Обеспечение безопасности педагогического персонала образовательной организации.

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pptx
  • 15.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации рассмотрены актуальные проблемы и вопросы безопасности педагогических работников реальных жизненных ситуациях. В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Педагогический работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОО к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОО.Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). В Российской Федерации почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях России в системе национальной безопасности России.
Иконка файла материала Проблемно-тематический СЕМИНАР - обеспечение безопасности педагогических работников.pptx
Проблемно-тематический семинар   ТЕМА: «Обеспечение безопасности педагогического персонала образовательной организации в ходе возникновения конфликтной ситуации в образовательном процесс» Преподаватель кафедры комплексной безопасности – НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. • В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • В течение длительного времени безопасность в нашей стране понималась узко, исключительно как защита государства от угрозы извне. Более того, она рассматривалась преимущественно в политическом или военном аспектах. В настоящее время происходит переосмысление понятия безопасности с учетом мирового опыта, сложных процессов, протекающих внутри российского общества, и тенденций в развитии мирового сообщества. Очевидно, что угрозу общественной стабильности могут таить не только внешние факторы, но и деструктивные явления внутреннего характера, проявляющиеся и в результате проведения государственных реформ. • • Окружающая человека действительность – это огромный мир опасностей, которые необходимо систематически отслеживать, осмысливать и классифицировать. В связи с этим безопасность представляет собой определенную совокупность мер, систему гарантий, обеспечивающие защиту объекта (личности, общества, государства) от потенциально возможных и реально существующих внутренних и внешних опасностей, могущих нанести ущерб его жизненно важным интересам, здоровью человека.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Одним из условий сохранения состояния защищенности человека, всего общества, регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом выступает право – государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. • Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности человека составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления, принимаемые правительствами субъектов РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов (МПР России), Министерство здравоохранения и социального развития России, МЧС России, территориальные органы. • Таким образом: Комплексная безопасность – состояние защищенности населения, материальных и духовных ценностей от возможного нанесения ущерба, позволяющее сохранять способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать достойный жизненный уровень человека, стабильность экономической, социально-политической ситуации, благоприятную экологическую, демографическую, техногенную, духовно-нравственную, социально-психологическую обстановку и иные условия для динамичного развития и реализации интересов личности и общества.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Основой правового законодательства Российской Федерации в области обеспечения защищенности жизнедеятельности является Конституция РФ – основной закон государства. Все законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Основы конституционного строя России, направленные на охрану труда и здоровья людей, изложены в ст. 7. Права и обязанности человека в области обеспечения безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как право граждан на безопасные условия труда, социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, так и обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Правовое обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и кодексов, в числе которых: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Φ3 (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности"; Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (изм. от 28.07.2012) "О безопасности дорожного движения"; Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности"; закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей"; Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012); Гражданский кодекс РФ от 30.04.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 30.11.2011); Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Φ3 (ред. от 01.03.2012); кодекс РФ "Об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2012) и др.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций (ОО) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОО: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного терроризма, совершение уголовных преступлений в сфере образовательного пространства. • В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. • Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОО к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОО.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Париже, Сирии, Египте, Ираке и в других странах наглядно показали важнейшую роль знания основ безопасной жизнедеятельности в подготовке населения (в т. ч. персонала ОО, обучающихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных чрезвычайных ситуациях. • Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий ЧС, если учащиеся, родители и педагогические работники сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ безопасной жизнедеятельности в соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, МВД РФ и ФСБ РФ, а также требованиями ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта. • Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОО, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). Напомним, что в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОО в системе национальной безопасности России.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций. • Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. • Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОО дает основания утверждать, что любая деятельность обучающихся и педагогических работников ОО потенциально опасна.  • В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. • Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности. • Проблемы обеспечения безопасности в ОО были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности обучающихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. • Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов. Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОО от техногенных опасностей или террористических актов,
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций • В правовых документах по вопросам охраны труда и безопасности в разные годы использовались различные термины для обозначения обучающихся и персонала ОО: дети, школьники, учащиеся, учителя, педагоги, сотрудники, работники, воспитанники и т. д. сохраняя терминологию действующих нормативных документов, будем при использовании того или иного термина подразумевать все категории обучающихся, воспитанников, педагогов и работников ОО. • 1.2. Основные понятия • Опасность– воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду. • Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам. • Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора. • Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций • Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов. • Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов. • ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты. • ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС. • Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания. • Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм. • Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким- либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы. • Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда). • Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п.).
Теоретические, организационные и правовые основы безопасности педагогических работников и обучающихся образовательных организаций • Безопасность ОО – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОО от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека. • Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов). • Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОО, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.