НПК "Человек и малая Родина"

  • doc
  • 22.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НПКПроект Человек и малая Родина.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

 

 

НПК

Направление: историко-краеведческое

Человек и малая Родина

Хранить и Помнить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Руководитель: Петрова Ольга Валерьевна ,

учитель русского языка

 и литеартуры 1 КК

 

 

Алапаевск, 2019

 

Содержание

 

1.Обоснование проекта, цель, задачи…………………………………………-3-

2.Введение…………………………………………………………………………-5-

3.Всё начиналось с хозяйства…………………………………………………….-6-

4.История нашей школы…………………………………………………………-11-

5.Наш школьный музей………………………………………………………….-17-

6.Наши встречи и интервью с основателем музея Борисовой Н.А…………   -19-

7. Память остаётся навсегда……………………………………………………..-30-

8.Заключение……………………………………………………………………  -31-

9.Библиография…………………………………………………………………  -32-

10. Приложение№1……………………………………………………………….-33-

11.Приложение№2………………………………………………………в отд.папке

12. Приложение№3……………………………………………………...в отд.папке

13.Приложение №4………………………………………………………в отд.паке

14. Приложение№5………………………………………………………в отд.папке

 

 

 

 

 

 

Введение

" А главное все-таки: люби и люби свое отечество!

Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершишь".

М.Е.Салтыков-Щедрин

 

        На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшой посёлок, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.

              С 80-х гг. ХХ века в образовательном учреждении организована работа  группы «Хранить и Помнить». Ребята тесно сотрудничают с основателем музея, исследуют историю села, его жителей и вклад односельчан в историю Родины.

Много материалов, архивных документов, но нужно всё систематизировать, пополнить, обобщить опыт и представить его общественности.  Школьный музей Малой Родины посёлка  Западный  вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в  нас чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

         Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность  учителей, учащихся, родителей, ветеранов посёлка Западный.

Гипотеза

исследования заключается в предположении о том, что    если каждый житель с детских лет будет интересоваться историей родного края, знать историю своей семьи, героических предков,  то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

 

 

 

 

 

Объект исследования:

Объектом исследования являются материалы музея, архивные материалы, фото и видеоматериалы

Предмет исследования:

Школьный музей

Практическая значимость работы: заключается в возможности пополнить материалы музея, поделиться информацией с школьниками, населением поселка, повышая интерес к истории родного края, передавая бесценный опыт подрастающему поколению.

                                                           

                                                           Цель проекта:

·         Проследить деятельность музея через конкретные события, факты, через конкретных людей  и  показать его влияние на формирование гражданской позиции подрастающего поколения, на воспитание Гражданина, Патриота.

 

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1.Пополнение и обновление экспозиций музея.

2. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

3. Установление контакта с архивами, привлечение к проекту учителей , общественности.

4.Выход на всероссийский уровень: организация обмена опытом, участие в НПК, семинарах.

5. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Где роса с горошину,

Трели соловья,

Есть посёлок Западный,

Где родился я.

Речка Алапаиха

Под горой журчит,

Школьная обитель

Нас к себе манит.

Утром по тропинкам

Мы сюда спешим,

Учимся, мечтаем,

Школой дорожим.

Здесь мои товарищи,

Здесь моя семья,

Здесь моё Отечество-

Родина моя!

            Этими словами  встречает нас школьный музей  Малой  Родины. Эти   простые  слова  родились  здесь,  в зале  музея  за  столом  во  время  одной  из  встреч  директора нашей школы  Нины  Андреевны  Борисовой  с  ребятами,  когда  они  вели  беседу,  рассматривая  старые  альбомы. Очень  интересно узнать,  как  жили  и  трудились  бабушки и  дедушки,  как  учились их  родители,  старшие  братья,  сестры  и  просто  знакомые,  интересно  узнать  историю  своей  Малой  Родины.

      Родина, Россия, Малая родина до боли знакомые слова. Но, куда бы мы не уехали, родной край будет тем светлым огоньком, который будет всегда нас звать домой. Историю своей Малой родины, как и огромной России мы должны знать. И мы испытываем гордость, что рядом  с нами живут люди, прославившие и  прославляющие нашу Родину. Мы гордимся, что живем в нашей великой России.

         Музей  в  нашей жизни  был  всегда,  сколько  мы  себя  помним,  начиная  с  1 класса,  мы  часто  бывали здесь на экскурсиях, на встречах с ветеранами и просто так. Сейчас мы сами проводим экскурсии для младших ребят нашей школы и для воспитанников детского сада – дошкольников. И сейчас этот уголок нашей школы вызывает огромный интерес.   Но,  впрочем,  давайте  все  по  порядку…

                                             Всё  начиналось  с  хозяйства

        Наша  Малая  Родина – это  уральский уголок -  поселок  Западный,  который  приютился  под  боком  у  города  Алапаевска.

В  октябре 1929 года в ходе  коллективизации в 3 километрах к западу  от  города  Алапаевска по берегам среднего течения речки Алапаихи образовалось подсобное хозяйство Алапаевского металлургического завода. Называлось оно «Сельхозкомбинат», содержался здесь крупный рогатый скот, также занимались полеводством.

В 1938 году в хозяйстве имеются 5 тракторов, 2 комбайна, 2 грузовых машины, расширяются земельные угодья, на полях выращивают зерновые, картофель, было парниковое хозяйство, где выращивали капусту и другие овощи. В это время строятся дома для рабочих, первыми домами были в основном бараки, возникает поселок, приезжает молодежь на заработки из окрестных сел и деревень, из города, в приспособленных помещениях работают детский сад, школа, клуб, магазин  (директор  Анохин Алексей Михайлович).

В годы Великой Отечественной войны хозяйство стало называться «Подсобное хозяйство № 1», оно имело мясо-молочное направление, здесь разводили коров, свиней, овец, кур, гусей, кроликов. Всю продукцию сдавали государству. Машины были отправлены на фронт, на фронт ушли и мужчины, вся тяжесть сельскохозяйственного труда легла на плечи женщин и подростков, но хозяйство жило и работало, а поселок в народе так и назывался «Первый совхоз».

