Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Оценка 4.7

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
1 кл
24.05.2019
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
В последнее время растет количество детей-мигрантов и работа с ними требует определенного подхода.Данная статья описывает с какими трудностями приходится сталкиваться педагогам, работающим с данной категорией детей, а также указывает ряд направлений работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов и описывает механизмы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов.doc
Обеспечение психологической безопасности детей­мигрантов                                                                          Довганева Татьяна Николаевна Мигрант ­ это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства. В   последние   десятилетия   количество   вынужденных   переселенцев   в России постоянно растет. Причиной этому экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Адаптация детей эмигрантов ­ сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Успешное   приспособление   определяется   как   ощущение   гармонии   с окружением,   а   основное   внимание   уделяется   анализу   чувства удовлетворенности, психологического благополучия к душевному здоровью детей мигрантов.             Аккультурационные   изменения   отражаются   в   таком   понятии,   как «культурный   шок»,   и   сходном   с   ним   ­   «шок   перехода»,   «культурная утомляемость».   Симптомы   культурного   шока   ­   недостаток   уверенности   в себе,   тревожность,   раздражительность,   бессонница,   психосоматические расстройства, депрессия. Это негативная сущность культурного шока. Но есть и   позитивная   сторона   процесса   ­   ярко   выраженный   личностный   рост, возникающий   при   благоприятных   условиях   вхождения   в   новую   культуру, когда индивид проходит цикл «стресс ­ адаптация ­ личностный рост».             Первоначальный   дискомфорт   ведет   к   принятию   новых   ценностей, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития личности.            Для  детей мигрантов  необходим такой  межкультурный   контакт,  как интеграция, то есть сохранение мигрантом своей культурной идентичности при   объединении   в   сообщество   на   новом   значимом   основании.   Мигрант синтезирует   обе   культуры,   будучи   их   связующим   звеном.   Для   этого   и необходимо психологическое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную культуру и приобрести определенные качества, свойственные представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности Социально­педагогическое сопровождение и поддержка детей­мигрантов ­ это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов   взаимодействия,   учитывающий   индивидуально­личностные особенности детей ­ мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей­мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие   различных   культур,   носителями,   которых   являются   дети­ мигранты через включение их в социокультурные мероприятия. Целью   социально­педагогического   сопровождения   является   создание психологических   условий   для   успешного   обучения   и   психологического развития каждого школьника. Его задачами следует считать психологическое сопровождение   детей­мигрантов,   обеспечение   эффективной   интеграции   в российскую   школу   детей­мигрантов,   повышение   толерантности   всех участников учебного процесса.                       Можно указать ряд направлений   работы по психологическому сопровождению детей­мигрантов: диагностика психологического состояния и уровня   развития   познавательной   сферы,   консультирование   педагогов, родителей, учащихся, развивающая групповая работа с учащимися, развитие этнокультурной компетентности.              В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие: ­ дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие   дети   к   моменту   поступления   в   начальную   школу   не   умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. ­   дети   мигрантов   сталкиваются   с   проявлениями   мигрантофобии   как   со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. ­ детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически   снижает   социальный   статус   ребенка   среди   одноклассников. Обычные   причины   неуспеваемости   детей   мигрантов   —   плохое   знание русского языка и слабая дошкольная подготовка; ­ частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона,   вызывает   трудности   социального   и   медицинского   обслуживания, приводит   к   тому,   что   у   ребенка   затруднена   адаптация   к   новым   условиям пребывания   в   школе,   для   семьи   мигрантов   встает   проблема   организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования. Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа: ­   планирование   содержания   общения   с   каждой   семьей,   сочетание индивидуальных и групповых форм работы; ­  обеспечение   ежедневного   информирования   родителей   о   жизни   ребенка   в образовательном   учреждении,   а   также   передачу   каждому   из   родителей позитивной информации о его ребенке; ­ определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения; ­   установление   требования   всестороннего   обсуждения   и   коллегиальной выработки   конструктивных   предложений   в   создавшейся   конфликтной ситуации; ­   повышение   психологической   культуры   взаимодействия   всех   участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей; 2 ­   совершенствование   стиля   общения   с   родителями,   принятого   в образовательном учреждении; ­ обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.                        Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов: 1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей   мигрантов   (социальное   и   материальное   положение   семи;   уровень владения   русским   языком   –   письменным   и   устным;   психофизическое состояние ребенка). 2.   При   необходимости   всестороннее   обучение   языку   при   использовании традиционных   методов   и   интерактивных   методик.   Организация   работы межвозрастных языковых классов и групп. 3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр   фильмов,   языковых   и   использование   компьютерных, культурологических программ, участие в секциях, кружках). 4.   Создание   оптимальной   «принимающей   среды»   для   включения   детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками. 5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их   семей   семинаров,   конференций,   тематических   уроков,   посвященных истории и культуре округа.           И в  заключении хочется сказать что адаптационное поликультурное образовательное   пространство   призвано   реализовать   ценностное,   бережное отношение   к   взрослому   человеку,   и   к   ребенку   в   частности,   гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой   личности;   возвращение   образования   в   контекст   культуры   и   его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования;  творческий   профессионализм   и   педагогическое   мастерство   в   любой   сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию. Механизмом, обеспечивающим поддержку и защиту личности в поликультурном  образовании в контексте педагогики работы с детьми­мигрантами, является интеграция педагогических усилий на основе принципов: личностно­ориентированного подхода, учета национально­ этнического,   культурного   фактора,   преемственности   в   педагогической деятельности   при   условии,   что   учащийся­мигрант   является   активным субъектом   учебно­воспитательного   процесса.   Положительный   результат, может   быть,   достигнут   лишь   общей,   интегрированной   совместной деятельностью   в   области   поликультурного   образования   всех   видов   служб 3 региона,   края,   города,   школы.   Это   является   непременным   условием   для оказания   эффективной   помощи,   поддержки   жизненного   самоопределения личности   учащихся­мигрантов   и   их   семей   в   конкретном   социальном пространстве их адаптационной ориентации в новую поликультурную среду общества.Данное   направление   активно   развивается,   но   пока   не   получило необходимого   широкого   распространения,   несмотря   на   то,   что   проблемы поддержки   личности   человека   и,   особенно,   ­   учащегося­мигранта   в поликультурном   образовании   относятся   к   числу   серьезных   педагогических инноваций. Они требуют дальнейших исследований отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации. Литература 1. Аверин В.А. А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие.­2­е изд., перераб.­СПб.: Изд­во Михайлова В.А., 1998.­379 с. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка С. 372­379. 2. Баева   И.А.   Психологическая   безопасность   образовательной   среды: Теоретические   основы   и   технологии   создания:   диссертация   доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с. 3. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого­пед. ун­т. — М., 2011. — 23 с. 4. Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с. 5. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.­М., 1996.­312 с. 6. Рубцов   В.В.,   Баева   И.А.   Психологическая   безопасность   образовательной среды   как   условие   психосоциального   благополучия   школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон­Информ, 2008. — С.5­11. 7. Т.Н.  Березина   Об   эмоциональной   безопасности   образовательной   среды  // Психология и Психотехника. ­ 2013. ­ 9. ­ C. 897 ­ 902. DOI: 10.7256/2070­ 8955.2013.9.9375.  8. Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. ­ 2013.   ­   4.   ­   C.   1   ­   13.  DOI:   10.7256/2306­4188.2013.4.10385.   URL: http://www.e­notabene.ru/pp/article_10385.html 4

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов

Обеспечение психологической безопасности детей-мигрантов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2019
Посмотрите также: