Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."
Оценка 5

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Оценка 5
Конкурсы +2
docx
воспитательная работа +1
7 кл—10 кл
04.03.2018
Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. В том числе черновики, дневники, планы и др. Важное правило: Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
выступление на РМО 2015 г МГИ.docx
МКОУ Кундуйская СОШ Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников. Автор: Малюшева Галина Ивановна,  учитель истории и обществознания   первой категории МКОУ Кундуйской СОШ КУНДУЙ­2015 год Что такое метод проектов?  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без  изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно  ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в  первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе  потребовались такие методы обучения, которые: Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,  самооценочные; Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом  их применения, в практической деятельности; Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня МЕТОДУ ПРОЕКТОВ. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно­познавательной деятельности  школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически  значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть. Осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в  себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать  только из окружающей действительности, из жизни. Из истории метода проектов Основоположником  педагогического метода проектов является Джон Дьюи (1859­1952) американский  философ­прагматик, Психолог и педагог. С  начала 20 века метод проектов становится популярным в  американских школах. Американцы назвали метод проектов «наш метод школьной работы». Основные требования проекта Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической  деятельности. Требования к учебному проекту Совершенно особые Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной,  практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую  приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами. Выполнение проекта начинается с планирования действий по развитию проблемы, иными словами – с  проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана  является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень  конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск  и сбор информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками  проектной группы. Результатом работы над проектом (выходом), является продукт.  Подготовленный продукт должен быть представлен общественности. И представлен достаточно  убедительно. То есть проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое  «П» проекта – его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы  проекта. В том числе черновики, дневники, планы и др. Важное правило: Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико­ориентированный нацелен на социальные интересы самих участников проекта.(может быть  использован в жизни класса, школы. Села) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.(Актуальность  темы, выдвижение гипотез с последующей проверкой. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Методы  :лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос). Информационный проект направлен на сбор информации о каком­то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления широкой аудитории.(выход –публикация в СМИ) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению  результатов.(Альманах, спортивные игры, произведения ИЗО, видеофильмы). Ролевой проект – наиболее сложный. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических  персонажей, выдуманных героев. Любой проект  ­ исследовательский. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов По комплексности (иначе, по предметно­содержательной области Монопроекты проводятся в рамках одного предмета, хотя и могут использовать информацию из других  областей знания. Такие проекты могут проводиться с определенной оговоркой(классно­урочная  деятельность). Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и  Проекты могут быть: Внутриклассными   Внутришкольными Региональными (разного масштаба) Межрегиональными Междунарожными Классификация проектов по продолжительности Мини­проекты могут укладываться в один урок или менее. Продолжительность проекта ­20­30 мин. На презентацию 2 минуты от каждой группы                                  Краткосрочные проекты требуют выделения 4­6 уроков. Презентация на 5 минут.                                    Недельные проекты выполняются в группах  и индивидуально. В рамках недели  проектов. На них отводится 30­40 часов и целиком проходит при участии руководителя.                                        Годичный проект выполняется в группе и индивидуально. Выполняется в  неурочное время. Формы продуктов проектной деятельности Выбор формы продукта важная деятельность – важная организационная задача. От неё решения зависит  насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита  ­ презентабельной и убедительной, а  предложенные решения  ­ полезными  для решения выбранной проблемы.                                       ПЕРЕЧЕНЬ возможных выходов проектной учебной  деятельности: Атлас; Бизнес­план; Видеофильм; Выставка; Газета; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Оформление кабинета; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Сказка; Справочник; Статья; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия. И т. д. Паспорт проектной работы Паспорт проектной деятельности состоит из следующих пунктов: Название проекта. Руководитель проекта. Консультант проекта. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И.уч., кл). Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико­ориентированный,  ролевой, рефератный). Заказчик проекта. Цель проекта (практическая и педагогическакя) Задачи проекта (2­4 акцент на развивающие) Вопросы проекта (3­4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо  ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, воспитательный аспект, кратко ­ содержание). Предлагаемый продукт проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать продолжительность и место работы  учащихся, содержание работы, выход). Оформление проектной папки. Папка (портфолио) –один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите. Задача папки на защите – показать ход работы проекта. В состав папки входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты; вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчёты проведенных дискуссий, «мозговых штурмах»; краткое описание всех проблем, с которыми приходится  сталкиваться проектантам, и способы их  преодоления; эскизы, чертежи, наброски; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и  аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдаётся в жюри. Виды презентаций проектов Виды презентационных проектов бывают различными: воплощение деловая игра демонстрация видеофильма игра с залом научная конференция реклама соревнование спектакль телепередача и др. В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе  которой идет усвоение новых знаний и действий;  оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов;  использование современных информационных технологий на уроках и во внеурочное время.     заключается в применении метода проектов в учебно­воспитательной деятельности  Новизна   образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе  самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной  деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками  педагогического процесса. Результативность. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении. Всегда  ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что  позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в  разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на  одну проблему). Внедрение компьютерных технологий в педагогическую деятельность. Повышение  качества обучения школьников. Особое значение в работе проектного метода  приобретает наблюдение как наиболее  информативный метод исследования.  Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных  требований:  наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;  в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в  процессе анализа результатов наблюдения;  количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно  определены в плане;  наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по  возможности предупредить их.  Процесс педагогического проектирования  осуществляются поэтапно. Этапы: 1) выбор объекта и определение цели;  2) составление плана;  3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);  4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);  5) обработка и оформление результатов наблюдения;  6) анализ результатов;  7) выводы наблюдения. В поисково­исследовательском обучении  учащихся  сами овладевают понятиями. ПРОБЛЕМА  берёт своё начало в проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержание,  противоречия, не имеющие однозначного решения ПРОБЛЕМА – это требующий решения ВОПРОС, когда порождается конфликт между  имеющимися опытом и новыми наблюдениями, возникшими в познавательной ситуации. Проблемный вопрос должен открывать перед учениками возможность для поиска. Проблемные вопросы могут начинаться: КАК?  Почему? Как можно? Что случится, если? Может  ли? Возможно ли? Каким образом? Каково влияние?  Последовательность  шагов  в поисково­исследовательском обучении. этапы                     действия примечания 1 шаг Столкновение с проблемой. 2 шаг   Выдвижение гипотезы Переход от проблемного вопроса к гипотезе ЗАПРЕЩЕННЫЙ « КАК ПЛАМЯ ДЕЙСТВУЕТ НА МЕТАЛЛ?» РАЗРЕШЁННЫЙ «Была ли  температура нагрева выше температуры плавления металла?» 1. При выдвижении гипотезы речь идёт о постановке  и формулировке предположений, которые должны  быть решены и объяснены данными исследованием. 2. В процессе выдвижения гипотезы рождаются  представления о возможных связях между  исследуемыми фактами. 3. При выдвижении гипотезы необходимо учитывать  такую важную её характеристику как  ПРОВЕРЯЕМОСТЬ, которая предполагает наличие  адекватных способов или приёмов проверки данной  гипотезы. Проблемный вопрос (Как влияет изменение формы  паруса на скорость парусной шлюпки?) ГИПОТЕЗА ( Если изменить форму паруса, то это не  повлияет на скорость парусной шлюпки? 3 шаг Сбор данных «верификация» Задача учителя – расширять поле  познавательного поиска Сбор данных – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. Построение объяснения Анализ хода исследования 4 шаг 5 шаг 6 шаг 1.Учащиеся проводят поиск достоверных сведений  об объектах и явлениях  2. .Учащиеся проводят (проверяют) характеристику  объекта, явления,  Условия, свойства (в учебниках, справочниках,  таблицах) Учащиеся выдвигают изучаемые факторы   (исследуемые переменные) проводят предполагаемые причинно­следственные связи. Ученики формулируют объяснения (как правило  несколько 2­4) Класс возвращается к проведённому исследованию,  анализирует его ход. Список литературы и источников       1. Н.А. Морева «основы педагогического мастерства»  Москва  просвещение 2006г.        2. И.С. Белова «школа педагогического мастерства»                  Волгоград     2009.г.     3. Н.Ю.Бухарева «Социальное проектирование» Волгоград 2007 г.             4. Г.О. Аствацатуров «Модульно­редуктивное обучение»          Волгоград 2009г.

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое проектирование как условие развития одарённости школьников."

Обмен опытом на РМО "Педагогическое  проектирование  как условие развития  одарённости школьников."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018