Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
1
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы применяемые на уроке:
проблемнопоисковый;
метод научного познания.
Элементы используемых педагогических технологий с применением активных форм
обучения:
ИКТ технология;
проблемное обучение.
Цели урока:
Стратегические:
формирование физической картины мира;
формирование мировоззрения;
формирование мышления.
Тактические:
вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с
табличным материалом;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
развитие умения логично выражать свои мысли;
формирование коллектива.
Оперативные:
Ученик должен:
Когнитивные:
видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни;
выполнять решения качественных и расчетных задач I,II,III законы Ньютона;
видеть ошибки в логике рассуждений.
Аффективные:
проявляет интерес к изучению предмета;
осознает важность открытий Ньютона;
предпрофильная подготовка учащихся
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
2
1. Организационный момент (задача: создание психологического настроя)
Ход урока:
Нацеливание учащихся на работу.
Здравствуйте.
Ребята, вы верите в чудеса?...
Может быть, вы слышали такие слова
…Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.
(Уильям Шекспир)
Мы с вами тоже будем искать причины…
2. Определение темы и целей урока
А начать наш урок я хотела бы с небольшой викторины, которая называется «Великие
физики». Я буду вам называть некоторые факты из жизни какогото учёного, его труды, а
вы должны угадать о ком идёт речь и найти его портрет на слайде.
1. Этот древнегреческий философ создал первую картину мира. Практически все
положения его учения находятся в противоречии с современной картиной мира. Слово
"физика" впервые появилось в его сочинениях. Кто это? (Аристотель)
2. Итальянский физик. Он утверждал, что все законы теории справедливы только для
абстрактных моделей, а потому должны проверяться экспериментом и уточняться. Он
явление инерции. Вспомните Пизанскую башню. (Галилео Галилей)
3.Основной закон деформации, касающийся силы упругости носит его имя.
( Роберт Гук)
4. Этот русский учёный создал теорию космических летательных аппаратов.
Хорошо, вы неплохо помните имена учёных. Я не сказала еще об одном ученом. Он изучал
природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная его заслуга в том, что он
вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной. Конечно же,
это Исаак Ньютон. На прошлых уроках мы изучали законы динамики. А вы знаете для чего
нужны законы Ньютона? Итак, какая сегодня тема нашего урока? («Применение законов
Ньютона ») Определите цель нашего урока (Научится видеть проявление законов Ньютона
в окружающей жизни). (Ученики записывают тему в тетради)
3. Актуализация знаний
Мы сегодня будем обобщать знания по теме «Законы Ньютона». Для начала
сформулируйте эти законы (Формулируют законы). Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
3
Эти законы имеют особенности. На доске представлена таблица и высказывания, которые
относятся к определенному закону. Нужно сделать соотнесение законвысказывание.
(выходит один ученик – индивидуальная работа).
II закон Ньютона
Верен для любых
сил;
Сила – причина
изменения скорости;
Вектор ускорения
сонаправлен с
вектором силы;
I закон Ньютона
Справедлив для
любых сил;
Силы
уравновешиваются,
т.к. приложены к
одному телу;
Если
результирующая
равна 0, то
ускорение тоже
равно 0
III закон Ньютона
Силы возникают
только парами и
всегда при
взаимодействии;
Силы не
уравновешивают
друг друга;
Силы одной
природы;
Верен для всех сил в
природе.
(Совместная проверка и обсуждение)
Пока возле доски идет работа, мы с вами немного потренируемся.
“Верно ли высказывание”
На слайде выводятся утверждения (фронтальная работа)
1. Если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы,
то тело может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с
постоянным ускорением. ()
2. Тело, на которое не оказывают воздействие другие тела, называется свободным.(+)
3. Масса – это скалярная физическая величина, характеризующая инертность тела.(+)
4. Произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил.(+)
5. Система отсчета, где тело движется равномерно и прямолинейно называется
неинерциальной.()
Теперь небольшое практическое задание:
На столе – брусок.
Вопросы:
Какие силы действуют на брусок? (Сила тяжести, сила упругости со стороны опоры) Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
4
Можете ли вы определить, чему равна сила упругости? (численно равна силе тяжести.)
Как определить силу тяжести? (Надо знать массу бруска и силу тяжести рассчитать по
формуле F = mg)
Как определить массу? (С помощью весов и набора гирь; если известен материал, из
которого изготовлен брусок, то можно определить объем бруска, а массу рассчитать по
формуле m = ρV)
А есть ли еще способ определения силы тяжести? (С помощью динамометра определить
вес, который численно равен силе тяжести.)
Какой способ вы предпочли бы?
Измерить вес бруска при помощи динамометра. Сделать вывод о силе реакции опоры и о
силе тяжести.
