Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 107» г. Саратова, 410018 г. Саратов, ул. Державинская, 10, тел.433-103, 107sar.ru
2021г
Паспорт проекта
Название проекта: «Формирование гражданской идентичности младших школьников»
Автор проекта: Алеева Елена Сергеевна, учитель начальных классов,23031977г.р., тел 89616460577, elena230377@mail.ru
Предмет
исследования:
особенности
формирования гражданской идентичности во внеклассной работе.
Гипотеза исследования:
внеклассная работа по экологическому воспитанию способствует формированию гражданской идентичности младших школьников.
Цель исследования: разработать и внедрить план мероприятий экологической направленности по формированию гражданской идентичности.
Задачи:
§ рассмотреть возможности экологического воспитания при формировании гражданской идентичности;
§ раскрыть сущность гражданской идентичности;
§ показать на конкретных примерах как экологическое воспитание влияет на формирование гражданской идентичности.
§ проанализировать психолого-педагогическую литературу, определить теоретическое значение понятия «гражданская идентичность»
Новизна и актуальность
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, и является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В новом ФГОС есть две большие идеи: Идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.Английское слово «IDENTITY» от позднелатинского identicus – причастность.Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: частью семьи, друзей, школы, Родины.
Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания. Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл (А. Г. Осмолов,2007). В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Поэтому именно на данном этапе развития ребенка, следует обратить внимание на формирование основ гражданской идентичности.
Гражданская идентичность – это создание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Основные задачи воспитания гражданской идентичности:
Духовно-нравственное ценностно-смысловое , историческое воспитание,
политико-правовое, патриотическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание .
Экологическое воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатывается определенная культура, формируются необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Определенное значение имеют: научно-познавательные мотивы (охрана редких растений, животных, памятников природы); эстетические мотивы охраны природы, воспитывающие чувство красоты; патриотические мотивы (природа и Родина неотделимы и через любовь к родной природе формируется любовь к Родине).
Таким образом, роль экологического воспитания в формировании гражданской идентичности может быть определена, как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду. А именно, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личную позицию в отношении страны и ее природного достояния.
Сроки и период реализации проекта: начальный этап – 4 года (обучение в начальной школе)
География проекта: на базе ОУ «Лицей № 107», в начальной школе -это до 35 обучающихся.
Механизм реализации проекта
В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения, у учителей начальных классов в рамках внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать воспитание экологической культуры в кружках, объединениях по интересам, программах дополнительного развития.
В данном контексте был разработан и апробирован блок мероприятий, направленных на формирование и развитие экологической культуры младших школьников.
Названия мероприятия |
Направление, ценностные установки |
Виды, формы, материал мероприятия
|
Дом, в котором мы живём. |
Где мы живём? Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в родном доме. Земля – общий дом для всех живых организмов. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе. |
Экскурсия с использованием ИКТ |
Земля – заповедная природа. |
Девиз мероприятия: Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Альфонс де Ламартин
|
Виртуальная экскурсия в первый российский заповедник |
Родной край, родная природа. |
Анонс по заповедным местам Саратовской области. |
Заочная экскурсия. |
Праздник «Дары осени» |
Создание условий для художественно-эстетического восприятия окружающей природы, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, для формирования основ экологически грамотного поведения. |
Праздник |
Воздух – невидимка. |
Воздух- основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Источники загрязнения воздуха(на примере своей местности).Растения – природные фильтры. |
Беседа. |
Вода- водица, всему живому царица. |
Зачем человеку нужна вода? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Водные процедуры, закаливание водой. Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды. |
Беседа, проведение опытов. |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Знакомство с видами кормушек, изготовление кормушек своими руками, размещение кормушек на школьном дворе. |
Практическое занятие |
Волшебная кладовая: почва-кормилица. |
Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля – кормилица. Произведения УНТ, авторские о земле. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв. |
Беседа |
Экологический праздник «В защиту природы» |
Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё. |
Праздник |
Устный журнал «Хочу все знать» |
Направление в работе: формирование и развитие ответственности, способности к сотрудничеству. Взаимопомощи и самореализации. |
Работа в сотрудничестве (в группах малой и большой) |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (Красная книга Саратовской области). |
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области, разгадывание загадок. |
Поход в библиотеку им. А. С. Пушкина |
Проект. Книга «Знакомые незнакомцы» |
Каждая группа учеников собирает материал: животные рядом с нами (в квартире, в парке, в лесу). Редкие и исчезающие виды животных местности, где проживаешь. |
Исследовательская работа, знакомство с методом проектов. |
Конкурс экологических сказок. |
Находят ответ на вопрос: «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. |
Практическое занятие, инсценировка лучшей сказки |
Игра «Правила робинзонов» (маршрутные листы, движение по станциям) |
На каждой станции цель выполняемых заданий: раскрыть зависимость человека от живой и неживой природы; этическое и эстетическое значение природы в жизни человека; освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности, личный вклад каждого человека в сохранение природы. |
Маршрутные листы, движение по станциям. |
Разработанный комплекс занятий, создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего показателя формирования гражданской идентичности.
В начальном звене, в результате данной работы сформирован отряд «Радость жизни». Это отряд маленьких волонтеров-добровольцев. Девиз: «По следам Тимура». Это ребята с активной жизненной позицией. Самостоятельно предлагают мероприятия, занимаются поиском информации, с удовольствием делятся ею с ребятами начальных классов. Считаю, что это и есть один из ярких показателей сформированности гражданской идентичности на начальном этапе.
Приложение 1
Направление «Друзья наши меньшие» 2021год
Приложение 2
Направление «Скажем, нет урону природе» 2021 год
Приложение 3
Направление «Скажем, нет урону природе» 2019-20 год
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.