Конспект родительского собрания на тему: «Как успешно преодолевать первые трудности? Формируем и развиваем жизнестойкость»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект родительского собрания для 1-4 классов. Тема: «Как успешно преодолевать первые трудности? Формируем и развиваем жизнестойкость»
Иконка файла материала Собрание для родителей .docx

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Как успешно преодолевать первые трудности?

Формируем и развиваем жизнестойкость»

 

Продолжительность:  ~ 60 минут.

Целевая аудитория: родители учащихся 1-4 классов (~20 человек).

Тип группы: родители учащихся одного класса.

Оборудование: мультимедийная установка (звук, видео), ноутбук, бумага формат А4, цветные карандаши, ручки, фломастеры, школьная доска, мел, распечатанные заготовки материала, стикеры, бумажный скотч.

Цель собрания: познакомить родителей с понятием жизнестойкости, ее компонентами, способами формирования и развития у детей младшего школьного возраста, а также подчеркнуть роль родительского примера в этом процессе.

Ход собрания: вступление (1 минута); правила занятия (2 мин); знакомство выступающего с аудиторией (2 мин); теоретическая часть (10 мин); практическая часть (35 мин); рекомендации (2 мин); раздача методич. материалов (2 мин); рефлексия (6 мин).

План собрания:

1. Вступительное слово:

Приветствие родителей: «Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании, посвящённом важной теме – развитию жизнестойкости у наших детей.  Надеюсь, что сегодняшний вечер будет для вас полезным и интересным!»

2. Правила:

 «В каждой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения собрания.

Вот некоторые из них:

1) Уважение к мнению других.

2) Активное участие.

3) Конфиденциальность.

4) Принцип «стоп» (возможность отказаться от участия или ответа).

Спикер спрашивает, согласны ли родители с предложенными правилами. Вы можете предложить свои правила или дополнить имеющиеся.

3. Знакомство организатора с аудиторией:

Ведущий кратко рассказывает о себе: «Меня зовут ФИО….. , я……………, работаю………………».  Я понимаю, что школьный возраст — это сложное и важное время, и я надеюсь, что сегодня смогу поделиться с вами полезными знаниями и опытом».

4. Теоретическая часть:

Обозначение темы и ее актуальности: жизнестойкость - важный навык для успешной адаптации к школьной жизни и преодоления трудностей. В современном мире, полном перемен и вызовов, жизнестойкость становится одним из ключевых качеств, необходимых для благополучия наших детей.

 - Почему же важна жизнестойкость?

Сперва отвечают родители, ответы фиксируем на доске. Потом поясняем подводим итог.

 - В жизни бывают и хорошие, и сложные моменты.

 - Жизнестойкий человек умеет не опускать руки.

 - Это помогает не только учиться, но и дружить, добиваться целей, быть счастливым.

Аналогия: представьте себе дерево. Обычное дерево может сломаться под сильным ветром, а жизнестойкое - гнется, но не ломается, а после бури распрямляется и продолжает расти.

Получается, что жизнестойкость — это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно развивать.

Структура жизнестойкости включает в себя следующие компоненты:

1) Вовлеченность – вера в то, что активное участие в жизни имеет смысл и приносит удовлетворение.

 

Как можно развивать:

- Поддерживайте интерес ребенка к новым занятиям и увлечениям.

- Обсуждайте с ним его интересы и помогайте находить способы их реализации.

- Привлекайте к участию в семейных делах и принятию решений.

2) Контроль – убеждение в том, что человек может влиять на происходящие события и принимать решения, касающиеся его жизни.

Как можно развивать:

- Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения (в рамках его возраста и возможностей).

- Учите его планировать свои дела и нести ответственность за свои поступки.

- Избегайте чрезмерной опеки и контроля.

3) Принятие риска (вызов) – убеждение в том, что перемены и трудности - это не угроза, а возможность для роста и развития.

Как развивать:

- Поддерживайте ребенка, когда он сталкивается с трудностями, и помогайте ему видеть в них возможность научиться чему-то новому.

- Поощряйте его пробовать что-то новое и не бояться ошибок.

- Сами демонстрируйте позитивное отношение к переменам и готовность к новым вызовам.

5. Практическая часть:

1. Упражнение «Ролевая игра: Трудная ситуация»:

- Предложите несколько сценариев трудных ситуаций, с которыми может столкнуться младший школьник (например, получил плохую оценку, поссорился с другом, не получается выполнить сложное задание, забыл ключи дома (потерял)).

- Разделите родителей на группы по 3 человека.

- В каждой группе один родитель играет роль ребенка, а другой - роль родителя, а третий - наблюдателя.

- Родитель в роли родителя должен попытаться поддержать ребенка, используя принципы развития жизнестойкости.

- Наблюдатель дает обратную связь о том, что получилось хорошо и что можно улучшить.

2. Упражнение «Карточки с вызовами: Как реагировать?»:

- Подготовьте карточки с описанием различных вызовов и трудностей, с которыми может столкнуться младший школьник (например, переезд в новый город, смена школы, участие в конкурсе, выступление на сцене).

- Разделите родителей на группы и раздайте каждой группе набор карточек.

- Попросите каждую группу обсудить, как они могут помочь ребенку справиться с этими вызовами.

- Каждая группа представляет свои идеи.

3 Упражнение «Превращение минусов в плюсы». 

 Записываются сначала отрицательные стороны явления (например, черты детей, осложняющие процесс обучения) - на левой стороне доски, затем (на правой стороне) - положительные, к которым мы стремимся.

А потом в середине доски проводятся связующие стрелки, подписанные тем способом, которым мы будем превращать отрицательное в положительное. Например, лень будем «превращать» в работоспособность путем конкретного плана дел на день. Или, наоборот, поймём, что на основе отрицательных качеств (и это будет сильным психологическим ходом!) базируются положительные. Например, упрямство - это основа целеустремлённости и т.п.

4. Упражнение «Подарок, который нельзя купить». 

 - Родителям раздаются маленькие листочки и они записывают, что бы они хотели «подарить» детям, НО не материальное (сочувствие, помощь в выполнении домашних заданий, заботу, внимание к проблемам в отношениях, совместная прогулка, поход в лес или рыбалка и т.д.)

 Можно порекомендовать родителям в ближайшее время выполнить то, что написали (вслух не озвучивается).

6. Рекомендации

Что делать родителям:

1.   Давать безусловную любовь и поддержку. Ребенок должен знать, что его любят не за оценки, а просто так.

2.   Быть примером. Показывайте, как вы сами справляетесь с мелкими бытовыми трудностями («Ой, молоко пролилось. Ничего страшного! Сейчас вместе вытрем»).

3.   Формировать «мышление роста». Хвалите не ум, а усилия («Я вижу, как ты старался!», «Ты так хорошо сосредоточился!»).

4.   Не решать все проблемы за ребенка. Помогите ему найти решение,    но дайте возможность сделать это самому (например, помириться с другом).

5.   Научить называть эмоции. «Я вижу, ты расстроен», «Ты сейчас злишься?». Это первый шаг к управлению эмоциями.

7. Раздача методических материалов

Можно заранее подобрать памятки и буклеты по данной теме.

8. Рефлексия (обратная связь)

- Что нового родители узнали, что почувствовали, и как могут использовать эти знания и навыки в жизни?

- Можно раздать стикеры, куда родители запишут свои ответы.

- Ответы на вопросы родителей.

-  Подведение итогов собрания. Благодарность родителям за участие. «Спасибо вам за активное участие! Надеюсь, что сегодняшний вечер был для вас полезным и вы унесете с собой что-то ценное для себя и своих детей. Всего вам доброго!»