Семинар «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей»
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!
Слайд 1. Мне бы хотелось сегодня поделиться с вами опытом работы по направлению развития речи детей дошкольного возраста «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников».
Слайд 2. Речь – важнейшее достижение человека, позволившее ему использовать общечеловеческий опыт. Речь – это форма общения людей посредством языковых конструкций.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения умственного, нравственного, эстетического воспитания в максимально сензитивный период развития.
Слайд 3. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», так Лев Семенович Выготский говорил о значимости развития речи.
Слайд 4. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, это требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Речь реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, информационную, познавательную.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, на его деятельности в разных формах. Своевременное развитие речи – значит начатое с первых дней жизни ребенка.
Полноценное развитие – значит достаточное по объему языкового материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его возможностей на разной возрастной ступени.
Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. Среди многих важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Слайд 5. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи речевого развития, включающие: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Педагогическое воздействие на развитие речи детей – очень сложное дело. В настоящее время, когда дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. И одним из приемов для эффективного обучения связной речи дошкольников является прием мнемотехники.
Слайд 6. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система приемов, методов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире и, конечно, развитие речи.
Слайд 7. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
-развитие связной речи;
-развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
-обучение детей правильному звукопроизношению,
-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существующие признаки,
-развитие у детей психических процессов, памяти, внимания, воображения, мышления.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами (слайд 8) - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки (слайд 9)– это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы (слайд 10). Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (слайд 11). Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 12. Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы. Слайд 13. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. Слайд 14. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Слайд 15. Опираясь на опыт других педагогов, использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку дается очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Слайд 16. Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Слайд 17. Для детей старшего дошкольного возраста используются черно-белые схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. (Читаю стих)
Слайд 18. Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотехника многофункциональна. Слайд 19 На основе мнемотаблиц я создаю разнообразные дидактические игры и настольные игры (н-р, «Расскажи о времени года», «Назови одним словом» или еще одна важная игра Слайд 20,21 «Расскажи сказку». Ребёнку дается мнемотаблица по сказке, и по ней он рассказывает. Эти игры помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, внимание, интерес к окружающему миру.
Слайд 22. Но одна из любимых детьми – это игра «Генератор историй». (компоненты). Игра позволяет решать множество задач, не только по развитию речи, но и развивает воображение, творчество, ориентировку в пространстве… Эту игру более подробно я представлю на мастер-классе.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Ребята умеют пользоваться моделями самостоятельно, в игровой деятельности и на занятиях. Любят придумывать сказки, истории, пользуются мнемотехникой в повседневной жизни (при умывании, раздевании).
Слайд 23. Работа с родителями реализуется в разных формах. Это консультации, беседы, папки-передвижки, буклеты. Задачи работы с родителями заключаются в следующем: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи; углублять представления родителей о мнемотехнике; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей; ориентировать родителей на правильный образец составления мнемотаблиц и самостоятельное их создание.
Слайд 24. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей.
От себя лично хочу добавить, что этот приём очень эффективен для развития связной речи детей. В настоящее время я работаю на группе с дошкольниками 4 лет, где есть дети с речевыми нарушениями, и мнемотехника очень помогает сделать процесс обучения доступным, интересным и развивающим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.