После Великой Отечественной войны начинается укрупнение хозяйства. В 1960 году образован совхоз «Алапаевский». Сельское поселение получает статус поселка и называется «Западный», где образуется центральное отделение  совхоза и размещается управление.  В 60-е годы, когда директором совхоза был Филимонов Михаил Владимирович, в поселке  идет строительство жилых домов, построено деревянное здание школы, детский сад, клуб, медпункт, баня, магазин.

 В состав совхоза входили животноводческое отделение молочно-мясного направления в селе Мелкозерово, животноводческое отделение в деревне Устьянчики, кролиководческое отделение в поселке Нейво-Шайтанский, также полеводческие бригады и животноводческие фермы в поселке Западный, деревне Верхняя Алапаиха и в деревне Ключи, которые позднее вошли в состав центрального отделения совхоза.

 

На покосе 1967 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фермы в те годы были напольного содержания, 1961 год

.

В 1965 году совхоз   называется птицеводческим, так как  специализируется на продукции птицеводства и относится к тресту «Птицепром» Свердловской области.  Именно здесь на центральной усадьбе совхоза и размещается птицеводческое отделение совхоза.                                                                                             

С 1966 года стали строить капитальные корпуса для  клеточного содержания  птиц и цыплят, клетки были деревянные, все работы, в том числе и сбор яиц, производились вручную. Постепенно строили корпуса с новым оборудованием, где была полная механизация. На территории отделения размещались яйцесклад, ветеринарная лаборатория, бойня, электроцех, красный уголок для птицеводов.  Хозяйство выделялось в Свердловской области по яйценоскости кур, селекционной работе по линии «русская белая» и «леггорн», выращивали здесь также утят и перепелок.

             В 70-е годы идет интенсивное развитие производства и экономики хозяйства. На птицеводческом отделении живет более 500 тысяч голов птицы. Отделение состоит из 21 корпуса, которые полностью механизированы, один двор, в котором содержатся 30-33 тысячи кур, обслуживают 2 птичницы и оператор. Отделение обеспечено квалифицированными кадрами.

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Птицеводческий комплекс, 1979 год

 

     Яйцо и мясо птицы реализуется в городах Свердловской области, возрос объем валовой продукции, производительность труда,  продуктивность в животноводстве; стоимость произведенной продукции превысила миллион рублей. Совхоз «Алапаевский» стал миллионером. Директором совхоза работал Кунавин Владимир Михайлович. В тресте «Птицепром» совхоз неоднократно отмечался переходящими знаменами, а труженики полей и ферм получали правительственные награды и премии.

 

 

 

 

 

 

 

В эти годы развивался поселок Западный, велось строительство  благоустроенных домов, появились новые улицы, вырос современный микрорайон с  его инфраструктурой. Построен детский сад, типовое здание средней школы, врачебная амбулатория, современный дом культуры, стадион, хоккейный корт, торговый центр. Это был расцвет поселка.

 

 

В результате  перестройки и политических  катаклизмов,  связанных с распадом  Советского Союза, развитие совхоза начало постепенно затухать, оборудование устарело, были проблемы со сбытом продукции, началось сокращение объемов производства, влияние на ситуацию оказал и человеческий фактор. Постепенно совхоз пришел в упадок.

В настоящее время на территории размещаются частные пилорамы, молочный цех по изготовлению пакетированной продукции, цех мясных полуфабрикатов. На землях работает Сельхозпредприятие «Алапаевское», которое занимается в основном выращиванием зерновых культур. Начинает  свою деятельность и успешно развивается птицефабрика «Алапаевская» по производству мяса индеек.

В поселке работают муниципальные учреждения: средняя общеобразовательная школа №8, дошкольное образовательное учреждение №15, детская школа искусств, дом культуры, фельдшерский пункт. Сегодня поселок Западный с населением 1300 человек имеет также централизованное водо-, тепло-газоснабжение, связан с городом  регулярным автобусным движением (по материалам музея)

                                                 История нашей школы

         Здание школы в посёлке Западном было построено в 1960 году, предполагалось, что будет начальная школа с пристроенным спортзалом. Но, поскольку, детей было много, школу решили организовать как восьмилетнюю. В новом здании обучались учащиеся с 1 по 8 класс в две смены. (Директора – Баянкин  Геннадий  Александрович,  Дубровец  Нина  Ивановна).

   Основным направлением работы было трудовое воспитание. На территории парников совхоза Алапаевский был выделен участок площадью 0,5га, где выращивали овощи, а в палисаднике около школы выращивали цветы.

 Совсем близко от школы несет свои воды в реку Нейву речка Алапаиха, также находится смешанный лес, он служил базой для наблюдений, экскурсий, внеклассной работы,  здесь проходили туристские слеты, проложена экологическая тропа. Тесной была связь с родителями и со  старожилами поселка. Это был источник краеведения, ребята активно собирали материалы об участниках Великой Отечественной войны, о  тружениках  тыла,  о передовиках сельскохозяйственного производства. Возглавила краеведческую работу в школе Борисова Нина Андреевна. Изучать родной край помогали  туристские походы и экскурсии по городам и селам, где ребята                         проявляли большой интерес к музеям.

         В 1975 году к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне около школы был открыт памятник погибшим землякам. Ребята совместно с учителями, а также с ветеранами поселка заложили парк  Победы, где высадили деревья и цветы.

                   В 1989 году к 60-летию совхоза в Доме культуры была открыта «Комната боевой и трудовой славы». Большую роль в создании этой комнаты  сыграли директор совхоза «Алапаевский» Владимир Михайлович Кунавин, секретарь партийной организации совхоза Владимир Николаевич Петров и Борисова Нина Андреевна, сотрудничая с коллегами-учителями, с ветеранами посёлка, с выпускниками школы, взаимодействуя с ними, удалось накопить, обобщить и систематизировать краеведческие материалы, оформить страницы жизни посёлка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученица 10 класса Сысоева Оксана- экскурсовод музея

         В  1990 году  школа  реорганизована  в среднюю  (директор  Габитова Любовь  Викторовна,  завуч  Борисова Нина Андреевна), обучается около  200 учащихся.

