Конспект занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель: способствовать формированию у детей представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
- формировать у детей понятие «семья»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;
- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь и уважение к родным и близким.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
2. Основная часть
- А сейчас, потихоньку занимайте свои места (дети садятся на стульчики). Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу.
О чем будет эта передача, вы сможете догадаться, отгадав загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья.)
- Сегодня на нашей передаче мы с вами будем говорить о семье. Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали.
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Елена Алексеевна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии ребята детского сада «Березка», группы «Капелька» города Кирова. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе и о своей семье.
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире? (семья)
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья»? Что такое «семья»? (Это близкие люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге.)
Воспитатель: Правильно. Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Ваша задача послушать и сказать: кто из названных мной людей не является родственником?
Д\игра «Четвертый лишний»
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
- Молодцы, ребята!
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Но это – не самое главное. Важно, чтобы в семье всегда были мир и уважение. Ребята, какую семью можно назвать дружной? (В дружной семье все заботятся друг о друге, помогают, любят друг друга.)
Воспитатель: Правильно, ребята, в дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу друг к другу, каждый выполняет свои обязанности. Послушайте шуточное стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой...».
Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"
Воспитатель: Вот такое забавное стихотворение! Мальчик не может помочь маме, потому что считает все дела по дому женскими, девчоночьими. Прав ли он? Как вы думаете?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Какие же дела в доме мужские? (Мужчины ремонтируют квартиру, передвигают мебель, носят тяжести, строят дом, помогают в домашней работе.)
Воспитатель: Вот как много мы с вами назвали мужских и женских дел. Только ведь стиральные машины ломаются не каждый день, и не каждый день нужно делать ремонт квартиры, а вот готовить нужно ежедневно и посуду мыть тоже. Получается, самые хлопотные дела приходится выполнять женщине. А мужчины могут им помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Да, в доме много тяжелой работы — как раз
для настоящих мужчин: принести продукты из магазина, провернуть мясо через
мясорубку. В дружной семье все помогают друг другу в домашних делах. Давайте
поиграем в игру «Кто как трудится в вашей семье». Я вам буду называть
обязанности, а вы должны договаривать чья это обязанность: мамы, папы, бабушки,
дедушки, сестры, брата или ваша. Договорились?
Д/и «Кто как трудится в вашей семье»
· Ходит на работу
· шьет
· гуляет с внуками
· зарабатывает деньги
· ходит в магазин
· учит уроки
· готовит пищу
· гладит
· проверяет уроки
· ухаживает за цветами
· помогает бабушке
· моет посуду
· пылесосит
· играет
· вяжет
· читает
· делает ремонт
· мастерит
· вытирает пыль
· выносит мусор
· убирает игрушки
Воспитатель: Молодцы, ребята, обязанности в вашей семье распределили. Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям? (ответы детей)
Воспитатель: Почему нужно помогать маме и папе по дому? (Чтобы они успели отдохнуть, поиграть с нами, посмотреть телевизор.)
Воспитатель: Правильно, ребята, если всё в доме делать вместе, папа и мама успеют поиграть с вами, погулять, посмотреть телевизор. А нашим телезрителям хотелось бы послушать рассказы о ваших семьях. Им очень интересно. Но прежде чем начать, я хочу вам рассказать одно правило, которое нужно всегда выполнять: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Будем его выполнять? (ответы детей)
Воспитатель: Кто же первым расскажет нам о своей семье? (С кем живете? Большая ли семья? Как зовут родителей? Как помогаете им? Кто самый старший/ младший?)
Воспитатель: Вы большие молодцы. Вы меня поразили своими рассказами о семье. А теперь пришло время немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра! (хлопки в ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)
Вот и вся моя семья! (хлопки в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули! А теперь предлагаю поиграть в другую игру. Она называется «Если я…» Я начинаю, а вы продолжаете
Игра «Если я»
Если я тебе мама, то ты мне……?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…..?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне…?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне…?
Если я тебе внучка, то ты мне…..?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Воспитатель: Ребята, а смогли бы вы прожить одни без своих родных? (Нет.)
Воспитатель: Почему вы так считаете? (ответы детей)
Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад, наша группа.)
Рефлексия.
- Что такое семья?
- Кто такие родственники? (родные люди)
- Назови ласково имя мамы.
- Как вы ласково называете друг друга в семье?
- Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового узнали вы сегодня?
- Хотите ли вы еще что-нибудь узнать о семье?
Воспитатель: На этом наша телепередача подошла к концу. Но вам, ребята, от наших телезрителей большая просьба: они очень хотят, чтобы вы нарисовали свою семью. Выполним их просьбу? Но сначала давайте приготовим наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Весёлая семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Вы можете приступать к работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.