Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
1 кл
24.05.2019
В последнее время растет количество детей-мигрантов и работа с ними требует определенного подхода.Данная статья описывает с какими трудностями приходится сталкиваться педагогам, работающим с данной категорией детей, а также указывает ряд направлений работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов и описывает механизмы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов.doc
Обеспечение психологической безопасности детеймигрантов
Довганева Татьяна Николаевна
Мигрант это лицо, пересекающее государственные границы с целью
изменения постоянного места жительства.
В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в
России постоянно растет. Причиной этому экономический кризис в стране,
различного рода негативные социальные явления.
Адаптация детей эмигрантов сложный процесс, благодаря которому
человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой.
Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с
окружением,
а основное внимание уделяется анализу чувства
удовлетворенности, психологического благополучия к душевному здоровью
детей мигрантов.
Аккультурационные изменения отражаются в таком понятии, как
«культурный шок», и сходном с ним «шок перехода», «культурная
утомляемость». Симптомы культурного шока недостаток уверенности в
себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические
расстройства, депрессия. Это негативная сущность культурного шока. Но есть
и позитивная сторона процесса ярко выраженный личностный рост,
возникающий при благоприятных условиях вхождения в новую культуру,
когда индивид проходит цикл «стресс адаптация личностный рост».
Первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей,
моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития личности.
Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как
интеграция, то есть сохранение мигрантом своей культурной идентичности
при объединении в сообщество на новом значимом основании. Мигрант
синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для этого и
необходимо психологическое сопровождение интеграции и социокультурной
адаптации детей мигрантов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную
культуру и приобрести определенные качества, свойственные представителям
новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности
Социальнопедагогическое сопровождение и поддержка детеймигрантов
это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность
субъектов взаимодействия,
учитывающий индивидуальноличностные
особенности детей мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие
стратегии детеймигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий
взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети
мигранты через включение их в социокультурные мероприятия. Целью социальнопедагогического сопровождения является создание
психологических условий для успешного обучения и психологического
развития каждого школьника. Его задачами следует считать психологическое
сопровождение детеймигрантов, обеспечение эффективной интеграции в
российскую школу детеймигрантов, повышение толерантности всех
участников учебного процесса.
Можно указать ряд направлений работы по психологическому
сопровождению детеймигрантов: диагностика психологического состояния и
уровня развития познавательной сферы, консультирование педагогов,
родителей, учащихся, развивающая групповая работа с учащимися, развитие
этнокультурной компетентности.
В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:
дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками.
многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют
знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому
ребенку, как вежливо отказать.
дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со
стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает
их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти
автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников.
Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание
русского языка и слабая дошкольная подготовка;
частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного
региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания,
приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям
пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации
досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.
Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая
работа:
планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание
индивидуальных и групповых форм работы;
обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в
образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей
позитивной информации о его ребенке;
определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;
установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной
выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной
ситуации;
повышение психологической культуры взаимодействия всех участников
педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
2 совершенствование стиля общения с родителями, принятого в
образовательном учреждении;
обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и
образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей
мигрантов:
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение
детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень
владения русским языком – письменным и устным; психофизическое
состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании
традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы
межвозрастных языковых классов и групп.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в
дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня
(просмотр фильмов,
языковых и
использование компьютерных,
культурологических программ, участие в секциях, кружках).
4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей
мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где
ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения,
быть успешным наравне с одноклассниками.
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и
их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных
истории и культуре округа.
И в заключении хочется сказать что адаптационное поликультурное
образовательное пространство призвано реализовать ценностное, бережное
отношение к взрослому человеку, и к ребенку в частности, гуманизацию
отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию
каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его
регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования;
творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере
деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества,
интеркультурную коммуникацию. Механизмом, обеспечивающим поддержку
и защиту личности в поликультурном образовании в контексте педагогики
работы с детьмимигрантами, является интеграция педагогических усилий на
основе принципов: личностноориентированного подхода, учета национально
этнического, культурного фактора, преемственности в педагогической
деятельности при условии, что учащийсямигрант является активным
субъектом учебновоспитательного процесса. Положительный результат,
может быть, достигнут лишь общей, интегрированной совместной
деятельностью в области поликультурного образования всех видов служб
3 региона, края, города, школы. Это является непременным условием для
оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения
личности учащихсямигрантов и их семей в конкретном социальном
пространстве их адаптационной ориентации в новую поликультурную среду
общества.Данное направление активно развивается, но пока не получило
необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы
поддержки личности человека и, особенно, учащегосямигранта в
поликультурном образовании относятся к числу серьезных педагогических
инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что
представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики
миграционной ситуации.
Литература
1. Аверин В.А. А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие.2е изд.,
перераб.СПб.: Издво Михайлова В.А., 1998.379 с. Акцентуации характера
и нарушения поведения подростка С. 372379.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды:
Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора
психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.
3. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных
средах с разным уровнем психологической безопасности: Автореф. дис. на
соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психологопед. унт. —
М., 2011. — 23 с.
4. Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных
подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога:
диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.
5. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.М.,
1996.312 с.
6. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной
среды как условие психосоциального благополучия школьника/
Безопасность образовательной среды. — М.: ЭконИнформ, 2008. — С.511.
7. Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды //
Психология и Психотехника. 2013. 9. C. 897 902. DOI: 10.7256/2070
8955.2013.9.9375.
8. Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней
школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение.
2013. 4. C. 1 13.
DOI: 10.7256/23064188.2013.4.10385. URL:
http://www.enotabene.ru/pp/article_10385.html
4
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.