слов назвали.
Воспитатель: А теперь послушайте, какое выразительное стихотворение о зиме написал русский поэт И. Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
(Воспитатель смотрит в коробку)
Воспитатель: А здесь еще что-то есть. (Достается конверт с заданием)
– Зимушка просит, чтобы мы помогли ей закончить фразу. Поможем? (ответы детей)
Игра «Закончи фразу»
Скрипит под ногами зимой…….(снег),
морозный…………..(день),
замерзла……..(река),
снежная……………..(зима),
ударили ……(морозы),
дует ледяной.……..(ветер),
хрустит…..(снег),
скользкая…..(дорога),
холодное……….(утро),
метет.………(метель).
– Какие молодцы!
(Достается из коробки свиток)
Воспитатель: Посмотрите, а вот еще задание. Зима не смогла дописать стихотворение, давайте поможем и подскажем ей нужные слова.
Игра « Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне падает на землю…….. снег (картинка).
С неба все скользят пушинки серебристые……снежинки (картинка).
Вот веселье для ребят всё сильнее…..…………снегопад (картинка).
Все бегут в перегонки ,все хотят играть в……снежки (картинка).
Словно в белый пуховик нарядился………… снеговик (картинка).
Рядом снежная фигурка это девочка…..…….снегурка (картинка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……снегири (картинка).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…… снег (картинка).
– Ребята назовите, какие слова вы добавляли? (ответы детей)
Снег, снегопад, снежинки, снежки, снегурка, снеговик, снегири.
– А как вы думаете, что общего в этих словах? (ответы детей)
Эти слова снежные или связанные со снегом.
– Молодцы, все слова правильно назвали.
Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Мы зимой в снежки играем, мы играем (лепка снежков).
По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени).
И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, взмахи руками, руки согнуты в локтях).
На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движении, руки согнуты).
И снегурочку лепим мы, лепим мы (движения соответствующие тексту).
Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне, поставить на пояс).
Воспитатель: Зимой, когда кругом белым-бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты. Стихи о зиме, о ее царствовании очень и очень хороши. Послушаем? (чтение стихотворения А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
– Какую зиму вы представили? (ответы)
Снежную, суровую, холодную, морозную, лютую, ветреную, студеную...
– Какую холодную зиму вы описали, что даже мне холодно стало, давайте поиграем и погреемся (дети встают и проводится игра).
Пальчиковая игра
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения по тексту)
– Согрелись?
– Ребята, а зиму вы любите (Да!)
– За что вы любите зиму?
(Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика, зимой очень красиво и т.д.)
– Молодцы ребята, сегодня вы были очень активными и внимательными.
Воспитатель: О каком времени года мы с вами говорили?
– Сейчас найдите себе друга и расскажите о том, что вам было интересно и что нового вы узнали о зиме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.