КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Тема: «Как успешно преодолевать первые трудности?
Формируем и развиваем жизнестойкость»
Продолжительность: ~ 60 минут.
Целевая аудитория: родители учащихся 1-4 классов (~20 человек).
Тип группы: родители учащихся одного класса.
Оборудование: мультимедийная установка (звук, видео), ноутбук, бумага формат А4, цветные карандаши, ручки, фломастеры, школьная доска, мел, распечатанные заготовки материала, стикеры, бумажный скотч.
Цель собрания: познакомить родителей с понятием жизнестойкости, ее компонентами, способами формирования и развития у детей младшего школьного возраста, а также подчеркнуть роль родительского примера в этом процессе.
Ход собрания: вступление (1 минута); правила занятия (2 мин); знакомство выступающего с аудиторией (2 мин); теоретическая часть (10 мин); практическая часть (35 мин); рекомендации (2 мин); раздача методич. материалов (2 мин); рефлексия (6 мин).
План собрания:
1. Вступительное слово:
Приветствие родителей: «Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании, посвящённом важной теме – развитию жизнестойкости у наших детей. Надеюсь, что сегодняшний вечер будет для вас полезным и интересным!»
2. Правила:
«В каждой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения собрания.
Вот некоторые из них:
1) Уважение к мнению других.
2) Активное участие.
3) Конфиденциальность.
4) Принцип «стоп» (возможность отказаться от участия или ответа).
Спикер спрашивает, согласны ли родители с предложенными правилами. Вы можете предложить свои правила или дополнить имеющиеся.
3. Знакомство организатора с аудиторией:
Ведущий кратко рассказывает о себе: «Меня зовут ФИО….. , я……………, работаю………………». Я понимаю, что школьный возраст — это сложное и важное время, и я надеюсь, что сегодня смогу поделиться с вами полезными знаниями и опытом».
4. Теоретическая часть:
Обозначение темы и ее актуальности: жизнестойкость - важный навык для успешной адаптации к школьной жизни и преодоления трудностей. В современном мире, полном перемен и вызовов, жизнестойкость становится одним из ключевых качеств, необходимых для благополучия наших детей.
- Почему же важна жизнестойкость?
Сперва отвечают родители, ответы фиксируем на доске. Потом поясняем подводим итог.
- В жизни бывают и хорошие, и сложные моменты.
- Жизнестойкий человек умеет не опускать руки.
- Это помогает не только учиться, но и дружить, добиваться целей, быть счастливым.
Аналогия: представьте себе дерево. Обычное дерево может сломаться под сильным ветром, а жизнестойкое - гнется, но не ломается, а после бури распрямляется и продолжает расти.
Получается, что жизнестойкость — это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно развивать.
Структура жизнестойкости включает в себя следующие компоненты:
1) Вовлеченность – вера в то, что активное участие в жизни имеет смысл и приносит удовлетворение.
Как можно развивать:
- Поддерживайте интерес ребенка к новым занятиям и увлечениям.
- Обсуждайте с ним его интересы и помогайте находить способы их реализации.
- Привлекайте к участию в семейных делах и принятию решений.
2) Контроль – убеждение в том, что человек может влиять на происходящие события и принимать решения, касающиеся его жизни.
Как можно развивать:
- Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения (в рамках его возраста и возможностей).
- Учите его планировать свои дела и нести ответственность за свои поступки.
- Избегайте чрезмерной опеки и контроля.
3) Принятие риска (вызов) – убеждение в том, что перемены и трудности - это не угроза, а возможность для роста и развития.
Как развивать:
- Поддерживайте ребенка, когда он сталкивается с трудностями, и помогайте ему видеть в них возможность научиться чему-то новому.
- Поощряйте его пробовать что-то новое и не бояться ошибок.
- Сами демонстрируйте позитивное отношение к переменам и готовность к новым вызовам.
5. Практическая часть:
1. Упражнение «Ролевая игра: Трудная ситуация»:
- Предложите несколько сценариев трудных ситуаций, с которыми может столкнуться младший школьник (например, получил плохую оценку, поссорился с другом, не получается выполнить сложное задание, забыл ключи дома (потерял)).
- Разделите родителей на группы по 3 человека.
- В каждой группе один родитель играет роль ребенка, а другой - роль родителя, а третий - наблюдателя.
- Родитель в роли родителя должен попытаться поддержать ребенка, используя принципы развития жизнестойкости.
- Наблюдатель дает обратную связь о том, что получилось хорошо и что можно улучшить.
2. Упражнение «Карточки с вызовами: Как реагировать?»:
- Подготовьте карточки с описанием различных вызовов и трудностей, с которыми может столкнуться младший школьник (например, переезд в новый город, смена школы, участие в конкурсе, выступление на сцене).
- Разделите родителей на группы и раздайте каждой группе набор карточек.
- Попросите каждую группу обсудить, как они могут помочь ребенку справиться с этими вызовами.
- Каждая группа представляет свои идеи.
3 Упражнение «Превращение минусов в плюсы».
Записываются сначала отрицательные стороны явления (например, черты детей, осложняющие процесс обучения) - на левой стороне доски, затем (на правой стороне) - положительные, к которым мы стремимся.
А потом в середине доски проводятся связующие стрелки, подписанные тем способом, которым мы будем превращать отрицательное в положительное. Например, лень будем «превращать» в работоспособность путем конкретного плана дел на день. Или, наоборот, поймём, что на основе отрицательных качеств (и это будет сильным психологическим ходом!) базируются положительные. Например, упрямство - это основа целеустремлённости и т.п.
4. Упражнение «Подарок, который нельзя купить».
- Родителям раздаются маленькие листочки и они записывают, что бы они хотели «подарить» детям, НО не материальное (сочувствие, помощь в выполнении домашних заданий, заботу, внимание к проблемам в отношениях, совместная прогулка, поход в лес или рыбалка и т.д.)
Можно порекомендовать родителям в ближайшее время выполнить то, что написали (вслух не озвучивается).
6. Рекомендации:
Что делать родителям:
1. Давать безусловную любовь и поддержку. Ребенок должен знать, что его любят не за оценки, а просто так.
2. Быть примером. Показывайте, как вы сами справляетесь с мелкими бытовыми трудностями («Ой, молоко пролилось. Ничего страшного! Сейчас вместе вытрем»).
3. Формировать «мышление роста». Хвалите не ум, а усилия («Я вижу, как ты старался!», «Ты так хорошо сосредоточился!»).
4. Не решать все проблемы за ребенка. Помогите ему найти решение, но дайте возможность сделать это самому (например, помириться с другом).
5. Научить называть эмоции. «Я вижу, ты расстроен», «Ты сейчас злишься?». Это первый шаг к управлению эмоциями.
7. Раздача методических материалов
Можно заранее подобрать памятки и буклеты по данной теме.
8. Рефлексия (обратная связь)
- Что нового родители узнали, что почувствовали, и как могут использовать эти знания и навыки в жизни?
- Можно раздать стикеры, куда родители запишут свои ответы.
- Ответы на вопросы родителей.
- Подведение итогов собрания. Благодарность родителям за участие. «Спасибо вам за активное участие! Надеюсь, что сегодняшний вечер был для вас полезным и вы унесете с собой что-то ценное для себя и своих детей. Всего вам доброго!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.