Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Составила: учитель начальных классов Аджигеримова Ф.З.
с. Иргаклы 2020 год Методическая разработка классного часа для школьников,
посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка сценария, посвящённого 75-летию Победы
Великой Отечественной войны «О героях былых времён…» в рамках проекта «Урок Победы» подготовлена для проведения классного часа в 4В классе.
Данная разработка включает цели и задачи классного часа, сценарий, презентацию, видеоролик, записи песен военных и послевоенных лет, соответствующие тематике классного часа.
Классный час «О героях былых времен…» позволит обучающимся понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши прадеды жертвовали собой во время Великой Отечественной войны. Об этом необходимо рассказывать подрастающему поколению с целью воспитания у него моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина РФ. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству становятся наиболее актуальными накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Напомнить о них, об их подвиге – главная задача данной методической разработки.
Цели:
• способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, спасшего не только своё Отечество, но и весь мир от ужасов фашизма;
• формирование представлений о том, что подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.
Задачи урока:
Образовательные:
– систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;
- ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;
- формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Развивающие :
– развивать умение анализировать и обобщать данные;
- сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять;
- развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе;
-совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах.
Воспитательные:
– способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей; - воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;
- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны; - вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии.
- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
— применение различных способов решения проблем творческого и
поискового характера, в том числе в группе и команде;
— умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций.
Предметные результаты:
— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
1.Личностные результаты
У учащихся продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям; У учащихся могут быть сформированы:
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.
2. Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся продолжат учиться:
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.
3. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся продолжат учиться:
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры.
Учащиеся получат возможность:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся продолжат учиться:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.
Учащиеся получат возможность:
- уважать позицию партнёра;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийная установка, компьютер, CD-проигрыватель, диски с записями песен периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, соответствующих тематике классного часа, материалы об участниках ВОВ из семейных архивов обучающихся, видеоролики из классного архива.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1.Необходимо заранее выбрать детей, которые будут читать стихотворения, заявленные в сценарии, подготовить с ними выразительное чтение стихотворений наизусть, выбрать детей, которые будут рассказывать о пионерах-героях. Выбрать три девочки для участия в сценке, отрепетировать с ними все действия.
2.Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
3.Подготовка презентации и видеоролика.
4.Заранее учащиеся собирают:
• фотографии и копии документов из семейного архива (здесь необходимо провести разъяснительную работу с родителями, для чего эти материалы нужны);
• готовят небольшой рассказ о своих родственниках, воевавших на фронтах ВОВ.
5.Подготовить заранее цветные ладошки –контуры рук детей, для изготовления плаката « Мы голосуем за мир»
Время, рекомендуемое для проведения классного часа - 30-40 минут.
Сценарий классного часа может быть использован в 1-4 классах общеобразовательной школы для проведения классных часов патриотического направления.
Классный час
Тема: «О героях былых времен...»
« Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...» Евгений Агранович
Этапы внеклассного мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание
3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.
4. Сообщения о подвигах пионеров – героев.
5. Беседа о памятных местах на территории России(сообщения учеников о памятниках своей малой Родины)
6. Итоги классного часа.
6.1. Минута молчания.
6.2. Изготовление голубей мира.
6.3. Коллективное изготовление плаката «Мы голосуем за мир!»
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
Учитель: (говорит под музыку) Здравствуйте! Добрый день! Пусть будет мирным каждый ваш день, ребята!
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ПЕСНИ:
« Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой…»(слайд)
Все помнится, ничто не забыто, Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
2.Целеполагание
-Ребята, какую памятную дату будет отмечать наша великая страна в этом году?(ответы детей)
-Да, верно75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
-Продолжите: 2020 год объявлен годом……..(Памяти и Славы) -Итак, сегодня мы продолжаем серию классных часов и поговорим о героях, которые ковали для нас победу и мирное небо над головой.
- Великая Отечественная война!
- Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.
В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война.
А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят, как вы. Каникулы. Лето. Тепло. ДЕТИ собираются с родителями на природу... И вдруг – война….
РОЛИК № 2 ВЫКЛЮЧИТЬ
22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога:
3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.
В каждой семье есть родственники - участники Великой Отечественной войны. Память о них мы должны свято хранить и передавать своим потомкам. Давайте вспомним их имена. На этот классный час я просила вас принести фотографии и документы военной поры, сохранившиеся в ваших семьях, и подготовить небольшой рассказ о своих родственниках, сражавшихся на фронтах ВОВ. (Учащиеся показывают фотографии, рассказывают о ветеранах).
Учитель: Спасибо.
4. Сообщения о подвигах пионеров - героев.
№ 4 РОЛИК ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ ( учитель говорит под ролик)
Учитель: ВОВ стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. На борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети, которые участвовали в Великой Отечественной Войне.
Наша страна помнит имена пионеров – героев.
Дети рассказывают о подвигах пионеров-героев.
Валя Котик – пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Когда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Зоя Космодемьянская родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области. Два раза Зоя была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.
Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года.
16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.
Учитель: Великая Отечественная война лишила детей детства, материнской ласки и отцовской любви.
Ученик: Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Ученица: Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали…Война.
