О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)
Оценка 5

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл
08.08.2017
О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Мастер и Маргарита.doc
О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной) Этот   роман,   называвшийся   первоначально   «Черный   маг»,   затем «Копыто инженера», Булгаков задумал и начал писать, по­видимому, зимой 1928—1929 годов. За три недели до смерти, в феврале 1940 года, он диктовал жене последние вставки в роман, ставший главной книгой его жизни. «Мастер и   Маргарита»   создавался   более   десяти   лет.   Михаил   Афанасьевич   надолго оставлял его и вновь обращался к написанному, исправлял и переделывал. Это был для него роман­завещание, средоточие всего самого важного в жизни. Роман   «Мастер   и   Маргарита»   состоит   из   двух   частей,   которые объединены в единое целое по принципу «роман в романе». Они находятся в сложных   отношениях   сопоставления,   но   в   целом   создают   художественное пространство, которое позволяет говорить о «Мастере и Маргарите» как о романе   философском,   в   котором   речь   идет   о   проблемах   не   только   и   не столько   социальных,   сколько   об   общечеловеческих.   Роман,   написанный Мастером, роман о Понтии Пилате, занимает значительно меньше места, чем роман о современной автору Москве, но при этом он определяет содержание всего произведения. «Роман   в   романе».  Необычна   композиция   романа   «Мастер   и Маргарита» — роман о Понтии Пилате, «роман в романе», вводится в текст не одним куском, а «рассыпается» по тексту, и четыре его части вводятся разными способами. Это рассказ Воланда на Патриарших прудах, который выслушивают Берлиоз и Иван Бездомный; сон Ивана Бездомного; главы из рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Кроме того, персонажи разных частей  пересекаются   в   заключительных   главах   —   Левий   Матвей   посещает Воланда, чтобы попросить за Мастера; Мастер, Маргарита, Воланд и другие встречаются с Понтием Пилатом. Хотя   роман   Мастера   назван   романом   о   Понтии   Пилате,  его   главный герой — Иешуа Га­Ноцри. Именно этот человек заставил прокуратора Иудеи Понтия   Пилата   изменить   свою   жизнь.   Иешуа   —   человек   парадоксальный, который   утверждает,   что   «злых   людей   нет   на   свете».   У   него   есть   все основания ненавидеть людей, предающих его, как Иуда, или мучающих, как кентурион   Марк,   но   он   в   них   верит.   Нравственная   проповедь   Иешуа   — главная   философская   идея   романа.  Иешуа  выступает   в  роли  безупречного морального   образца.   Не   случайно   М.А.   Булгаков   прибегает   к   образам Священного Писания. Он обращается к образам, которые стали образцами предательства (Иуда), преступного малодушия (Понтий Пилат) и, конечно, человеколюбия (Иешуа Га­Ноцри). Нарочитая сниженность имени Иешуа по сравнению с благозвучным библейским Иисусом не случайна. Это образ не бога, а человека, достигшего вершины. Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражения в жизни,   человечество   к   ней   не   готово.   Однако   столкновение   с   бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата. Жестокость этого человека   общеизвестна,   жизнь   ему   противна,   но   постоянно   мучающая   его мигрень   является   показателем   того,   что   в   глубине   души   он   понимает несовершенство своей жизни. Встреча с Иешуа приводит его к пониманию верности проповеди философа, но жизненные условия оказываются сильнее. Может быть, автор назвал роман «романом о Понтии Пилате» потому, что пример   этого   человека   —   это   пример   компромисса   с   совестью,   который становится самым страшным наказанием. Вообще М.А. Булгаков постоянно подчеркивает,   что   кому  много   дано,   с   того   много   и   спросится.   Иуда совершает свое предательство неосознанно, поэтому и наказание его менее мучительно, чем наказание Понтия Пилата. Роман о Мастере. Московские главы романа на первый взгляд совсем о другом, чем главы ершалаимские. Но у Иешуа Га­Ноцри  есть «двойник» в московских главах — Мастер. Он появляется только  в тринадцатой главе и затем вовсе не становится центральным героем романа, но этот образ очень значим   для   автора.   Слово   «Мастер»   появляется   в   речи   самого   героя   и заменяет   собой   слово   «писатель»,   потому   что   слово   «писатель» скомпрометировано членами МАССОЛИТа. Мастер — это в первую очередь человек, умеющий делать что­либо превосходно. В   пространстве   романа   Мастер   существует   обособленно.   Сцены, связанные  с  ним,  написаны даже  другим языком, чем  сцены о  московских обывателях.   Маргарита   любит   его,   потому   что   это   особенный   человек, способный делать то, что не могут делать другие.  Но Мастер оказывается слаб, не способен противостоять натиску  окружающего мира. В отличие от Иешуа Га­Ноцри он не готов бороться до конца, хочет отказаться от своих принципов, от творчества. За Мастером нет вины, поэтому его тема в романе — это не тема искупления, но он «не заслужил света, он заслужил покой». Воланд и его свита. Московские главы романа связаны прежде всего с образом Воланда, посетившего Москву со своего рода ревизией. Почти все сцены,   связанные   с   описанием   жизни   Москвы,   представляют   собой столкновение   свиты   Воланда   с   обитателями   Москвы.   Все   эти   эпизоды строятся   по   одной   модели:   встреча   —   испытание   —   разоблачение   — наказание. Но это наказание не является окончательным, после исчезновения Воланда все его жертвы возвращаются к привычному образу жизни, хотя и сохраняют на всю жизнь ужас в глубине души. Смертью в романе наказаны только Берлиоз и барон Майгель, потому что их роль в мире зла намного значительнее, чем роль других персонажей. Эти люди сознательно формируют общественную   жизнь,   хотя   и   понимают   всю   абсурдность   происходящего. Более всего ответственны те, кто является идеологами. Воланд  пытается   прояснить   для   себя,  верно  ли   то,  что   в  Советской России   появился   «новый   человек»,   т.   е.   люди   изменились   внутренне. Собственно, именно это и интересует его в столкновениях с московскими жителями. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в театре Варьете. Публика ждет от него фокусов и развлечений. Об обещанном разоблачении черной магии все забывают, но разоблачение все же происходит — москвичи разоблачают сами себя. Вывод Воланда: «Ну что же... они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем,  напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». Воланд у Булгакова не играет традиционной для образа сатаны роли искусителя человеческих душ. Он наказывает лишь за то, что заслуживает наказания,   и   способен   на   бескорыстное   участие   в   судьбе   Мастера   и Маргариты. Тема любви.  Очень   значимым   для   художественной   системы   романа является   образ   Маргариты.   Эта   женщина   вовсе   не   является   образцом безупречной   нравственности,   но   она   —   единственная   из   московских обитателей, кто не был наказан Воландом и кто ему благодарен. Ради своей любви она бросила семью, преуспевающего мужа. Она готова изменить свою сущность,   стать   ведьмой,   но   не   отречься   от   Мастера.   Ее   судьба   — единственная в романе, которая не является наказанием или не заслужена. Она получает покой вместе с Мастером, потому что ее единственная мечта — разделить   судьбу   любимого.   Булгаков   не   отстаивает   мысль   о   любви высоконравственной, но готов воспеть такую любовь, которая забывает о себе ради другого.

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)

О романе «Мастер и Маргарита». (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017