А теперь подумайте, какими законами вы воспользовались в своих рассуждениях? (Так как
брусок находится в состоянии покоя, то сила упругости равна силе тяжести по первому
закону Ньютона. При определении веса: сила тяжести, действующая на брусок, численно
равна силе упругости пружины по первому закону Ньютона, а вес бруска численно равен
силе упругости пружины согласно третьему закону Ньютона. Следовательно, сила тяжести
равна силе упругости пружины)
Учитель делает рисунок на доске, ученики – в тетрадях, изображая все силы, действующие
на тело.
4. Презентация творческих работ учащихся
Я просила вас подобрать интересные вопросы, какиенибудь факты применения этих
законов. Я знаю, что многие готовы, пожалуйста, вам слово.
1 ученик.
Тема творческого задания «Законы Ньютона в литературе»
Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его рассказ:
«Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. НО конь
не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать
одно из двух: погибнуть или както спастись. Я решил спастись. НО как? Ничего под рукой
не было. Но головато у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом
вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами"
Обоснуйте невозможность этого.
(Это противоречит 3 закону Ньютона. Никакие внутренние силы не могут сообщить телу
движение. Они могут сместить отдельные части тела, а его центр тяжести остаётся на
месте. Силы взаимодействия между телами замкнутой системы не могут изменить
положения центра масс системы) Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
5
А.С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка…
Почему?
Сила (щелчок), действующая на тело, сообщила телу (поп) ускорение – II закон Ньютона.
История о том как "лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись", известна всем. И
результат тоже известен» а воз и ныне там". Но если рассматривать эту басню с точки
зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.
Напоминаю (видео басни)
(Басня утверждает, что "воз и ныне там", другими словами, что равнодействующая всех
приложенных к возу сил равна 0.Лебедь помогает раку и щуке её тяга направлена против
силы тяжести, она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза.
Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, и их
равнодействующая не может = 0)
Травматолог:
При переломах со смещением нам тоже не обойтись без помощи Законов Ньютона:
По 1 Закону выбираем обязательно инерциалъную систему отсчёта.
Учитываем все действующие на тело силы.
По II Закону Ньютона получаем уравнение ma = Mg + N + Fупр + Fтр
Так как действие других тел на данное тело компенсируется, то тело
находится в покое, сохраняется υтела= О
Творческое задание по теме «Законы Ньютона
2 ученик.
в моей будущей профессии»
Стоматолог:
При удалении больного зуба врач учитывает, что никакая сила не может мгновенно
изменить скорость тела. Если зубными щипцами рынком потянуть за зуб, то корпус
человека не успевает изменить скорость, а зуб, как менее инертное тело, получает
ускорение относительно Земли.
Массажист:
Массажист чувствует наличие III законом Ньютона. Воздействуя с помощью массажа на
функции сердца, желудка и других органов мы убеждаемся на опыте: с какой силой рука
действует на мышцы человека, с такой же силой мышцы массажируемого действуют на
руку массажиста.
Лесник: Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
6
Животные в лесу переходят с места на место в поисках корма, лесник следит за тем,
чтобы не распространилась болезнь. И в некоторых случаях вынужден пользоваться
ружьем. И я убедился в верности II закона Ньютона: чем больше сила, действующая на
пулю, тем больше она получает ускорение.
В заключение своего рассказа о профессии лесника я хочу предложить вам качественную
задачу: Где легче разбить орех – на мягкой опоре или на твердой? Объясните свой ответ. И
проверьте на опыте с помощью молотка, поролоновой губки и деревянного бруска.
(Ответ: чтобы разбить орех, надо приложить к его скорлупе две противоположно
направленные силы, которые сожмут скорлупу настолько, что она сильно деформируется и
разрушится. Одну из этих сил создает удар молотка, другую – реакция опоры, которая
возникает при взаимодействии ореха с опорой. Если опора твердая, условия, необходимые
для раскалывания скорлупы, соблюдаются. Если мягкая – нет, так как сила удара идет, в
основном, на изменение скорости ореха: он приобретает скорость и углубляется в опору;
скорлупа же почти не изменяет своей формы и поэтому не разрушается).
5. Физкультминутка «Поездка в автобусе»
"Истина это то, что выдерживает проверку опытом" (Идет обсуждение значения слов
эпиграфа).
Учитель: Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога».
Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира
относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и
прямолинейно.
“Порешаем” Решение задач.
6.
1. Решение графической задачи (у
доски) Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
7
2.
Решение расчетных задач (выполнение дифференцированной самостоятельной
работы по карточкам).
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три
столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз
полученные результаты подтверждали их истинность.
8. Рефлексия
Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению. Заровская Ирина Викторовна. Конспект урока
8
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Обобщающий урок по физике на тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.