В презентации рассмотрены актуальные проблемы и вопросы безопасности педагогических работников реальных жизненных ситуациях. В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Педагогический работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОО к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОО.Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). В Российской Федерации почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях России в системе национальной безопасности России.
Проблемно-тематический семинар
ТЕМА: «Обеспечение
безопасности педагогического
персонала образовательной
организации в ходе
возникновения конфликтной
ситуации в образовательном
процесс»
Преподаватель кафедры
комплексной безопасности –
НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
Теоретические, организационные и правовые
основы безопасности педагогических
работников и обучающихся образовательных
организаций.
• Проблема безопасности жизнедеятельности человека
признается во всем мире. ООН называет эту проблему
одной из приоритетных в научных исследованиях, а
тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне»
Советом Европы предложена в качестве головной для
разработки в странах Европы.
• В Российской Федерации от социальных,
техногенных, природных и иных катастроф ежегодно
погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч
человек становятся инвалидами, еще больше людей
теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита
человека от негативных воздействий антропогенного
и естественного происхождения, достижение
комфортных условий жизнедеятельности —
первостепенные задачи нашей страны.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• В течение длительного времени безопасность в нашей стране
понималась узко, исключительно как защита государства от угрозы
извне. Более того, она рассматривалась преимущественно в
политическом или военном аспектах.
В настоящее время происходит переосмысление понятия
безопасности с учетом мирового опыта, сложных процессов,
протекающих внутри российского общества, и тенденций в развитии
мирового сообщества. Очевидно, что угрозу общественной
стабильности могут таить не только внешние факторы, но и
деструктивные явления внутреннего характера, проявляющиеся и в
результате проведения государственных реформ.
•
• Окружающая человека действительность – это огромный мир
опасностей, которые необходимо систематически отслеживать,
осмысливать и классифицировать. В связи с этим безопасность
представляет собой определенную совокупность мер, систему
гарантий, обеспечивающие защиту объекта (личности, общества,
государства) от потенциально возможных и реально существующих
внутренних и внешних опасностей, могущих нанести ущерб его
жизненно важным интересам, здоровью человека.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• Одним из условий сохранения состояния защищенности человека, всего
общества, регулятором взаимоотношений между личностью и обществом,
руководителем и коллективом выступает право – государственная воля,
выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения),
установленных или санкционированных государственными органами и
охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.
• Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
составляют соответствующие законы и постановления, принятые
представительными органами Российской Федерации и входящих в нее
республик, а также подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления,
принимаемые правительствами субъектов РФ и входящих в нее государственных
образований, местными органами власти и специально уполномоченными
органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов (МПР
России), Министерство здравоохранения и социального развития России, МЧС
России, территориальные органы.
• Таким образом: Комплексная безопасность – состояние защищенности населения,
материальных и духовных ценностей от возможного нанесения ущерба,
позволяющее сохранять способность нормального функционирования систем
жизнеобеспечения, поддерживать достойный жизненный уровень человека,
стабильность экономической, социально-политической ситуации, благоприятную
экологическую, демографическую, техногенную, духовно-нравственную,
социально-психологическую обстановку и иные условия для динамичного
развития и реализации интересов личности и общества.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• Основой правового законодательства Российской
Федерации в области обеспечения защищенности
жизнедеятельности является Конституция РФ –
основной закон государства. Все законы и иные
правовые акты, принимаемые в России, не должны
противоречить Конституции РФ. Основы
конституционного строя России, направленные на
охрану труда и здоровья людей, изложены в ст. 7.
Права и обязанности человека в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37,
39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как
право граждан на безопасные условия труда,
социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую
помощь, благоприятную окружающую среду, так и
обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• Правовое обеспечение благоприятных и безопасных условий
жизнедеятельности граждан Российской Федерации регулируется
рядом федеральных законов и кодексов, в числе которых: Федеральный
закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от
21.11.2011 № 323-Φ3 (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
(ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от
09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности
населения"; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
"О пожарной безопасности"; Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
(изм. от 28.07.2012) "О безопасности дорожного движения"; Федеральный
закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от
04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов
деятельности"; закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 25.06.2012) "О
защите прав потребителей"; Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 №
197-ФЗ (ред. от 28.07.2012); Гражданский кодекс РФ от 30.04.1994 № 51 -ФЗ
(ред. от 30.11.2011); Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Φ3 (ред. от
01.03.2012); кодекс РФ "Об административных правонарушениях" от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2012) и др.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• В последние годы руководством страны и системы образования
уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности
образовательных организаций (ОО) всех видов и уровней. Это
обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОО:
пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и
отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты
телефонного терроризма, совершение уголовных преступлений в
сфере образовательного пространства.