        В  1994  году в нашем поселке открылась новая школа,  учителя и учащиеся    получили  современные   учебные  кабинеты, оснащенные оборудованием, новой  мебелью,  типовой спортзал, учебные  мастерские, кабинет  обслуживающего труда,  актовый зал,  медицинский  кабинет,  столовую. Рядом  со  школой  построен  стадион, на  пришкольном  участке посажены  деревья,  построена теплица.

      Главная роль в строительстве нового  типового  здания  школы  принадлежит  директору  совхоза  Алапаевский Владимиру Михайловичу  Кунавину, именно  его  инициатива, обращение в область через  трест  «Птицепром» помогли осуществить проект, несмотря на трудные экономические условия 90-х  лет. Строительство  школы  заканчивалось под руководством Главы поселка Западный Дедюхина Андрея Анатольевича. Строительство вел трест «Алапаевскстрой», стройку возглавлял заслуженный строитель РСФСР Шнайдер  Владимир Генрихович.

     С 1997  по  2012  год директором  школы  была  Нина Андреевна Борисова. (Приложение1) 

          Основным направлением деятельности педагогического коллектива осталось трудовое воспитание учащихся на основе сельскохозяйственного труда.   Материальная   база   соответствовала  требованиям,   в  кабинете обслуживающего труда  имеется 13 швейных машин ручных, ножных и с электроприводом,  создан   лицензированный    кабинет   трактороведения   с   необходимым    набором    учебно-методических     материалов    по сельскохозяйственной технике,  по   правилам   дорожного   движения,  набором деталей,  макетом   трактора   в   натуральную   величину, имелся трактор   Т-40.     Обучение   вели квалифицированные преподаватели – Роор Сергей Викторович, Енборисов Виктор Васильевич, затем Аптулаев Григорий Петрович.  Профессиональное обучение швей  вела Маленкова Галина Николаевна.   Швеям выдавались документы   школьного   образца.     Выпускники 11 классов,  сдавшие экзамены по трактороведению и правилам дорожного движения, получали документы   государственного   образца   по   специальности    «тракторист-машинист категории  В, С».

        Школьная теплица – учебная лаборатория для сельского труженика. Ребята   под   руководством   учителей   Пыриной   Светланы  Григорьевны, Рощектаевой   Светланы   Викторовны,   Маленковой   Галины  Николаевны  (летом в теплице и на пришкольном   участке   работали  с   учащимися все учителя по графику)   выращивали   рассаду   помидоров,   перца,  капусты,  цветов.  Часть рассады продавали местным жителям . Теплица была всегда ухожена, летом там зрели огурцы и помидоры,  урожай сдавали в школьную столовую,  салаты шли на столы детям.  Территория пришкольного участка всегда   привлекала   внимание   жителей   поселка,  садоводов,   которые проходят мимо в коллективные сады.  Они с уважением  дают хорошие оценки    о работе    школы.

 

                           

                                                                                            Цветники  с   многолетними   и   однолетними  цветами, декоративные кустарники и деревья  украшают территорию. Школа – одно из красивейших мест в поселке.   Учебные кабинеты   в  школе также озеленены. Разнообразие комнатных растений, уместное  их размещение не только в кабинетах, но и в рекреациях  придают эстетику  зданию школы  и особый колорит.  В  этом   заслуга  руководителей   кабинетов  и  классных руководителей.  

          Важное  место   в  педагогической   деятельности   школы    продолжают занимать  краеведение и экология. На базе школы неоднократно проходят городские  экологические слеты.

         Опыт  работы  школы  по народным традициям  неоднократно   представлялся и представляется  на   городских    и областных семинарах педагогических работников.

           Активно ведётся  спортивная работа. В спортивном зале и на стадионе проводятся спортивные секции  для учащихся и  взрослых жителей поселка под руководством  учителя  физкультуры  Вершинина Евгения Юрьевича   и тренера ДЮСШ №2 г. Алапаевска  Бунькова  Александра  Леонидовича.  Для детей велись  волейбол, теннис, лыжные гонки, полиатлон,  для взрослых – волейбол.

Спортивная команда школы на протяжении  многих лет являлается  чемпионо мгорода среди школ 2 группы.

                         

В  90-х годах   большое значение   в   педагогической     деятельности коллектива    имеет     социокультурное      направление.       Школьные фольклорные праздники  в 1995 – 2000 годах  вышли на общепоселковые,   исследовательские   проекты учащихся отмечены на городском уровне.  В  2005 – 2010 годах    обобщается   опыт   педагогической     деятельности  коллектива,     педагогические     проекты   учителей     Рощектаевой С.В.,  Кузвесовой И.А. получили призовые места на уровне области и Уральского Федерального округа.  Школа становится областной базовой площадкой  по духовно-нравственному воспитанию. Активизировалась совместная работа с детским садом № 15,   с   Детской  школой  искусств  поселка  Западный,  с  городскими школами.    На   базе  школы   прошли   городские и областные  методические   семинары.  Развивается детское творчество.

       В 2000 году по программе  «Компьютеризация  сельских  школ» получили  2  первых    современных  компьютера. В последующие годы  компьютерами полностью оборудовали  кабинет информатики, приобрели интерактивную доску, установили ИНТЕРНЕТ,   затем постепенно оборудовали  все учебные кабинеты.  Информационно - компьютерные технологии активно внедрялись в образовательный процесс под  руководством   учителя  Филимоновой  И.В., а   также   Пыриной С.Г.,   Кузвесовой И.А.,   прошедших    областные   курсы          повышения   квалификации.    В    начальной    школе    работает     учебно-методический комплекс для обучающихся, учителя и родителей, который активно использует  молодой учитель  Кизилова А.Б.

        Растет  педагогическое   мастерство  учителей.  Повышается   качество знаний учащихся.   Высокие   результаты   на   экзаменах   в 9 и 11 классах показывают  выпускники по русскому языку  у    учителя  Кныш    Галины  Васильевны, на   контрольных   работах   в   начальной   школе  у  учителей  Ерыгиной Елизаветы Ильиничны,  Пантюхиной Татьяны Александровны, Вараксиной   Светланы   Валерьевны,   Павленко   Инны   Алексеевны.  Традиционно в школе проходили литературные гостиные, посвященные поэтам и писателям,   также   качественно   подготовленные    Галиной Васильевной Кныш. Эту традицию продолжает Петрова Ольга Валерьевна.  Школа  живет,  школа   развивается.   За  эти   годы  школа   вырастила  6  золотых и серебряных   медалистов,   которые   сегодня  успешны   в   жизни,   наши    учащиеся – победители  и   призеры    городских   и    областных интеллектуальных конкурсов, конкурсов   художественного   творчества, спортивных соревнований. Успехи ребят  ежегодно отражаются в «Книгах рекордов и достижений школы».

