Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Культура речи» для 1классов
Срок реализации рабочей программы – 1 год
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Осознание значимости умения правильно говорить и писать для своего дальнейшего развития, как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
1.2. Восприятие русского языка как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
1.3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
1.4. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
1.5. Представление о культурном многообразии Челябинской области и о достижениях культуры в своем родном городе (селе), формирование уважительного отношения к истории и культуре народов, проживающих в области
1.6. Интерес к самостоятельному созданию текстов с учетом личной ответственности за информационную деятельность, стремление к совершенствованию собственной речи;
1.7. Чувство гордости за Южный Урал, его историю и людей, населяющих регион; готовность к сохранению природного наследия Южного Урала, чувство любви к своей малой Родине.
Регулятивные универсальные учебные действия |
Познавательные универсальные учебные действия |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Р1 Целеполагание Р1.1 Умение самостоятельно определять цели обучения. Р1.2 Умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. |
П1.9 Владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров |
К.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками К.1.2. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Р1.3 Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Р1.4 В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Р2. Планирование Р2.1 Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Р2.2 Умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи Р2.3 Умение различать способ и результат действия Р3. Прогнозирование Р3.1 Осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия Р5. Контроль Р5.1 Способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Р5.2 Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи Р5.3 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Р6. Коррекция Р6.1 умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, |
П1.10 Умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) П1.11 Умение определять основную и второстепенную информацию П1.12 Освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля П1.14 Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий П2.1 Умение использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач П3.7 Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять опорный лист, таблицу, схему), в том числе с применением средств информационно-коммуникационных технологий; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; строить рассуждения. |
К.1.3. Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности К.1.4. Умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной К.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации К.2.1. Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет К.2.2. Умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия К.3. Разрешение конфликтов К.3.1. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве К.3.2 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов К.3.3 Умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его К.5. Умение выражать свои мысли К.5.1 Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных |
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках Р7. Познавательная рефлексия Р7.1 Умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. |
|
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) К.5.2 Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет К.5.3 Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
1 класс |
||
I. |
Речь и ее значение в жизни. (3 часа) Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп |
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. |
II. |
Слово. (12 часов) Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова-«друзья»(синонимы). Слова – родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова противоположные по смыслу (антонимы).
|
выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка жителей региона, соблюдение норм русского литературного языка. |
III. |
Предложение. (8 часов) Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
|
различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; |
|
|
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; |
IV |
Текст. (8 часов) Понятие о тексте. Тема текста. |
сочинять письма; сочинять поздравительные открытки; сочинять записки; сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; написание изложений на основе текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей. |
V |
Культура общения. (2 часа) Волшебные, слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания, блиц опрос «Вспомни и ответь».
|
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); |
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Тема 1 Речь и ее значение в жизни. (2 ч)
Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: «Какова роль речи в значении в жизни? Зачем важно знать особенности устной речи?» Беседа «Средство общения». Фронтальная работа
«Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп». Турнир знатоков «Речь». Конкурс ораторов – чтецов. Прослушивание стихотворения «Сильное кино». Разучивание скороговорок. Блиц опрос «Вспомни и ответь»
Тема 2 Слово. (14 ч) Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова - «родственники» и слова - «друзья» (синонимы). Слова
–родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова противоположные по смыслу (антонимы). Экскурсия в школьную библиотеку. Зачетная работа.
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: «Зачем важно знать лексическое значение слова? Как украсить речь словами омонимами, антонимами?». Групповая работа «Синонимы, омонимы, антонимы». Олимпиады «Заврики по русскому языку». Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечные часы «Толковый словарь». Турнир знатоков «Синонимы, антонимы». Творческий конкурс «Капелька». Участие в онлайн - марафоне. Зачетная работа.
Тема 3 Предложение.(3 ч)
Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Зачетная работа.
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение. Исследовательская работа « Выбор знаков препинания в конце предложения». Беседа «Тайна мыслей». Парная работа «Пословицы и поговорки народов Южного Урала». Предметная неделя по русскому языку. Составление ребусов. Практикум «Виды предложений». Блиц опрос «Вспомни и ответь». Участие в мониторинговом конкурсе «Эму-Эрудит» (Быстрый раунд). Участие в мониторинговом конкурсе «Эму-Эрудит» (Смелый раунд) Тема 4 Текст. (8 ч)
Понятие о тексте. Тема текста.
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: Сходства и отличия текста и предложений? Как выявить тему текста? Как сформулировать тему текста? Беседа «Секреты текста». Практикум «Тема текста». Олимпиада «ЭМУ-специалист». Устный журнал «Текст». Конкурс чтецов.
Тема 5 Культура общения(6)
Творческая гостиная с актерами Магнитогорского Театра Куклы и Актера "Буратино"(2 ч)
https://www.teatrburatino.ru/ Волшебные, слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания, блиц опрос «Вспомни и ответь».
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: Почему в речи необходимо использовать волшебные слова? Какого человека называют культурным? Беседа «Секреты общения». Занятие по правилам общения. Подготовка вопросов для интервью. Творческая гостиная с актерами Магнитогорского Театра Куклы и Актера "Буратино".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.