Методические рекомендации по адаптации и дезадаптации учащихся.
Проблеме адаптации детей в школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким. (В.Е.Каган, Л.Н.Винокуров)
Ребёнку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям.
В разработке указаны виды и уровни адаптации.
адаптация в школе.doc
Адаптация к школе
Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических
исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным
исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться
достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др).
Ребенку, впервые переступившему порог школы, предстоит
адаптироваться к новым условиям. По данным разных исследователей,
продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и
месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых
сложных для младшего школьника.
─
Обращение к вопросам школьной дезадаптации именно в ее
психологическом аспекте произошло, по разным данным, в конце второй
половины прошлого столетия. В отличие от биологического понимания
адаптации как приспособления организма к условиям среды существования
(от лат. adaptation
приспособление), под школьной адаптацией в
психологической науке стало пониматься, соответственно, психологическое
приспособление к условиям школы. Важно отметить, что одновременно с
началом обучения в школе, первоклассник вступает и в новый
психологический возраст
младший школьный возраст, с сопровождающими
этот момент сменой ведущего типа деятельности, новой социальной
ситуацией развития, возрастными новообразованиями, переживанием кризиса
семи лет.
―
Известно, что процесс адаптации, понимаемый как приспособление
ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два
варианта своего развития. Его результатом может стать как адекватный
психологический механизм,
обеспечивающий в конечном итоге
благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к
дезадаптированности ребенка. Следует отметить, что, проявляться
дезадаптация может не только в таких «традиционных» признаках, как
неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и
«психогенное формирование личности ребенка,
нарушающее его
субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно
воспитательный процесс» (В.Е. Каган, 1984). То есть как болезненное
состояние, возникающее под воздействием психотравмирующих факторов.
Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом,
особенности взаимоотношений с учителем и др.
Виды и уровни адаптации (А.Л. Венгер):
высокий
средний
низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития
следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе,
интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного
положения в классе.
Так, при высоком уровне адаптации, с точки зрения исследователя,
первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает
адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно;
ребенок решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает
учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой
интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в
классе благоприятное статусное положение.
При среднем уровне адаптации ребенок также положительно
относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных
переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его
подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ;
самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда,
когда занят чемто для него интересным; общественные поручения выполняет
добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Первоклассник с низким уровнем адаптации отрицательно или
индифферентно относится к школе, нередко жалуется на нездоровье.
Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины,
объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная
работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных
заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему
необходим постоянный контроль,
систематические напоминания и
побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет
работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха;
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть
одноклассников.
Адаптация в школе
Адаптация в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.