     Сегодня школа – социокультурный центр поселка, в сотрудничестве  МДОУ  Детский сад №15,   ДШИ  пос. Западный,   ДК поселка,  ветеранской организацией,  городскими социальными партнерами  решает общие задачи  получения   среднего   образования,    профессиональной   ориентации, становления гражданина, любви к своей Малой Родине. В этом и состоит заслуга всего коллектива школы под руководством Горелых О.В. (по материалам музея)

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Коллектив школы 2011 год

                                                                                                               

                                                              

                                          Наш  школьный  музей

        В 2005 году краеведческие материалы из Дома культуры  были перенесены в школу, был открыт  школьный  музей  «Малой   Родины».  Сейчас в музее 4 отдела:    

 - Край   родной  –  земля  уральская:

На картах показаны Уральские горы, расположение Свердловской области, символы, место города Алапаевска на карте области, подробная карта города и поселка Западный.

Богат наш край Алапаевскими сокровищами, это реки, озера, скалы по берегам рек, минералы и горные породы, также музеи, памятные места и, конечно же, люди. О них рассказ в следующих отделах.

     - История  поселка  Западный:

     Здесь представлены альбомы и планшеты:

-первые жители;

-история возникновения хозяйства, довоенный период, Великая Отечественная война, послевоенный период ;

-растениеводство;

-животноводство мясо-молочного направления;

-птицеводство;

-кролиководство;

-директора совхоза;

- специалисты сельского хозяйства;     

-люди труда, награжденные орденами и медалями;

-награды совхоза;

-история Западного сельсовета и бюджетных организаций (детский сад №15, дом культуры, больница);

-история близлежащих деревень Ключи  и  Верхняя Алапаиха;                               

-ветеранское движение;

-Бессмертный полк.

- История  школы:

-история становления и развития школы;   

-пионерская организация;

-семья и школа;

-ими гордится школа;

-директора школы;

-ветераны педагогического труда;

-будни и праздники школы;

-трудовые дела;

-туризм и краеведение;

-экология  в школе;

-спорт  в школе:

-пришкольный участок:

-книги рекордов и достижений школы.

 

            - Уголок крестьянского быта.

       Этот уголок возник не случайно. Тяга к народным традициям зародилась также в 90-е годы. В фольклорных экспедициях по Алапаевскому району собирали устное народное творчество, старинные обряды. В школе проводили народные праздники, трудовые обряды, школьные краеведческие конференции «У истоков народных традиций», изучали ремесла местных мастеров, своих бабушек. Так возникла потребность создать и оформить уголок крестьянской избы и показать ее быт.    18 сентября 2007 года в нашей школе состоялось торжественное открытие уголка крестьянского быта в музее школы. Здесь собраны подлинные предметы старины, крестьянской кухни, орудия труда, изделия мастериц, одежда, обувь, музыкальные инструменты, самый интересный экспонат – это ткацкий станок – кросна, на котором можно ткать половики, и он находится в рабочем состоянии. Они помогают понять значение природного и культурного наследия.  Ребята изучают историю сельской жизни и сельскую усадьбу. Здесь проходят музейные уроки: «Дом и его хозяин», «Урок по ткачеству - старинному уральскому ремеслу», а так же народные праздники: «Святки»,

« Масленица», « Семик и Троица», « Отжинки», «Бабьи каши», «Покров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие 2007 г.                                            Ткацкий станок - кросна

                                           (Приложение №2)

Наши встречи и интервью с основателем музея Борисовой Н.А.

            Музей всегда привлекает своей таинственностью, проходим  мимо и думаем: «Как хочется  подробнее узнать  что-то  интересное  о  прошлом», и  мы  встретились с Ниной Андреевной, которая всегда покоряет  своими  рассказами и, конечно, знает всё.

         2010 год – год Учителя, ученица 10 класса Исаева Алена была призёром  сочинений «Учителями славится Россия» по теме «Капитан школьного корабля». (Приложение  3)

       - Как Вам удалось сделать музей  в  школе?  Для  чего  хранить столько  альбомов?

- Это результат работы учащихся,  учителей,  родителей по изучению своего края  за  десятки лет, это огромный труд, огромный опыт. Одной из русских традиций является сохранение  памяти о прошлом и передавать из поколения  в поколение самое важное,   лучшее, доброе. Мои бабушка и дедушка много рассказывали о гражданской войне,  в 2018 году отмечали 100-летие этих событий в нашем крае. Папа и мама рассказывали о Великой  Отечественной, как сражались на фронтах и работали в тылу. Я всегда внимательно слушала, впитывала и запоминала. Что-то невообразимое откладывалось в душе, так формировался характер.     Школьниками мы  активно участвовали в общественной  работе, нас воспитывала и закаляла пионерская организация, комсомол.  Когда я стала работать в школе, мы с ребятами после уроков также проводили массу интересных дел, встреч, оформляли альбомы – большие и маленькие, используя фотографии, рисунки, красивым почерком подписывали. Возникло огромное желание сохранить, привести в систему, собрать документы тех времен, вещественные предметы, фотографии. Теперь это экспонаты нашего музея. Они отражают главные яркие события нашей школы, поселка.

«Без памяти – нет традиций, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности нет народа как исторической общности», эти слова академика Г.Н. Волкова как нельзя точно подчеркивает особенности нашей русской нации.  Вот и получается, как дорого всё то, что было в прошлом, как необходимо это сохранить. Наш край – край музеев, в городе Алапаевске, в селах района,  все они неповторимы, вот и наш небольшой музей  отражает жизнь нашей Малой Родины про то, что было вчера.

