Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
05.06.2017
Заключительный урок - практикум в 9 классе по физике по теме" Импульс. Закон сохранения импульса", на котором ребятам предстоит систематизировать свои знания и научиться применять их при решении задач на данную тему. Ребята самостоятельно определяют цель и задачи урока, выполняют самостоятельную работу, с дальнейшим обсуждением решённых задач.
Решение задач на ЗСИ.doc
Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения
импульса»
Тип урока: урок применения и закрепления знаний
Цели урока:
Обучающие: повторить и закрепить понятия импульс тела,
импульс силы, замкнутая система; формулы изменения
импульса и закона сохранения импульса, научиться применять
их при решении задач; выяснить уровень усвоения учащимися
изученного материала.
Развивающие: формирование навыка применения знаний в
знакомой и измененной ситуации при самостоятельном
решении задач; навыков использования алгоритмов решения
типовых задач; развитие умения анализировать, выделять
главное; определять и объяснять понятия;
Воспитательные: формирование трудовых качеств,
формирование умения применения полученных теоретических
знаний для решения практических задач .
Оборудование к уроку: раздаточный материал: карточки с
задачами для самостоятельного решения.
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач
урока. (4 минуты).
Учитель:
Ребята, вчера, в буран, идя с работы, я задумалась: Каков
объем воздушной массы, которая препятствует моему
движению. Если выйдя из здания со скоростью 1 м/с порыв
ветра, скорость которого 10м/с (если верить прогнозу погоды)
снизил мою скорость до 0,3 м/с. Моя масса равна 80 кг. Масса
1м3 воздуха = 1, 3 кг.
Как можно решить эту задачу? ( Пишу на доске схему)
Предложите пути решения.
Учащиеся: Используя закон сохранения импульса
Учитель: Что нужно, чтобы использовать закон? Учащиеся: Знать его
Учитель: А что нужно знать чтобы говорить о законе
сохранения импульса?
Учащиеся: Определение импульса, какая это величина
векторная или скалярная (направление), единицы
измерения
Учитель: Предположим, что вы все это хорошо знаете.
Что ещё необходимо, чтобы решить задачу?
Учащиеся: Уметь применять знания к решению задач
Учитель: Как вы, наверное, уже поняли тема сегодняшнего
урока:
Решение задач. Импульс. Закон сохранения импульса
(ЗСИ).
(Запишите дату и тему сегодняшнего урока)
Подумайте и постарайтесь сформулировать задачи на
сегодняшний урок.
Учащиеся: Повторить знания о величине импульс, ЗСИ .
Научиться применять для решения задач ( Пишу на
доске)
Учитель: Итак, первая поставленная задача – повторить.
3. Повторение.
Фронтальный опрос: (2 минуты)
Учитель
: 1. Какая величина называется импульсом тела?
(Импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на
его скорость)
Учитель: 2. Как направлен вектор импульса тела?
(Вектор импульса тела всегда совпадает по направлению с вектором скорости
тела) Учитель: 3. В каких единицах измеряется импульс?
( кг м/с)
Учитель: 4. Чему равен импульс неподвижного тела?
(Импульс неподвижного тела равен нулю.)
Учитель: 5. Как записывается и читается закон сохранения импульса?
(Векторная сумма импульсов тел, составляющих
замкнутую систему, не меняется с течением времени при
любых движениях и взаимодействиях этих тел.)
1 +
2
2=
/ = p1+p2
1 +
/ + p2
p1
ИЛИ
Если внешние силы не действуют на систему или их сумма равна нулю, то
суммарный импульс системы тел сохраняется:
1 +
2 =
=
4. Решение задач. (10 мин)
Повторили. Теперь переходим к выполнению второй
поставленной задачи – научиться применять знания к решению
задач. Пожалуйста, возьмите алгоритмы решения, которые вы
получили на прошлом уроке.
Итак, вернёмся к задаче, прозвучавшей вначале урока, и решим
её с помощью алгоритма.
5. Самостоятельная работа учащихся . (15 мин)
У: А сейчас вам предстоит решить самостоятельно задачи по
данной теме. Вам предлагается решить по 3 задачи. Вы можете
пользоваться своими записями в тетрадях, учебником,
алгоритмом.
!!!!На работу отводится 15 мин.
Раздаются карточки с задачами
Самостоятельная работа 1. Фигурист массой 60 кг, опаздывая на тренировку, бежит со скоростью 3 м/с.
Чему равен его импульс?
2. Фигурист массой 60 кг, стоя на коньках на льду, вовремя тренировки
отталкивает от себя партнёршу массой 50 кг со скоростью 2 м/с. С какой
скоростью и в каком направлении после этого будет двигаться фигурист,
какой импульс приобретёт его партнёрша?
3. Во время выступления, фигурист массой 60 кг, скользящий по льду со
скоростью 36 км/ч, поднимает, стоящий на льду чемодан, массой 10 кг.
Измениться ли скорость движения фигуриста по величине и направлению?
Если измениться то как?
4. Фигурист массой 60 кг, скользящий по льду со скоростью 36 км/ч, во время
выступления встречается со своей партнёршей массой 50 кг, движущейся
горизонтально ему навстречу со скоростью 5м/с, и поднимает её на руки.
С какой скоростью и в каком направлении будет двигаться фигурист с
партнёршей на руках?
5. Фигурист массой 60 кг, стоя на льду, ловит букет массой 600 г, который
летит горизонтально со скоростью 20 м/с. С какой скоростью покатится
фигурист, поймав букет? Ответ округлите до десятых.
6. Обсуждение решенных задач, ответы на вопросы
учащихся. (7 мин.)
7. Подведение итогов урока. (1 мин)
Учитель: Посмотрите на вторую поставленную задачу урока.
Как вы считаете, мы выполнили её?
8. Рефлексия: 1 мин
Учитель: Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке и считает,
что понял принцип решения задач по теме?
- А кто доволен своей работой на уроке, но считает, что
для закрепления умения применять свои знания к
решению задач нужно еще потренироваться?
9. Домашнее задание: 1 мин
Учитель: Для закрепления умения решать задачи по теме выполните
следующее домашнее задание:
Повторить § 21,22
Решите задачу, с которой начался урок, изменив в условии величину массы на
массу своего тела.
10.Окончание урока. Сбор тетрадей на проверку.
С проявлением закона сохранения импульса мы сталкиваемся в
повседневной жизни – в природе, в технике, в спорте, на
транспорте и т.д.
Теоретические знания позволяют решать и различные
практические задачи, например, выяснить, что происходит при
ударах и столкновениях тел, при стрельбе из салютующих
орудий…
Закон сохранения импульса справедлив и в микромире,
например при столкновениях молекул, атомов и элементарных
частиц.
К этой теме мы вернёмся в старших классах при изучении
ядерной физики.
А сегодня я благодарю вас за работу на уроке.
Сдайте, пожалуйста, ваши тетради на проверку
Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Разработка урока Решение задач по теме:" Закон сохранения импульса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.