Рабочая программа Культура речи для 1 класса

  • pdf
  • 28.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Культура речи для 1 класса.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Культура речи» для 1классов

 

 

Срок реализации рабочей программы – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные планируемые результаты

1.1. Осознание значимости умения правильно говорить и писать для своего дальнейшего развития, как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

1.2. Восприятие русского языка как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

1.3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

1.4. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

1.5. Представление о культурном многообразии Челябинской области и о достижениях культуры в своем родном городе (селе), формирование уважительного отношения к истории и культуре народов, проживающих в области

1.6. Интерес к самостоятельному созданию текстов с учетом личной ответственности за информационную деятельность, стремление к совершенствованию собственной речи;

1.7. Чувство гордости за Южный Урал, его историю и людей, населяющих регион; готовность к сохранению природного наследия Южного Урала, чувство любви к своей малой Родине.

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные универсальные  учебные действия

Познавательные универсальные  учебные действия

Коммуникативные универсальные  учебные действия

Р1 Целеполагание 

Р1.1  Умение самостоятельно определять цели обучения.

Р1.2 Умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. 

П1.9 Владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных

текстов различных жанров

К.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

К.1.2. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

 

Р1.3 Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Р1.4 В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Р2. Планирование

Р2.1 Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Р2.2 Умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи

Р2.3 Умение различать способ и результат действия 

Р3. Прогнозирование

Р3.1 Осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

Р5. Контроль

Р5.1 Способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Р5.2 Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

Р5.3 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Р6. Коррекция

Р6.1 умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,

П1.10 Умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

П1.11 Умение определять основную и второстепенную информацию

П1.12 Освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля

П1.14 Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий П2.1 Умение использовать знаково-

символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач П3.7 Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

(словари, энциклопедии, справочники, сеть

Интернет);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять опорный лист, таблицу, схему), в том числе с применением средств информационно-коммуникационных технологий; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; строить рассуждения.

К.1.3. Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности К.1.4. Умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

К.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации К.2.1. Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

К.2.2. Умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

К.3. Разрешение конфликтов

К.3.1. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К.3.2  Умение договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

К.3.3 Умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

К.5. Умение выражать свои мысли К.5.1 Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных

собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Р7. Познавательная рефлексия

Р7.1 Умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

 

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

К.5.2 Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

К.5.3 Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

 Предметные планируемые результаты

1 класс

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

1 класс

I.

Речь и ее значение в жизни. (3 часа) Техника речи. Речь.

Устная и письменная речь. Особенности устной речи:

окраска голоса, громкость, темп

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

II.

Слово. (12 часов) Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова-«друзья»(синонимы). Слова – родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова противоположные по смыслу (антонимы). 

 

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка жителей региона, соблюдение норм русского литературного языка.

III.

Предложение. (8 часов)  Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.  

 

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

 

 

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

IV

Текст.  (8  часов) Понятие о тексте. Тема текста.

сочинять письма; 

сочинять поздравительные открытки;  сочинять записки;

сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

написание изложений на основе текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

V

Культура общения. (2 часа) Волшебные, слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания, блиц опрос «Вспомни и ответь».

 

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности 

1 класс

Тема 1  Речь и ее значение в жизни. (2 ч) 

Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: «Какова роль речи в  значении в жизни? Зачем важно знать особенности устной речи?»  Беседа «Средство общения». Фронтальная работа

«Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп». Турнир знатоков «Речь». Конкурс ораторов – чтецов. Прослушивание стихотворения «Сильное кино».  Разучивание скороговорок. Блиц опрос «Вспомни и ответь»

Тема 2  Слово. (14 ч)  Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова - «родственники» и слова - «друзья» (синонимы). Слова

–родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова противоположные по смыслу (антонимы). Экскурсия в школьную библиотеку. Зачетная работа.

Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: «Зачем важно знать лексическое значение слова? Как украсить речь словами омонимами, антонимами?». Групповая работа «Синонимы, омонимы, антонимы». Олимпиады «Заврики по русскому языку». Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечные часы «Толковый словарь».  Турнир знатоков «Синонимы, антонимы».  Творческий конкурс «Капелька». Участие в онлайн - марафоне. Зачетная работа.

Тема  3 Предложение.(3 ч)

 Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.  Зачетная работа.

Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение. Исследовательская работа « Выбор знаков препинания в конце предложения». Беседа «Тайна мыслей». Парная работа «Пословицы  и поговорки народов Южного Урала». Предметная неделя по русскому языку. Составление ребусов.  Практикум «Виды предложений». Блиц опрос «Вспомни и ответь». Участие в мониторинговом конкурсе «Эму-Эрудит» (Быстрый раунд). Участие в мониторинговом конкурсе «Эму-Эрудит» (Смелый раунд) Тема  4 Текст. (8 ч) 

Понятие о тексте. Тема текста. 

Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: Сходства и отличия текста и предложений? Как выявить тему  текста? Как сформулировать тему текста? Беседа «Секреты текста». Практикум «Тема текста». Олимпиада «ЭМУ-специалист». Устный журнал «Текст». Конкурс чтецов.

Тема  5 Культура общения(6)

 Творческая гостиная с актерами Магнитогорского Театра Куклы и Актера "Буратино"(2 ч)

https://www.teatrburatino.ru/ Волшебные, слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания, блиц опрос «Вспомни и ответь».

Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая деятельность. Обсуждение проблемных вопросов: Почему в речи необходимо использовать волшебные слова? Какого человека называют культурным? Беседа «Секреты общения». Занятие по правилам общения. Подготовка вопросов для интервью. Творческая гостиная с актерами Магнитогорского Театра Куклы и Актера "Буратино".

Посмотрите также