Олег Владимирович Белоусов – корреспондент «Алапаевской газеты», побывав в нашем музее, писал: «Сколько лет бы не прошло. Каждый может сюда прийти, увидеть и вспомнить, показать детям и внукам, а может быть и правнукам, какими мы были, и как всё было, чтобы знали и помнили – кто они и откуда. Тогда легче понять, куда идти дальше.»                   И статья называется: «Помнить нас. И всех, и каждого отдельно…»Приложение №4

           Особое место в музее принадлежит участию земляков в Великой Отечественной войне. Проведена паспортизация участников и погибших земляков в боях за Родину(использовали книгу «Память», Екатеринбург, 1994 год), тружеников тыла,  детей, чьи  отцы погибли на фронте. Именно в музее проходят встречи учащихся с ветеранами к памятным датам истории России, уроки Мужества, уроки краеведения.

        Посмотрите альбом  «Поклонимся великим тем годам!».  В школе  проводятся  мероприятия по истории Великой Отечественной войны. Отмечаем даты: «Снятие блокады Ленинграда», никого нет в живых, но собираются ветераны поселка, ребята готовят сценарий, презентацию, присутствует дух того времени, выступают ветераны, учителя, нельзя забывать это, у вас  происходит формирование гражданской позиции, ведь вы все посещаете такие встречи.

В год 70-летия Сталинградской битвы в актовом зале школы собрались 10 потомков участников войны, тех, кто сражался за Сталинград, это Вахрушев Иван Иванович, Старцев Николай Петрович, Тепляков  Петр Силиверстович, пришли сыновья, дочери, внуки, правнук Саша Власов, ученик 4 класса, читает стихотворение, атмосфера в зале проникнута событиями того времени.

          Отмечали  памятные  даты  Курской  битвы, 9  наших земляков участвовали  в  боях,  единственная  участница Степанова Тамара Сергеевна   проживает  в   поселке,   вы   ее   прекрасно        знаете,  потому     что   она   часто   бывает   в  школе,   в  1943  году  в   возрасте  18 лет  добровольцем ушла  на  фронт  после окончания медицинского училища   в     г.   Перми,    спасала   раненых,   прошла   боевой    путь  с   военным   госпиталем   до  Победы,    войну  закончила   в  Австрии. Также собрались 15  родственников, сыновья и дочери, внуки и правнуки вспоминали  о своих отцах. Это были незабываемые встречи

              75 лет битвы за Москву, 7 земляков обороняли нашу столицу, многие из них погибли, пропали без вести.   Ученики старших классов в своих выступлениях  рассказывали о тех днях, о героях,  и вы участвовали в этом мероприятии.

Памятные даты формирования Уральского Добровольческого Танкового корпуса (УДТК) и его боевой путь до Берлина и Праги, сбор ветеранов Группы советских войск в Германии (ГСВГ) тоже проходили в нашей школе, всё это оформлено в альбоме.

           В 2015 году, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы со Степановой Викторией правнучкой Тамары Сергеевны  участвовали в конкурсе творческих работ, которые проводила «Алапаевская газета» и в международном конкурсе «Ты – гений». Наш проект получил призовые места (Приложение №). Здесь представлен альбом.

          Идет поиск родственников, пропавших без вести. Совсем недавно наш выпускник Сергей Ильиных, который работает и живет в Санкт-Петербурге, нашел место захоронения своего прадеда, Черных Степана Леонтьевича, так в альбоме о погибших земляках появилась страничка. Ему очень благодарна сестра его деда, дочь погибшего, Серафима Степановна. Портрет Черных Степана Леонтьевича занял достойное место в «Бессмертном полку».

       Ничего не знала про своего отца Нина Николаевна Кабанова. Помнит из детства, что пришел с фронта раненый и умер в 1946 году. Через Интернет удалось найти документы  сведения о нем. Сейчас Нина Николаевна – дочь фронтовика, ветеран сельского хозяйства идет с портретом  отца в строю «Бессмертного полка».

           Скажу вам, что мы первые в городе Алапаевске начали движение «Бессмертный полк». В 2013 году ребята 7-8 классов в школьных мастерских изготовили из фанеры транспаранты, и  с ветеранами поселка изготовили 15 портретов  участников  войны.  Родственники   и ребята  прошли с ними по поселку на митинг к памятнику в парк Победы и участвовали на митинге в городе на площади Победы 9 мая. В настоящее время почти в каждой семье чтут память не только фронтовиков, но и тружеников тыла, награжденных медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и они  ежегодно 9 мая встают в строй

 « Бессмертного полка».

             Альбом, в котором показан проект ветеранской организации к 70-летию Победы. Мы вместе с ребятами участвовали в городском фестивале, подготовили и инсценировали песню «О четырех тополях». Суть этой песни в том, что мать проводила на фронт 4 сына, выполняя долг перед Родиной, они погибли. И мать посадила у своего крыльца 4 тополя в память о сыновьях. Четверо юношей из 8 класса, которые выступали с нами, олицетворяли и солдат, и тополя. Выступление произвело такое впечатление, что многие в зале смахивали слезы. Думаю, что парни запомнят это на всю жизнь.

 Поэтому, каждый альбом содержит ценные сведения, документы, фотографии о родных и близких нам людях, а мы должны их бережно хранить.

        На основании материалов музея в 2009 году е 80-летию поселка Западный выпущена брошюра по истории поселка «Как в зеркале история и память» Толстых Г.Г., также некоторые страницы истории  вошли в книги «Алапаевцы  в  годы  Великой  Отечественной войны 1941-1945 г.г.» Н.С. Перевозчикова, 2005 год,  «Алапаевск в зеркале перемен», Н.С. Перевозчикова, 2014 год.

        Богат трудовой путь совхоза Алапаевский, альбомы о людях труда, передовиках производства также представляют большую ценность. Со страниц альбома на нас смотрят те, кто принес  поселку его былую славу, кто был награжден за свой труд медалями- руководители хозяйства А.М.Анохин, М.В.Филимонов, В.М.Кунавин, главный ветеренарный врач поселка Шулецкая Нина Михайловна, награждена орденом «Знак Почета», тракторист А.А.Архаров – награжден медалью «За трудовое отличие», его дочь Н.А.Архарова – награждена медалью «За трудовую доблесть» и двумя бронзовыми медалями ВДНХ, главный экономист  РСФСР Н.Ф.Баянкин, лучший тракторист области П.М.Григорьев, победитель Всесоюзного соревнования 1973 года награжден медалью «За трудовое отличие» Г.А.Буженинов…

       Ежегодно проводим  День Героя Отечества. В музее собираются наши передовики сельского хозяйства, награжденные орденами и медалями. Это наши Герои. Они проводят встречи с вами, и вы знаете их, приветствуете и уважаете. Во время празднования Дня поселка в музей приходят жители, чтобы снова вспомнить  то давнее, но счастливое время.

