Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Классный час
к Международному Дню грамотности.
Разработала внеклассное мероприятие преподаватель русского языка и литературы: Кучукхасанова Нелли Ниязовна
г. Белореченск, 2021г.
Классный час к Международному Дню грамотности. Распространение грамотности. (08.09.2021)
Цели:
1.познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «День грамотности»;
2.прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
– формирование эстетических потребностей;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. призван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.
История праздника
Акция International Literacy Day, посвященная искоренению нежелания человека писать и говорить без ошибок, отмечают ежегодно 8 сентября. Данный праздник учредила ЮНЕСКО чуть менее полувека назад – в 1966 году. Поводом к этому событию послужила рекомендация «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». Мероприятие проходило в Тегеране на год раньше, осенью.
Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.
Статистика подтверждает вышесказанное. Действительно, в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.
Понятное дело, ситуация в середине XX века была хуже в разы. Таким образом, ЮНЕСКО преследовала учреждением Международного дня грамотности самую главную цель: объединить и активизировать усилия мировой общественности в процессе повсеместного распространения грамотности и осуществления ликбеза.
2002 год был очень важен для тех, кто создал Международный день грамотности и прилагал все усилия для его процветания. Генеральная Ассамблея ООН объявила «Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций». А годом позже она же утвердила «План действий ООН для Десятилетия грамотности», поручив ЮНЕСКО «должность» координатора, обязанного проводить специфические мероприятия в рамках данного события.
Каждый год Международный день грамотности проходит под определенным девизом . Так, в 2006 году тема праздника звучала как «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», в 2007 – «Грамотность и здоровье», а 4 года назад лозунгом даты являлся тезис «Значение грамотности для женщин». В прошлом, 2013 году, мероприятия Международного дня грамотности организовывали под эгидой темы «Грамотность в XXI веке».
В праздник 8 сентября проводятся множество симпозиумов , церемоний награждения, коллоквиумов и семинаров. Премии вручают за определенные достижения в сфере деятельности, связанной с ликвидацией безграмотности. Например, есть премия имени Кинг Седжонга – обладателями ее становятся лица, добившиеся конкретных результатов в процессе распространения грамотности по земному шару. Другая награда – премия имени Конфуция – находит своих героев в области насаждения грамотности в сельской местности, а также среди ж Каковы планы ЮНЕСКО на счет дальнейших действий в сфере ликбеза? Основная задача, что стоит перед сотрудниками миротворческой организации, заключается в следующем: добиться к 2015 году сокращения числа безграмотного взрослого населения вдвое, делая особый акцент на женской половине. Иными словами, планируется реализация стратегии «Образование для всех»
Понятие грамотности
Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности субъект в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и таланты, а заодно продемонстрировать их публике.Уровень грамотности человека на определенном этапе жизни служит критерием, по которому можно определить – вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. Вы можете возразить, что сегодня «деньги решают все». Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо – страдает качество производимых товаров и услуг, процесс контактирования производителя и реализатора. Реализатора и потребителя. На основании всего перечисленного можно сделать вывод: грамотность – это право и одновременно обязанность каждого из нас , а также инструмент культурного и цивилизованного развития общества.
Причины безграмотности
Почему ребенок вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители с ним регулярно занимаются, и в школу он ходит, и от природы дана умная голова? Если обратиться с таким вопросом к специалистам, а именно психологам и социологам, то мы получим следующие ответы:
-Отсутствие любви к чтению. Как следствие – нет привычки ежедневно брать в руки интересную книгу и погружаться в вымышленный, такой притягательный мир. Сегодня мало кто читает, а лица, которые не игнорируют данный процесс, выбирают совсем не то для чтения.
-Интернет-общение – достаточно влиятельный фактор. Пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.
-Учебная подготовка. К сожалению, в школах и ВУЗах сегодня она хромает. Все потому, что компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего. А еще многие преподаватели ленятся выполнять в полной мере свои обязанности.
-Лень самого обучающегося. Тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями?
Каждый из нас должен ратовать за грамотность – по крайней мере, свою и своих близких. В противном случае произойдет обратное развитие личности, и теория Дарвина осуществится на практике, только в обратную сторону…
Викторина:
Как называется наука, изучающая правильное произношение слов? (орфоэпия). Расставьте ударение в предложенных словах (на доске).
агЕнт
агронОм
алфавИт
апокАлипсис
арАхис
астронОм
атмосфЕра
бАнты
балОванный
баловАть
бралА
2.Назовите современные русские эквиваленты старославянизмов. Вам будет дано по три старославянизма.
1.ЧелоЛанитыДесница ( Лоб, щеки, правая рука.
2 Перст Живот Зеница ( Палец, жизнь, зрачок (глаз).
3. Объясните значение фразеологических оборотов.
Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.Водить за нос-обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.
Всыпать по первое число-Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо
4. Укажите род существительных.
Какао – ср. р. Тюль - м. р.Тополь – м. р Кальраби– ж. р пенальти-мр
Мозоль – ж. р. Рояль –м. р пони -м р пианино – ср. р
кофе - м. р Сочи – м. р сирень – ж. р какаду – м. р.
5.Да и Нет. Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.
Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма
запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие
зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с
утверждением) выбывают.
Викторина 1 Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)
· 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
· 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
· 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
· 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
· 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
· 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
· далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
· создания видимости благополучия.
· 7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
· 8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
· 9 Конституция
России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
· 11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
· постоянный.
· 12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ
Викторина 2 Нормы правописания (орфография, пунктуация)
· 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
· 14 В слове
одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
· 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
· 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
· 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
· 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
· 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
· 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ
· 21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
· 22 Доступ к
(И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/
· интернет может
быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
· 23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
· 24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
· Викторина 3 Художественная литература
· 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
· 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
· 27 «Не
замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое
выражение
· из фильма
«Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
· 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
· Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.
· 29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
· 30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
· 31 «Все
несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва
Николаевича Толстого из романа «Анна
· Каренина». Все
верно? НЕТ
· 32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
· 33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
· 34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
· 35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры
возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру
Одоевскому. ДА.
В России праздник еще не получил широкого
распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях,
по крайней мере в нашем учебном заведении .
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.