Обобщение опыта через проектную деятельность
Оценка 5

Обобщение опыта через проектную деятельность

Оценка 5
docx
18.10.2021
Обобщение опыта через проектную деятельность
Формирование гражданской идентичности.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

                                     Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 107» г. Саратова, 410018 г. Саратов,                                                                                                                                       ул. Державинская, 10, тел.433-103, 107sar.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г

 

 

 

Паспорт проекта

Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

Автор проекта: Алеева Елена Сергеевна, учитель начальных классов,23031977г.р., тел 89616460577, elena230377@mail.ru

Предмет исследования:
особенности формирования гражданской идентичности во внеклассной работе.

Гипотеза исследования:

внеклассная работа по экологическому воспитанию способствует формированию гражданской идентичности младших школьников.

Цель исследования: разработать и внедрить план мероприятий экологической направленности по формированию гражданской идентичности.

Задачи:

§  рассмотреть возможности экологического воспитания при формировании гражданской идентичности;

§  раскрыть сущность гражданской идентичности;

§  показать на конкретных примерах как экологическое воспитание влияет на формирование гражданской идентичности.

§  проанализировать психолого-педагогическую литературу, определить теоретическое значение понятия «гражданская идентичность»

Новизна и актуальность

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, и является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В новом ФГОС есть две большие идеи: Идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.Английское слово «IDENTITY» от позднелатинского identicus – причастность.Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: частью семьи, друзей, школы, Родины.

Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания. Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе,  имеющая определенный личностный смысл (А. Г. Осмолов,2007).  В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Поэтому именно на данном этапе развития ребенка, следует обратить внимание на формирование основ гражданской идентичности.

Гражданская идентичность – это создание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Основные задачи воспитания гражданской идентичности:

Духовно-нравственное ценностно-смысловое , историческое воспитание,

политико-правовое, патриотическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание .

Экологическое воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатывается определенная культура, формируются необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют: научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы); эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты; патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине).

Таким образом, роль экологического воспитания в формировании гражданской идентичности может быть определена, как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду.  А именно, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личную позицию в отношении страны и ее природного достояния.

Сроки и период реализации проекта: начальный этап – 4 года (обучение в начальной школе)

География проекта: на базе ОУ «Лицей № 107», в начальной школе -это до 35 обучающихся.

 

 

Механизм реализации проекта

В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения,  у учителей начальных классов в рамках внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать воспитание экологической культуры в кружках, объединениях по интересам, программах дополнительного развития.

В данном контексте был разработан и апробирован блок  мероприятий, направленных на формирование и развитие экологической культуры  младших школьников.

 

Названия мероприятия

Направление,

ценностные установки

Виды,  формы, материал мероприятия

 

 

Дом, в котором мы живём.

Где мы живём? Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в родном доме. Земля – общий дом для всех живых организмов. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Экскурсия с использованием ИКТ

Земля – заповедная природа.

Девиз мероприятия: Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Альфонс де Ламартин

 

Виртуальная экскурсия в первый российский заповедник

Родной край, родная природа.

Анонс по заповедным местам Саратовской области.

Заочная экскурсия.

Праздник «Дары осени»

Создание условий для художественно-эстетического восприятия окружающей природы, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, для формирования основ экологически грамотного поведения.

Праздник

Воздух – невидимка.

Воздух- основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Источники загрязнения воздуха(на примере своей местности).Растения – природные фильтры.

Беседа.

Вода- водица, всему живому царица.

Зачем человеку нужна вода? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Водные процедуры, закаливание водой. Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды.

Беседа, проведение опытов.

Акция «Покормите птиц зимой»

Знакомство с видами кормушек, изготовление кормушек своими руками, размещение кормушек на школьном дворе.

Практическое занятие

Волшебная кладовая: почва-кормилица.

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля – кормилица. Произведения УНТ, авторские о земле. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Беседа

Экологический праздник «В защиту природы»

Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.

Праздник

Устный журнал «Хочу все знать»

Направление в работе: формирование и развитие ответственности, способности к сотрудничеству. Взаимопомощи и самореализации.

Работа в сотрудничестве (в группах малой и большой)

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (Красная книга Саратовской области).

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области, разгадывание загадок.

Поход в библиотеку им. А. С. Пушкина

Проект. Книга «Знакомые незнакомцы»

Каждая группа учеников собирает материал: животные рядом с нами (в квартире, в парке, в лесу). Редкие и исчезающие виды животных местности, где проживаешь.

Исследовательская работа, знакомство с методом проектов.

Конкурс экологических сказок.

Находят ответ на вопрос: «Почему нужно защищать природу?»  Полезные взаимосвязи природы и человека.

Практическое занятие, инсценировка лучшей сказки

Игра «Правила робинзонов» (маршрутные листы, движение по станциям)

На каждой станции цель выполняемых заданий: раскрыть зависимость человека от живой и неживой природы; этическое и эстетическое значение природы в жизни человека; освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности, личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Маршрутные листы, движение по станциям.

Разработанный комплекс занятий, создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего показателя формирования гражданской идентичности.

В начальном звене, в результате данной работы сформирован отряд «Радость жизни». Это отряд маленьких волонтеров-добровольцев. Девиз: «По следам Тимура». Это ребята с активной жизненной позицией. Самостоятельно предлагают мероприятия, занимаются поиском информации, с удовольствием делятся ею с ребятами начальных классов. Считаю, что это и есть один из ярких показателей сформированности гражданской идентичности на начальном этапе.

 

 

 

 

 

                                             

Приложение 1

Направление «Друзья наши меньшие» 2021год

 

Приложение 2

Направление «Скажем, нет урону природе» 2021 год

 

             Приложение 3

Направление «Скажем, нет урону природе» 2019-20 год

 

   

Приложение 4

 


 

Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

Паспорт проекта Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

Паспорт проекта Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»

А. Г. Осмолов,2007). В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности

А. Г. Осмолов,2007). В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта

Экологический праздник «В защиту природы»

Экологический праздник «В защиту природы»

Приложение 1 Направление «Друзья наши меньшие» 2021год

Приложение 1 Направление «Друзья наши меньшие» 2021год

Приложение 2 Направление «Скажем, нет урону природе» 2021 год

Приложение 2 Направление «Скажем, нет урону природе» 2021 год

Приложение 3 Направление «Скажем, нет урону природе» 2019-20 год

Приложение 3 Направление «Скажем, нет урону природе» 2019-20 год

Приложение 4

Приложение 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2021