Интересный альбом «Время. События. Люди.»,  где собраны заметки из местных газет с 70-х лет 20-го века об интересных людях и событиях.

           Масса альбомов по истории школы. Особое место занимают альбомы об успешных выпускниках школы. Школа воспитала  не одно поколение ребят, которые стали достойными людьми. Среди них – Мезенцев Александр – руководитель строительного холдинга в г. Ижевске, Мезенцева (Архарова) Надежда – специалист горвоенкомата в Пыть-Ях  ХМАО, Колногорова   (Архарова) Любовь – специалист пенсионного отдела г. Алапаевска,    Дубровец    Александр – ведущий   инженер   завода  в  г.  Екатеринбурге,   Шулецкая  Ольга – врач-стоматолог в Баку, Бирюков Сергей – врач «скорой медицинской  помощи» в г. Екатеринбурге,  Дмитриева Галина – учитель в г. Полевском,    Дмитриева Ольга – детский  врач в г. Алапаевске,  Дмитриева Мария – главный  бухгалтер  ООО «Трапеза», г. Екатеринбург,  Габитова  Ирина – руководитель аптечной сети в г. Лесной, Ерыгина  Надежда – врач-стоматолог в г. Верхний Уфалей,  Кузьминых Иван – преподаватель  в   УрГУПС,  город   Екатеринбург,   Кузьминых    Тамара – начальник   отдела  Сбербанка  в  г. Алапаевске,    Иванова    Маргарита – корреспондент   газеты  «Алапаевская  искра»,    Хуснутдинова   Гюзель – аккордеонист, окончила Государственную консерваторию в г. Екатеринбурге,  живет и работает в  Южной Корее,  Фоменко Мария – начальник отдела Областного  Роспотребнадзора,  Рощектаева Анна – специалист службы заказчика  в   МО   Алапаевское,    Барсуковаа   Татьяна – юрист   завода «Стройдормаш»,  Чухванцев   Сергей – инженер   завода  «Стройдормаш»,  Кизилов   Максим – инженер  «Ростелеком»,   Литенков    Сергей – инженер на АМЗ,   Клевакина   Надежда – студентка   магистратуры   в     Санкт-Петербурге  в   университете   архитектуры   и строительства,    Вершинин Сергей,    Голубчиковы  Сергей  и  Валерий,    Шилова   Татьяна, Клепинин  Александр,   Рощектаев    Дмитрий,  Чабанов   Вячеслав,  Чабанов   Дмитрий,   Комаров   Василий,     Ибнеева  (Власова)  Марина – успешные    предприниматели,      Власов Дмитрий – начальник Территориального управления  по   поселку   Западный,    Гариева     Надежда – начальник юридического отдела в Управлении образования г. Режа,  Харлова Галина – учитель  физики   СОШ №1,   Харлов   Александр – учитель   физкультуры СОШ№4,   Харлова  Наталья – учитель  ИЗО в школе г. Н-Тагил,  Тергалинская Татьяна,   Томилова   Екатерина – учителя   английского    языка  в   школах г. Алапаевска,  Ильиных   Сергей  работает в г. Санкт-Петербурге дизайнером, Кизилов  Алексей,  Замуруев   Андрей,  Замуруев   Дмитрий,   Черных  Сергей,  Пырин   Вячеслав,  Исаев   Сергей -  сотрудники  УВД   г.  Алапаевска,     Пантюхина (Устинова) Татьяна,    Филимонова   Ирина,   Кизилова (Гариева)   Анна,   Косьяненко (Вершинина ) Елена,  работают учителями в родной школе.

                 Ребятишки забегают, просят найти что-нибудь о своих родителях.  Сейчас в школе другие учебники, письменные принадлежности, оборудование на уроках, это тоже им интересно. Ищем, смотрим, читаем, убегают довольные.  А я-то как рада! Вот вам и ответ на вопрос!

           -Вопрос: «Почему завораживает Уголок крестьянского быта?»

          - Потому, что здесь всё настоящее, удивительное, интересное, можно потрогать. Здесь  другая  аура,  другая   обстановка,  она   поглощает  вас, и вы как будто попадаете в другой мир.

На городском конкурсе музеев в 2013 году мы с девочками 6 класса презентовали кросна – ткацкий станок. Во-первых, им самим  было удивительно и интересно поработать на нем, во-вторых, заинтересовались члены жюри, зрители и задавали много вопросов. На все вопросы были даны достойные ответы. (приложение №, Презентация ткацкого станка)

        Еще наших ребятишек – экскурсантов привлекают пословицы и поговорки о доме, о печке, о предметах быта, многие ведь не знают, так как проживают в благоустроенных квартирах. Им это интересно, а я прошу их запомнить  3-4 пословицы и уйти с ними, чтобы знали.

          Когда в музее бывают ветераны, их тоже интересует наш уголок, они с большим удовольствием его посещают и оценивают. Жительница поселка, член совета ветеранов Валентина Владимировна Давыдова написала по этому поводу стихотворение.

 Музей при школе создан уникальный,

Всё славой тут овеяно, традиции живут,

Всё это создаёт и память, и уют.

Десятки лет с любовью и терпением

Учителя и дети сделали  историю о разных поколениях.

Здесь сказано о тех, кто бился на фронтах,  и кто трудился на полях,

Кто Западный наш поднимал и хлеб с картошкой убирал.

Есть и про нынешнее время…

Любой зайди и поклонись, живи и помни, и гордись!

 

В музее уголочек есть, где хочется на лавочку присесть,

Задуматься и отдохнуть душой…

Живёт здесь память о былом, далёком…

И, как сказал поэт: «Предания старины глубокой».