Сценка
Аня:- А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали? Мила: Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!
Аня: Мила! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..
Мила: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Анечка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Аня: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!
Мила: (ставит кружку на стол)Ты, Аня, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Аня: (пьет из кружки) Помнишь, Мила, я раньше молоко не любила с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпила бы!!!
Мила: Мама пришла!
Мама: (устало садится на стул)Как вы тут?
Аня: Смотри, что я нарисовала!
Мама: (крутит рисунок)Ничего не пойму, доченька. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Аня: (объясняет на рисунке)Черное - это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть?
Случайно-преслучайно?
Мама: Случайно-преслучайно есть! Вот!
(разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины)
Мама: (гладит Аню по голове)Ешьте, детки, - это вам подарок от зайчика. Мила: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?
Мама: Я ела, Мила, ела. Это вам.
Мила: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!
Учитель: Ребята, у каждого на столе лежит кусочек блокадного хлеба, цена которому – жизнь. 27 января по всей стране прошла Всероссийская Акция «Блокадный хлеб. Символ жизни и надежды», в которой приняли участие школьники России. Мероприятие не оставило равнодушным никого из нас.
Давайте вспомним как у нас проходила эта акция.
5. Беседа о памятных местах на территории России
Учитель: В нашем селе тоже есть Братская могила, в которой захоронено 77 защитников села Иргаклы. Фото мемориала
Когда шли бои, жители села прятали и хоронили павших воинов прямо в огородах. В конце декабря 1942 года село было освобождено. Тела погибших были собраны и захоронены в Братской могиле, которая находилась на улице Калинина. Фамилии воинов были неизвестны. 9 мая 1965 года состоялось торжественное открытие нового памятника Неизвестному солдату в парке. Прах всех солдат был перенесен именно сюда. В 1985 году из Центрального Архива Министерства Обороны пришел ответ на запрос «Красных следопытов» о фамилиях павших воинов. Сегодня мы знаем фамилии 77-и воинов 9-й Гвардейской Краснознаменной кубанской казачьей кавалерийской дивизии, командовал которой гвардии майор Тутаринов.
На каменных плитах, которые окружают братскую могилу, читаем фамилии 264-х иргаклинцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Война не жалела никого, унося жизни людей. Читаем на одной из плит:
§ Калашников Иван Гаврилович, погиб 25 сентября 1943 года,
§ Калашников Николай Гаврилович, погиб в 1941 году,
§ Калашников Андрей Гаврилович, погиб в 1941 году,
§ Калашников Тимофей Гаврилович, умер от ран 4 февраля 1945 года.
4-х сыновей потеряла эта семья в войне.
На хуторе Найков Степновского района есть небольшая Братская могила, в которой захоронены воины 30-й Гвардейской кавалерийской дивизии:
§ Неберекутия Николай Петрович
§ Рябов Василий Михайлович
§ Тесленко роман Никитович
§ Фенников Владимир Петрович
«Как горько нам стоять у обелисков И видеть там скорбящих матерей. Мы головы свои склоняем низко –
Земной поклон за ваших сыновей».
6. Итоги классного часа.
Учитель: Пока люди будут помнить о подвигах детей войны, о тех героях, кто погиб, сражаясь за Родину, будет мир на нашей Земле.
Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам.
А потому наш долг теперь – не забыть.
6.1. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания.
Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни, отдал ее за счастье нашей Родины.
Прошу всех встать.
6.2.Изготовление голубей мира.
Учитель: Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…»изготовить голубей мира и спеть одну из наших любимых песен: песню « О той весне»на сл. и муз. Елены Плотниковой (песня сопровождается презентацией). На столе заготовки, выполните поэтапно действия и покажите результат нашим гостям и друг другу (работа в паре).
Отлично!
РЕФЛЕКСИЯ
6.3.Коллективное выполнение плаката «Мы голосуем за мир!»( можно под песню «Солнечный круг»)
Учитель: Сейчас ребята в завершении нашего урока давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!»
У вас на столе лежат цветные ладошки – это контуры ваших рук, которые мы подготовили заранее. Давайте наклеим эти «ладошки» и таким образом проголосуем за мир.
Учитель: Наш классный час подходит к концу.
- Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить!
Спасибо за внимание.
Список используемой литературы.
1. Википедия. Статьи.
2. Евгений Агронович. Стихи.
3. Песня «Солнечный круг» на слова Л. Ошанина
4. Презентация «Урок Победы «Юные герои войны»», Видеоролик «Пионеры-герои», Видеоролик «Воспоминания детей времен ВОВ», «Минута молчания» и др.
5. Песня « О той весне» на сл. и муз. Елены Плотниковой
6. Георгиевский марш
7. Звукозапись «Голос Левитана»
8. Метроном(минута молчания)
Тема патриотизма для нашей страны ныне актуальна и неоднозначна. Современное российское общество нуждается в социально грамотных людях, имеющих гражданскую позицию. Без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать патриота своей страны. Дети должны знать историю России, историю своей семьи. Они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они- граждане России, россияне. Cоставленный мною классный час способствyет воспитанию патриотизма, мyжественности, гордости за свою странy, за наших ветеранов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.