Министерство образования и молодежной политики Забайкальского края
МОУ «Хилинская средняя общеобразовательная школа»
11 краевая научно-практическая конференция школьников
«Юные исследователи Забайкалья».
Направление: родословие.
Исследовательская работа на тему:
«Основатель династии путейцев»
Выполнила:
Томашевич Света
ученица 8 класса
Хилинской средней школы
Научный руководитель:
учитель географии
и экологии Гурожапова С.Д.
ст. Ага
Содержание
1.Введение. Краткая аннотация -----------------------------------------------------3
1.1.Аннотация --------------------------------------------------------------------------4
2.Основная часть--------------------------------------------------------------------------- 5
2.1. Железная дорога в геополитике России------------------------------------------5
2.2.История семьи Томашевич--------------------------------------------------------5-9
3.Заключение-------------------------------------------------------------------------------10
4.Литература--------------------------------------------------------------------------------11
5.Приложение------------------------------------------------------------------------------12
«Краткая аннотация»
Моя семья- это династия железнодорожников. Я хочу рассказать об одной из самых трудных и уникальных профессий – работник железной дороги. Изучая опыт представителей династии железнодорожников, хочется сохранить в памяти имена тех, кто в течении многих лет был связан с железной дорогой, показать уникальность семей железнодорожников, сделать общим достоянием информацию из семейных архивов.
Россия славится династиями, не стало исключением и наше Забайкалье. Ведь профессия железнодорожника одна из самых уважаемых и почитаемых. Я собрала интересный материал об своей из династий из семьи Томашевич. Династия Томашевич на сегодняшний день имеет 5 поколений.
Аннотация
Моя малая Родина - Агинский округ. Территория округа расположена в южной части Восточного Забайкалья в междуречье Онона и Ингоды. Здесь удивительно сочетаются культуры, верования и эпохи.
Вдоль федеральной трассы «Чита-Забайкальск с северо-запада на юго-восток от пос. Могойтуй более, чем на 18 км протянулось село Хила (ст. Ага).
Ага́ — посёлок при станции (до 2002 года — село Хила) в Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Административный центр сельского поселения «Хила»
Название Ага (по протекающей здесь реке) переводится с бурятского, как «степь», «степная».
Посёлок расположен у железной дороги Карымское - Забайкальск, в 23 км к юго-востоку от посёлка Могойтуй. Расположен в долине реки Хила, притоке Аги (бассейн Онона).
Цель: рассказать об основателе фамилии по папиной линии и династии семьи железнодорожников Томашевич.
Объект исследования:
Династия семьи Томашевич
Предмет исследования:
Пять поколений семьи Томашевич
Задачи исследования:
- Изучить материал и архивные документы по данной теме;
- Провести исследование древо семьи Томашевич.
- Систематизировать изученный материал
Методы исследования:Изучение архивных материалов, проведения интервьюирования отца и дедушки, оформление исследования.
2. Основная часть.
2.1 Железная дорога в геополитике России.
Станция Ага, где я живу, перешагнула свое столетие. Возникновение станции связано с решением правительства Российской империи от 1891года о строительстве Транссибирской магистрали, которая должна была соединить центр России с Владивостоком по китайской территории. Уже в 1894 году на месте будущей ст. Ага появились первые строители, которые прорубали скалы и строили железнодорожный путь. К 1900 году построена станция ,а поселок при станции был основан в 1904 году и заселен крестьянами из Чиронской волости во время русско-японской войны.
В 20-е годы в посёлке открыли начальную школу. С 1933 года до конца 50-х годов на территории станции располагался Агинский артиллерийский полигон. После Великой Отечественной войны у станции Ага была создана машинно-тракторная станция, которая просуществовала до 1958 года, когда она была расформирована в Могойтуйский совхоз.
2.2 История
Основателем славной династии железнодорожников является Иван Томашевич. Он со своей женой Марией родом из Белоруссии, узловая ст. Орша, ныне г. Орша. В 1907 году был сослан царем со своей семьей в Забайкалье на разъезд 78 за неповиновение, в настоящее время ст. Безречная. Здесь жил и работал путевым обходчиком до 1937 года. В 1937 году по доносу был репрессирован в Читинский ВЧК. Отсидел 6 месяцев и был реабилитирован. Выйдя на свободу, он заболел и умер в этом же году. У него было 15 детей. Из 15 детей сын Иван был самым младшим в семье.
Иван родился 15 декабря 1915 года на станции Безречная, ранее разъезд 78, окончил 4 класса в Оловяннинской школе. Брат Петр жил на ст. Седловая и работал стрелочником, другой брат Николай жил на ст. Андриановка и работал дежурным по станции, а далее до пенсии - ревизором движения по безопасности. Сестра Миля работала на ст. Седловая стрелочником. Другие сестры Роза, Мария и Валентина тоже работали на железной дороге. Антон в молодые годы работал вагонником, помогал матери по хозяйству, т.к. мать жила с ним. Вскоре ушел служить в армию, был кавалеристом. Отсюда ушел на фронт.