Ткацкий станок стоит, дорожка в нём из радужных полосок –

Дошедший к нам былого отголосок,

Тут утюжки расставлены рядком  и сундуки,  корзинки, кружева,

А вот горшочки, из них когда-то ели…

ВСЁ  ДОРОГО  НАМ  ТУТ!   И  ВСЁ  ПРИ  ДЕЛЕ!

Это ли не оценка нашей работы? Я, например, очень горжусь нашим музеем.

-Спасибо Вам за интересную беседу, спасибо, что Вы у нас есть.

- Я всегда рада видеть вас в музее.

Интересно было получить информацию и  от людей, которые знают о работе музея со стороны и от людей, которые знают о работе музея, что называется, не понаслышке.

Вопросы:

·       Как организовался школьный музей?

·       Каково значение музея Малой Родины сегодня?

Виктория Викторовна Подкорытова – Начальник Территориального Управления по поселку Западный.

- Работу школьного музея Малой Родины оцениваю на «отлично». Музей – хранитель истории, он помогает подрастающему поколению изучить историю Малой Родины. В этом большая заслуга Борисовой Нины Андреевны, которая является организатором музея. И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, она успешно работает в совете ветеранов, продолжает помогать педагогам в изучении родного края.

Светлана Викторовна Рощектаева – заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики и географии.

      Музей помогает вести уроки истории, географии, уроки о родном крае, помогает проводить народные праздники, материалы музея используем на выставках, на праздновании Дня поселка. Музей необходим. Историю Малой Родины должны знать все.

    Музей организовала Нина Андреевна Борисова, она у нас – молодец,  вложила в него много сил, терпения, настойчивости, собрала очень большой объем материала, в этом ее большая заслуга.

     В 2010 году наш  педагогический проект о Малой Родине в рамках деятельности по духовно-нравственному воспитанию заслуженно получил призовые места  в педагогических конкурсах Свердловской области и Уральского Федерального округа.

Татьяна Александровна Пантюхина – учитель начальных классов.

Идея создания музея принадлежит Нине Андреевне Борисовой. Я знаю ее с детства, она мой учитель. После окончания Нижне-Тагильского Государственного педагогического института  я пришла в нашу школу работать учителем начальных классов. Мы, молодые учителя, занимались краеведением, изучали народные традиции, воспитывали детей, проводя праздники по народному календарю,  активно сотрудничали при  оформлении материалов музея.

        Особенно хочу отметить оформление уголка крестьянского быта.  Светлана Григорьевна нарисовала русскую печь  на стене, поделки из глины – это творчество детей совместно с учителями начальных классов.  Самовары, кухонная утварь собраны в поселке, в деревнях. Люди приходят в музей, приносят новые экспонаты, старинные вещи, и у каждой вещи своя история.

      Хотя Нина Андреевна находится на заслуженном отдыхе, она ведет большую общественную работу в совете ветеранов и поддерживает тесную связь со школой. Она всегда готова откликнуться на просьбы, всегда рада помочь в проведении музейных уроков,  праздников.

     Музей имеет большое значение не только для поселка, но и для города.  Во время встреч выпускников можно с интересом наблюдать за их разговором,  они «молодеют на глазах», делясь своими школьными историями,  воспоминаниями.

      Кто же еще будет хранить эти воспоминания и где, как не школа и школьный музей Малой Родины!

Анна Борисовна Кизилова – учитель начальных классов.

Я училась у Нины Андреевны, потом пришла работать в школу. Я постоянно с ней сотрудничаю, уважаю как своего наставника.

Нина Андреевна совместно с ребятами по крупицам собирали материалы, помогали и мы – учителя. Сегодня работа музея выходит за рамки комнаты.

Мы работаем в классах, проводим экскурсии, проходят встречи с ветеранами, родителями, в них активно участвует и Нина Андреевна.

Инна Алексеевна  Павленко – учитель начальных классов.

 Работа музея очень важна. Мы с ребятами ходим туда на экскурсии, на музейные уроки, беседуем об истории поселка, о быте крестьянской избы. При оформлении музея есть и мой вклад, и моих сыновей, которые здесь учились.

Светлана Григорьевна  Пырина – библиотекарь, учитель изобразительного искусства.

Большой объем творческих работ был собран учениками и учителями, и возникла идея создать школьный музей. Особенно хотелось сохранить историю. В этом я вижу заслугу Нины Андреевны Борисовой, она в то время была директором школы.

Когда я была на областных курсах по музейному делу, я показала фото нашего музея коллегам, они были приятно удивлены, что в такой маленькой сельской школе работает такой хороший музей.

Я горжусь тем, что внесла свою лепту в оформление музея, особенно уголка крестьянского быта. Музей нам очень нужен. Выпускники разных лет встречаются в школе, идут в музей, вспоминают детство, школьные годы чудесные.

Эльвира Юрьевна Панова – директор Дома культуры.

Нина Андреевна – человек неравнодушный к жизни поселка, музей – это ее детище. Эти слова подчеркивают ее многолетний труд, опыт, который она передает молодым.

  Совет ветеранов поселка:  Степанова  Татьяна Салимовна – председатель совета, Давыдова Валентина Владимировна, Чигринева Надежда Дмитриевна, Баянкина Надежда Сергеевна, Петров Владимир Николаевич.

      Очень тесно работаем с молодёжью поселка, особенно с учащимися школы №8 через школьный музей Малой Родины. Организует работу Нина  Андреевна. Главной идеей является изучение ВОВ, потому большая часть встреч, мероприятий  посвящены датам военного времени: битва под Москвой, Сталинградская битва, прорыв блокады Ленинграда, Курская битва, история создания и путь Уральского добровольческого танкового корпуса, проведение акций «Бессмертный полк»,  участие в митингах  у памятника землякам, погибшим в годы ВОВ, участие в волонтерском движении.

 

2010

       На встречах в школе приглашаем родственников – сыновей,  дочерей и внуков участников Великой Отечественной войны. И правнуки победы учатся в нашей школе.

    Музей – это место встречи разных поколений, где рождаются добрые чувства не только к нашей малой Родине, но и к нашей великой стране – России, чувства париотизма

                                       ПАМЯТЬ ОСТАЕТСЯ НАВСЕГДА

                Мы благодарим всех за отзывы, понимаем,  что  каждый  уголок  нашей огромной страны имеет  такую же богатую историю,  для  каждого человека Малая  Родина – самое  ценное  и дорогое  место.