• В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС)
одной из важнейших задач общего и профессионального образования
становится формирование безопасной, здоровой образовательной
среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и
любой другой области, не может считать себя профессионалом, если
он не владеет основами безопасности жизнедеятельности.
• Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОО к опасностям и
освоение ими культуры безопасности являются определяющими
факторами в профилактике заболеваний, травматизма,
правонарушений и иных происшествий в ОО.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и
обучающихся образовательных организаций.
• Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде,
Париже, Сирии, Египте, Ираке и в других странах наглядно показали важнейшую
роль знания основ безопасной жизнедеятельности в подготовке населения (в т. ч.
персонала ОО, обучающихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при
проявлениях терроризма и в иных опасных чрезвычайных ситуациях.
• Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих
технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий ЧС, если
учащиеся, родители и педагогические работники сами не готовы к адекватным
действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может
осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в
рамках систематического изучения основ безопасной жизнедеятельности в
соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, МВД РФ и
ФСБ РФ, а также требованиями ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
• Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере
обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а также высокой
детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше,
чем в других странах). Напомним, что в стране почти 30 млн. обучающихся,
воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их
семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и
роль обеспечения безопасности ОО в системе национальной безопасности России.
Теоретические, организационные и правовые основы
безопасности педагогических работников и обучающихся
образовательных организаций.
• Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его
существования, одновременно может быть источником опасностей,
негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а
порой и к смерти.
• Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая,
учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний
и происшествий в ОО дает основания утверждать, что любая
деятельность обучающихся и педагогических работников ОО
потенциально опасна.
• В то же время любая деятельность может быть защищена, может
быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.
• Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения
безопасности человека во всех видах его деятельности.
• Проблемы обеспечения безопасности в ОО были и будут всегда. Они
затрагивают многие стороны жизнедеятельности обучающихся и
педагогических коллективов, имеют разносторонний и
многоплановый характер.
• Практика показывает теснейшую связь между возникновением
опасных ситуаций и происшествий самых различных видов. Но из
этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры,
принимаемые для повышения защищенности ОО от
техногенных опасностей или террористических актов,
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности
педагогических работников и обучающихся образовательных
организаций
• В правовых документах по вопросам охраны труда и безопасности в разные годы
использовались различные термины для обозначения обучающихся и персонала
ОО: дети, школьники, учащиеся, учителя, педагоги, сотрудники, работники,
воспитанники и т. д. сохраняя терминологию действующих нормативных
документов, будем при использовании того или иного термина подразумевать
все категории обучающихся, воспитанников, педагогов и работников ОО.
• 1.2. Основные понятия
• Опасность– воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия
неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних
факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы,
имущество и окружающую среду.
• Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление),
действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или
работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.
• Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого
в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника
ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного
фактора.
• Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или
могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью
человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При
правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких
последствий и не перерасти в ЧС.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности
педагогических работников и обучающихся образовательных
организаций
• Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих
жертв и непоправимых разрушений объектов.
• Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного
характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.
• ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, –
неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов
на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий,
введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения,
землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников,
террористические акты.
• ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное
явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями.
Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.
• Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального
(экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его
спасения и выживания.
• Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм.
• Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-
либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.
• Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или
иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату
профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).
• Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное
воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую
утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания
глаз, кожные заболевания и т. п.).
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности
педагогических работников и обучающихся образовательных организаций
• Безопасность ОО – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и
свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых
и работников ОО от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной,
трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве.
Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в
реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью
отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве
матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть
неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья,
нравственности или имущества человека.
• Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это
благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на
человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных,
производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не
превышают установленных пределов (нормативов).
• Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и
возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным
факторам, которые сотрудники ОО, родители и учащиеся умеют
применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна
в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств
и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС,
тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и
спокойнее он живет.