Адаптация в школе
Оценка 4.8

Адаптация в школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
28.10.2018
Адаптация в школе
Методические рекомендации по адаптации и дезадаптации учащихся. Проблеме адаптации детей в школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким. (В.Е.Каган, Л.Н.Винокуров) Ребёнку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям. В разработке указаны виды и уровни адаптации.
адаптация в школе.doc
Адаптация к школе Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях   уделяется   большое   внимание.   Несмотря   на   это,  по   данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др).  Ребенку,   впервые   переступившему   порог   школы,   предстоит адаптироваться   к   новым   условиям.   По   данным   разных   исследователей, продолжительность   адаптации   может   колебаться   от   нескольких   недель   и месяцев   до   года.   Этот   период   традиционно   считается   одним   из   самых сложных для младшего школьника. ─ Обращение   к   вопросам   школьной   дезадаптации   именно   в   ее психологическом   аспекте   произошло,   по   разным   данным,   в   конце   второй половины   прошлого   столетия.   В   отличие   от   биологического   понимания адаптации как приспособления организма к условиям среды существования (от   лат.   adaptation     приспособление),   под   школьной   адаптацией   в психологической науке стало пониматься, соответственно, психологическое приспособление   к   условиям   школы.   Важно   отметить,   что   одновременно   с началом   обучения   в   школе,   первоклассник   вступает   и   в   новый психологический возраст   младший школьный возраст, с сопровождающими этот   момент   сменой   ведущего   типа   деятельности,   новой   социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями, переживанием кризиса семи лет. ― Известно,   что   процесс   адаптации,   понимаемый   как   приспособление ребенка   к   школе,   к   требованиям   и   условиям   обучения,   может   иметь   два варианта   своего   развития.   Его   результатом   может   стать   как   адекватный психологический   механизм,   обеспечивающий   в   конечном   итоге благополучную   адаптацию,   так   и   неадекватный   механизм,   приводящий   к дезадаптированности   ребенка.   Следует   отметить,   что,   проявляться дезадаптация   может   не   только   в   таких   «традиционных»   признаках,   как неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и «психогенное   формирование   личности   ребенка,   нарушающее   его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно­ воспитательный   процесс»   (В.Е.   Каган,   1984).   То   есть   как   болезненное состояние,   возникающее   под   воздействием   психотравмирующих   факторов. Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом, особенности взаимоотношений с учителем и др.  Виды и уровни адаптации (А.Л. Венгер):  высокий  средний  низкий. Каждый   уровень   предполагает   определенную   степень   развития следующих   содержательных   характеристик:   общего   отношения   к   школе, интереса   к   учебной   деятельности,   особенностей   поведения,   статусного положения в классе. Так, при высоком уровне адаптации, с точки зрения исследователя, первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно; ребенок   решает   усложненные   задачи;   прилежен,   внимательно   слушает учителя;   выполняет   поручения   без   лишнего   контроля;   проявляет   большой интерес   к  самостоятельной   работе;   готовится   ко  всем   урокам;   занимает  в классе благоприятное статусное положение. При   среднем   уровне   адаптации   ребенок   также   положительно относится   к   школе,   ее   посещение   не   вызывает   у   него   отрицательных переживаний;   понимает   учебный   материал,   если   учитель   излагает   его подробно   и   наглядно;   усваивает   основное   содержание   учебных   программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем­то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. Первоклассник   с   низким   уровнем   адаптации   отрицательно   или индифферентно   относится   к   школе,   нередко   жалуется   на   нездоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий   не   проявляет   интереса;   к   урокам   готовится   нерегулярно,   ему необходим   постоянный   контроль,   систематические   напоминания   и побуждения   со   стороны   учителя   и   родителей.   Ребенок   сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха; близких   друзей   не   имеет,   знает   по   именам   и   фамилиям   лишь   часть одноклассников.

Адаптация в школе

Адаптация в школе

Адаптация в школе

Адаптация в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018