Вот что писал о нем в газете «Восход» корреспондент В.Туранов в 1982 году: «Действительную службу Антон Иванович проходил в кавалерии, а вот в войну пришлось прослужить наводчиком тяжелый пушки-гаубицы. На фронт он попал только в 1943 году, но за первую же крупную операцию-овладение городом и важным железнодорожным узлом Орша-мощным бастионом немцев, как сказано в приказе, молодому бойцу Верховным Главнокомандующим объявлена благодарность. Вскоре отдельную бригаду, в составе которой находилась их артбатарея.
Однажды был получен приказ: отойти к своим и наступать в составе пехоты. Вечером поступил новый приказ: вывести орудие с нейтральной полосы. Для транспортировки тяжелого орудия дали два трактора. С одного с целью увеличения мощности сняли глушитель. И тогда началось. Темень, сырость, нейтральная полоса освещается ракетами. У пушки вполне могла быть засада. Подползли, подвели в темноте тракторы. Немцы, заметив движение у пушки, открыли огонь. Но приказ был выполнен. За эту и другие операции храбрый и находчивый сержант был удостоен ордена Красной Звезды. Разбитое орудие заменили новым, но использовать его больше не удалось-пришла Победа».
Осенью 1945 года Антон Иванович был уволен в запас. И начался у Антона Ивановича следующий этап его жизни-путейца. Он женился на Клавдии родом из Тамбовской области и родили троих детей: сыновья Анатолий и Алесксандр, дочь Анна.
После демобилизации он начал работать путевым рабочим на станции Адриановка. Быстро освоив азы путейского дела, вскоре был назначен бригадиром. После окончания в Читинской техшколе курсов дорожных мастеров был направлен на станцию Ага. Внимательный, настойчивый, он изучил все тонкости текущего содержания пути. Его околоток по своему техническому состоянию был лучшим на дистанции. Почти все километры имели нулевую дальность-это была высшая оценка труда коллектива, руководимого Антоном Иванович.
Проработал он дорожным мастером более тридцати семи лет, его заслуги отмечены наградами: Орденом «Знак Почета», медалями, множеством знаков победителя социалистического соревнования разных лет, многочисленными благодарностями. Но самой дорогой наградой для Антона Ивановича был знак «Почетный железнодорожник».
В 1955 году Антон Иванович был в числе лучших железнодорожников на ВДНХ. После ухода на пенсию Антон Иванович не захотел сидеть дома, каждую зиму он устраивался на станцию кочегаром, часто ходил к ребятам в местную школу, рассказывал о былых боях, о товарищах, с которыми шагал суровыми военными дорогами.
И бою, и в тылу всегда был на переднем крае!
Сейчас, к сожалению, Антона Ивановича уже нет с нами, но путейская династия не прервалась. В третьем поколении династий Томашевич являются дочь Анна и сын Анатолий. Дочь Анна работала на ст. Ага дежурной по станции, затем начальником до пенсии. Награждена почетными грамотами железной дороги. Трудовой стаж- 25 лет. С 1969 по 2011 год работал на том же околотке его сын Анатолий-водитель путеремонтной летучки, в 2011 году ушел на пенсию. Анатолий Антонович был в числе лучших железнодорожников в ВДНХ в г. Москва. Стаж работы -42 года. Там же работают два сына Анатолия, внуки Антона Ивановича. Они продолжают династию в четвертом поколении. Один из них Дмитрий-способный путеец, проработал в должности монтера пути с 1992 по 1997 год, после окончания Читинской техшколы курсов бригадира пути, переведён в должность бригадира пути 6-го разряда и работает по настоящее время в той же должности. Второй не менее способный внук Евгений. Окончил Читинский техникум железнодорожного транспорта, получил профессию техник (строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство). Работал в должности монтера пути 5-го разряда, дорожным мастером, бригадиром пути, контролёром железнодорожного пути и искусственных сооружений, в настоящее время работает монтером пути 4-го разряда. Так что не забыто дело Антона Ивановича-его помнят на околотке.
«Когда мы окончили среднюю школу- рассказывают внуки Анатолия Ивановича, -вопрос о выборе профессии перед нами не стоял. Дед еще раньше привлекал к пути своими рассказами о нем, действительно, путь был его любимым делом». Общий стаж работы у братьев 51 год.
В пятом поколении династий Томашевич его праправнук Владимир, внук Анны Антоновны. В настоящее время, Владимир, закончив железнодорожный техникум в г. Чита, работает помощником машиниста. Его стаж работы три года. Так, что династия, основанная Иваном Томашевич, имеет крепкие корни.
3. Заключение
Биография человека - один из наиболее ценных источников для исследования истории человеческого развития любой области деятельности. Ещё большее значение имеет биография семьи, рода, родословная тех людей, которые посвятили свою жизнь одной профессии и передавали любовь к своему делу из поколения в поколение. Всего в семье Томашевич мы насчитали четыре железнодорожника, их общий трудовой стаж 127 лет. Изучая историю этой большой семьи, мы поняли, что династия не прервется, длиной в 127 лет продолжится.
Литература
1.Балабанов В.Ню- В дебрях названий, г. Улан-Удэ,1977
2.Забайкальская железная дорога: иллюстративный справочник/ОАО РЖД.- Чита.-2005
3.Толстов Ю.Г.-Кайдаловская ветка. Статья в журнале «Железнодорожный транспорт»№9,2006 год
4.А.В.Константинов.Н.В.Константиновна. История Забайкалья( С древнейших времен до 2017 года) Чита 2002 год
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.