Вараксина Ирина. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной посёлок, город, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. В школе выпускается газета «Школьная тропинка», «Посёлок. RU». Юнкоры- ученики нашей школы. Они рассказывают в газетах о мероприятиях музея, экскурсиях, музейных уроках и встречах. Интересно вспомнить себя, перелистывая страницы газеты. Это тоже история школы. Она продолжается. А газету «Посёлок. RU» мы распространяем среди жителей посёлка.(Приложение5) 

Глухих Елизавета. В результате наших   исследований  мы  обогатили  свой  жизненный  опыт,  расширили знания, теперь, мне кажется, мы сможем провести экскурсию  без Нины Андреевны, человека, увлеченного своим делом, человека с большой душой, неуёмной энергией. Самым интересным считаю ещё и ещё перелистывать странички истории,  встречаться с творческими, такими же неравнодушными  людьми, заряжаясь энергией и желанием быть полезным людям.

         Вот  такой  у  нас  музей,  где выступает Человек – учитель,  краевед, гражданин.  В 2019 году поселку Западный исполняется  90 лет, а Нине Андреевне – 70.  И когда в очередной раз ей будут вручать  Грамоту за активную жизненную позицию,  значительный  вклад в общественную  жизнь  поселка  Западный, за  развитие  ветеранского движения,  в  зале   обрушится шквал  аплодисментов.

     Это  ли не   народная  благодарность  человеку  за  любовь  к  Малой  Родине,      чтобы  нынешние поколения  помнили  всех  и  каждого.

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

        Исследовав культурное наследие нашего музея, традиции, обычаи, истоки мы пришли к выводу, что если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину. А значит роль Музея очень велика. Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – жив поселок. И будут они его прославлять не только в песнях, в стихах но и делами своими. А они – это Мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница посёлка Его летописи, которая не прервётся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                     Библиография

Книги:

1.Жирков Ю.П. «Цена величия и трагедии», Алапаевск, 2012 год

2.Кириллов А.Д, Каёта Г.М. «От Урала до Берлина и Праги». Маршрут танкистов-добровольцев. К 75-летию УДТК. Г.Екатеринбург, 2017 г.

3. Перевозчикова Н.С. «Алапаевск, 370 лет», редакция «Алапаевская газета», 2009 год

4.Перевозчикова Н.С. «Великая Победа великого народа», редакция «Алапаевская газета», 2010 год

5. Толстых Г.Г. «Как в зеркале- история и память» К 80-летию пос.Западный, г.Алапаевск, редация газеты «Алапаевская искра», 2009 год.

6. Материалы из архива музея

7. В приложениях материалы, созданные ребятами и коллективом школы.

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Приложение1

БОРИСОВА  НИНА  АНДРЕЕВНА  -  ветеран     педагогического труда.(прил  биогр)

         Год рождения 1949, родилась в селе Деево   Алапаевского  района  в  учительской   семье.   Образование   высшее,   в  1973   году   окончила Свердловский  Государственный   педагогический   институт,   географо-биологический  факультет.

         Трудовую деятельность начала в Деевской школе, работала старшей пионерской вожатой,  воспитателем   группы   продленного   дня,   временно   замещала учителей, вела уроки в 5-8 классах.

         С 1973 по 2013 год работала в средней школе №8 в должности учителя географии и биологии,   вела  уроки в начальной школе – «Урал. Человек. Истоки.», «Родной край», «Экология Свердловской области», в старших классах – «Экология города». Эти предметы входили в региональный компонент  учебного плана школы.  Также Нина Андреевна занималась внеклассной работой по экологии,  краеведению.

 Нина Андреевна – учитель по призванию, она с детства впитала любовь к земле,   к природе,   со  школьных   лет   занималась     юннатской работой, изучением своего края. Высокий патриотизм воспитывали учителя Деевской школы, и это легло в основу  деятельности учителя Борисовой Н.А.

С  1989 года – заместитель  директора   по учебно-воспитательной работе,   а с 1997  по 2012  год  – директор этой же школы.

      В 2013 году музей Малой Родины под руководством  Борисовой  Нины  Андреевны  получил   1 место   в   конкурсе    музеев   школ   и   учреждений  среднего  профессионального образования  города Алапаевска.

           В 2004 году    Нина   Андреевна   Алапаевск  Борисова   была   избрана   депутатом  Городской  Думы  МО  город 4 созыва  и  в 2008 году – депутатом  Городской  Думы  5 созыва,  была  председателем  комиссии  по экономической политике, бюджету и финансам, депутаты округа   решали вопросы по жилищно-коммунальному  хозяйству,  строительству  и ремонту  дорог, строительству  детских   дворовых   площадок,  ремонту   образовательных   учреждений,  учреждений культуры, обеспечению  жильем  молодых специалистов.  Так в поселке Западном по областной программе  был построен двухквартирный дом  для  учителей, в котором проживают сейчас семьи Кизиловой Анны  Борисовны  и Косьяненко Елены  Евгеньевны.

            За многолетний добросовестный труд,  за образцовое выполнение  должностных  обязанностей,  за  творческий  подход  к  делу  воспитания молодежи,  сохранение  народных   традиций  Нина  Андреевна  Борисова награждена почетным  знаком  «Отличник народного просвещения РСФСР»  (1987),   награждена  медалью  «Ветеран труда»,  многочисленными грамотами:     Законодательного   Собрания   Свердловской   области,    Министерства общего и профессионального  образования Свердловской области,  Восточного управленческого округа,  Главы   МО   город Алапаевск, Управления образования МО город Алапаевск,    Президиума ГК  профсоюза работников народного образования и науки  РФ,  Екатеринбургской епархии,  городского краеведческого клуба «Невья».

               В настоящее   время Нина Андреевна Борисова ведет общественную работу  в   Совете   ветеранов   поселка   Западный,  продолжает   заниматься краеведением.

                Исполнитель:  Пырина  Светлана Григорьевна, (по  материалам  музея Малой Родины)

                2015 год,  г. Алапаевск, поселок Западный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

               


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также